Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2010

Наука управлять

Оцениваем эффективность воспитательной деятельности

Воспитанность – одно из важнейших качеств личности. Ее уровень у конкретного человека определяется сразу и почти безошибочно. «Прекрасно воспитан», – говорим мы о ком-либо. «Хам, каких мало», – думаем о другом. На что же мы ориентируемся? Кто такой «воспитанный человек»? Какие свойства ему присущи? Нелегко дать определение этой категории. Еще труднее ее измерить.

Любая педагогическая деятельность посредством тех или иных методов должна быть направлена на индивидуальность, личность ученика. И поскольку основная проблема педагога – совмещение своих требований и целей с возможностями, желаниями и целями воспитанников, успешное осуществление своих обязанностей обусловлено профессионализмом, владением методами, формами, способами и приемами воспитания.

Воздействие на разные сферы формирующейся личности школьника является, как говорил А.С. Макаренко, своеобразным «инструментом прикосновения» к ней, с помощью которого «включаются механизмы» ее самореализации. Не существует хорошего или плохого метода; эффективность того или иного из них зависит от цели и задач, отобранного содержания и средств, от действенности выбранных педагогом организационных форм, инструментовки методов, логики используемых педагогических приемов.

Воспитание начинается с формирования для ученика воспитывающей среды, которую мы рассматриваем как совокупность социально-ценностных обстоятельств, влияющих на его вхождение в современную культуру. Работа педагогического коллектива гимназии по ее конструированию и развитию включает несколько направлений:

  • создание социокультурной среды развития ребенка;

  • педагогическое влияние на семью как фактор воспитания;

  • создание и развитие ученического коллектива как среды жизнедеятельности и самоактуализации;

  • содействие детскому движению в гимназии и вне ее;

  • сотрудничество с многопрофильными творческими объединениями детей;

  • создание воспитывающей предметной среды.

Сегодня для учителя гимназии помимо осознания целей своей работы актуальна проблема отслеживания промежуточных результатов развития личности каждого ученика, состояния воспитательной деятельности педагогического коллектива в целом. Особенно важной становится педагогическая диагностика, получение своевременной информации о протекании процесса воспитания для дополнительных действий. Полученные сведения способны расширить и углубить знания классных руководителей, педагогов-предметников о детях, выявить возможные причины отрицательных проявлений.

Для формирования тех или иных компонентов воспитания должны быть интегрированы усилия педагогов, родителей, актива, самого гимназиста. Учителю необходимы доступные диагностические программы с кратким описанием типичных критериев и показателей, которые работали бы на технологию распознавания и управления процессом воспитания учащихся.

Трудно представить в числовом варианте эффективность воспитательной деятельности. Если для отслеживания результативности хода обучения существует «отметка», то результаты процесса воспитания практически не осязаемы, подчас они проявляются в определенной ситуации школьной реальности, но иногда жизнь ставит ребенка в нестандартные обстоятельства, когда себя обнаруживают внутренние, скрытые резервы.

Определенный опыт в оценке эффективности воспитательной деятельности уже накоплен. В гимназии осуществляется мониторинг, в ходе которого определяются степень воспитанности и социальной активности учащихся, качество работы классных руководителей, участие родителей в воспитательном процессе, уровень коллективных творческих дел, здоровье и физическая подготовка учащихся, профилактическая работа по предупреждению правонарушений и употреблению психоактивных веществ; отслеживается сформированность у ребят:

представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нормами морали, приобщения к системе культурных ценностей;

трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму;

экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное;

организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

навыков здорового образа жизни.

Как оценить эффективность воспитательной деятельности педагога? Как «поверить алгеброй гармонию»? Для ответа на этот вопрос творческой микрогруппой гимназии была разработана специальная система критериев. Вот лишь некоторые из них:

  • соответствие содержания, объема и характера воспитательной работы условиям и возможностям образовательного учреждения;

  • скоординированность планов и действий педагогического коллектива, организаций и объединений, работающих в гимназии;

  • наличие единого ценностного и целевого поля субъекта воспитательного процесса;

  • воспитанность гимназиста;

  • удовлетворенность воспитательной деятельностью.

Рассматривая критерий как меру (степень) проявления признака, характеризующего эффективность воспитательной деятельности, мы выделили показатели для каждого из них и определили характеристики уровня: эффективный, полуэффективный и неэффективный.

Основная функция этого оценивания заключается в выявлении качества организации педагогом жизнедеятельности воспитанника по характеру и степени его включенности в данный процесс. Здесь мы выделили три степени: максимальная, средняя и минимальная, что позволило просчитать коэффициент эффективности воспитательной деятельности (Кэф).

КА – коэффициент полезного действия – отношение числа участников с максимальной степенью включенности к их общему числу.

КВ – коэффициент потенциального действия – отношение числа участников со средней степенью включенности к их общему числу.

КС – коэффициент бесполезного действия – отношение числа участников с минимальной степенью включенности к их общему числу.

Математическое выражение выглядит следующим образом:

Кэф = ((КА + КВ) – КС) Ч 100%

Безусловно, все попытки представить в цифрах воспитательный эффект могут быть подвергнуты сомнению и критике, но, как любая теория, они имеют право на существование, и жизнь покажет, насколько они действенны.

Помимо оценки эффективности воспитательной деятельности необходимо изучать уровень воспитанности гимназиста. Для этого нами были выделены критерии, включающие в себя: патриотизм и гражданственность, духовно-интеллектуальные качества, нравственность, эмоционально-эстетические чувства. При их определении мы исходили из следующих положений:

воспитанность человека характеризуется знаниями о патриотизме, гражданственности, нравственности, то есть понимании того, что значит быть патриотом, гражданином, нравственным; отношением к ним – стали ли эти знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций, эмоционально-эстетических чувств и установок; и поведением – в какой степени эта позиция реализуется личностью: какие духовно-интеллектуальные качества она проявляет в конкретных поступках и действиях;

в жизни человека его знания, отношения и поступки тесно связаны между собой, образуют единство, которое выражается в личностных качествах: добросовестность, ответственность, коллективизм, самокритичность и т.д.

Изучив знания ученика о соответствующих тому или иному качеству нормах, его отношение к ним, а также устойчивость и силу проявлений своей позиции в конкретной деятельности, мы определили следующие уровни развития воспитанности ученика.

Низкий уровень представляется слабым, еще неустойчивым опытом положительного поведения, которое регулируется в основном требованиями старших и другими внешними стимулами и побудителями, при этом саморегуляция и самоорганизация ситуативны.

Для среднего уровня свойственны самостоятельность, проявление саморегуляции и самоорганизации, хотя активная общественная позиция еще отсутствует.

Признаком высокого уровня является наличие устойчивой и положительной самостоятельности в деятельности и поведении наряду с проявлением активной общественной, гражданской позиции.

Критерии воспитанности, их сила и устойчивость разработаны в зависимости от возрастных особенностей.

1–4-е классы. Младший школьный возраст. В этот возрастной период дети способны оценивать свои действия в соответствии с правилами взрослых, совершают нравственные поступки ради их одобрения. Требования старших, усвоенные правила и нормы выступают в форме поведения «надо». При этом отметим, что это означает для ребенка эмоциональное переживание необходимости поступить так, а не иначе.

В младшем школьном возрасте идет процесс развития чувства долга. Его особенность состоит в том, что оно является основным моральным мотивом, который побуждает поведение ученика. Дети способны переживать стыд, недовольство собой без всякого влияния взрослых. Задача учителей заключается в том, чтобы создать условия для упражнений в нравственном поведении. Постепенно оно приобретет характер привычки.

Воспитанный человек очень многое делает автоматически: не думает, уступить место старшему или нет, поздороваться или сделать вид, что не заметил. Для него это само собой разумеется.

В начальной школе должен быть достигнут уровень, когда ребенок поступает воспитанно не только на людях, но и с самим собой. Важно научить своих подопечных радоваться радости других, сопереживать. Задача учителя также состоит в том, чтобы приучить детей к анализу своих поступков.

5–8-е классы. Подростковый возраст. В это время усиливается склонность к межличностному общению со сверстниками, что является важнейшей школой самовоспитания в данный период. Кроме того, у подростков проявляется тяга к самосовершенствованию: физическому, волевому, нравственному. В поведении выражена ориентация на принципы других людей и законы. Но без взрослых ребята часто не в состоянии найти правильные ответы на вопросы, которые их волнуют.

Как лучше всего помочь подростку в его самосовершенствовании?

В процессе воспитания учителям необходимо побуждать своих учеников к самовоспитанию. Прежде всего следует поощрять и активно поддерживать их стремление к порядочности, доброте, верности в дружбе, готовность прийти на помощь. Большую роль здесь играет пример взрослых.

В средних классах на учебные и воспитательные мероприятия нужно отвести примерно одинаковое время. У подростков должны быть сформированы личностные качества, определяющие их поступки:

адекватная самооценка;

осмысление собственной деятельности и поведения;

добровольное задание самому себе целей и задач самосовершенствования;

самоконтроль – фиксация своего состояния и поведения для предотвращения нежелательных последствий.

Для формирования умений самоконтроля и организационных способностей нужно включать ребят в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом, умело стимулировать их активность, культивировать положительное отношение к выполняемой работе. Без этого воспитание невозможно.

9–11-е классы. Старший школьный возраст. В старших классах самосовершенствование предполагает самоопределение личности, и эта проблема становится актуальной. Учащиеся должны сделать выбор дальнейшего жизненного пути, и акцент ставится на профессиональное самоопределение, важное место отводится осмыслению жизненных и духовных ценностей.

Старшеклассники активизируют свою деятельность, легче включаются в процесс самовоспитания. Проявляют стремление управлять своим поведением, эмоциями, разумом в соответствии с соображениями личного самоуправляющего механизма – самосознания, – выбирают оптимальный путь взаимодействия с окружающей средой. У них обнаруживается потребность в самопознании, саморегуляции и самореализации (самоактуализации), что проявляется в форме интересов, ценностных ориентаций, социальных установок, целей жизни.

Происходит духовный рост и выбор: движение вперед или отступление. Самореализация – это доверие к своему «Я», а не опора на авторитеты, честность перед собой и другими, способность принять ответственность за свои действия и решения.

Внеурочная деятельность должна удовлетворять потребность ребят в самопознании, саморегуляции и самореализации, самовыражении с помощью содержания, методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию. Любое мероприятие или поступок направляются и оцениваются с позиций соответствия высшим целям развития и совершенствования личности старшеклассника.

Необходимо организовывать ситуации успеха с последующей позитивной оценкой педагога и группы.

Свобода выражения взглядов, взаимоуважение, проявление здорового честолюбия, творческое горение – вот климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования, и та положительная сфера, ориентирующая ученика на воспитание в себе положительного поведения.

В зависимости от возрастных особенностей в нашем образовательном учреждении используются разные способы, позволяющие отслеживать уровень воспитанности гимназистов: методики неоконченных предложений, жизненной перспективы (Щуркова, Рокич), определения социальной зрелости личности, уровня субъективного контроля (Бажин), готовности к самообразованию и самосовершенствованию, тест оценки духовно-нравственного развития личности (Андреев); диагностируются мотивация достижений и ценностное единство класса, социальный статус ученика в системе межличностных отношений, проводится опрос родителей и т. д.

На основе длительных наблюдений, диагностических исследований, сбора и сопоставления всех материалов на психолого-педагогических консилиумах определяется уровень воспитанности ученика гимназии. Результаты заносятся в карты психолого-педагогического развития. Педагоги и психологи проводят индивидуальные консультации для самого ребенка, его родителей; определяют пути дальнейшей работы с гимназистом, получившим низкие баллы.

Рейтинг@Mail.ru