Школьные администраторы давно
используют видеосъемку уроков как способ
оценить работу учителя в классе. Из-за большой
нагрузки у директоров школ и их сотрудников
часто не хватает времени лично присутствовать на
занятиях, поэтому видеоотчеты пользуются у них
популярностью прежде всего ради экономии
времени.
Видеосъемка действительно очень
эффективна. Но у нее есть и недостатки. Прежде
всего, «взгляд» единственной фиксированной
камеры, фокусирующейся на учителе, не охватывает
полную картину происходящего в классе. К тому же
просмотр записей порой оказывается настолько
скучным и длинным процессом, что зрители могут
пропустить многие нюансы.
Поэтому исследователи университета
предложили несколько новшеств, которые, по их
мнению, могут изменить классическую практику
видеосъемки уроков. Они считают, что, закрепив
камеры на головах учеников, можно получить более
полную картину происходящего в классе, а
следовательно, лучше оценить труд педагога.
«Нам хотелось проверить, увидим ли мы
нечто уникальное или необычное в работе учителя,
если посмотрим на него глазами учеников, –
рассказывает Джеймс Джентилуччи, который
возглавляет в университете программу подготовки
управленческих кадров для образования. – И
нам это удалось. Благодаря головным камерам мы
получили многомерную перспективу и смогли ясно
увидеть, когда дети внимательно слушали
педагога, а когда их интерес переключался на
какой-то другой предмет».
Один из партнеров Джентилуччи по
исследованию, Луис Розенберг, инженер по
образованию, предложил использовать миниатюрные
видеокамеры, которые крепятся на бейсболки.
После того как ученики начальных и средних
классов, участвовавшие в эксперименте, немного
привыкли к постоянному ношению кепок, все камеры
одновременно включили – плюс к фиксированной
видеокамере, установленной в задней части
класса. После этого исследователи вместе с
учителями несколько раз просмотрели результаты.
Съемка дала много информации для
размышления на тему того, что привлекает
внимание детей, а что заставляет их терять
интерес. Например, если несколько учеников
внимательно следили за демонстрационной частью
занятия, но отвлекались во время лекции, можно
сделать вывод о том, что эта часть урока для них
менее привлекательна.
«На самом деле это откровение для
учителей, – рассказывает Джентилуччи. – Мы
показали им, как их голос, выражение лица и язык
жестов привлекали интерес и удерживали внимание
учеников. Именно динамизм – или его
отсутствие – является определяющим
фактором».
Затем команда исследователей начала
экспериментировать с фрагментарной съемкой.
Камеру установили в задней части класса и
настроили ее так, чтобы она включалась только на
определенные промежутки времени. Таким образом,
часовой урок на пленке был представлен в виде
пятиминутного сегмента. Хотя такой метод не
обеспечивает богатой деталями картины по
сравнению с камерами с голов учеников, он
помогает определить, как учителя используют
время, отведенное на занятие.
«Мы хотели дать педагогам
представление об их движении и взаимодействии с
учениками, – поясняет Джентилуччи. – И
здесь мы столкнулись с целым рядом сюрпризов.
Например, некоторые учителя постоянно
обращаются к одним и тем же ребятам, игнорируя
остальных. Если вы просто указываете им на это,
они начинают: “Ну что вы, я говорил со всеми! Я
двигаюсь по классу. Я очень динамичен!” Но когда
они видят себя на экране, то не могут поверить,
насколько привязаны к одному месту и
неподвижны».
Когда Джентилуччи представил
результаты исследований своих команд на
конференции Американской ассоциации школьных
администраторов, которая в этом году проходила в
Сан-Франциско, многие участники проявили живой
интерес. Такой отклик дает надежду, что новая
технология найдет свое применение и поможет
расширить традиционные методы видеосъемки
уроков.
«Изначально идея заключалась в том,
чтобы дать учителям более полное представление
об их работе в классе, а также разработать
инструмент в помощь тем, кто оценивает
эффективность преподавателей, – говорит
Джентилуччи. – Когда они могут сесть рядом и
сказать друг другу: “Вот, что зафиксировала
обычная камера за последние 60 минут; а теперь
давайте посмотрим, на что смотрели ученики”. Это
должно облегчить усилия по повышению качества
обучения».
Какой может быть
награда за успешно сданный экзамен?
Позволите ли вы детям приклеить вас
скотчем к стене, если они в этом году улучшат свои
результаты на тестах штата? Проведете ли целую
ночь на крыше школы, если ученики помогут
выполнить предписанные сверху нормативы
успеваемости? Если это все, что требуют ваши
подопечные в качестве награды за успехи в учебе,
значит, вы еще легко отделались. Радуйтесь, что
вам не придется целовать свинью «на спор» – как
некоторым наиболее отчаянным
коллегам-директорам!
Обещание директора сделать что-то из ряда вон
выходящее всегда было хорошим мотиватором для
детей, но, если вы не готовы выставить себя на
всеобщее посмешище даже ради отличных оценок,
есть и другие способы воодушевить учеников.
В Пенн-Хиллс (штат Пенсильвания, США) в
каждой школе существуют разнообразные награды
для детей за хорошие результаты тестов. По словам
директора по связям с общественностью школьного
округа Тереситы Коленчак, какого-то единообразия
в этом вопросе не существует. Наградой может
служить обещание устроить танцы, вечеринку с
пиццей или мороженым или лотерею, победители
которой получат возможность запустить тортом в
кого-то из учителей.
Другие школы стараются мотивировать детей еще до
тестов. Одна начальная школа из Пенн-Хиллс дарит
детям карандаши с надписью: «Хорошенько
постарайтесь на экзаменах!»
А в одной из средних школ Марисвилля (штат
Теннеси) учителя и директор вместе придумали
персонажа по имени Captain TCAP
(аббревиатура от Tennessee Comprehensive
Assessment Program), который
рассказывает детям о разных стратегиях
подготовки к тестам. Видеоролик, где роль бравого
капитана исполняет сам директор, пользуется у
учеников огромной популярностью.
Фото - physics.syr.edu |
По материалам журнала Edutopia
|