Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2010

Тема номера

Не бояться играть!

Управление развитием школы с использованием игровых форм

Всегда считалось, что педагогический совет – дело серьезное. Планы, стандарты, оценки, проблемы – где тут место играм? Да и зачем играть взрослым людям, к тому же таким занятым, как педагоги?
Подобные, вполне резонные, вопросы придут в голову любому директору, когда он увидит заголовок обсуждаемой темы. И тем не менее… попробую показать, что играть учителям можно и даже нужно, и педсовет – это то самое место и время, когда пора этим заняться.

Стремление к игре, которая заключается в повторении одних и тех же действий, может поддерживаться только положительными эмоциями, которые порождаются самим процессом деятельности, это есть функциональное удовольствие.

По К. Бюлеру

Какие эффекты мы можем получить, введя в педсоветы элементы игр – деловых, ролевых, психологических, ситуационных?

Во-первых, быстрое включение педагогов в процесс получения информации или обсуждения проблемы (игры на переключение внимания, включение резервов организма).

Во-вторых, снятие напряжения и усталости после трудного рабочего дня, поскольку педсовет обычно проходит после уроков (игры на переключение эмоций, игры с элементами юмора, релаксационный тренинг).

В-третьих, объединение учителей в общность, сплочение коллектива для решения общих задач (игры на коллективообразование, сплоченность).

В-четвертых, результативное решение задач, заявленных в повестке педсовета (через деловые игры, ситуационное погружение в тему, мозговой штурм).

В-пятых, рост авторитета и имиджа администрации, которая готова идти на эксперименты и нетрадиционно проводить педсовет.

Если идея с играми на педсовете пришлась вам по душе, тогда необходимо понять и освоить следующие моменты: в чем особенности игр для учителей, какие они бывают, как их грамотно проводить, что требуется от организатора?

Итак, игра – «активность индивида, направленная на условное моделирование той или иной развернутой деятельности» (К. Гросс). В ней проявляются разные черты характера человека, его привычки, интересы, представления об окружающем мире, различные умения, например, находить выход из сложившейся проблемной ситуации, руководствуясь известными нормами и правилами поведения.

Характерная особенность игры состоит в том, что в ней важен не столько результат, сколько сам процесс, переживания человека, связанные с игровыми действиями. Хотя педагог разыгрывает мнимые, воображаемые ситуации, чувства, переживаемые им при этом, реальны. Эта особенность содержит в себе большие деловые и воспитательные возможности (деловые – для эффективного разрешения педагогических проблем, воспитательные – для воспитания педагога, что на сегодняшний день во многих школах необходимо). Ведущий, управляя содержанием игры, включая в ее сюжет определенные роли, может вызывать у играющих те или иные чувства, формировать их различные свойства, давать им новые знания о теме, ситуации, о себе.

Общение с коллегами сопутствует игровой деятельности педагога, т.к. если он хочет стать участником совместной игры, то ему нужно выстраивать те или иные отношения с другими играющими. При организации игры следует согласовывать и объединять действия, определить игровой замысел, тему, сюжет (если требуется), распределение ролей, игровые действия и отношения.

Важным условием участия в игре является способность подчинять свои личные побуждения требованиям решения выбранной проблемы, самого процесса совместной игры. При этом ведущему стоит активно одобрять следование правилам деловой игры, призывать других участников соблюдать их.

Кроме того, эффективным средством работы с педагогическим коллективом через игры является поочередное выполнение учителями ведущих, второстепенных и средних ролей, но при условии создания новых групп играющих (т.к., если дать ведущую роль непопулярному педагогу в сложившемся игровом объединении, он не сможет выполнить ее самостоятельно из-за давления со стороны более авторитетных коллег).

Смена ролей и соблюдение игровых правил позволит научиться соотносить свои желания с желаниями коллег, а переакцентирование интересов участников с удовлетворения собственных побуждений на сам процесс игры, достижение общего результата, сохранение интересов всех членов команды сгладит переживания педагогов из-за нереализации личных стремлений.

Игры бывают следующих типов:

1. На переключение внимания, включение резервов организма.
2. На переключение эмоций, снятие напряжения, релаксацию, с элементами юмора.
3. На коллективообразование, сплочение людей.
4. На ситуационное погружение в тему, мозговой штурм.

Приведу ряд игр в качестве примеров.

Можно начать встречу с того, что все вместе будут хлопать ладошками ритм – сначала каждый свой, затем ритм ведущего, после чего можно выбрать ритм сегодняшнего дня и прохлопать его всем вместе (тихо, средне, громко). Создание таким образом общего ритма организует внимание и мобилизует организм на коллективную работу.

Правила деловой игры

1. «Здесь и сейчас» – говорим и обсуждаем только то, что касается темы игры, и о том, что зависит от нас.

2. «Уважение другого мнения» – кто-то может думать по-другому, не так, как вы: выслушайте его внимательно и постарайтесь понять, не осуждая.

3. «Регламент» – бережем наше время: говорим кратко и по существу.

4. «Поднятая рука» – человек поднял правую руку вверх: он просит тишины и внимания, ему есть что сказать.

5. «Инициатива», или «Кто, если не Я» – каждый старается в меру своих сил и понимания, предлагает идеи и думает над предложениями коллег: от этого зависит общее решение.

Цепь

(Сосредоточение, поднятие настроения, создание командного духа.)

За отведенное время изготовить цепь с помощью скрепок. Чья окажется длиннее – тот и побеждает в конкурсе.

Найди потерянные вещи!

(Сосредоточение и переключение внимания,  настройка на проблему, снятие напряжения.)

Инвентаризация в школьном бюро находок. Все несут «находки» – запылившиеся пособия, методички, пустые стенды, забытые учебники, бесхозный цветок, а директор (ведущий) находит для потерянных вещей друзей и хозяев.

Дама сдавала багаж: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку, чайник, насос, собачонку, белку, лисицу, ежонка, елочку и слоненка. А багаж потерялся. Нужно изобразить деталь из списка, не названную другими, и пересказать весь список...

Главный бухгалтер

(Сосредоточение, переключение внимания.)

На большом листе ватмана вразброс изображены различные денежные знаки. Их необходимо быстро сосчитать, причем вести счет нужно так: один доллар, один рубль, одна марка, две марки, два рубля, три марки, два доллара и т.д. Кто сосчитает верно, не сбившись, дойдя до дальней купюры, – тот и победитель.

Сказочники

(Развитие фантазии,  объединение коллектива.)

Педагогам напоминаются сюжеты известных русских сказок и предлагается составить и рассказать новые версии – в жанре детектива, любовного романа, трагедии и т.д. Победителя определяют с помощью аплодисментов.

Передай шапку

(Объединение коллектива,  поднятие настроения.)

Все участники образуют два круга – внутренний и внешний. У одного игрока на голове шапка, ее нужно пустить по своему кругу, условие одно – передавать головной убор с головы на голову, не касаясь его руками. Выигрывает та команда, в которой игрок под номером один вновь окажется в шапке.

Первооткрыватели

(Поднятие настроения, объединение.)

Сначала участникам предлагается сделать «открытие» – «обнаружить» новую планету (т.е. надуть как можно быстрее воздушные шары), а затем «заселить» ее жителями (быстро нарисовать фигурки человечков фломастерами). У кого «жителей» на планете окажется больше – победитель!

Порви газету

(Снятие напряжения, поднятие настроения.)

Одной вытянутой вперед правой или левой рукой разорвать газету на мелкие куски, свободной рукой помогать нельзя. Победит тот, у кого будет больше мелких обрывков и сделает это быстрее.

Верни пропавшее настроение!

(Умение восстанавливать потерянное и исправлять ошибки, поднятие настроения.)

Необходимо разговорить грустного директора (он сегодня «царевич-неговор») и развеселить ведущую (она сегодня «царевна-несмеяна»).

Методы руководства игрой:

  • прямое руководство: в форме предложения темы игры, ее правил, рекомендаций о ходе ее развития, приобщения тех или иных педагогов к выбору дидактического и другого игрового материала;

  • метод опосредованного воздействия на игру, когда взаимоотношения с педагогами выстраиваются при помощи совета, включенного действия.

Специфика руководства игрой состоит в том, что методы ее организации должны быть тесно связаны с темой, игровой задачей и воображаемой ситуацией, а ведущий может занимать позицию доброжелательного соучастника (независимо от того, берет он на себя какую-либо роль или нет).

При анализе игровой деятельности принято выделять два типа отношений участников, связанных:

  • с выполнением взятой на себя роли (с сюжетом игры, с теми правилами поведения, которые соответствуют выбранному амплуа);

  • с реальными отношениями, складывающимися в игре между участниками.

Тот и другой тип влияют на усвоение и актуализацию педагогом нравственно-нормативных средств регуляции совместной деятельности, поэтому при организации игр следует ориентироваться на два направления:

1. Соответствующая организация сюжетного (тематического) содержания игры.
2. Организация адекватных взаимоотношений участников в процессе игровой ситуации.

Задачи ведущего:

  • ввести педагогов в ситуацию обсуждения данной темы, создать необходимую мотивацию;

  • организовать дискуссию (имеется в виду, прежде всего, полемика между педагогами, а не коллективом и ведущим, который должен стимулировать активность коллег, играть не главную роль, а поддерживать выступающих, помогать неуверенным в себе участникам; желательно, чтобы они сами ответили на вопросы, сформулировали решение ситуации, только после этого ведущий может вмешаться);

  • совместно с педагогами выделить: тему, проблему, которую необходимо решить, сюжет, роли, правила игры, вид (форму) итога игры, ее результат;

  • коллективно распланировать игру: ход, сюжет, роли, дидактические и игровые предметы, необходимые материалы;

  • сопутствующая воспитательная задача   – организовать адекватное и доброжелательное общение между участниками, кооперацию в решении игровых задач, настрой на положительное решение проблемной ситуации.

Как начать работу с педагогами?

Конечно же, вам хочется посмотреть, как на практике применить вышеописанные идеи. Пожалуйста! В качестве примера приведу целый цикл игр, которые были разработаны в школе № 639 ЮОУО ДО г. Москвы (директор Л.И. Клюткина) и в Центре детского творчества «Созвездие» ЗОУО ДО г. Москвы (директор Н.В. Шибеко). Основной своей задачей они поставили переход ОУ из режима функционирования в режим развития. Данный цикл игр проводился в течение всего учебного года, т.е. каждый педсовет проходил в той или иной игровой форме. При этом использовались деловая и ролевая игра, мозговой штурм.

Педсовет № 1

Деловая игра «Интеллектуальная инвентаризация»

Цель: провести самоэкспертизу («интеллектуальную инвентаризацию») образовательной среды школы.

Задачи:

1. Проанализировать образовательную среду коллективов классов и школы в целом (по методике векторного моделирования В.А. Ясвина*).
2. Составить визитные карточки (основы портфолио) коллективов классов.
3. Определить плюсы и минусы в образовательной среде и содержании педагогической работы школы в целом.

Оборудование: зал (стулья, стол), материалы для работы педагогов (листы, ручки); распечатки опросника и бланка визиток; ватман для плакатов (3 шт.), доска и кнопки для закрепления плакатов; фломастер (маркер) для работы на плакате; тексты по образовательным средам В.А. Ясвина (для экспертов); таблички с названиями сред, плакаты.

Ход игры:

1-й этап. Определение образовательной среды («догматическая», «карьерная», «творческая», «безмятежная») и представление вариантов образовательных сред.

2-й этап. Экспертиза образовательной среды в коллективах классов и в школе в целом (по опроснику В.А. Ясвина).

3-й этап. Анализ результатов экспертизы образовательной среды учебного заведения, определение положительных и отрицательных аспектов в образовательной среде и содержании деятельности школы.

4-й этап. Составление визитных карточек (основ портфолио) коллективов классов ОУ.

Организация: В игре участвуют педагоги школы, разделенные на четыре команды. С каждой из них работает кто-либо из администрации и инициативной группы. Ведут игру четыре эксперта – каждый «удерживает» одну из четырех типов образовательной среды: «догматическую», «карьерную», «творческую», «безмятежную».

1-й этап

Встреча участников и их размещение за столами. Представление экспертов и их рассказ об экспериментальной работе. Разделение педагогов по группам и знакомство с правилами деловой игры. Эксперты разъясняют коллективу понятие образовательной среды, используя типологию Я.Корчака и схему В.А. Ясвина:

2-й этап

Эксперты объясняют задачу группам: они должны за условленное время (15 мин.) заполнить вопросник В.А. Ясвина и определить образовательную среду как своего класса, так и всей школы в целом.

Идет индивидуальная работа в группах (заполнение опросника).

Диагностический опросник   «Образовательная среда»

Уважаемый коллега! Ниже вам предлагаются вопросы для оценки типа образовательной среды вашего коллектива класса и школы в целом.

Обведите в кружочек верный, на ваш взгляд, ответ в каждом вопросе, если речь идет о вашем классном коллективе. Обведите в квадратик верный, на ваш взгляд, ответ в каждом вопросе, если речь идет о школе в целом.

1. Чьи интересы и ценности ставятся на первое место в данной образовательной среде: а) личности; б) общества (группы).

2. Кто к кому подстраивается в процессе взаимодействия: а) педагог к ребенку; б) ребенок к педагогу.

3. Какая форма воспитания преимущественно осуществляется в данной образовательной среде: а) индивидуальная; б) групповая.

4. Практикуется ли в данной образовательной среде наказание ребенка (прямо или опосредованно): а) нет; б) да.

5. Стимулируется ли в данной образовательной среде проявление ребенком какой-либо инициативы: а) да; б) нет.

6. Находят ли какой-либо положительный отклик в данной образовательной среде те или иные творческие, индивидуальные проявления ребенка: а) да; б) нет.

Интерпретация результатов. Оцените свои ответы следующим образом:

1-й, 2-й и 3-й вопросы (ось «Свободазависимость»):

если вы выбрали а), то запишите «-1» балл по шкале «свобода», если б), то 1 балл по шкале «зависимость».

4-й, 5-й и 6-й вопросы (ось «Пассивностьактивность»):

если вы выбрали а), то запишите 1 балл по шкале «активность», если б), то «-1» балл по шкале «пассивность».

Суммируйте свои ответы по шкалам слева для коллектива и справа для школы в целом (по каждой шкале максимум 3 балла):

Для коллектива: Для школы:
Свобода = Свобода =
Зависимость = Зависимость =
Активность = Активность =
Пассивность = Пассивность =

Отметьте на схеме точки и постройте вектор типа вашей образовательной среды, отметив его буквой К (коллектив) и Ш (школа в целом):

3-й этап

Эксперты рассказывают, как можно интерпретировать полученные результаты заполненных опросников. Участники заполняют бланки.

Затем педагоги сдают бланки своим экспертам (по типу выбранной среды).

Далее в группах происходит обсуждение полученных типов сред, анализ плюсов и минусов в каждой из них. После этого выступают ведущие групп, знакомя остальных участников игры с мнением, которое сложилось в их мини-коллективе. Эксперт фиксирует все на плакате.

Завершением данного этапа становится выступление ведущего, который обобщает результаты и рассказывает о том, что такое портфолио и визитная карточка коллектива, и как их создать.

4-й этап

Каждому педагогу выдается бланк (см. образец) для составления визитной карточки класса. В процессе ее составления можно и нужно консультироваться с экспертом.

Дается время на самостоятельную работу.

Образец бланка

Визитная карточка классного коллектива ________ школы №____________

1. ФИО педагога (-ов), работающего (-их) с классом, его (их) звания ________________________________________________________________

2. Сколько детей в классе: ____чел. (мальчиков – ____ девочек – ____).

Средний возраст: ____ лет.

3. Есть ли у коллектива награды, грамоты, призы: да, нет. Какие?_______________________

4. Какая модель образовательной среды сложилась в вашем коллективе (подчеркните): «карьерная», «догматическая», «безмятежная», «творческая».

5. К построению какой образовательной среды стремит(ят)ся педагог (-и) (подчеркните): «карьерная», «догматическая», «безмятежная», «творческая».

6. Что является главным в вашем классном коллективе (какие слова могли бы стать его девизом?) ______________________________________

7. Какие задачи ставит(-ят) перед собой педагог(-и)?____________________________________

8. Какие формы работы использует(-ют)ся в работе с детьми (урок, беседа, практические упражнения, семинар, тренинг/тренировка, организация самостоятельной работы детей, наблюдение, педагогическая поддержка, непосредственное общение, совместная творческая деятельность, презентация материала, эксперимент и проч.)?______________________________

9. В каких событиях школы и района (округа) принимает участие коллектив:

– концерты, выступления;
– конкурсы, турниры, соревнования;
– гастроли в других городах, странах (где?);
– выездные лагеря, поездки;
– семинары, круглые столы по обмену опытом;
– театрализованные дискотеки, елки, праздники в школе;
– иное:__________________________________

10. С кем сотрудничает, дружит коллектив?

11. Какие перспективы развития коллектива видит(-ят) педагог(-и)?______________________

12. Что хотят предложить и пожелать педагог(-и) класса администрации и школе в целом?_______________________________________

Спасибо!

Двум-трем педагогам ( а если позволяет время – то всем) предлагается выступить перед аудиторией с самопрезентацией своего коллектива, используя составленную визитную карточку.

В заключении ведущий подводит итоги педагогического совета по следующей примерной схеме: Большинство участников определили среду классных коллективов как «__________», а среду школы в целом как «_________».

Устремленность педагогов на построение в коллективах «_________» среды совпадает/не совпадает по модальности с образовательной средой, выстраиваемой в школе в целом.

Педагогический совет № 2

Деловая игра «Наше педагогическое кредо, наши приоритеты»

Часть 1-я

Цель: Проанализировать актуальную ситуацию и установить приоритеты развития образовательного пространства школы.

Задачи:

1. Определить актуальные проблемы и положительные наработки и резервы в развитии образовательного пространства школы.
2. Проанализировать возможные пути развития образовательного пространства учебного заведения с учетом мнений родителей и воспитанников.
3. Выработать основные пути и приоритеты развития школы на перспективу и текущий учебный год.

Форма проведения: деловая игра.

Участники деловой игры: педагоги, администрация школы, приглашенные эксперты.

Ведущие:

– координатор игры (следит за регламентом, дает слово, подводит итоги);
– «черный» эксперт (подчеркивает проблемы и противоречия);
–«белый» эксперт (акцентирует внимание на положительном опыте и идеях);
– эксперты-«ученые»;
– секретарь (конспектирует идеи и предложения в протокол, отслеживает время игры).

Место проведения: актовый зал школы.

Оборудование:

  • Доска – на ней плакаты с контурами «Дерева развития школы» и пустыми блоками для схемы-структуры ОУ.

  • На стене плакат с надписью-девизом («Без стремления к научной работе педагог неизбежно попадает во власть трех демонов: механистичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». А.Дистервег).

  • В зале расставлены столы и стулья для команд-участниц игры и несколько – для секретаря, экспертов и координатора. На каждом столе – листы бумаги, ручки.

Ход игры

(общее время – 3 часа)

Преамбула: координатор рассказывает о правилах игры (10 мин.).

Часть 1. «Интеллектуальная инвентаризация»

Какие есть наработки и резервы, или Что имеем? (1 час)

  • Составляем визитные карточки классов, методобъединений и школы в целом;

  • определяем «корешки» «Дерева развития школы» – наши наработки, опыт;

  • строим схему-структуру образовательного пространства учебного заведения (что есть внутри, с кем взаимодействуем снаружи?);

  • подводим итоги.

Визитная карточка школы (10 мин.). Директор представляет ее проект.

Работа команд (15 мин.). Определяем «корешки» «Дерева развития школы» и позиции в схеме ОУ – наши наработки пишем на «корешки». Составляем визитки объединений (ответственные – руководители методобъединений).

Обсуждение (30 мин.). Выстраиваем «корешки» «Дерева развития школы» и строим схему-структуру образовательного пространства ОУ (ответственный – координатор).

Слово «черному» и «белому» экспертам, которые подводят итоги первой части, координатор резюмирует обсуждение (5 мин.).

Часть 2. «Взгляд в будущее»

Что хотим? Какой быть школе через 5 лет? (50 мин.)

Определяем:

  • «вершки» – крону «Дерева развития» – цели, задачи школы;

  • базовые слова-идеи для будущего ОУ;

  • необходимые изменения на схеме-структуре школы.

Работа команд (15 мин.). Определяем «вершки» – «пишем» «крону» «Дерева развития школы» – цели развития и изменения на схеме, оговариваем «Основные идеи, связанные с изменением школы» (ответственные – руководители МО).

Обсуждение (30 мин.). Выстраивание «вершков» «Дерева развития» и схемы-структуры (ответственный – координатор).

Слово «черному» и «белому» экспертам, которые подводят итоги второй части, координатор обобщает результаты обсуждения (5 мин.).

Часть 3. «Выбор дороги» 

Как будем идти? Каковы наши приоритеты? (1 час)

  • определяем «живительные силы» – «ствол» «Дерева развития школы» – направления и приоритеты развития;

  • выбираем творческую инициативную группу для продолжения работы.

Работа команд (15 мин.). Определяем «живительные силы» – «пишем» «ствол» «Дерева развития» – проговариваем «Наши идеи, правила и приоритеты», распределяем педагогов по методобъединениям (ответственные – руководители МО).

Обсуждение «ствола» «Дерева развития» (20 мин.) и распределение педагогов по выбранным направлениям на схеме (10 мин.) (ответственный – координатор).

Слово «черному» и «белому» экспертам. Итоги третьей части. Координатор на основе протокола подводит общие результаты игры (15 мин.).

Педагогический совет № 3

Деловая игра «Наше педагогическое кредо, наши приоритеты»

Часть 2-я

Цель игры: определить правила и приоритеты содержания образовательной деятельности школы.

Форма проведения: деловая игра с элементами докладов.

Место проведения: актовый зал.

Оборудование:

1. Всем педагогам принести на игру свою образовательную программу.
2. Написать тему педагогического совета (крупно).
3. Листки с вопросами к собеседованию (для каждого).
4. Ручки и карандаши (раздать каждому).

План проведения:

1. Вступительное слово о теме и плане игры, рассаживание по методобъединениям.
2. Инсценировка «Социальный заказ».
3. Доклад директора ОУ о современной ситуации на рынке образовательных услуг, о требованиях к содержанию деятельности, содержащихся в уставе школы и других документах. (Задача: очерчивание внешних «рамок» образовательной деятельности).
4. Информация завуча о предложениях по реорганизации и предстоящем учебном годе.

Общее время работы: 1,5 часа

Инсценировка  «Социальный заказ»

Задача: Показать, какой ребенок сегодня приходит в школу и какой социальный заказ на образовательные услуги существует в настоящий момент.

Участники: Ребенок, его Воспитатели – Родитель, Учитель, государство в лице Президента, Друг.

Сценарий

Родитель (мама): Ты опять сидишь у компьютера? Ну-ка марш делать уроки!.. Я пошла в магазин, приду – все проверю!

Ребенок (Р) (сидит, делает уроки): 2х2=4, 5х5=25 и т. д. Так, уроки сделала… Посуду помыла… Кошку покормила… Как скучно… Может телевизор посмотреть?

Президент (выступает по телевизору): Задачами образования сегодня является… (речь об образовании.)

Р: Фу, как скучно… Опять про учебу. Лучше бы мультики показали.

Раздается телефонный звонок. Звонит Друг.

Друг (телефонный разговор): Привет! Что делаешь? Скучаешь?

Р: Ага! А ты? Думаешь, как сказать родителям про двойку?

Друг: Да… Знаешь, что мне Марья Ивановна сегодня сказала?

Р: Что?

Друг: Что я тупой – 3 раза, дурак – 2 раза, недоумок –1 раз и «куда мои родители смотрят» – 4 раза. Я специально считал и пальцы загибал.

Р: А пальцев хватило?

Друг: Как раз 10! Не пойду я больше на эту литературу, пусть сама свою «Му-му» читает! Не интересно мне это! И вообще в школу больше не пойду – на уроках заставляют все время писать скучные формулы, решать дебильные задачки, писать предложения о несуществующих в моей жизни вещах, предлагают готовые ответы на вопросы, которые я не задавал. Чему я там могу научиться? Учебники – и те устарели, не говоря уже про саму школу.

Р: Может, куда сходим? В кино, например, на Гарри Поттера.

Друг: Не, про Потного я уже смотрел. Хочется чего-то необычного, интересного. То ли музыки и цветов, то ли зарезать кого-то…

Р: Нет, давай сегодня обойдемся без жертв. Есть одно место… Цветов не обещаю, музыка – возможно.

Друг: Это что – в кафешку что ли?

Р: Ты про ШПД слышал?

Друг: Нет. Это что за абракадабра? Новая группа что ли? Типа ДДТ?

Р: Нет, это школа полного дня. Что это такое, лучше увидеть своими глазами. Идешь?

Друг: Да.

Ведущий: Итак, коллеги, какой ребенок сегодня приходит в школу и какой социальный заказ на образовательные услуги существует в настоящий момент? Каким мы видим идеального ученика? Для ответов на эти вопросы предлагаем вам с помощью мозгового штурма определиться в эпитетах, которыми мы можем «наградить» наших воспитанников (10 минут).

Ведущий: Теперь попробуем выяснить, с каким ребенком нам трудно?

Повторим процедуру мозгового штурма (5 мин.).

Ведущий: Подведем итоги: труднее всего нам работать с ________. Как вы думаете, почему? (Обсуждение.) Думаю, что каждому из нас надо обратить внимание на таких детей в своих коллективах.

Давайте теперь определимся с нашим педагогическим кредо (процедура аналогична).

Ведущий: Следующий этап – каким мы видим детский коллектив?

Пожалуйста, выберите одну из двух ситуаций:

1. Взрослый взаимодействует с каждым ребенком, и тем самым организует работу коллектива в целом.
2. Взрослый работает с коллективом в целом и только потом выходит на индивидуальное взаимодействие с ребенком.

Теперь перечислим главные, по нашему мнению, характеристики детского коллектива в приведенных ситуациях (мозговой штурм).

Таблица 1

Сравнительная характеристика детских коллективов

Стратегия педагога:

От ребенка – к коллективу

От коллектива – к ребенку

Характеристика коллектива:

   

Подведение итогов.

Перейдем к следующей части нашего педагогического совета.

Как определить конкретное содержание дальнейшей деятельности?

Для этого необходимо в учительской разместить таблицу № 2 и раздать всем педагогам размноженные листки с ее изображением. Информация-задание для администрации и коллектива выглядит при этом следующим образом:

Уважаемые коллеги!

Предлагаем вам прочитать перечень предложений, которые мы можем реализовать в следующем учебном году.

Пожалуйста, в правом столбце таблицы поставьте знак «+», если вы согласны с данным предложением, или знак «-», если вы считаете его разработку несвоевременной или же вовсе не нужной.

Спасибо!

Таблица 2

Предложения по проектированию зоны ближайшего развития школы

Наши предложения, вытекающие из приведенного выше содержания потенциала развития школы

Ваши комментарии:  «+» или «-»

   
   

Правила взаимодействия

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

5.

 

Итак, таблица 2 служит источником для размышления над программой деятельности коллектива. В ней наглядно показано, какая инициатива однозначно принята коллегами. Если же мы видим, что идея явно не принимается, значит, надо искать иные пути разъяснения ее целесообразности.

***

Подведем итоги. Игра – дело серьезное. И не только для детей. Для взрослых, работающих с ними, она может стать не менее полезным и интересным занятием. Главное, не побояться начать играть и соответствующим образом к этому подготовиться.

Играйте на здоровье! Желаю интересных и полезных игр на педсовете и не только!

Рейтинг@Mail.ru