Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2010

Тема номера

Индивидуальная палитра. Из опыта школы № 91 Санкт-Петербурга

Организация личностно ориентированного образования для детей с ранним профессиональным самоопределением

Ориентация на образование как самоценность и средство достижения каких-либо значимых для индивида целей – тенденция последних лет. Это предполагает предоставление человеку возможности использовать его в качестве гибкого инструмента расширения и реализации жизненного потенциала. Такой возможностью являются механизмы разработки и осуществления индивидуальных образовательных программ (ОП), учебных маршрутов и траекторий.

Особенно важно подобное построение образовательного процесса для детей с ранним профессиональным самоопределением, т.е. не имеющих возможности часто посещать школу в силу своей занятости.

Это ребята, которые с самого раннего (дошкольного) возраста занимаются в той или иной профессиональной сфере с твердым ориентиром и устойчивой мотивацией на продолжение занятий и достижение успеха именно в выбранной области (речь идет об артистах цирка, балета, спортивной и художественной гимнастике, фигурном катании и других видах спорта). Такие дети рано включаются в проблематику взрослых стандартов жизни. И потому для них школьное образование является дополняющим занятия профессиональной деятельностью.

Как правило, многие из этих учеников уже являются чемпионами России, Европы и мира, призерами чемпионатов и соревнований (городских, всероссийских, международных – как среди юниоров, так и среди взрослых), лауреатами творческих конкурсов различного уровня, составляя гордость не только родного города, но и России.

Поиск и поддержка талантливых детей является одной из основных задач современной школы, а это может быть достигнуто, в частности, принципиально иным построением образовательного процесса, технологиями обучения и оценивания достижений учащихся, изменением уклада школьной жизни для данной категории ребят.

Наша школа с 1994 г. сотрудничает с различного вида учреждениями профессионального спорта и творчества. За эти годы (до 2008 г.) выпущено более 60-ти учащихся. Ее выпускниками являются неоднократные чемпионы Европы и Мира, Олимпийские чемпионы, победители Международных творческих конкурсов.

Трое ребят утверждены в состав олимпийской сборной 2010 г. (Ванкувер) по фигурному катанию на коньках. Кандидатами на включение в состав олимпийской сборной «Сочи-2014» являются четверо учащихся основной и старшей школы. На данный момент в образовательном учреждении обучается 66 школьников данной категории на всех ступенях школьного образования, что составляет более 14% (в перспективе – 91 человек – 19%).

Занятия в Школе Олимпийского резерва и профессиональных творческих коллективах занимают у ребят значительную часть времени и предполагают регулярные длительные поездки на спортивные сборы, соревнования, фестивали и конкурсы. Режим их тренировок неизбежно ведет к пропускам занятий в школе и проблемам, связанным с освоением учебного материала. А значит, мы должны были организовать принципиально иное построение процесса обучения для этих учеников.

Казалось бы, идея индивидуального образовательного маршрута не нова. Да и у нас до этого уже был значительный опыт конструирования индивидуальных учебных планов в условиях старшей профильной школы. Тем не менее на первом этапе мы столкнулись с определенной спецификой в отношении к учебе со стороны детей, тренеров и родителей, а именно:

  • отсутствие мотивации к успешной учебной деятельности (осознание лишь необходимости получения аттестата об образовании);

  • недопонимание важности образования со стороны тренерского состава (не его получения, а именно процесса обучения) в силу объективных и субъективных причин;

  • ориентация родителей в основном на профессиональные успехи детей («принижение» значимости школьных достижений).

Основная причина этих проблем – как это ни парадоксально – заключается в успешности большинства ребят, буквально с первых лет жизни начинающих специализироваться в достаточно узкой области деятельности (например, в спорте). Такие воспитанники безусловно лучше развиты физически, чем их сверстники. Они побеждают на детских соревнованиях, их тренируют выдающиеся спортсмены, они выступают на высокостатусных мероприятиях, на серьезных площадках, в присутствии сотен зрителей…

В итоге школа проигрывает в своих попытках предложить адекватную альтернативу детскому профессиональному спорту. Да, тренироваться трудно, но мотивация к преодолению трудностей ради достижения победы поддерживается примером чемпионов, которых ребенок видит каждый день. Школа таких образцов предложить не может.

Мы провели ряд встреч с детьми, родителями и тренерами, в результате чего был сформулирован социальный заказ на построение образовательного процесса с целью создания условий для:

  • совмещения достижения в области профессиональной деятельности с образовательным процессом;

  • освоения учащимися предметных областей в соответствии с государственными образовательными стандартами;

  • предоставления равных возможностей для получения качественного образования и достижения уровня образованности;

  • реализации дифференцированного и личностно ориентированного образовательного процесса;

  • осуществления компетентностного подхода к образованию;

  • формирования ответственности, самостоятельности, умений планировать деятельность и решать проблемы в разных сферах жизни.

Добавим, что наша школа была одной из первых в Санкт-Петербурге, перешедших на построение образовательного процесса путем проектирования образовательной программы (с 1989 г.).

Сегодня она включает в себя описание организационно-педагогических условий для всех ступеней обучения, перечень образовательных технологий (в том числе проектных и исследовательских), различные варианты оценивания достижений учащихся (в соответствии с возрастом), палитру выбора образовательных маршрутов в начальной и старшей школе, характеристику уклада школьной жизни. Программа содержит целевое назначение и ценностное обоснование деятельности. Но для этих учеников нужна была своя программа индивидуального обучения с учетом всей специфики их режима занятости, уровня мотивации к обучению, личностных особенностей людей, побеждающих на мировых первенствах.

Мы разработали инновационный проект «Организация личностно ориентированного образования для детей с ранним профессиональным самоопределением (РПС)», который был представлен на конкурс в рамках ПНП «Образование» и занял достойное призовое место.

Общий его смыл заключается в проведении комплекса мероприятий по разработке и реализации инновационной модели индивидуального обучения учащихся. При этом он направлен на существенное изменение действующей образовательной программы школы на всех ступенях обучения.

Прежде всего в рамках реализации подобного вида обучения были сконструированы образовательные маршруты:

  • групповые;

  • индивидуальные;

  • комбинированные.

Групповые образовательные маршруты мы сформировали, в основном, для младших школьников (1–5-й классы); комбинированные предполагают работу в группах сменного состава; индивидуальные – ориентированы на членов сборной России и претендентов в Олимпийскую сборную 2010 г. и 2014 г.

Такое ранжирование связано с тренировочным графиком юных спортсменов и репетициями детей в профессиональных творческих коллективах, их соревнованиями и выступлениями, а также возможностью отъезда в родной город к родителям (почти 50% учащихся-спортсменов из других городов России и зарубежья).

Образовательный процесс на всех ступенях обучения для детей, занимающихся по предполагаемым образовательным маршрутам, характеризуется смещением акцентов в сторону преобладания самостоятельной работы.

При сохранении широкого круга традиционных технологий обучения для таких учеников требуется введение новых для школы форматов. Некоторые из них, имеющие специфические черты для программы «РПС», отражены в прилагаемой ниже таблице.

Таблица

Очные занятия

  • теория (по интенсивным технологиям*);

  • лабораторные;

  • · тренинги использования средств дистанционного общения;

  • · зачетные работы

Дистантные формы обучения

  • видеоконференции по технологии Skype (в парах и группах);

  • дистантное общение в социальных сетях («В контакте», «Мир тесен», «Мой круг»);

  • общение в форумах на сайте школы;

  • размещение на хостингах учебных материалов (для их использования достаточно получения школьником ссылки);

  • общение по мобильному телефону (смс) – рассылка ссылок на адреса отдаленных ресурсов;

  • переписка по электронной почте

Виды самостоятельной работы учащихся

  • изучение презентаций и учебных текстов;

  • поиск необходимой информации в Интернете и на электронных носителях (CD, DVD, Blue-Ray, внешние жесткие диски);

  • прослушивание аудиоуроков, просмотр видеофильмов (с использованием портативных мультимедийных плейеров);

  • обработка собранной информации;

  • создание отчетных «продуктов», их отправление учителю

________________

* Интенсивные технологии – педагогические технологии, принципами использования которых являются активизация деятельности учащихся, их творческая самореализация, познавательная самостоятельность, а механизмами действия выступают мотивация, базирующаяся на практической значимости используемых тематик, проблемный подход в обучении, активные формы и методы, комплексный подход к выбору интенсивных технологий.

Каждый вид общения требует освоения обеими сторонами учебного процесса ряда таких специфических видов деятельности, как:

  • подготовка оригинальных материалов (индивидуальных);

  • отбор готовых образовательных ресурсов;

  • решение технологических проблем – конвертирование файлов, скачивание ресурсов, их сохранение, загрузка в мобильные носители, и др.;

  • подготовка временных рабочих мест самими учащимися.

Одной из задач по реализации проекта стала разработка дидактического и технологического инструментария личностно ориентированного образования для детей с ранним профессиональным самоопределением в соответствии с модульным построением образовательного процесса; индивидуальной системой оценки достижений учащихся; технологическим аспектом обучения.

Эта работа проходит в рамках следующих подпроектов:

  • «Инструктивно-методический модуль»;

  • «Технологический модуль обучения»;

  • «Навигатор учащегося»;

  • «Технологическая карта самостоятельной работы учащегося»;

  • «Школьный дневник».

Коротко представим суть каждого из них.

Основой модульного обучения в нашем проекте является проектирование познавательной самостоятельной деятельности ученика в процессе обучения.

В результате прохождения «Инструктивно-методического модуля» ребенок сможет освоить технологию проектирования своего маршрута, а именно:

– поставить вместе с учителем цели обучения по конкретному предмету в определенный период школьного времени;
– познакомиться с навигатором;
– выбрать виды заданий, способы усвоения содержания образования, оценки личных достижений и представлений результатов собственной деятельности.

«Технологический модуль обучения» осваивается совместно учителями и учащимися в условиях, максимально приближенных к «полевым», то есть в логике компетентностного подхода, где главное – не просто приобретение знаний, умений и навыков, а получение опыта успешного решения проблем.

Содержание технологического модуля – развитие информационно-технологической компетентности учащихся:

  • полезная работа в Интернете: эффективный броузинг, поиск информации, в том числе с помощью поисковых систем сайтов и универсальных поисковых систем, способы сохранения разного рода информационных объектов;

  • подготовка компьютера к работе – персональные настройки – на уровне операционной системы, основных прикладных программ;

  • приемы автономного использования программного обеспечения, решение проблем инсталляции необходимых программ, соблюдение авторских прав, антипиратство;

  • работа с мобильными носителями информации (флэш-память, флэш-диски, внешние жесткие диски);

  • использование файлообменников;

  • учебная деятельность в социальных сетях, ведение блогов (личных страниц, профилей), участие в форумах как механизм дистантного общения учителя и учащегося;

  • техники передачи информации различными каналами – по сотовой связи, беспроводным и проводным Интернет-каналам, беспроводным технологиям Bluetooth, с использованием соединительных кабелей, (например, организация бесплатных голосовых звонков при помощи социальных сервисов);

  • оценка педагогических возможностей различных сетевых ресурсов (с учетом индивидуального учебного стиля самих учащихся);

  • работа с дистантными электронными курсами (по интерфейсу module, е-learning – в том числе на англоязычных сайтах);

  • основы высококачественной фото- и видеосъемки с применением цифровой фотоаппаратуры.

В условиях реализации индивидуально ориентированного образовательного процесса чрезвычайно важным является учебно-методическое обеспечение, сопровождающее продвижение ребенка по образовательному маршруту. В качестве одного из его вариантов может рассматриваться «Навигатор учащегося», которым снабжается каждый школьник.

Этот подпроект предполагает разработку учителем содержания Навигатора для ученика по определенной структуре, включающей в себя характеристику его индивидуального образовательного маршрута, рабочей программы предмета, виды и типы заданий, темы проектов, творческих работ и др. Структура в данном случае разрабатывается унифицированная для всех учащихся, а само наполнение индивидуальное (осуществляется при освоении инструктивно-методического модуля).

В нашем проекте основная задача педагога сводится не к изложению готовых знаний, а к организации обучения. При обеспечении самостоятельной работы учащихся в рамках модуля необходимо согласование подходов к этому процессу командой преподавателей образовательной программы, которая:

  • определяет цели самостоятельной работы на основе компетентностного подхода;

  • планирует ее в рамках образовательной программы по модулю;

  • согласовывает виды деятельности в рамках различных учебных курсов;

  • устраняет дублирование учебного материала и заданий;

  • разрабатывает технологические карты учебных дисциплин, включая самостоятельную работу;

  • составляет методические рекомендации для школьников по выполнению заданий;

  • информирует учащихся, остальных учителей и родителей о графике самостоятельной работы.

Поэтому намеренно был разработан подпроект «Технологическая карта самостоятельной работы учащегося». Основные требования к ней определяются назначением этого документа – создать условия для полностью (или в значительной степени) самостоятельной работы ученика. (См. образец бланка.)

Образец бланка

Оценивание самостоятельной работы

по __________________________________________________________ (указывается предмет) ____/____ учебный год

Виды текущей аттестации внеурочной самостоятельной работы

Минимальное количество баллов

Максимальное

количество баллов

Обязательные виды учебной деятельности

       
       
       
 

Итого:

   

Дополнительные виды учебной деятельности

       
 

Итого:

   

Дополнительные требования :_______________________________________________________________

ФИО учителя ______________________________________________________________________________

В результате реализации подпроекта «Школьный дневник» создается документ, описывающий результаты учебной деятельности неформально, а значит, он позволяет активизировать мотивацию на успешное прохождение учебных курсов.

Мы не приводим структуру самого дневника, т.к. каждая школа может сама разработать тот макет, который нужен именно ее ученикам (включая электронный дневник).

В данном материале мы привели лишь некоторые аспекты разработки и реализации программы личностно ориентированного образования для детей с ранним профессиональным самоопределением.

Однако первые итоги и отклики на нашу работу позволяют утверждать, что осуществление проекта в школе будет способствовать:

  • более четкой организации процесса по индивидуальному обучению учащихся с ранним профессиональным самоопределением;

  • повышению удовлетворенности самим процессом обучения со стороны детей, родителей и партнеров (учреждений культуры и спорта);

  • развитию именно учебной мотивации;

  • комфортности учащихся-спортсменов в общей ученической среде школы (интеграции детей, вынужденных не всегда посещать уроки, в общешкольную ученическую среду и изменение отношения других ребят к юным талантам);

  • повышению профессионализма, в том числе мобильности, учителей.

Созданная технология построения личностно ориентированного образовательного процесса позволяет реализовать ее в любых образовательных учреждениях. Важно лишь желание руководителя школы обучить педагогов подобной методике проектирования индивидуального образовательного маршрута и возможного построения дистанционного обучения (с использованием малых средств информатизации) по предложенной в нашем проекте упрощенной схеме.

Технологии, апробированные в ходе реализации данного проекта, могут быть использованы в работе со следующими категориями школьников:

– часто болеющие дети, не желающие, однако, повторно проходить обучение в одном и том же классе;
– ученики, занимающиеся по домашней форме обучения (например, из-за состояния здоровья или в связи с психофизиологическими особенностями);
– ребята, профессионально занимающиеся спортом, художественным творчеством.

Рейтинг@Mail.ru