Особенно важно подобное построение
образовательного процесса для детей с ранним
профессиональным самоопределением, т.е. не
имеющих возможности часто посещать школу в силу
своей занятости.
Это ребята, которые с самого раннего
(дошкольного) возраста занимаются в той или иной
профессиональной сфере с твердым ориентиром и
устойчивой мотивацией на продолжение занятий и
достижение успеха именно в выбранной области
(речь идет об артистах цирка, балета, спортивной и
художественной гимнастике, фигурном катании и
других видах спорта). Такие дети рано включаются
в проблематику взрослых стандартов жизни. И
потому для них школьное образование является
дополняющим занятия профессиональной
деятельностью.
Как правило, многие из этих учеников
уже являются чемпионами России, Европы и мира,
призерами чемпионатов и соревнований (городских,
всероссийских, международных – как среди
юниоров, так и среди взрослых), лауреатами
творческих конкурсов различного уровня,
составляя гордость не только родного города, но и
России.
Поиск и поддержка талантливых детей
является одной из основных задач современной
школы, а это может быть достигнуто, в частности,
принципиально иным построением
образовательного процесса, технологиями
обучения и оценивания достижений учащихся,
изменением уклада школьной жизни для данной
категории ребят.
Наша школа с 1994 г. сотрудничает с
различного вида учреждениями профессионального
спорта и творчества. За эти годы (до 2008 г.)
выпущено более 60-ти учащихся. Ее выпускниками
являются неоднократные чемпионы Европы и Мира,
Олимпийские чемпионы, победители Международных
творческих конкурсов.
Трое ребят утверждены в состав
олимпийской сборной 2010 г. (Ванкувер) по
фигурному катанию на коньках. Кандидатами на
включение в состав олимпийской сборной «Сочи-2014»
являются четверо учащихся основной и
старшей школы. На данный момент в
образовательном учреждении обучается 66
школьников данной категории на всех
ступенях школьного образования, что составляет
более 14% (в перспективе – 91
человек – 19%).
Занятия в Школе Олимпийского резерва и
профессиональных творческих коллективах
занимают у ребят значительную часть времени и
предполагают регулярные длительные поездки на
спортивные сборы, соревнования, фестивали и
конкурсы. Режим их тренировок неизбежно ведет к
пропускам занятий в школе и проблемам, связанным
с освоением учебного материала. А значит, мы
должны были организовать принципиально иное
построение процесса обучения для этих учеников.
Казалось бы, идея индивидуального
образовательного маршрута не нова. Да и у нас до
этого уже был значительный опыт
конструирования индивидуальных учебных планов
в условиях старшей профильной школы. Тем не
менее на первом этапе мы столкнулись с
определенной спецификой в отношении к учебе
со стороны детей, тренеров и родителей, а именно:
отсутствие мотивации к успешной
учебной деятельности (осознание лишь
необходимости получения аттестата об
образовании);
недопонимание важности образования
со стороны тренерского состава (не его получения,
а именно процесса обучения) в силу объективных и
субъективных причин;
ориентация родителей в основном на
профессиональные успехи детей («принижение»
значимости школьных достижений).
Основная причина этих проблем – как
это ни парадоксально – заключается в
успешности большинства ребят, буквально с первых
лет жизни начинающих специализироваться в
достаточно узкой области деятельности (например,
в спорте). Такие воспитанники безусловно лучше
развиты физически, чем их сверстники. Они
побеждают на детских соревнованиях, их тренируют
выдающиеся спортсмены, они выступают на
высокостатусных мероприятиях, на серьезных
площадках, в присутствии сотен зрителей…
В итоге школа проигрывает в своих
попытках предложить адекватную альтернативу
детскому профессиональному спорту. Да,
тренироваться трудно, но мотивация к преодолению
трудностей ради достижения победы
поддерживается примером чемпионов, которых
ребенок видит каждый день. Школа таких образцов
предложить не может.
Мы провели ряд встреч с детьми,
родителями и тренерами, в результате чего был
сформулирован социальный заказ на
построение образовательного процесса с целью
создания условий для:
совмещения достижения в области
профессиональной деятельности с
образовательным процессом;
освоения учащимися предметных
областей в соответствии с государственными
образовательными стандартами;
предоставления равных возможностей
для получения качественного образования и
достижения уровня образованности;
реализации дифференцированного и
личностно ориентированного образовательного
процесса;
осуществления компетентностного
подхода к образованию;
формирования ответственности,
самостоятельности, умений планировать
деятельность и решать проблемы в разных сферах
жизни.
Добавим, что наша школа была одной из
первых в Санкт-Петербурге, перешедших на
построение образовательного процесса путем
проектирования образовательной программы (с
1989 г.).
Сегодня она включает в себя описание
организационно-педагогических условий для всех
ступеней обучения, перечень образовательных
технологий (в том числе проектных и
исследовательских), различные варианты
оценивания достижений учащихся (в соответствии с
возрастом), палитру выбора образовательных
маршрутов в начальной и старшей школе,
характеристику уклада школьной жизни. Программа
содержит целевое назначение и ценностное
обоснование деятельности. Но для этих учеников
нужна была своя программа индивидуального
обучения с учетом всей специфики их режима
занятости, уровня мотивации к обучению,
личностных особенностей людей, побеждающих на
мировых первенствах.
Мы разработали инновационный проект «Организация
личностно ориентированного образования для
детей с ранним профессиональным
самоопределением (РПС)», который был
представлен на конкурс в рамках ПНП
«Образование» и занял достойное призовое место.
Общий его смыл заключается в
проведении комплекса мероприятий по разработке
и реализации инновационной модели
индивидуального обучения учащихся. При этом он
направлен на существенное изменение действующей
образовательной программы школы на всех
ступенях обучения.
Прежде всего в рамках реализации
подобного вида обучения были сконструированы образовательные
маршруты:
групповые;
индивидуальные;
комбинированные.
Групповые образовательные маршруты мы
сформировали, в основном, для младших школьников
(1–5-й классы); комбинированные предполагают
работу в группах сменного состава;
индивидуальные – ориентированы на членов
сборной России и претендентов в Олимпийскую
сборную 2010 г. и 2014 г.
Такое ранжирование связано с
тренировочным графиком юных спортсменов и
репетициями детей в профессиональных творческих
коллективах, их соревнованиями и выступлениями,
а также возможностью отъезда в родной город к
родителям (почти 50% учащихся-спортсменов из
других городов России и зарубежья).
Образовательный процесс на всех
ступенях обучения для детей, занимающихся по
предполагаемым образовательным маршрутам,
характеризуется смещением акцентов в сторону
преобладания самостоятельной работы.
При сохранении широкого круга
традиционных технологий обучения для таких
учеников требуется введение новых для школы
форматов. Некоторые из них, имеющие
специфические черты для программы «РПС»,
отражены в прилагаемой ниже таблице.
Таблица
Очные
занятия |
|
Дистантные
формы обучения |
видеоконференции по технологии Skype (в парах и группах);
дистантное общение в социальных сетях
(«В контакте», «Мир тесен», «Мой круг»);
общение в форумах на сайте школы;
размещение на хостингах учебных
материалов (для их использования достаточно
получения школьником ссылки);
общение по мобильному телефону
(смс) – рассылка ссылок на адреса отдаленных
ресурсов;
переписка по электронной почте
|
Виды
самостоятельной работы учащихся |
изучение презентаций и учебных
текстов;
поиск необходимой информации в
Интернете и на электронных носителях (CD,
DVD, Blue-Ray,
внешние жесткие диски);
прослушивание аудиоуроков, просмотр
видеофильмов (с использованием портативных
мультимедийных плейеров);
обработка собранной информации;
создание отчетных «продуктов», их
отправление учителю
|
________________
* Интенсивные технологии –
педагогические технологии, принципами
использования которых являются активизация
деятельности учащихся, их творческая
самореализация, познавательная
самостоятельность, а механизмами действия
выступают мотивация, базирующаяся на
практической значимости используемых тематик,
проблемный подход в обучении, активные формы и
методы, комплексный подход к выбору интенсивных
технологий.
Каждый вид общения требует освоения
обеими сторонами учебного процесса ряда таких специфических
видов деятельности, как:
подготовка оригинальных материалов
(индивидуальных);
отбор готовых образовательных
ресурсов;
решение технологических проблем
– конвертирование файлов, скачивание ресурсов,
их сохранение, загрузка в мобильные носители, и
др.;
подготовка временных рабочих мест
самими учащимися.
Одной из задач по реализации проекта
стала разработка дидактического и
технологического инструментария личностно
ориентированного образования для детей с
ранним профессиональным самоопределением в
соответствии с модульным построением
образовательного процесса; индивидуальной
системой оценки достижений учащихся;
технологическим аспектом обучения.
Эта работа проходит в рамках следующих
подпроектов:
«Инструктивно-методический
модуль»;
«Технологический модуль обучения»;
«Навигатор учащегося»;
«Технологическая карта
самостоятельной работы учащегося»;
«Школьный дневник».
Коротко представим суть каждого из
них.
Основой модульного обучения в нашем
проекте является проектирование познавательной
самостоятельной деятельности ученика в процессе
обучения.
В результате прохождения «Инструктивно-методического
модуля» ребенок сможет освоить технологию
проектирования своего маршрута, а именно:
– поставить вместе с учителем цели
обучения по конкретному предмету в определенный
период школьного времени;
– познакомиться с навигатором;
– выбрать виды заданий, способы усвоения
содержания образования, оценки личных
достижений и представлений результатов
собственной деятельности.
«Технологический модуль обучения»
осваивается совместно учителями и учащимися в
условиях, максимально приближенных к «полевым»,
то есть в логике компетентностного подхода, где
главное – не просто приобретение знаний,
умений и навыков, а получение опыта успешного
решения проблем.
Содержание технологического
модуля – развитие
информационно-технологической компетентности
учащихся:
полезная работа в Интернете:
эффективный броузинг, поиск информации, в том
числе с помощью поисковых систем сайтов и
универсальных поисковых систем, способы
сохранения разного рода информационных
объектов;
подготовка компьютера к работе –
персональные настройки – на уровне
операционной системы, основных прикладных
программ;
приемы автономного использования
программного обеспечения, решение проблем
инсталляции необходимых программ, соблюдение
авторских прав, антипиратство;
работа с мобильными носителями
информации (флэш-память, флэш-диски, внешние
жесткие диски);
использование файлообменников;
учебная деятельность в социальных
сетях, ведение блогов (личных страниц, профилей),
участие в форумах как механизм дистантного
общения учителя и учащегося;
техники передачи информации
различными каналами – по сотовой связи,
беспроводным и проводным Интернет-каналам,
беспроводным технологиям Bluetooth, с использованием
соединительных кабелей, (например, организация
бесплатных голосовых звонков при помощи
социальных сервисов);
оценка педагогических возможностей
различных сетевых ресурсов (с учетом
индивидуального учебного стиля самих учащихся);
работа с дистантными электронными
курсами (по интерфейсу module, е-learning – в том
числе на англоязычных сайтах);
основы высококачественной фото- и
видеосъемки с применением цифровой
фотоаппаратуры.
В условиях реализации индивидуально
ориентированного образовательного процесса
чрезвычайно важным является учебно-методическое
обеспечение, сопровождающее продвижение ребенка
по образовательному маршруту. В качестве одного
из его вариантов может рассматриваться «Навигатор
учащегося», которым снабжается каждый
школьник.
Этот подпроект предполагает
разработку учителем содержания Навигатора для
ученика по определенной структуре, включающей в
себя характеристику его индивидуального
образовательного маршрута, рабочей программы
предмета, виды и типы заданий, темы проектов,
творческих работ и др. Структура в данном случае
разрабатывается унифицированная для
всех учащихся, а само наполнение индивидуальное
(осуществляется при освоении
инструктивно-методического модуля).
В нашем проекте основная задача
педагога сводится не к изложению готовых знаний,
а к организации обучения. При обеспечении
самостоятельной работы учащихся в рамках модуля
необходимо согласование подходов к этому
процессу командой преподавателей
образовательной программы, которая:
определяет цели самостоятельной
работы на основе компетентностного подхода;
планирует ее в рамках
образовательной программы по модулю;
согласовывает виды деятельности в
рамках различных учебных курсов;
устраняет дублирование учебного
материала и заданий;
разрабатывает технологические карты
учебных дисциплин, включая самостоятельную
работу;
составляет методические
рекомендации для школьников по выполнению
заданий;
информирует учащихся, остальных
учителей и родителей о графике самостоятельной
работы.
Поэтому намеренно был разработан
подпроект «Технологическая карта
самостоятельной работы учащегося». Основные
требования к ней определяются назначением этого
документа – создать условия для полностью
(или в значительной степени) самостоятельной
работы ученика. (См. образец бланка.)
Образец бланка
Оценивание самостоятельной работы
по __________________________________________________________
(указывается предмет) ____/____ учебный год
№ |
Виды
текущей аттестации внеурочной самостоятельной
работы |
Минимальное
количество баллов |
Максимальное
количество баллов |
Обязательные
виды учебной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
Дополнительные
виды учебной деятельности |
|
|
|
|
|
Итого: |
|
|
Дополнительные требования
:_______________________________________________________________
ФИО учителя
______________________________________________________________________________
В результате реализации подпроекта «Школьный
дневник» создается документ, описывающий
результаты учебной деятельности неформально, а
значит, он позволяет активизировать мотивацию на
успешное прохождение учебных курсов.
Мы не приводим структуру самого
дневника, т.к. каждая школа может сама
разработать тот макет, который нужен именно ее
ученикам (включая электронный дневник).
В данном материале мы привели лишь
некоторые аспекты разработки и реализации
программы личностно ориентированного
образования для детей с ранним профессиональным
самоопределением.
Однако первые итоги и отклики на нашу
работу позволяют утверждать, что осуществление
проекта в школе будет способствовать:
более четкой организации процесса по
индивидуальному обучению учащихся с ранним
профессиональным самоопределением;
повышению удовлетворенности самим
процессом обучения со стороны детей, родителей и
партнеров (учреждений культуры и спорта);
развитию именно учебной мотивации;
комфортности учащихся-спортсменов в
общей ученической среде школы (интеграции детей,
вынужденных не всегда посещать уроки, в
общешкольную ученическую среду и изменение
отношения других ребят к юным талантам);
повышению профессионализма, в том
числе мобильности, учителей.
Созданная технология построения
личностно ориентированного образовательного
процесса позволяет реализовать ее в любых
образовательных учреждениях. Важно лишь желание
руководителя школы обучить педагогов подобной методике
проектирования индивидуального
образовательного маршрута и возможного
построения дистанционного обучения (с
использованием малых средств информатизации) по
предложенной в нашем проекте упрощенной схеме.
Технологии, апробированные в ходе
реализации данного проекта, могут быть
использованы в работе со следующими
категориями школьников:
– часто болеющие дети, не желающие,
однако, повторно проходить обучение в одном и том
же классе;
– ученики, занимающиеся по домашней форме
обучения (например, из-за состояния здоровья или
в связи с психофизиологическими особенностями);
– ребята, профессионально занимающиеся спортом,
художественным творчеством.
|