Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2010

Тема номера

Приемные часы отменены

Несколько подходов для продуктивной работы педагогического коллектива

На предыдущих страницах учредитель Международной школы завтрашнего дня поделился с нами элементами своей управленческой концепции. А какие инструменты управления используются администрацией ежедневно? О них рассказывает директор этой школы Юлия БЕНЕДИК.

Для формирования адекватной модели управления следует выработать правильный подход. В нашей школе наиболее эффективным оказался системный. Его главная задача – достижение цели, то есть повышение качества, высокая результативность работы с использованием всех ресурсов организации, а не только за счет ее отдельной составной части. Необходимо понимание того, как изменения, происходящие в одном звене, повлияют на всю систему.

Перечислю некоторые принципы, по которым живет педагогический коллектив.

Первый, самый важный из них – информационный: все участники образовательного процесса должны быть в одном информационном поле. Чтобы достичь этого, идет постоянное взаимодействие по следующим позициям:

  • Между администрацией и педагогами:

– утренние планерки,
– еженедельные совещания,
– педсоветы,
– индивидуальные встречи,
– совместное планирование работы,
– сайт, печатные издания.

Особо отмечу значимость утренних собраний. Если в вашей школе такого пока не происходит, рекомендую попробовать. Во-первых, вы видите, кто во сколько приходит на работу и, следовательно, имеете представление о выполнении правил внутреннего распорядка. Во-вторых, очень заметно, в каком настроении человек пришел на работу. Если оно неважное, собрание позволит ему приобрести нужный настрой на день.

  • Между учащимися, учителями и администрацией:

– общешкольные еженедельные собрания,
– работа cтуденческого совета,
– информационные доски в ОУ и классах,
– интернет-блоги, социальные сети.

Каждую среду происходит большое школьное собрание. Оно всегда имеет серьезное содержательное наполнение. Помимо того что все знакомятся друг с другом, ребята слушают приглашенных гостей. Как правило, это представители международных, духовных организаций (что продиктовано спецификой нашей школы). Целевая аудитория меняется в зависимости от темы: это абсолютно все ученики, только малыши или одни старшеклассники. Очень большой объем информации находится в коридорах и классах. Например, в кабинете, где проходят занятия естественно-научного цикла, создана такая среда, что вы не успеваете зайти, а уже хотите там учиться: наполнение пространства буквально призывает почитать, потрогать и даже понюхать. Достаточно на уроке просто смотреть по сторонам, чтобы уже узнать нечто новое.

Особое место в профессиональной жизни сотрудников занимают блоги – интернет-дневники, которые были открыты для всех учителей. Педагог «пробует перо», размещает свои статьи, использует функцию рассылки коллегам и готов участвовать в дальнейшем обсуждении.

  • Между школой и родителями:

– электронные рассылки,
– информационные письма,
– звонки,
– индивидуальные встречи с учителями,
– родительские собрания в классах,
– общешкольные родительские собрания,
– работа попечительского совета школы,
– система электронного документооборота (дневник и журналы),
– дистанционное образование.

Окунувшись в методику Школы завтрашнего дня, мы увидели, как можно создать личностно ориентированный подход к родителям, привлечь их к работе образовательного учреждения. Большой эффект имеют информационные письма и телефонные звонки. Кстати, с системой звонков, которые отнимают очень много времени, нам помогает попечительский совет.

  • Между школой и сторонними организациями:

– реклама в Интернете и периодических изданиях,
– рассылки в посольства и дипломатические представительства,
– встречи в управлениях образования,
– организация семинаров и конференций для школ Москвы, регионов России, а также стран СНГ,
– участие в окружных, городских и международных конференциях и семинарах.

Мы стараемся заявлять о себе. Так как работаем в интернациональной школе, нам крайне важно позиционировать себя в международном сообществе. Кроме того, распространение сведений о себе пригодится и при осуществлении набора учащихся, и при создании репутации образовательного учреждения. Но мало делиться информацией. Управление школой невозможно без получения обратной связи. Эту систему следует разрабатывать в каждой организации и выводить на высокий уровень, ведь если контакта нет, управленец приобретает дополнительные проблемы. А с помощью современных средств коммуникации он избавляет себя от них, получая данные в расширенном виде или всего в «двух словах»:

– письменный или устный отчет,
– доклад,
– электронное сообщение,
sms-сообщение,
– телефонный звонок,
– подпись родителей на листках домашнего задания и др.

Следующий принцип – мотивационный:

– формирование у работников внутренней мотивации,
– сбалансированное сочетание внутренней и внешней мотивации,
– сбалансированная система поощрений и методов коррекции,
– адекватность размера поощрения приложенным усилиям,
– адресность поощрений и учет индивидуальных потребностей (пожеланий, интересов и т.д.).

Все люди разные и нужно найти то, что движет конкретным человеком. Причем лучший результат получается тогда, когда внутренняя мотивация сотрудника совпадает с ожиданиями руководителя. Что нужно учителю, каким он видит свой рост в этом ОУ, интересно ли ему попробовать себя в роли организатора или он склонен развиваться как педагог, повышая квалификацию, мы обычно узнаем в ходе индивидуальных встреч.

Важную роль играет демократический принцип. Так как в Школе завтрашнего дня равноправно существуют и российская, и американская программы, то необходимость мониторинга качества обучения учащихся по ним делает обязательным привлечение всех участников образовательного процесса к управлению. Отсюда и возникает принцип демократии.

Мне приятно отметить, что в школе есть сотрудники, которые работают здесь уже свыше десяти лет (по статистике, подобных людей в организациях обычно всего один процент: большинство задерживается на одном месте не более трех лет). Таких коллег – полностью понимающих, поддерживающих систему, приверженных учебному заведению – можно привлекать к административной деятельности. Они привносят свежий взгляд и одновременно получают новый опыт. Если вы видите, что в вашей организации кто-то «вырос» и обладает достаточными знаниями для того, чтобы выполнять ряд заданий, ему нужно дать полномочия действовать наравне или почти наравне с администрацией:

  • назначение координаторов проектов, мероприятий из среды рядовых сотрудников с передачей им определенных управленческих полномочий и т.п.;

  • выработка решений в рамках делегированных полномочий на совещаниях, педсоветах и т.д.;

  • участие в разработке стратегии развития учреждения через совместную подготовку планов, положений, проектов и т.д.

И, безусловно, демократический принцип не будет считаться полноценно работающим без доступности руководства. Как известно, к нему идут беспрестанно. Но, повесив на двери табличку с приемными часами, мы не проконсультируем тех преподавателей, которые свободны только в данный момент. Поэтому, хотя это и тяжело, мы много лет трудимся в режиме «открытых дверей», когда к любому из членов администрации, включая директора, приходят решать вопросы, не назначая официальную встречу.

Рейтинг@Mail.ru