Для формирования адекватной модели
управления следует выработать правильный
подход. В нашей школе наиболее эффективным
оказался системный. Его главная задача –
достижение цели, то есть повышение качества,
высокая результативность работы с
использованием всех ресурсов организации, а не
только за счет ее отдельной составной части.
Необходимо понимание того, как изменения,
происходящие в одном звене, повлияют на всю
систему.
Перечислю некоторые принципы, по
которым живет педагогический коллектив.
Первый, самый важный из них – информационный:
все участники образовательного процесса должны
быть в одном информационном поле. Чтобы достичь
этого, идет постоянное взаимодействие по
следующим позициям:
– утренние планерки,
– еженедельные совещания,
– педсоветы,
– индивидуальные встречи,
– совместное планирование работы,
– сайт, печатные издания.
Особо отмечу значимость утренних
собраний. Если в вашей школе такого пока не
происходит, рекомендую попробовать. Во-первых, вы
видите, кто во сколько приходит на работу и,
следовательно, имеете представление о
выполнении правил внутреннего распорядка.
Во-вторых, очень заметно, в каком настроении
человек пришел на работу. Если оно неважное,
собрание позволит ему приобрести нужный настрой
на день.
– общешкольные еженедельные собрания,
– работа cтуденческого совета,
– информационные доски в ОУ и классах,
– интернет-блоги, социальные сети.
Каждую среду происходит большое
школьное собрание. Оно всегда имеет серьезное
содержательное наполнение. Помимо того что все
знакомятся друг с другом, ребята слушают
приглашенных гостей. Как правило, это
представители международных, духовных
организаций (что продиктовано спецификой нашей
школы). Целевая аудитория меняется в зависимости
от темы: это абсолютно все ученики, только малыши
или одни старшеклассники. Очень большой объем
информации находится в коридорах и классах.
Например, в кабинете, где проходят занятия
естественно-научного цикла, создана такая среда,
что вы не успеваете зайти, а уже хотите там
учиться: наполнение пространства буквально
призывает почитать, потрогать и даже понюхать.
Достаточно на уроке просто смотреть по сторонам,
чтобы уже узнать нечто новое.
Особое место в профессиональной жизни
сотрудников занимают блоги –
интернет-дневники, которые были открыты для всех
учителей. Педагог «пробует перо», размещает свои
статьи, использует функцию рассылки коллегам и
готов участвовать в дальнейшем обсуждении.
– электронные рассылки,
– информационные письма,
– звонки,
– индивидуальные встречи с учителями,
– родительские собрания в классах,
– общешкольные родительские собрания,
– работа попечительского совета школы,
– система электронного документооборота
(дневник и журналы),
– дистанционное образование.
Окунувшись в методику Школы
завтрашнего дня, мы увидели, как можно создать
личностно ориентированный подход к родителям,
привлечь их к работе образовательного
учреждения. Большой эффект имеют информационные
письма и телефонные звонки. Кстати, с системой
звонков, которые отнимают очень много времени,
нам помогает попечительский совет.
– реклама в Интернете и периодических
изданиях,
– рассылки в посольства и дипломатические
представительства,
– встречи в управлениях образования,
– организация семинаров и конференций для школ
Москвы, регионов России, а также стран СНГ,
– участие в окружных, городских и международных
конференциях и семинарах.
Мы стараемся заявлять о себе. Так как
работаем в интернациональной школе, нам крайне
важно позиционировать себя в международном
сообществе. Кроме того, распространение сведений
о себе пригодится и при осуществлении набора
учащихся, и при создании репутации
образовательного учреждения. Но мало делиться
информацией. Управление школой невозможно без
получения обратной связи. Эту систему
следует разрабатывать в каждой организации и
выводить на высокий уровень, ведь если контакта
нет, управленец приобретает дополнительные
проблемы. А с помощью современных средств
коммуникации он избавляет себя от них, получая
данные в расширенном виде или всего в «двух
словах»:
– письменный или устный отчет,
– доклад,
– электронное сообщение,
– sms-сообщение,
– телефонный звонок,
– подпись родителей на листках домашнего
задания и др.
Следующий принцип – мотивационный:
– формирование у работников
внутренней мотивации,
– сбалансированное сочетание внутренней и
внешней мотивации,
– сбалансированная система поощрений и методов
коррекции,
– адекватность размера поощрения приложенным
усилиям,
– адресность поощрений и учет индивидуальных
потребностей (пожеланий, интересов и т.д.).
Все люди разные и нужно найти то, что
движет конкретным человеком. Причем лучший
результат получается тогда, когда внутренняя
мотивация сотрудника совпадает с ожиданиями
руководителя. Что нужно учителю, каким он видит
свой рост в этом ОУ, интересно ли ему попробовать
себя в роли организатора или он склонен
развиваться как педагог, повышая квалификацию,
мы обычно узнаем в ходе индивидуальных встреч.
Важную роль играет демократический
принцип. Так как в Школе завтрашнего дня
равноправно существуют и российская, и
американская программы, то необходимость
мониторинга качества обучения учащихся по ним
делает обязательным привлечение всех участников
образовательного процесса к управлению. Отсюда и
возникает принцип демократии.
Мне приятно отметить, что в школе есть
сотрудники, которые работают здесь уже свыше
десяти лет (по статистике, подобных людей в
организациях обычно всего один процент:
большинство задерживается на одном месте не
более трех лет). Таких коллег – полностью
понимающих, поддерживающих систему,
приверженных учебному заведению – можно
привлекать к административной деятельности. Они
привносят свежий взгляд и одновременно получают
новый опыт. Если вы видите, что в вашей
организации кто-то «вырос» и обладает
достаточными знаниями для того, чтобы выполнять
ряд заданий, ему нужно дать полномочия
действовать наравне или почти наравне с
администрацией:
назначение координаторов проектов,
мероприятий из среды рядовых сотрудников с
передачей им определенных управленческих
полномочий и т.п.;
выработка решений в рамках
делегированных полномочий на совещаниях,
педсоветах и т.д.;
участие в разработке стратегии
развития учреждения через совместную подготовку
планов, положений, проектов и т.д.
И, безусловно, демократический принцип
не будет считаться полноценно работающим без доступности
руководства. Как известно, к нему идут
беспрестанно. Но, повесив на двери табличку с
приемными часами, мы не проконсультируем тех
преподавателей, которые свободны только в данный
момент. Поэтому, хотя это и тяжело, мы много лет
трудимся в режиме «открытых дверей», когда к
любому из членов администрации, включая
директора, приходят решать вопросы, не назначая
официальную встречу.
|