Мы объединили все компетенции,
укрупнили их и выделили три типа под общим
названием «Гражданская компетентность»:
– базовая (познавательная
деятельность, усвоение способов
самостоятельного приобретения знаний из
различных источников информации, в том числе
внешкольных);
– функциональная (практическая,
трудовая и учебная виды деятельности);
– социальная (общественная
деятельность, познание себя, выполнение роли
семьянина, гражданина, члена социальной группы,
толерантность).
Но как выбрать оптимальные формы
обучения? Какие шаги предпринять, чтобы школа
стала привлекательной для детей, а учителям было
интересно расти вместе с воспитанниками?
Мы решили сделать анализ
эффективности используемых в «Илиме» видов
учебной деятельности с определением веса
каждого из них по 100-балльной шкале. У нас
получилась такая картина (табл. 1).
Таблица 1
№ |
Вид учебной деятельности |
Компетенции |
Базовые |
Функциональные |
Социальные |
1 |
Классический урок |
80 |
35 |
20 |
2 |
Семинар |
50 |
50 |
50 |
3 |
Лекция |
50 |
25 |
10 |
4 |
Диспут |
30 |
75 |
80 |
5 |
Олимпиада,
предметные декады |
70 |
70 |
30 |
6 |
Экскурсия |
85 |
70 |
75 |
7 |
Театр |
45 |
75 |
80 |
8 |
Экспедиция |
80 |
90 |
95 |
9 |
Конференция |
70 |
85 |
40 |
10 |
Проект |
90 |
90 |
90 |
11 |
Исследование |
75 |
85 |
35 |
12 |
Тематический
вечер |
70 |
75 |
80 |
13 |
Деловая
игра |
95 |
95 |
95 |
14 |
Элективный курс |
85 |
50 |
40 |
15 |
АЮЛ,
гражданский форум, воскресные встречи, УКД, КВН |
50 |
95 |
95 |
16 |
Урок-соревнование |
30 |
60 |
65 |
17 |
Спорт (команда) |
55 |
60 |
80 |
Как видно из таблицы 1,
наиболее результативными являются активные
формы обучения (выделено серым цветом). Именно
поэтому мы решили обратить особое внимание на
такую форму образования, как экспедиция.
И ниже расскажем о своем опыте по ее организации
и проведению.
Научно-исследовательская экспедиция
как одна из форм познавательной и практической
деятельности представляется наиболее
привлекательной и перспективной в ряду других
форм выездной деятельности (походы, экскурсии и
др.). Это связано с тем, что она является
эмоционально яркой и очень содержательной
стороной жизни детей.
Основные задачи, которые решает
научно-исследовательская экспедиция школьников,
можно разделить на три группы.
Познавательные: ученики «в полевых
условиях» получают новые знания, из которых
формируют целостную картину мира, природы,
человека, не разделяя их по ячейкам предметов,
благодаря активной совместной деятельности.
Воспитательные: в процессе подготовки и
последующей работы в группах в период экспедиции
учащиеся приобретают социальные и
функциональные компетенции, навыки планирования
собственной деятельности и группы в целом,
самоорганизации, дисциплины, ответственности;
знакомятся с природными,
культурно-историческими особенностями
местности, что способствует воспитанию чувства
патриотизма. Спортивно-оздоровительные:
необходимость решения исследовательских задач
предполагает пешие и водные маршруты, а
проведение мероприятий в экологически чистых
районах способствует укреплению здоровья.
Поездки в экспедиции мы практикуем уже
на протяжении трех лет. Они осуществляются у нас
обычно два раза в год – осенью и весной.
Начальная школа всегда отправляется отдельно от
старшей.
А в сентябре 2009 г. мы впервые
организовали трехдневный выездной лагерь на
высокогорном озере Иссык-Куль. Начали учебный
год 1 сентября торжественной линейкой, а уже на
следующий день ребята с 5-го по 11-й класс рано
утром выехали в оздоровительный лагерь
«Дзержинец».
В качестве целей поездки были
обозначены:
1.Формирование гражданской
компетентности учащихся и педагогов.
2. Сплочение коллектива детей и взрослых.
Задачи экспедиции:
1. Проанализировать проблему
«Успешность и неуспешность учащихся в учебной и
внеурочной деятельности в неформальной
обстановке».
2. Провести интегрированные занятия с
последующим анализом объема приобретенных
знаний.
3. Организовать специальные мероприятия для
адаптации вновь прибывших в коллектив учащихся и
учителей.
Визит в «Рух Ордо»
Ожидаемый результат мероприятия:
1. Анализ коллектива учащихся каждого
класса для разработки программы развития.
2. Анализ причин успешности/неуспешности
учеников для разработки индивидуальных
траекторий образования.
3. Сплачивание детского и взрослого коллективов.
4. Успешная адаптация вновь прибывших учеников и
учителей.
5. Значительный объем усвоенного программного
материала по истории, математике, киргизскому
языку, предметам естественно-научного блока.
6. Появление информационного материала и стенных
газет в каждом классе, подготовленных по
впечатлениям детей после экспедиции.
7. Разработка модулей интегрированных уроков. (Учителя
биологии, географии, истории, киргизского и
английского языков разрабатывают и проводят
совместный урок, речь в котором идет о природе,
флоре и фауне, горных породах, источниках,
питающих озеро, и истории озера Иссык-Куль.
Сначала информацию готовят педагоги истории и
естественно-научного цикла на русском языке, а
учителя киргизского и английского языков
дублируют ее на языки; кроме этого учитель
киргизского языка старается использовать
элементы киргизского национального фольклора,
рассказывает легенды, предания.)
Строить замки на песке и гулять с
друзьями – все это помогает развитию личности
Подготовка к подобному выездному
мероприятию начинается за месяц до срока
проведения. За две недели до выезда учителя
предоставляют на утверждение план каждого урока
в экспедиции и всей внеурочной деятельности. Все
пункты программы расписываются строго по
времени. Питание организуется всегда на месте:
берется сухой паек, пища готовится вместе с
детьми.
За несколько дней до проведения
экспедиции в классах проводятся родительские
собрания, где разъясняются обоснованность и
необходимость подобного выезда. В конце встречи
родители подписывают доверенность, разрешающую
выезд детей за пределы школы. И мамы, и папы при
желании могут выехать вместе со всеми. Это всегда
только приветствуется.
У нас команда в итоге получилась
большая: все кураторы (классные руководители) со
своими классами, педагоги-предметники, врач (или
медсестра), школьный психолог, администрация
школы.
В течение трех дней мы проводили уроки
по предметам, спортивные состязания, тренинги,
нацеленные на сплочение ребят, умение работать в
команде, быть толерантными, нести
ответственность за себя и товарищей. В
организации подобных мероприятий нам очень
помогает Ассоциация юных лидеров (АЮЛ), и мы,
являясь ее членами, постоянно практикуем
разнообразные тренинги в школе в течение
учебного года, и также во время этой экспедиции.
Визитная карточка
школы
Образовательный комплекс «Илим» –
частная школа в столице Киргизии. Это
образовательное учреждение гуманитарного
направления с углубленным изучением
иностранного языка. Работает по системе «Школы
полного дня» с 8-00 до 17-00 часов, 5 дней в неделю. В
школе обучаются 260 учеников. Максимальная
наполняемость классов 20 человек. С детьми
работают 86 педагогов.
Философия школы: «Природа дала каждому
человеку таланты, наша задача – с максимальным
усердием их реализовать». |
Что касается занятий в лагере,
то учителям приходится готовиться к ним иначе,
нежели в классе. Однако в выездных условиях есть
возможность проведения интегрированных уроков,
результативность которых, как правило, гораздо
выше.
Учителя физкультуры, географии,
естествознания, родиноведения, истории
разрабатывали определенный маршрут в горах,
рассчитывая стоянки. На каждой такой остановке
ребят ждал учитель-предметник с определенным
заданием. На его выполнение давалось время, и
пока оно не было сделано, продвигаться далее по
маршруту участники не имели права.
При этом классы соревновались между
собой на скорость. Все уроки на открытом воздухе
проходили живо, весело и – самое главное –
результативно.
Приведем в качестве примера несколько
названий тем по разным предметам. Скажем, на
уроке математики в 6-м классе она звучала так:
«Вычисление площади фигуры неправильной формы.
Расчет площади озера Иссык-Куль». Занятие по
истории в 7-м классе называлось: «Мировые религии:
буддизм, христианство, ислам». Кстати, оно
проходило в культурно-этнографическом центре
«Рух Ордо» (Центр духовности). А десятиклассники
изучали «Историю Кыргызстана с древнейших
времен до настоящего времени» на территории
музея под открытым небом «Петроглифы
Кыргызстана».
Кроме уроков в лагере проводились и
внеурочные мероприятия: «Шоу талантов»,
«Построение замков на песке», «День Нептуна»,
«Мульти Шоу». Была организована поездка в
детский дом «Мээрим Булагы». Он расположен в
шести часах езды от нашего образовательного
комплекса, но от лагеря его отделял всего час
езды.
В течение всего времени нашего
пребывания в лагере у нас работала группа
школьных журналистов. Они ежедневно освещали
события, происходившие на разных уроках, в
результате чего получилась газета, где
отразились личные впечатления детей об
экспедиции.
Процитируем некоторые из них.
Учащийся 6-го класса Чыныбай:
«Я думаю, тот человек, который построил “Рух
Ордо“, был убежден, что все религии равноценны,
есть только один Бог, и все люди перед ним равны».
Отрывок из эссе ученицы 7-го класса
Абдыкадыровой Нигины: «Побывала в музее “Рух
Ордо“. Здесь представлены основные религии мира.
Даже вообразить себе не могла, что такие
экспозиции существуют. Была удивлена! Люди такие
разные и одновременно похожие. Мы все равны. Но не
каждый это осознает. Сколько жертв принесено!
Сколько народу погибло ради того, чтобы доказать
правоту своей религии! Но зачем нужны эти войны?
Поездка в “Рух Ордо“ заставила
меня о многом задуматься...»
Для экспедиции мы выработали единые
формы мониторинга, отчета и критерии оценивания.
Во внимание принималась работа и активность
каждого ученика, класса и куратора. Мониторинг
проводился ежедневно на общем совещании, а после
отбоя в 23.30 педагоги организовывали рефлексию,
отчитывались о проделанной работе, сопоставляли
результат с заявленными целями и при
необходимости корректировали план на следующий
день. Администрация анализировала деятельность
педагогов.
Все внеурочные мероприятия в основном
были нацелены на формирование социальных
компетенций и оценивались по стобалльной
системе (табл. 2). Во второй строке таблицы
указано максимальное количество баллов, которое
можно было набрать, в последней строке –
средний балл по школе. Так оценивался каждый
день. Видя низкие показатели в определенных
критериях, мы планировали свою дальнейшую
работу.
Таблица 2
Класс |
ФИ |
Умение
простраивать комму-
никации |
Участие
в меро-
приятиях |
Умение
принимать инициа-
тиву на себя |
Работа
в команде |
Умение
подчи-
няться правилам |
Умение
исполнять различные роли |
ВСЕГО |
Приме-
чание |
|
|
30 |
15 |
20 |
10 |
15 |
10 |
100 |
|
5А |
|
28 |
15 |
18 |
9 |
13 |
9 |
93 |
|
5Б |
|
18 |
13 |
14 |
9 |
11 |
5 |
70 |
|
6А |
|
28 |
14 |
17 |
9 |
14 |
7 |
88 |
|
6Б |
|
24 |
14 |
14 |
8 |
11 |
10 |
81 |
|
7 |
|
30 |
15 |
20 |
10 |
15 |
10 |
100 |
самый-самый |
8А |
|
30 |
10 |
10 |
10 |
15 |
10 |
85 |
|
8Б |
|
30 |
15 |
15 |
10 |
15 |
10 |
95 |
|
9А |
|
18 |
10 |
13 |
7 |
10 |
7 |
64 |
низкие
показатели |
9Б |
|
30 |
14 |
18 |
9 |
14 |
9 |
93 |
|
10А |
|
23 |
9 |
7 |
8 |
14 |
5 |
66 |
низкие
показатели |
10Б |
|
23 |
13 |
13 |
8 |
13 |
7 |
78 |
|
11 |
|
30 |
15 |
20 |
10 |
15 |
10 |
100 |
самый-самый |
|
|
26 |
13 |
15 |
9 |
13 |
8 |
84 |
|
Что важного из экспедиции вынесли для
себя учителя? Они проверили знания своих
учеников, убедились в том, что те за лето ничего
не забыли. Кроме того, собрали материал, который
можно использовать для работы в течение всего
учебного года. В частности, учитель истории
О.И. Нелина, выпускающая с ребятами
электронный учебник «История Кыргызстана»,
создала архив фото- и видеоматериалов. В
неформальной обстановке дети сдружились между
собой, а также с педагогами и администрацией. Они
«увидели» в своих наставниках дружелюбных и
заботливых людей, с которыми можно говорить не
только об уроках и оценках.
Поездка в детский дом
Игры на природе
Что касается администрации
образовательного комплекса, то мы доработали
инструкцию по организации «Выездной школы» (Приложение)
и модули интегрированных и выездных уроков.
Обсудили план работы по преодолению
неуспешности некоторых учеников, отметили, что
дети и учителя, пришедшие к нам в начале учебного
года, быстро адаптировались в коллективе. Были
выявлены и неформальные лидеры, с помощью
которых можно влиять на детский коллектив, и
выделены новые претенденты для работы в школьном
парламенте.
Кроме этого, для меня, как руководителя
школы было важным , чтобы дети и учителя
пообщались друг с другом в неформальной
обстановке.
Как говорит уважаемый Шалва
Александрович Амонашвили, необходимо, чтобы
очеловечилась среда вокруг ребенка. Ведь в
классах волей-неволей учителя переходят на
менторский тон и дистанциируются от детей. В
экспедиции же они стали ближе друг другу.
Я получила позитивное настроение и
здоровые взаимоотношения как внутри детского,
так внутри взрослого коллектива. Наверное, это
эмоциональный результат. Фактически же у нас
образовалась новая форма образовательной
деятельности, при которой в одну единицу времени
дети получают максимум информации и компетенций.
В частности, учитель географии
рассказала, что она за 10 минут занятий пришла к
результату, на который в школе могла бы
рассчитывать только через два урока! А при
нынешней загруженности учеников учебными
предметами – это реальная возможность сократить
учебное время и высвободить его для другой
важной деятельности.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инструкция по организации «Выездной
школы»
1. План поездки
разрабатывается учителями и членами Школьного
Парламента заранее и утверждается
администрацией школы (май или август).
2. Окончательное решение о поездке принимается
заранее (минимум за две недели) для подготовки
всего необходимого.
3. План поездки составляется так, чтобы был
дополнительный день для свободного общения
куратора с классом.
4. Организационная группа «Выездной школы»
обязана выезжать на место отдыха заранее (за два
дня), для решения вопросов размещения, питания,
санитарного состояния территории.
5. Организационная группа
должна до отъезда составить инструкцию для
дежурного класса и правила поведения в лагере.
6. В организационную группу обязательно должен
входить врач или медсестра.
7. Зная количество учащихся и взрослых,
принимающих участие в экспедиции, нужно
расписать заранее режим питания в столовой
(распределить всех по номерам столов).
8. Медикам необходимо ежедневно контролировать
санитарное состояние столовой, столов, столовых
приборов, приготовление и раздачу пищи (нормы и
количество порций).
9. Руководителям методобъединений заранее
определить вид, темы уроков для проведения в
лагере и согласовать с завучем.
10. Педагогам-предметникам составить конспект
уроков с указанием цели, задачи, ожидаемого
результата по формированию компетенций,
согласовать с руководителем МО и утвердить у
завуча.
11. Руководителю отделения
социального развития необходимо заранее
распределять запланированные мероприятия по
классам и назначать ответственных за их
организацию и проведение.
12. Ответственным за мероприятие кураторам и их
ребятам необходимо предварительно, до поездки,
подобрать материал, написать сценарий,
самостоятельно распределить обязанности,
сделать свои заготовки атрибутов.
13. Важно заранее выбрать из
числа учащихся тех, кто будет ежедневно вести
хронику жизни лагеря, отражать текущую
информацию.
14. Участие всех взрослых во всех мероприятиях
ОБЯЗАТЕЛЬНО!
15. Подготовка и проведение мероприятия проходит
при непосредственном участии куратора.
16. Режим каждого дня расписывается на ватмане и
вывешивается на видное место, распечатывается и
раздается кураторам лично в руки на вечернем
совещании.
17. Кураторам запрещено
самостоятельно вносить свои коррективы в
утвержденный план.
18. Обязательно нужно прописывать цели и задачи,
продукт – конечный результат поездки (что я хочу
получить от ребенка, класса и мероприятия в
итоге) по формированию компетенций.
19. Ежедневно проводить вечернее совещание
(рефлексия, обратная связь, знакомство с планом,
целями и задачами следующего дня).
20. Организаторам поездки запланировать для
проведения совещания кофе-брейк.
21. Важно помнить о проводении мониторинга, а
затем – об анализе каждого мероприятия и
«Выездной школы» в целом. Полученные результаты
соотносить с поставленными целями и задачами.
22. По возвращении обязательна
рефлексия всей проделанной работы, оценка ее
результативности в соответствии с реализацией
поставленных целей.
|