Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №1/2010

Тема номера

«Книга для сотрудников», или Искусство сетевого управления в одной зеленой книжке

Эффективный инструмент для поддержания корпоративной культуры школы

Хорошая школа находится в постоянном развитии: растет, расширяется, занимается системным обучением коллег, формирует вокруг себя сети и сообщества. Новый закон об образовании, появления которого мы ожидаем в 2010 году, изменяет представление о школе: главным, фундаментальным ядром образовательного учреждения (в недалеком будущем – образовательной организации1) становится образовательная программа, которая одновременно выступает и объектом финансирования.

Подчеркнем: не штатное расписание, не содержание учебного процесса в конкретном здании, а именно образовательная программа – со всеми ее специфическими особенностями, преимуществами и (что неизбежно) слабыми сторонами. А разворачиваться она может в любом масштабе и формате – тут, как говорится, все зависит от потенциала самой программы и возможностей педагогической команды.

Мы давно приучены понимать образовательное учреждение как помещение, объект недвижимости. Назовешь конкретный номер – и представляешь себе фасад, а потом уже фойе, актовый зал, кабинеты и коридоры… Ведь школа – не цирк шапито, не цыганский табор: она не кочует по городам и весям, а незыблемо стоит на своем месте, имея в оперативном управлении (как правило) типовое здание. Ну, бывает, что еще и ближайший детский сад присоединит – в качестве предшкольного или начального отделения.

Процессы «оптимизации образовательных сетей», предусмотренные комплексными проектами модернизации образования и начавшиеся недавно в большинстве регионов страны, изменили традиционные представления: оказывается, учебные заведения могут «делиться и размножаться», образуя сложные комплексы, могут переезжать с места на место, делиться по направлениям и даже (совсем как в мире большого бизнеса) поглощать друг друга. И в мегаполисах, и в небольших периферийных поселках отдельные ОУ стали расти и почковаться, организуя базовые школы, ресурсные центры, профильные классы, дошкольные отделения, налаживая дистанционное обучение детей и взрослых и – что показательно! – почувствовав азарт и вкус в деле «прогрессивного почкования»2.

И действительно, по логике будущего закона, эффективная образовательная программа вполне может реализовываться на многих площадках, может варьироваться и умножать количество внутренних стандартов: для города, для села, для очного обучения, для дополнительного образования, для дистанционной поддержки инвалидов и т.д., и т.п. И все площадки войдут в состав единой образовательной организации (либо партнерской сети организаций).

Наша гимназия «Корифей», расположенная в Екатеринбурге, развивается именно по такому сценарию. В ходе оптимизации и сокращения числа малых школ к нам присоединили сначала одну, потом другую; подтянулась часть коллектива из третьей – и сейчас гимназия объединяет под одним юридическим лицом 5 площадок (2 школьных и 3 дошкольных отделения), более или менее удаленных друг от друга. В будущем году нас ожидает следующий этап расширения: помещение для старшей школы расположено в другом административном районе!..

Все эти кульбиты непривычны для традиционной модели управления и требуют новых подходов, основанных на азах франчайзинга, проектного менеджмента и сетевой организации. Основой здесь выступают единые цели, ценности, стандарты качества и процедуры, представленные в качестве регламентов. Возьмем для примера любую сеть супермаркетов или фаст-фудов. Они разбросаны по многим городам и даже странам, но всюду мы видим одни и те же приметы бренда: стандарты оформления, выкладки товара, обслуживания, подготовки персонала и т.п.

Позвольте, школа – это вам не «Пятерочка» и не «Макдональдс», – возразите вы. В образовании невозможно тиражирование одинаковых продуктов и повторение стандартных фраз с заученной улыбкой. В каждой школе складывается собственная атмосфера, формируются уклад, неписаные правила и законы; даже классы в параллели различаются иногда разительно. Выходит, 5 зданий – это 5 отдельных миров!

Отдельных, да не совсем, – утверждаем мы. Наши площадки представляют собой части единого целого: здания разные, а фундамент общий! Преемственная образовательная программа, миссия, программа развития, базовые принципы, требования к сотрудникам, модель соуправления.

Начинаем – по науке – с вешалки, т.е. с ремонта и дизайна. Во всех помещениях учеников и родителей встречают единые подходы к школьному ремонту (прежде всего – приличные туалеты, столовая, вообще, места общего пользования), фирменные цвета, растяжки и постеры, стенды, представляющие гимназию в целом.

Как быть с человеческим фактором? Известно ведь, что педагоги – самый трудновоспитуемый контингент. А уж если (как в нашем случае) в одном ОУ объединились, по сути, три с половиной коллектива, легкие решения искать бесполезно. Зато стоит выбрать самые простые и гуманистические:

– никакого давления и «революций сверху»;

– доброжелательное изучение друг друга;

– год (как минимум) посвящаем мягкой взаимной адаптации – через деловые игры, тренинги, совместные проекты, праздники и т. д.

И таким образом постепенно приобщаем новый педсостав к нашей «шкале ценностей», внутренним нормам и требованиям.

Одним из самых эффективных инструментов для реализации данного плана является выпуск «Книги для сотрудников», представляющей ответы на все ключевые вопросы о внутришкольной жизни.

Настольная книга это постоянный помощник, справочник, советчик, который всегда под рукой (в нее даже планы помещений включены, чтобы новички сразу ориентировались в непростых корифейских лабиринтах). Однако книга ничего не навязывает и тем более не диктует – она «сообщает» информацию, по отношению к которой каждый может определиться сам: «Да, мне это подходит, я буду здесь работать»; «Нет, извините, это не мое».

На обложке книги стоит гриф ДСП – «Для служебного пользования»: здесь собраны внутренние, корпоративные правила, которые действуют только в «Корифее» и никому не предлагаются в качестве эталона. Но если вы поступили в наш «монастырь» – будьте добры, устав соблюдайте. На всех пяти площадках. Иначе сеть мы не построим.

Основное содержание «Книги для сотрудников»  это, как уже говорилось, ответы на типичные вопросы – как принципиальные:

  • Чего от меня ждут, и на что я могу рассчитывать?

  • Как организовать эффективное сотрудничество с учащимися?

  • Как организовать эффективное сотрудничество с родителями?

  • Как организовать эффективное взаимодействие с коллегами?

  • Как принять участие в управлении гимназией?

  • Как повысить свою заработную плату?

  • Какие в гимназии существуют возможности для профессионального и личностного роста?

  • Какие в гимназии существуют возможности для самовыражения?

Так и технические:

  • Что делать, если..?

  • Как пройти в..?

  • Как работать в системе «NET-школа»? и т.п.

Плюс полезная информация о школе: от миссии и ценностей – до контактных данных.

Вступление тоже является ответом на вопрос: «Для чего мы сделали эту книгу?»

Создать себя – значит объективно оценить и сопоставить свои способности и возможности, стремления и потребности, запросы и ограничения. А потом разобраться с целями – большими и малыми, увидеть свой оптимальный будущий образ и приступить к его воплощению в жизнь.

Надеемся, что эта книга, адресованная сотрудникам гимназии «Корифей», облегчит Ваш труд по «самосозданию» и расставит указатели в нужных местах.

Работая над текстом, мы сами многое о себе узнали: еще раз посмотрели на «Корифей» со стороны. Попытались понять, в чем секрет нашего успеха. Взвесили все «плюсы» и «минусы».

Мы надеемся, что все корифеи, прочитав эту книгу, смогут четче представить себе миссию, цели и задачи гимназии. А также найти свое место в нашей организации и в полной мере использовать существующие в школе управленческие механизмы, позволяющие каждому лучше выполнять свою работу и максимально полно реализовать себя.

В состав авторского коллектива вошли 22 человека(!) – не только руководители и опытные педагоги, но и библиотекари, бухгалтеры, директор предприятия общественного питания, секретарь-референт, председатель школьного профкома. Главным принципом при составлении текста стала коллегиальность: поделиться своим опытом, указать оптимальный путь решения проблемы, дать совет начинающим, найти и опубликовать ценную информацию – любой мог откликнуться и поучаствовать в общем деле.

Небольшие вставки с подзаголовками «Это важно!» содержат мнения «экспертов» – учителей и сотрудников, пожелавших выступить в этом качестве по каким-либо вопросам. Вот, например, экспертное мнение директора А.А. Бабетова в главе «Как организовать эффективное взаимодействие с коллегами?»

Мы приветствуем, когда сотрудник не замыкается на выполнении только своих прямых должностных обязанностей, а занимает более активную жизненную позицию. Например, является классным руководителем либо ведет программу или проект.

Кроме того, в гимназии принято любое дело делать сообща: «Одна голова хорошо, а много – лучше». Самые важные решения принимаются так называемыми рабочими группами – немногочисленным (3–7 чел.) собранием людей, причастных к реализации какого-нибудь дела. Быть членом рабочей группы – значит помогать гимназии делать что-то новое, прогрессивное, полезное. Это с точки зрения администрации – несомненный плюс в пользу сотрудника, который, безусловно, будет учтен в рейтинге, при педагогической аттестации, а значит, выразится и материально.

А вот совет другого эксперта – И.В. Прокиной, учителя истории и обществознания, курирующей проект «Школа – вуз» (в разделе «Как повысить свою заработную плату»):

Что нужно знать педагогу, желающему запустить проект:

  • главное – найти незанятую нишу (потребность есть, возможностей нет или они ограничены);

  • если проект не отвечает реальным потребностям, он нежизнеспособен;

  • двигателем любого проекта является человек-энтузиаст, человек-подвижник.

Интересно было составлять алгоритмы определенных действий – в качестве подспорья для коллег. Таким получился созданный мной алгоритм для продвижения продуктивных идей:

Если у вас возникла ценная и полезная для школы идея, не хороните ее в себе!

Шаг № 1. Сформулируйте идею (предложение) – изложите на бумаге, в файле, на слайде.

Шаг № 2. Обсудите идею с ближайшими соратниками, выслушайте их предложения и советы. Сформулируйте идею еще лучше и конкретнее.

Шаг № 3. Определите свою роль в реализации идеи. Вы хотите быть лидером группы, участником, экспертом или просто «автором идеи»?

Шаг № 4. Представьте идею своему непосредственному руководителю – заведующему кафедрой, завучу, руководителю подразделения – или авторитетному для вас коллеге. Заручитесь его мнением.

Шаг № 5. Если вы готовы двигать свою инициативу, представьте ее подробнее – на 1–2 страницах: цели, необходимые шаги, требуемые ресурсы, план действий, ожидаемый эффект.

Шаг № 6. Представьте свой проект руководству – публично: на административном совете, педагогическом совете, семинаре, либо приватно.

Шаг № 7. Если Ваша идея получила одобрение, и Вам гарантировали поддержку, действуйте! Собирайте рабочую группу (в соответствии с масштабом инициативы), обсуждайте план работы и превращайте мечту в реальность.

Книгу насытили также такими выдержками из трудов по теории и практике управления и педагогике, как «Семь навыков высокоэффективных людей» С.Кови. Хорошей находкой стали афоризмы: каждый раздел начинается с высказывания – «Один умный человек сказал…»

Помимо ярких «фишек», книга содержит и весьма сухие, но необходимые в нашей профессиональной деятельности фрагменты. Что суше всего? – «Лекция!» – ответила мышь из сказки Льюиса Кэрролла. «Служебная инструкция!» – отвечаем мы. Действительно, кто по доброй воле будет читать свою служебную инструкцию, особенно когда она подшита в толстую папку других, ей подобных?..

Несколько инструкций – для учителя-предметника, классного руководителя, воспитателя – мы рискнули поместить в свою книгу: в надежде, что привлекательный вид и живое содержание «окружающей» информации все-таки подвигнут педагогов на изучение этих важных документов3. В первую «Книгу для сотрудников» вошли также перечни инструктажей и памятки по соблюдению требований безопасности.

Подспорьем в работе и отдыхе, несомненно, послужат календари основных гимназических событий – будничных и праздничных, а также визитные карточки творческих проектов, в которых любой сотрудник может принять участие.

Текст готовился несколько месяцев. На завершающей стадии за редактирование взялась команда из трех человек: сборка, считка, корректура.

Согласно первоначальному замыслу «Книга для сотрудников» должна была «потянуть» страниц на 30–40 (машинописных) и размножаться на ризографе безо всяких особых прикрас. Но когда исходный текст «дорос» до 80-ти страниц и включил в себя даже требования дресс-кода (ставшие, кстати, предметом особо пристального изучения в женском коллективе), правила первой доврачебной помощи и действий в экстремальных ситуациях, редакционная команда дружно решила: такой продукт достоин лучшей участи!.. То есть профессионального макета и типографской печати.

Наш первый блин получился вполне аппетитным: во всяком случае, отзывы в корифейском сообществе собрал положительные. И встречные предложения: подготовить и издать отдельно «Книгу для учителей», «Книгу для родителей». И это при том, что в гимназии уже пятый год издается «Настольная книга Корифея», презентующая образовательную программу гимназии детям и взрослым!..

У редакционной команды родились и вполне конкретные планы по улучшению издания. Стало ясным, что не хватает раздела, объясняющего модель распределения стимулирующей части заработной платы. Практически не представлены сетевые партнеры и общественные организации, в которые входит «Корифей» (ИПОП «Эврика», «Лига образования», «Всероссийское Педагогическое Собрание» и др.). Не задействован такой мощный ресурс, как советы и рекомендации уважаемых родителей, экспертов, друзей гимназии, пожелания учащихся и выпускников.

Мы уверены, что специальные корпоративные издания (печатные либо электронные) для разных представителей школьного сообщества очень действенны в тех ОУ, которые держат курс на сетевое развитие и объединение нескольких площадок. Помогут такие книги и тем школам, которые активно занимаются тиражированием собственного опыта, являясь «точками роста» в своих регионах.

___________________

1 Сошлюсь на выступление И.М. Реморенко, начальника отдела образовательной политики МОН РФ, прозвучавшее 7 ноября 2009 г. на межрегиональной конференции «Эффекты внедрения и мониторинг распространения результатов КПМО», где он познакомил участников с эскизным проектом нового закона.

2 В авангарде этого движения стоят такие известные школы, как Центр образования № 548 «Царицыно» (Москва) или гимназия № 56 (Санкт-Петербург).

3 В очередном выпуске «Книги для сотрудников» мы решили дать служебные инструкции уже как приложения к советам юриста об использовании инструкций в свою пользу.

 

Рейтинг@Mail.ru