Подчеркнем: не штатное расписание, не
содержание учебного процесса в конкретном
здании, а именно образовательная программа –
со всеми ее специфическими особенностями,
преимуществами и (что неизбежно) слабыми
сторонами. А разворачиваться она может в любом
масштабе и формате – тут, как говорится, все
зависит от потенциала самой программы и
возможностей педагогической команды.
Мы давно приучены понимать
образовательное учреждение как помещение,
объект недвижимости. Назовешь конкретный
номер – и представляешь себе фасад, а потом
уже фойе, актовый зал, кабинеты и коридоры… Ведь
школа – не цирк шапито, не цыганский табор: она
не кочует по городам и весям, а незыблемо стоит на
своем месте, имея в оперативном управлении (как
правило) типовое здание. Ну, бывает, что еще и
ближайший детский сад присоединит – в
качестве предшкольного или начального
отделения.
Процессы «оптимизации
образовательных сетей», предусмотренные
комплексными проектами модернизации
образования и начавшиеся недавно в большинстве
регионов страны, изменили традиционные
представления: оказывается, учебные заведения
могут «делиться и размножаться», образуя сложные
комплексы, могут переезжать с места на место,
делиться по направлениям и даже (совсем как в
мире большого бизнеса) поглощать друг друга. И в
мегаполисах, и в небольших периферийных поселках
отдельные ОУ стали расти и почковаться,
организуя базовые школы, ресурсные центры,
профильные классы, дошкольные отделения,
налаживая дистанционное обучение детей и
взрослых и – что показательно! –
почувствовав азарт и вкус в деле «прогрессивного
почкования»2.
И действительно, по логике будущего
закона, эффективная образовательная программа
вполне может реализовываться на многих
площадках, может варьироваться и умножать
количество внутренних стандартов: для города,
для села, для очного обучения, для
дополнительного образования, для дистанционной
поддержки инвалидов и т.д., и т.п. И все площадки
войдут в состав единой образовательной
организации (либо партнерской сети организаций).
Наша гимназия «Корифей»,
расположенная в Екатеринбурге, развивается
именно по такому сценарию. В ходе оптимизации и
сокращения числа малых школ к нам присоединили
сначала одну, потом другую; подтянулась часть
коллектива из третьей – и сейчас гимназия
объединяет под одним юридическим лицом 5
площадок (2 школьных и 3 дошкольных отделения),
более или менее удаленных друг от друга. В
будущем году нас ожидает следующий этап
расширения: помещение для старшей школы
расположено в другом административном районе!..
Все эти кульбиты непривычны для
традиционной модели управления и требуют новых
подходов, основанных на азах франчайзинга,
проектного менеджмента и сетевой организации.
Основой здесь выступают единые цели, ценности,
стандарты качества и процедуры, представленные в
качестве регламентов. Возьмем для примера любую
сеть супермаркетов или фаст-фудов. Они разбросаны по многим городам и даже
странам, но всюду мы видим одни и те же приметы
бренда: стандарты оформления, выкладки товара,
обслуживания, подготовки персонала и т.п.
Позвольте, школа – это вам не
«Пятерочка» и не «Макдональдс», – возразите
вы. В образовании невозможно тиражирование
одинаковых продуктов и повторение стандартных
фраз с заученной улыбкой. В каждой школе
складывается собственная атмосфера, формируются
уклад, неписаные правила и законы; даже классы в
параллели различаются иногда разительно.
Выходит, 5 зданий – это 5 отдельных миров!
Отдельных, да не совсем, –
утверждаем мы. Наши площадки представляют собой
части единого целого: здания разные, а фундамент
общий! Преемственная образовательная программа,
миссия, программа развития, базовые принципы,
требования к сотрудникам, модель соуправления.
Начинаем – по науке – с вешалки,
т.е. с ремонта и дизайна. Во всех помещениях
учеников и родителей встречают единые подходы к
школьному ремонту (прежде всего – приличные
туалеты, столовая, вообще, места общего
пользования), фирменные цвета, растяжки и
постеры, стенды, представляющие гимназию в целом.
Как быть с человеческим фактором?
Известно ведь, что педагоги – самый
трудновоспитуемый контингент. А уж если (как в
нашем случае) в одном ОУ объединились, по сути,
три с половиной коллектива, легкие решения
искать бесполезно. Зато стоит выбрать самые
простые и гуманистические:
– никакого давления и «революций
сверху»;
– доброжелательное изучение друг
друга;
– год (как минимум) посвящаем мягкой
взаимной адаптации – через деловые игры,
тренинги, совместные проекты, праздники и т. д.
И таким образом постепенно приобщаем
новый педсостав к нашей «шкале ценностей»,
внутренним нормам и требованиям.
Одним из самых эффективных
инструментов для реализации данного плана
является выпуск «Книги для сотрудников»,
представляющей ответы на все ключевые вопросы о
внутришкольной жизни.
Настольная книга – это постоянный помощник, справочник,
советчик, который всегда под рукой (в нее даже
планы помещений включены, чтобы новички сразу
ориентировались в непростых корифейских
лабиринтах). Однако книга ничего не навязывает и
тем более не диктует – она «сообщает»
информацию, по отношению к которой каждый может
определиться сам: «Да, мне это подходит, я буду
здесь работать»; «Нет, извините, это не мое».
На обложке книги стоит гриф ДСП –
«Для служебного пользования»: здесь собраны
внутренние, корпоративные правила, которые
действуют только в «Корифее» и никому не
предлагаются в качестве эталона. Но если вы
поступили в наш «монастырь» – будьте добры,
устав соблюдайте. На всех пяти площадках. Иначе
сеть мы не построим.
Основное содержание «Книги для
сотрудников» – это, как уже говорилось,
ответы на типичные вопросы – как
принципиальные:
Чего от меня ждут, и на что я
могу рассчитывать?
Как организовать
эффективное сотрудничество с учащимися?
Как организовать
эффективное сотрудничество с родителями?
Как организовать
эффективное взаимодействие с коллегами?
Как принять участие в
управлении гимназией?
Как повысить свою заработную
плату?
Какие в гимназии существуют
возможности для профессионального и личностного
роста?
Какие в гимназии существуют
возможности для самовыражения?
Так и технические:
Плюс полезная информация о
школе: от миссии и ценностей – до контактных
данных.
Вступление тоже является ответом на
вопрос: «Для чего мы сделали эту книгу?»
Создать себя – значит
объективно оценить и сопоставить свои
способности и возможности, стремления и
потребности, запросы и ограничения. А потом
разобраться с целями – большими и малыми,
увидеть свой оптимальный будущий образ и
приступить к его воплощению в жизнь.
Надеемся, что эта книга,
адресованная сотрудникам гимназии «Корифей»,
облегчит Ваш труд по «самосозданию» и расставит
указатели в нужных местах.
Работая над текстом, мы сами многое о
себе узнали: еще раз посмотрели на «Корифей» со
стороны. Попытались понять, в чем секрет нашего
успеха. Взвесили все «плюсы» и «минусы».
Мы надеемся, что все корифеи,
прочитав эту книгу, смогут четче представить
себе миссию, цели и задачи гимназии. А также найти
свое место в нашей организации и в полной мере
использовать существующие в школе
управленческие механизмы, позволяющие каждому
лучше выполнять свою работу и максимально полно
реализовать себя.
В состав авторского коллектива вошли
22 человека(!) – не только руководители и
опытные педагоги, но и библиотекари, бухгалтеры,
директор предприятия общественного питания,
секретарь-референт, председатель школьного
профкома. Главным принципом при составлении
текста стала коллегиальность: поделиться своим
опытом, указать оптимальный путь решения
проблемы, дать совет начинающим, найти и
опубликовать ценную информацию – любой мог
откликнуться и поучаствовать в общем деле.
Небольшие вставки с подзаголовками «Это
важно!» содержат мнения «экспертов» –
учителей и сотрудников, пожелавших выступить в
этом качестве по каким-либо вопросам. Вот,
например, экспертное мнение директора
А.А. Бабетова в главе «Как организовать
эффективное взаимодействие с коллегами?»
Мы приветствуем, когда сотрудник
не замыкается на выполнении только своих прямых
должностных обязанностей, а занимает более
активную жизненную позицию. Например, является
классным руководителем либо ведет программу или
проект.
Кроме того, в гимназии принято любое
дело делать сообща: «Одна голова хорошо, а
много – лучше». Самые важные решения
принимаются так называемыми рабочими
группами – немногочисленным (3–7 чел.)
собранием людей, причастных к реализации
какого-нибудь дела. Быть членом рабочей
группы – значит помогать гимназии делать
что-то новое, прогрессивное, полезное. Это с точки
зрения администрации – несомненный плюс в
пользу сотрудника, который, безусловно, будет
учтен в рейтинге, при педагогической аттестации,
а значит, выразится и материально.
А вот совет другого эксперта –
И.В. Прокиной, учителя истории и
обществознания, курирующей проект «Школа –
вуз» (в разделе «Как повысить свою заработную
плату»):
Что нужно знать педагогу,
желающему запустить проект:
- главное –
найти незанятую нишу (потребность есть,
возможностей нет или они ограничены);
- если проект не
отвечает реальным потребностям, он
нежизнеспособен;
- двигателем
любого проекта является человек-энтузиаст,
человек-подвижник.
Интересно было составлять алгоритмы
определенных действий – в качестве подспорья
для коллег. Таким получился созданный мной
алгоритм для продвижения продуктивных идей:
Если у вас возникла ценная и
полезная для школы идея, не хороните ее в себе!
Шаг № 1. Сформулируйте идею
(предложение) – изложите на бумаге, в файле, на
слайде.
Шаг № 2. Обсудите идею с
ближайшими соратниками, выслушайте их
предложения и советы. Сформулируйте идею еще
лучше и конкретнее.
Шаг № 3. Определите свою роль в
реализации идеи. Вы хотите быть лидером группы,
участником, экспертом или просто «автором идеи»?
Шаг № 4. Представьте идею
своему непосредственному руководителю –
заведующему кафедрой, завучу, руководителю
подразделения – или авторитетному для вас
коллеге. Заручитесь его мнением.
Шаг № 5. Если вы готовы двигать
свою инициативу, представьте ее подробнее –
на 1–2 страницах: цели, необходимые шаги,
требуемые ресурсы, план действий, ожидаемый
эффект.
Шаг № 6. Представьте свой
проект руководству – публично: на
административном совете, педагогическом совете,
семинаре, либо приватно.
Шаг № 7. Если Ваша идея получила
одобрение, и Вам гарантировали поддержку,
действуйте! Собирайте рабочую группу (в
соответствии с масштабом инициативы), обсуждайте
план работы и превращайте мечту в реальность.
Книгу насытили также такими выдержками
из трудов по теории и практике управления и
педагогике, как «Семь навыков высокоэффективных
людей» С.Кови. Хорошей находкой стали афоризмы:
каждый раздел начинается с высказывания –
«Один умный человек сказал…»
Помимо ярких «фишек», книга содержит и
весьма сухие, но необходимые в нашей
профессиональной деятельности фрагменты. Что
суше всего? – «Лекция!» – ответила мышь из
сказки Льюиса Кэрролла. «Служебная
инструкция!» – отвечаем мы. Действительно, кто
по доброй воле будет читать свою служебную
инструкцию, особенно когда она подшита в толстую
папку других, ей подобных?..
Несколько инструкций – для
учителя-предметника, классного руководителя,
воспитателя – мы рискнули поместить в свою
книгу: в надежде, что привлекательный вид и живое
содержание «окружающей» информации все-таки
подвигнут педагогов на изучение этих важных
документов3. В первую «Книгу для
сотрудников» вошли также перечни инструктажей и
памятки по соблюдению требований безопасности.
Подспорьем в работе и отдыхе,
несомненно, послужат календари основных
гимназических событий – будничных и
праздничных, а также визитные карточки
творческих проектов, в которых любой сотрудник
может принять участие.
Текст готовился несколько месяцев. На
завершающей стадии за редактирование взялась
команда из трех человек: сборка, считка,
корректура.
Согласно первоначальному замыслу
«Книга для сотрудников» должна была «потянуть»
страниц на 30–40 (машинописных) и размножаться на
ризографе безо всяких особых прикрас. Но когда
исходный текст «дорос» до 80-ти страниц и включил
в себя даже требования дресс-кода (ставшие,
кстати, предметом особо пристального изучения в
женском коллективе), правила первой доврачебной
помощи и действий в экстремальных ситуациях,
редакционная команда дружно решила: такой
продукт достоин лучшей участи!.. То есть
профессионального макета и типографской печати.
Наш первый блин получился вполне
аппетитным: во всяком случае, отзывы в
корифейском сообществе собрал положительные. И
встречные предложения: подготовить и издать
отдельно «Книгу для учителей», «Книгу для
родителей». И это при том, что в гимназии уже
пятый год издается «Настольная книга Корифея»,
презентующая образовательную программу
гимназии детям и взрослым!..
У редакционной команды родились и
вполне конкретные планы по улучшению издания.
Стало ясным, что не хватает раздела, объясняющего
модель распределения стимулирующей части
заработной платы. Практически не представлены
сетевые партнеры и общественные организации, в
которые входит «Корифей» (ИПОП «Эврика», «Лига
образования», «Всероссийское Педагогическое
Собрание» и др.). Не задействован такой мощный
ресурс, как советы и рекомендации уважаемых
родителей, экспертов, друзей гимназии, пожелания
учащихся и выпускников.
Мы уверены, что специальные
корпоративные издания (печатные либо
электронные) для разных представителей
школьного сообщества очень действенны в тех ОУ,
которые держат курс на сетевое развитие и
объединение нескольких площадок. Помогут такие
книги и тем школам, которые активно занимаются
тиражированием собственного опыта, являясь
«точками роста» в своих регионах.
___________________
1 Сошлюсь на
выступление И.М. Реморенко, начальника отдела
образовательной политики МОН РФ, прозвучавшее
7 ноября 2009 г. на межрегиональной
конференции «Эффекты внедрения и мониторинг
распространения результатов КПМО», где он
познакомил участников с эскизным проектом
нового закона.
2 В авангарде
этого движения стоят такие известные школы, как
Центр образования № 548 «Царицыно» (Москва) или
гимназия № 56 (Санкт-Петербург).
3 В очередном
выпуске «Книги для сотрудников» мы решили дать
служебные инструкции уже как приложения к
советам юриста об использовании инструкций в
свою пользу.
|