Волгоград
Ирина МАЛОВИЧКО, президент
Волгоградской региональной благотворительной
общественной организации «Клуб ЮНЕСКО
"Достоинство ребенка"»:
– В минувшем году я побывала в 25-ти
школах Волгограда, Волжского и Котельниково.
Иногда в качестве гостя на торжественных
мероприятиях, но гораздо чаще как эксперт,
консультант, тренер мастерских и семинаров.
Только в рамках программы «Школа – территория
примирения» мы сотрудничаем с 72-мя школьными
коллективами детей и педагогов.
При этом есть учебные заведения, где я
бываю особенно часто. К таким относится МОУ лицей
№ 6 Ворошиловского района г. Волгограда.
На его базе наша организация часто проводит
семинары, дискуссии, конкурсы внутришкольного,
регионального и международного уровней. Мой
выбор в пользу сотрудничества с лицеем не связан
с личными предпочтениями. Здесь ведут
углубленную подготовку учеников по
обществознанию и праву, и, наверное, поэтому он
является одним из самых заинтересованных
партнеров наших проектов и программ.
Мне очень нравится, что директор лицея
Тамара Ловничая видит в нашем сотрудничестве
уникальный ресурс для демократизации
образовательного процесса, расширения научного
кругозора, продвижения инноваций и, что самое
важное для меня, последовательно поддерживает
гражданскую активность и участие детей в решении
вопросов, затрагивающих их права и интересы.
Приведу свежие примеры нашего
взаимодействия. В рамках благотворительного
регионального проекта «Имею право!»
лицеисты-волонтеры под руководством опытных
педагогов провели серию игровых занятий с
подростками из детских домов и организовали
диалог этих детей с Уполномоченным по правам
ребенка Волгоградской области.
В июле 2009 г. на базе лицея в рамках
международного проекта «Школьники России и
Германии за мир и культурное многообразие»
прошли творческие мастерские. 25 детей 17-ти
национальностей из этих двух стран «впитывали»
культуру друг друга, узнавали о случаях
дискриминации у самих участников проекта,
вырабатывали бережное отношение к особенностям
личности и интересам каждого, учились решать
конфликты с позиции культуры мира.
Краснодарский край
Андрей ОСТАПЕНКО, д.п.н.,
учитель физики Азовского лицея:
– Запредельное количество
контролеров и нормативов делают
общеобразовательные школы одноликими и
похожими. Одним словом, «приведенными в
соответствие». А вот в учреждениях
дополнительного образования пока остается чуть
больше «живого».
Открытием этого года для меня стала
краснодарская «Малая академия», которая
«дышит» детско-взрослым творчеством благодаря
уникальному подходу в подготовке
интеллектуально и педагогически одаренных детей
через особый уклад даяния другому, «доминанты на
другого». Принцип «что отдал, то и твое» стал
условием успеха десятков школьников города.
А успехи значительные. Здесь
подготовили шестикратного победителя
всероссийской олимпиады и трехкратного
победителя всероссийских школьных научных
конференций. Одна беда – эти ребята зачастую
становятся неудобными «белыми» воронами в своих
школах. Хотя в МГУ выпускники «Малой академии»,
похоже, скоро совьют свое гнездо краснодарских
«белых» ворон.
Единственное, что в этом учебном
заведении огорчило, так это его название –
МОУДОД ЦДОД (Муниципальное образовательное
учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования детей «Малая
академия»). Дорогие взрослые, не называйте
неприличными словами приличные детские
учреждения!
Санкт-Петербург
Наталья КОРЯКИНА,
руководитель Детского экологического центра ГУП
«Водоканал Санкт-Петербурга»:
– Школы мои коллеги и я посещаем часто,
подмечаем множество интересных вещей, даже
сложно сказать о чем-то одном. Тем не менее – МОУ
«Веревская средняя общеобразовательная школа»,
Гатчинский район, Ленинградская область. Здесь
мы познакомились с «Погружением в эпоху». В
течение двух месяцев все классы этого учебного
заведения «живут» в одном, выбранном заранее
времени (эпоха Петра I, Екатерины Великой и т.д.).
На всех уроках происходит знакомство с его
особенностями. Таким образом, знания, полученные
на различных предметах, позволяют в итоге
восстановить целостную картину того времени:
когда, почему, как, в каких условиях…
Заканчивается такое «погружение» целым учебным
Днем эпохи, где каждый класс в творческой форме
показывает, что удалось узнать, как «вжиться» в
прошлое.
Ирина КОНДРАКОВА, к.п.н,
доцент кафедры педагогики РГПУ им.
А.И. Герцена:
– Из тех школ, в которых я побывала в
прошлом году, хочу остановиться на двух. Прежде
всего, это гимназия № 56 Петроградского
района Санкт-Петербурга. На мой взгляд, это
образовательное учреждение не просто XXI века, а
уже даже его середины.
Здесь все на высоте – от внешней и
внутренней красоты (красиво, всегда чисто,
приятные запахи и т.п.), оснащенности (не только
интерактивные доски, но и современная медиатека,
возможности проведения видеоконференцсвязи) до
ощущаемого всеми духа содружества и
сотрудничества (детей с детьми, взрослых со
взрослыми, детей и взрослых).
Другое учебное заведение – школа
№ 636 с углубленным изучением иностранных
языков. Она является центром международного
сотрудничества в школьном образовании,
поддерживает постоянную связь с 11-ю
государствами Европы. Вероятно поэтому и дух в
ней европейский. Если говорить об управленческом
опыте, то это прежде всего управление
образовательной программой школы, где есть
возможность конструирования образовательных
маршрутов, языковых практик, международных
проектов.
Нарьян-Мар
Ирина КОТКИНА, заведующая
библиотекой Ненецкой школы-интерната им.
А.П. Пырерки:
– В нынешнем учебном году запомнилась МОУ
СОШ № 1 г. Нарьян-Мара, директор –
Ширяева Елена Валентиновна. Это учреждение
входит в гимназический союз, чьи участники
весьма активно общаются виртуально на самые
разные темы – история, политика, образование...
Учитель информатики – Людмила
Александровна Прилуцкая – обеспечивает
бесперебойную работу сложной техники при
проведении сеансов связи с гимназиями России. В
частности, нашему методическому объединению
школьных библиотекарей было предложено
виртуально стать участниками Международной
конференции «Чтение детей и взрослых. Качество
чтения», которая проводится ежегодно в мае.
Как председатель МО я обратилась с
просьбой о помощи в организации сеанса связи с
участниками конференции к Е.В. Ширяевой и меня
поддержали и помогли. Заметим, что оборудование
для проведения телемостов есть далеко не в
каждом учебном заведении. Тем ценнее база такого
уровня как в школе № 1, помогающая
организовывать серьезные сетевые проекты,
причем, для всех педагогов региона.
С помощью профессионалов, работающих в
этом образовательном учреждении, наш телемост
прошел удачно, связь была хорошая, все друг друга
слышали и видели. Проект соединил
Санкт-Петербург и Москву, Ярославль и Уварово
Тамбовской области, Северодвинск и Нарьян-Мар.
Великие Луки
Татьяна ЛОЗНИЦКАЯ, заместитель
начальника Управления образования
Администрации города:
– В силу профессиональной
деятельности я часто бываю в образовательных
учреждениях нашего города. Из всего
многообразия, пожалуй, стоит выделить Кадетскую
школу, открывшуюся три года назад. Это
учреждение, в котором наряду с преподаванием
общеобразовательных дисциплин ведется
воспитательная работа, направленная на
профессиональное ориентирование, формирование
личности обучающихся и подготовку их к служению
Отечеству на военном и гражданском поприще.
Это выражается в ношении кадетами
военной формы, обязательном соблюдении воинских
ритуалов, принятии торжественной клятвы, участии
в парадах в честь знаменательных дат,
еженедельных построениях с поднятием флага РФ,
подведением итогов недели, организации
конкурса-смотра строя и песни, военно-полевых
сборах на базе Смоленской Военной академии
войсковой противовоздушной обороны вооруженных
сил РФ.
Развитие этого учебного заведения
заметно и по изменению внешнего облика школы, и,
конечно, по содержанию работы с детьми.
Количество учащихся, поступающих сюда,
увеличивается. Ведь под образованием родители
сегодня понимают уже не только возможность
поступить в вуз, но и то, что называется
воспитанностью.
Омск
Людмила КАЗИМИРСКАЯ, директор гимназии
№ 12:
– Мне очень понравилась, в частности,
работа коллег в гимназии № 9 города Омска. Они
организовали осенью семинар «Инновационная
деятельность в гимназии как условие реализации
новой модели образования». В ходе него я посетила
урок психологии в 4-м классе «Мы управляем
эмоциями или они управляют нами?» Его проводила
Татьяна Владимировна Панченко, победитель
конкурса лучших учителей РФ в 2009 году. В классе
был «свободный микрофон», у которого каждый мог
высказать свое мнение.
Второе мероприятие в рамках семинара
называлось так: «Панельная дискуссия по проблеме
"Реформа Столыпина, роль в развитии Омского
Прииртышья"». В ней принимали участие учащиеся
10–11-х классов. Учитель истории Михаил Васильевич
Куроедов, победитель конкурса лучших учителей РФ
в 2007 году сумел организовать чрезвычайно
интересное обсуждение. Дискуссия была настолько
жаркой, что присутствующие учителя не выдержали
и вступили в разговор.
Москва
Сергей КОСАРЕЦКИЙ,
начальник Центра стратегических разработок ГОУ
ВПО МО Академия социального управления:
– Произвел впечатление лицей № 3
им. Главного маршала авиации А.Е. Голованова,
г. Дзержинский Московской области. Здесь
отлично реализуется идея профильного обучения
по индивидуальным учебным планам с отходом от
классно-урочной системы, с привлечением
преподавателей вузов. Кроме того, есть все
основания считать уклад данного
образовательного учреждения действительно
«лицейским». Понравилась активность
родительского сообщества, создавшего
попечительский совет в форме автономной
некоммерческой организации и реализующего
различные инициативы по поддержке школы;
качественная организация питания учащихся.
Жаль, что этому учреждению нелегко
сохранить существующую образовательную
программу в условиях введения НПФ… Пока
упомянутый выше попечительский совет
мобилизовался и взял на себя часть расходов на
оплату труда педагогов и преподавателей. А что
дальше?..
Татьяна ЛЕ-ВАН, к.п.н.,
ведущий научный сотрудник лаборатории развития
ребенка и здоровьесберегающей деятельности в
образовании, Московский гуманитарный
педагогический институт:
– Среди значительного количества
московских школ, с которыми наша лаборатория
взаимодействует в области здоровьесбережения,
хотелось бы особенно отметить три.
В ГОУ ЦО «Школа здоровья» № 97
г. Москвы, которую возглавляет
И.В. Мальчевская, созданы уникальные условия
для интеграции образовательной и
оздоровительной деятельности, формирования
культуры здоровья и ценности здорового образа
жизни всех участников образовательного
процесса – учеников, учителей, сотрудников,
родителей, общественности. Центр образования
активно ведет экспериментальную работу в рамках
окружной межведомственной программы Западного
округа столицы «Округ здорового детства».
Идеология образовательного учреждения «От
здоровой школы к здоровой семье, здоровому
микрорайону» успешно реализуется в грамотно
организованной системе взаимодействия с
медицинскими, спортивно-оздоровительными,
досуговыми, образовательными,
научно-исследовательскими и другими
учреждениями.
Однако содействие укреплению здоровья
оказывают не только «школы здоровья». Здесь
хотелось бы выразить благодарность
педагогическим коллективам ГОУ СОШ № 1415,
директором которой является Г.Н. Загородникова, и
ГОУ ЦО № 345, возглавляемый Н.В. Тверской, за
многолетнюю работу над созданием комфортной
среды обучения как стимула к учебе и средству
сбережения здоровья учащихся и педагогов.
В школе № 1415 уделяется большое
внимание не только современному, гигиенически
оправданному материально-техническому
обеспечению, но и под руководством НИИ гигиены и
охраны здоровья детей и подростков РАМН ведется
экспериментальная работа по оптимизации
максимальных величин образовательной нагрузки.
Комфортные условия обучения создаются для
школьников с учетом их индивидуальных
особенностей (например, при рассадке учащихся
учитываются леворукость, наличие нарушений
зрения и осанки).
В ЦО № 345 успешно реализуется
полифункциональная модель здоровьесберегающей
среды, в которой образование ребенка происходит
вследствие специально организованной системы
развития внутреннего потенциала школьника. В
рамках экспериментальной работы по теме
«Создание системы педагогического мониторинга
по оценке способностей и компетентностей на
основе мыследеятельностного подхода»
происходит включение всех участников
образовательного процесса в реализацию проектов
и программ в области сохранения и укрепления
здоровья на основе принципа самоуправления.
Прогрессивный управленческий опыт
руководителей названных образовательных
учреждений – это яркий пример позитивных
сдвигов в области заботы о здоровье школьников,
педагогов, семьи, намеченных Национальной
стратегией развития образования «Наша новая
школа».
Марина ПИНСКАЯ,
замдиректора Центра методики и оценки качества
обучения ГУ–ВШЭ:
– Самое сильное и оздоравливающее
впечатление на меня в прошедшем учебном году
произвела школа Толстого в г. Туле.
Почему оздоравливающее? Я давно уже
начала сомневаться в возможности воплощения в
школе идеи свободы. Это базовая ценность и ясно
заявленная цель вальдорфской педагогики,
которая важна и интересна для меня, а также
педагогики Толстого.
И вот, придя на урок, я ясно ощутила,
пережила это бодрое, здоровое, оживляющее
состояние свободы, радостного напряжения мысли,
поиска ответов на важные моральные вопросы,
интереса к общению друг с другом. Это чувство
было общим для детей, учителя, нас, гостей класса.
На занятии и, как можно было почувствовать в
школе в целом, жила почти недостижимая, придающая
образованию смысл, а ученикам и педагогам силы,
свобода. А вместе с ней открытость, дружелюбие,
внимание, радость.
Уезжая из тульской школы, я
чувствовала, что надежда возвращается, что эти
мыслящие, свободные дети – факт жизни, с
которым нельзя не считаться.
Леонид СТОЛЯРЧУК, учредитель
Международной школы завтрашнего дня,
координатор программы Школы завтрашнего дня в
странах СНГ и Балтии:
– Так как мы входим в сеть
международных школ завтрашнего дня, то, в
основном, я бываю именно в наших сетевых учебных
заведениях. Наибольшее впечатление в этом году
на меня произвела школа завтрашнего дня в Дании
– Гидеонсколен.
Дело в том, что мы давно занимаемся
адаптацией американской учебной программы к
нашим, российским условиям. С этим сталкиваются
все образовательные учреждения, работающие в
нашей системе.
В этом учебном заведении в свое время
должны были сделать то же самое. Но в Дании
исключительно строгое образовательное
законодательство, в рамках которого должны
работать школы. В частности, преподавание там
осуществляется только на датском языке. Поэтому
когда в датской школе завтрашнего дня стали
пытаться «вписывать» американскую технологию
обучения в систему национального образования,
возникло море проблем. Им пришлось пройти
сложнейший этап, когда нужно было доказывать
чиновникам правильность каждого своего шага. В
результате все получилось, и сегодня это учебное
заведение является одним из ведущих в Дании. В 2008
году из 1600 школ по результатам национального
тестирования оно занимало 25-е место.
Если же говорить об управлении, то
директор этого учебного заведения (он же –
соучредитель с еще несколькими физическими
лицами), в самом начале своего пути нашел
частного инвестора, который построил школу в
кредит и разрешил выплачивать проценты по нему в
виде арендной платы в течение 15-ти лет. К концу
этого срока необходимо было выплатить сумму,
изначально вложенную в строительство.
После выплаты здание (стоящее по
сегодняшним рыночным ценам порядка 15–20 млн
долларов) стало собственностью соучредителей (в
то время как кредит они брали в размере 2 млн!).
Другими словами, сэкономлены
значительные деньги. И с точки зрения стратегии
выстраивания материально-технической базы здесь
с самого начала все было сделано исключительно
грамотно.
Для меня это крайне интересный вариант
формирования стратегии школы, адаптации
иностранной программы к своим традициям в
образовании. Поэтому мы намерены у них поучиться.
|