Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2009

От редакции

Публикации в «УШ» за 2009 год

Информатизация

Алейникова И. Ученик под микроскопом № 2

Алейникова И. «Учителя были потрясены!» № 7

Панкова В., Кожемякина И. Безграничные возможности. Как модернизировать учебно-воспитательный процесс № 11

Бобкова Л. Осторожнее с анимацией! Почему компьютерная презентация может «развалить» урок? № 18

Казимирская Л., Ермохина Т. Класс на тележке № 19

Эра электронной жизни № 21

Осин А. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы (фрагмент книги) № 23

Сартан Я. Учебник, ручка, ноутбук... Что дальше? № 23

Книжная полка

Бабетов А., Калужская М. Непедагогическая литература, или Что читать руководителю школы? №№ 2,4

Кириллова С. Это детский персонаж?! № 2

Рубрику ведет Марина Степанова

Фейгенберг И.М. Учимся всю жизнь № 5

Леонтьев Д.А., Иванченко Г.В. Комплексная гуманитарная экспертиза № 5

Ямбург Е.А. Педагогический декамерон № 7

Воспитание: возвращаясь к изначальным смыслам. Антология классических и неклассических текстов о педагогике № 7

Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика № 9

Консилиум – решение школьных проблем. Нормативно-правовые документы. Психодиагностические материалы № 9

Теория и практика развивающего образования в школе В.В. Давыдова. Сборник статей № 10

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений № 10

Воровщиков С.Г. Продуктивные и деловые игры во внутришкольном управлении № 11

Лепешова Е.М. Развитие личности школьника. Работа со словарем психологических качеств № 11

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности № 19

Психологическая служба в современном образовании № 19

Письма о воспитании № 19

Воспитание как предмет познания № 24

Личное дело

Столярова И. Личность учителя – личность ученика № 4

Роботова А. Не спешите критиковать и отвергать. Размышления о становлении учителя № 9

Цибульникова В. Управление образовательными системами – научная школа Т.И. Шамовой № 21

Наука управлять

Алейникова И. Если учитель болен, директор направит его... на учебу № 2

Степанов С. Эффективность руководителя: оценка и самооценка № 2

Кахиани И. Маркетинг образовательных услуг. Важное направление в деятельности руководителя ОУ № 2

Сартан Я. Несекретный пароль № 5

Шамова Т. Научиться опережающему управлению № 5

Воровщиков С. Феномен научной школы № 5

Шустова И., Тишина Е. Творческий педсовет. Шесть часов – и ни минуты скуки! № 5

Чалганская Л. Как создать авторскую программу? От замысла – до воплощения № 5

Карпичко О. Час «икс». Как обойтись без стресса на контрольных работах? № 5

Корсакова Н., Сосунова Н. Взгляд за рамки. Бизнес-план – документ для реализации программы развития школы № 7

Евсеенкова И. Чтобы не «желтел» поурочный план... № 7

Кириллова С. Великая бюрократическая революция. Вшколы пришли «замдиректора по нацпроекту» № 7

Воровщиков С. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Опыт проектирования № 7

Лепешова Е. Мотивация коллектива: желаемое и возможное № 7

Хасан Б. Ответственность педагога: сочетание авторства и посредничества № 8

Лепешова Е. Портрет коллектива. Диагностика мотивации персонала № 8

Степанов С. Пространство роста № 8

Куприянов Б. О педагогическом мифе самоопределения школьников № 8

Митрахович О. Информационная культура школьников. Акцент – на исследовательскую деятельность № 9

Шамардина Т. Стратегический подход. Опыт формирования учебно-познавательной компетентности гимназиста № 10

Шредер И. Любите детей, и они ответят вам взаимностью! Работа по предупреждению конфликтных ситуаций с учащимися № 10

Штурбина Н. Как сделать управление успешным. Взгляд директора школы № 11

Алейникова И. Педагогический мониторинг. Изучаем личность ребенка № 11

Сартан Я. Распределение ролей. Несколько правил школы, работающей в режиме развития № 11

Чалганская Л. Портфолио кафедры № 13

Сартан Я. Особая фигура № 15

Жилина О. Отличительные признаки. Разработка тарифно-квалификационной характеристики тьютора № 15

Ковалева Т. Культурные границы тьюторства № 15

Долгова Л. Без стандартного образца. Нормативно-правовое оформление тьюторской деятельности № 15

Богин В. Директор класса. Обязанности куратора-тьютора в негосударственной школе № 15

Степанова М. О целях и ценностях гимназического образования № 16

Шустова И. Инструментарий на каждый день № 16

Болотова Е. Директор школы и трудовой договор № 16

Остапенко А. С привкусом костра и романтики. Таблица Сивкова и требования СанПиН – этого достаточно для составления расписания? № 16

Штурбина Н. Народный проект системы образования № 18

Моисеев А. Стратегическое управление школой. Будем внедрять? № 18

Калужская М. 10 признаков школы будущего № 18

Советова Е. Компетентностный подход в практике работы школы № 18

Карпичко О., Кузнецова Ю. Учеба «для себя». Компетентностный подход и психология № 18

Лепешова Е. Кто на новенького? С чего начать работу с коллективом № 19

Куприянов Б. Противоречивое явление. Анатомия профессиональной деятельности педагога дополнительного образования № 19

Сартан Я. Уходя, не гасите свет! Школы будут обязаны создать у себя систему допобразования № 19

Куприянов Б. Школа как форма организации дополнительного образования № 19

Сартан Я. Экология в интерактивных формах № 19

Штурбина Н. Что больше: красное яблоко или зеленое? № 20

Моисеев А. Миссия образовательного учреждения № 20

Грименко О. Педагогическое таинство № 20

Куприянов Б. Роль и место клуба в допобразовании детей № 20

Болотова Е. Измеряем учебную нагрузку № 20

Сартан Я. Процедуры для школы. О британском опыте поддержки успешных ОУ № 21

Сартан Я. Проверить, чтобы помочь № 21

Анкета для директора № 21

Алейникова И. Проблем на всех хватит. Возможности многопрофильной психологической службы № 21

Лепешова Е., Плотко Е. Индивидуализация обучения: сотворчество ребенка, родителей, педагога и психолога № 21

Куприянов Б. Портрет студии как детского объединения № 21

Штурбина Н. Пусть запретят отметки на уроках! № 22

Советова Е. Развитие учительского потенциала. Внутришкольная модель №№ 22–23

Демидова Т. Без больничного листа. Управление развитием профессиональных компетенций как условие сохранения здоровья педколлектива № 22

Моисеев А. Стратегическое управление школой: логика процесса № 22

Алимова Н. В чем ваша сила? О признаках корпоративной культуры в школе №№23–24

Бугрова Н. Общение, а не изоляция. О некоторых направлениях в области развития системы повышения квалификации педагогов № 23

Штурбина Н. Сон директора в зимнюю ночь... № 24

Петрусевич А., Погодина И. Индивидуализация обучения: реальность или утопия? № 24

Моисеев А. Пишем программу развития. Как правильно создать главный стратегический документ школы № 24

Игнатова И., Екимова Н. «Пучки» и «гроздья» управления. Кластер – инновационная форма руководства учреждением допобразования № 24

Партнерство

Сартан Я. «Первый успех» для будущих педагогов № 4

Марченко Н., Новикова В. Неотсроченный результат № 4

Попова И. Школа для каждого № 4

Алейникова И. Рассчитываете на взаимность? № 7

Кириллова С. Родители и школа: разговор на разных языках № 8

Кособок М. Трибуна для людей с опытом № 9

Кириллова С. Экономический кризис – против ЕГЭ? № 9

Алейникова И. Не «вместо», а «вместе» № 9

Алимова Н. Как грамотно организовать благотворительную деятельность в ОУ № 13

Алейникова И. Монолог на «кухне» бесполезен № 15

Косарецкий С., Моиссев А., Седельников А., Шимутина Е. Сверим часы? Тенденции и перспективы общественного участия в управлении школой № 15

Алейникова И. Школьный доклад из... двух страниц? Вполне достаточно! № 18

Батрова О. Система государственно-общественного оценивания деятельности ОУ как составляющая управления качеством образования № 18

Шаповалова Н. Технология подготовки команды актива к участию в управлении ОУ №№ 20–23

Сартан Я. От банки краски до кафе. Об открытости школы и развитии механизма корпоративной ответственности № 21

Кособок М. Публичный доклад можно читать с упоением № 22

Сартан Я. Эффективная опора. Ассоциация выпускников как форма общественного участия в управлении ОУ № 22

Поликарпова В. Действуем сообща. Этапы построения отношений между семьей и школой № 23

Проекты и исследования

Свирина Н. Не гонитесь за быстрым успехом. Образованность – превыше всего № 5

Лященко В. Одни трудности на всех № 5

Новожилова М., Воровщиков С., Таврель И. Ищем тему для проекта № 5

Советова Е., Свирина О. Кто летает хвостом вперед? Будни и праздники научного общества учащихся № 9

Гилядов С. Система оценки качества формирования культуры проектной и исследовательской деятельности № 18

События

Алейникова И. По-взрослому № 2

Алейникова И. Генсек ООН из соседнего класса № 2

Кириллова С. Двоечникам и троечникам нужен совсем другой ЕГЭ № 2

Алейникова И. Курсы не помогут. Учителя приблизятся к идеалу, получая серьезное психологическое образование № 4

Сартан Е. Путь к пониманию № 5

Кириллова С. Разным школам – разные рейтинги № 9

Алейникова И. Воспользуемся призывом президента? № 10

Бим-Бад Б. Воспитать – значит вывести в люди № 10

Сартан Е. Страна Приключений и Фантастики № 10

Сметанникова Н. Чтение как импульс к переменам № 10

Свирина Н. Школа: баланс хорошего и плохого № 11

Награды ждут! № 13

Свирина Н. Отчеты важнее работы? № 13

Сартан Я. Педагог как наблюдатель, гид и консультант. Попытка анализа практики индивидуального сопровождения в образовании № 16

Что происходит вокруг тебя? № 18

«Активные доски» и пассивные ученики. Инновации: подлинные и мнимые № 18

Блохина М. Время ориентиров № 19

Сартан Е. «Формула учителя» для «школы-корабля» № 19

Кособок М. Планирование – залог успеха № 19

Алейникова И. «Если бы мы так работали...» Массовые школы должны равняться на специальные образовательные учреждения № 19

Жилина М., Лебедева Н. Исторический момент № 20

Свирина Н. Осенняя встреча № 20

Ле-ван Т. Солидарное управление ради здоровья № 20

Растим миротворцев № 20

Алейникова И. Конфликт без продолжения № 20

Кириллова С. «Мы вернулись к строгой школе» № 23

Кособок М. Ностальгия или инновация? № 23

Алейникова И. Патриотизм без «галочки» № 23

Алейникова И. Награда за шум моря № 23

Кособок М. Чего не хватает «трудному» ребенку? № 24

Тематические номера

Воспитательная работа в школе № 1

Кириллова С. На все вопросы отвечает Пушкин
Кириллова С. Союз Пушкинских школ в Республике Карелия
Алейникова И. «Дети свой покой тревожить не боятся...»
Сосунова Н. Единство трех блоков. Возможности культурно-воспитательной среды
Кириллова С. Отсюда убегают только гуси
Кириллова С. Одна ученица вернулась к нам пешком
Алейникова И. Жизнь без «двоек» в окружении павлинов
Сартан Я. Чтение как символ школы
Кириллова С. Если не ветераны, то кто же?
Гарафутдинова И., Шагартдинова Р. Руками трогать!
Радостев Б. Дети и педагоги: новая философия отношений
Чепукова О. Карта добрых дел

Внутришкольное оценивание № 3

Случ М. Спотыкаемся о ветхую систему оценивания
Итоговая резолюция, принятая на круглом столе «Новые подходы к оценке достижений учащихся. Внутришкольное оценивание»
Что должна отражать оценка?
Иванов А. На пути к объективной оценке. Из опыта работы школьной Службы мониторинга
Романов Ю., Тришневская О. Покушение на систему. Какие задачи решает критериальное оценивание
Свиридова О., Чабан Т. Неразрушающий контроль
Цукерман Г., Гинзбург Д. Революция в одной школе. Как учиться без отметок?
Пинская М. Оценивание – способ повышения эффективности обучения
Хотите улучшить работу? Для совершенствования используйте опросники
Загвоздкин В. Надеждый инструмент. В Швеции тесты дают детям возможность продемонстрировать, что они знают, умеют и могут

Автономия? Это выгодно! № 6

Комментарии юристов
Как создают АУ в Калининграде
Советы экспертов
Как становились автономными учреждения в Татарстане
Новокузнецкий опыт: автономный ИПК
А также другие материалы и примеры из пакета документов о создании АУ

Спецвыпуск для заместителя директора по воспитательной работе № 14

Казимирская Л. Новая роль проектов. Педсовет о направлениях воспитательной работы
Ермохина Т. Как обеспечить диалог в учебной деятельности
Кигель О. О религиозной культуре
Адамова Л. Шаг за шагом
Суркова Г. Семейные проекты
Билан К. «Я обращаюсь к вам...» Неделя в лицее начинается с проповеди
Коновалова О. Болезнь – не препятствие
Русские зажаты, закомплексованы
Приз – некурящему классу
Устинова Н. «Наш выбор». Программа профилактики употребления психоактивных веществ
Мацаль Ф. Ласковая строгость
Кучеренко Т., Коровина М., Новикова Г. «Воспитание успехом». Воспитательная система для 8–11-х классов
Парамонова Л. Дети не должны глядеть друг другу в затылок
Гурьянова М. Только обогатив себя, ты можешь обогатить общество
Мудрик А. Страх ведет к озлобленности
Плоткин М. Воспитание как система находится на вторых ролях
Кирмасов Б. В воспитании будут свои законы
Зиновьева Н. Такое многогранное воспитание!

Школа и родители: как им услышать друг друга… № 17

Кондракова И. Родители как субъекты образовательной политики школы
Кособок М. «Это не только форма публичного отчета...» Опыт проведения общешкольной конференции
Сартан Я. Кого в школе больше всех?
Сартан Я. Шефство как содержательное сотрудничество
Калужская М. «Возьмемся за руки, друзья!» События, объединяющие педагогов, учеников и родителей
Алейникова И. Семьи волнует совсем не то, что мы думаем
Кириллова С. Первым делом родители начинают строить забор
Лепешова Е., Плотко Е. Откровенный разговор. О возможных формах работы с родителями
Хребтищева Е. «Недостаточно хотеть, надо и делать»
Дороженко И. Час общения. Вариант родительского собрания с участием детей
Казанцева С., Федорова З. Командная работа по созданию модели оценки качества педагогического труда
Кособок М. Публичный доклад: слагаемые успеха
Леонтьева О. Зеркальный портрет. Финские школы органично вписаны в социум

Школа и власть

Тандит И. Кто упивается властью? № 2

Алейникова И. «Кое-кто выбирал и директора...» № 8

Плоды свободы и творчества № 8

Кособок М. К чему приводят мечты?.. Что изменилось в инновационных ОУ № 8

Штурбина Н. Что меняет наша реформа? Школьникам не позволяют думать самостоятельно все годы учебы № 9

Алейникова И. Развитию детей препятствует... школа № 9

Кириллова С. «Правильные» учебники № 9

Кириллова С. Лучшим учителям «возвращают долги» № 11

Кириллова С. Вывески на школах придется поменять. Учредителей заставят это сделать новые принципы финансирования № 13

Кособок М. «Такое образование нужно не только инвалидам» № 13

Кособок М. Ежедневный рацион за три рубля № 15

Кособок М. Дети должны быть и будут сыты № 15

Кособок М. Удмуртия: без грамотных специалистов нам не обойтись № 15

Кособок М. Алтайский край: задача сельской школы – развитие приусадебных участков № 15

Кособок М. Тульская область: дети «кровь с молоком» № 15

Кособок М. Кто накормит российских школьников? № 15

Кособок М. Бесплатное питание: мифы и реальность № 15

Дашковская О. Нарисованная школа № 16

Сартан Я. Не отчужденные, а освоенные знания № 20

Кириллова С. Администрации школ сокращают педагогов. Но оставляют психологов, лаборантов, уборщиц № 24

Павлова О., Федорченко П. Школам на селе помогают вузы и монастыри № 24

Школьный уклад

Сартан Я. Урок для педагогов № 2

Бельман Г. Организация эксперимента в ОУ: роль педагога в успешной реализации программы №№ 2, 4

Кособок М. Есть «Контакт»! № 2

Алейникова И. Хлеба, зрелищ и трудовых навыков. Новая жизнь школьных кафе № 4

Кособок М. Не давайте конфликту шансов № 4

Кособок М. Музыка в погонах № 7

Сартан Я. «Школе нужны бизнес-технологии» № 8

Сартан Я. Одна идея для трех тысяч человек № 8

Сартан Я. Отслеживаем «рост» учеников № 8

Что для вас Праздник последнего звонка? № 10

Галеева Н. В доме, который построили мы! № 10

Степанова М. Долгий звонок соловьем пропоет в тишине... № 10

Коршунова Т. Образовательное путешествие как модель концентрированного обучения № 10

Чалганская Л. Образовательное событие как тренажер для компетенций старшеклассников № 11

Остапенко А. Не хочу быть бомжем в родной школе № 11

Волкова О. По школе на «паровозе». Проводим День здоровья № 11

Свирина О. Учебные проблемы – табу! № 11

Радченко Л. Управление – дело каждого № 13

Остапенко А. Урок на два кабинета № 13

Жук С. Связующее звено. Воспитательная система класса на основе литературного произведения № 16

Шалашная Е., Бусыгина Е. Гармония для психологического здоровья № 16

Волкова О. Получи «пятерку» и... отдай другому № 18

Втюрина Н. У профиля в плену? Мурманская гимназия разрешает противоречия № 18

Алейникова И. Ученики не могут, учителя не хотят № 18

Алейникова И. «Педагогика + я». Неделя повышения профессиональной мотивации № 18

Низамутдинова Т., Муратова А. Мобильность, системность, массовость. О внутришкольном обучении педагогов № 20

Яковлев А. Рекорды из березовой рощи. Директор школы о физкультуре и спорте № 20

Кособок М. Смените мизансцену! Социоигровые технологии делают учителя режиссером, а детей – творцами № 21

Алейникова И. Низкий балл на ЕГЭ – тоже победа № 21

Чернышев Э. Как сделать эффективной методическую деятельность учителя? № 22

Кособок М. Сколько музеев может быть в школе? № 22

Сартан Я. Айсберг из самоотверженности и любви № 23

Алейникова И. «Мы рады, когда от нас уходят ученики» № 24

Карлов Д. Вечерние школы: образование для каждого № 24

Экономика образования

Галеева Н. Оценка качества профессиональной деятельности учителя. Рекомендации по разработке системы показателей № 2

Шестак Л. Опыт НСОТ: условия созданы, беспокойство осталось № 5

Трофимова Т. Матрица для зарплаты. Рейтинговая оценка эффективности деятельности учителя как один из механизмов управления качеством образования № 8

Коган Е. Пройти через узкий мостик. Образовательные ресурсы должны работать на экономические амбиции № 9

Мусарский М. Найти свою нишу № 9

Алейникова И. Учителя берут долгосрочные кредиты. Это говорит о стабильности № 11

Кириллова С. Осуждаем взятки и... даем их № 13

Кириллова С. Регионы еще не отказывались от стимулирующих выплат № 15

Кириллова С. Жалобы на НСОТ дошли до ЦК № 16

Кириллова С. Школы стали оснащеннее, но не крупнее № 16

Каверин Ю. «Прозрачный» процесс. Распределяем стимулирующую часть ФОТ № 20

Юридический практикум

Богомолова Л. Как хитрят клерки № 2

Education

Мифаева Ю. Мне нужно хобби! Увлечения учителей – инструмент обучения № 2

Мифаева Ю. «Вергилий – это круто!» Музыкальная аранжировка скучного предмета творит чудеса № 4

Кириллова С. Лотерея Страны восходящего солнца № 4

Мифаева Ю. Свой среди чужих № 5

Пинская М. «Тестирование подрывает учебный процесс» № 5

Мифаева Ю. Остров сокровищ № 7

Мифаева Ю. От Нигерии до Коста-Рики. Американские школы «вплетают» познавательные поездки в учебный процесс № 10

Мифаева Ю. Как спланировать успешную экскурсию № 10

Алейникова И. На ошибках учатся. Взлеты и падения в зарубежных реформах образования № 12

Алейникова И. Три пути к идеальной школе № 12

Сартан Я. Посмотреть на других. Из-за неквалифицированных учителей школы не достигают нужных результатов № 12

Мифаева Ю. Свет маяка. Опытные учителя удерживают испуганных новичков от бегства из профессии № 12

Мифаева Ю. Советы бывалых из Балтимора № 12

Мифаева Ю. Гибкость, открытость, диалог. Наставники молодых учителей делятся впечатлениями № 12

Мифаева Ю. Идеалисты или карьеристы? Программа Teach for America отправляет добровольцев на образовательную передовую № 12

Мифаева Ю. Истории «новобранцев» № 12

Загвоздкин В. Между всеми стульями. Компетентности, необходимые современному педагогу № 12

Пол М. Новая этикетка или переход к управляемому процессу? Автоэвалюация становится обязательной составляющей работы чешских школ № 12

Кириллова С. Перестройка с образовательным уклоном. Учителя-манифестанты в Риме побили витрины № 12

Перссон У.-Б. Дом для «Книжного червя». Шведский опыт по развитию чтения и грамотности в школе № 12

Ленская Е. Причуды управления. По решению общества школы не гонятся за высокими достижениями в учебе № 16

Мифаева Ю. Лучше меньше да лучше. Школа, в которой учится вся семья № 23

Рейтинг@Mail.ru