Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2009

События

Чего не хватает «трудному» ребенку?

В России побывал профессор Педагогического университета Мариан (штат Висконсин, США) доктор Энтони ДАЛЛМАНН-ДЖОНС. Несколько лет он проработал школьным учителем, затем директором школы. В настоящее время возглавляет Национальную ассоциацию педагогов, занимающихся с детьми группы риска. В нашу страну он приехал, чтобы выступить на Соловейчиковских чтениях, организуемых Издательским домом «Первое сентября».

Дети должны знать, что они вам небезразличны

Знаете ли вы, что такое американская презентация? Яркое, динамичное, запоминающееся зрелище. Даллманн-Джонс изложил российским педагогам свои взгляды настолько доступно и убедительно, что впоследствии зал буквально искупал его в овациях.

Для начала американский профессор пытался «расшевелить» сидящих в зале такими вопросами: хорошие ли вы учителя? а хотите быть еще лучше? Ему отвечали нестройными голосами: «Да-а-а!» «А что означает выражение “великолепный, сильный учитель“?» – не сдавался Энтони. И сам же отвечал: «Это в первую очередь человек с соответствующим дипломом. Но этого мало». Хорош тот педагог, который помогает понять детям, насколько те замечательны. «Если школа не дает возможность ребенку поверить в себя, то зачем она нужна?!» – недоумевал ученый.

Многие из нас с той или иной степенью регулярности сталкиваются с проблемой «трудных» детей. Зачастую разбираться с возмутителями спокойствия приходится по-старинке: отругали, как следует, и очистили совесть. С глаз долой – из сердца вон. Только почему-то результата как не было, так и нет.

Оказывается, все дело в том, какое представление имеет о себе ребенок. Хотите воспитать во всех отношениях «лапушку», тогда почаще именно так чадо и называйте. Неустанно боретесь с разгильдяем и «двоечником» – вспомните, как часто напоминаете человеку об этих его темных сторонах. По мнению Энтони Даллманн-Джонса, секрет кроется в нашей самооценке: «Для меня самооценка – самое важное в человеке, это то, кем он себя считает». Откуда же она берется?

Кто объясняет ребенку, что он собой представляет? Сначала, конечно же, родители. Затем бабушки, дедушки, тети, дяди, старшие братья и сестры. Все эти авторитетные люди из ближайшего окружения малыша являются его учителями еще до того, как он придет в школу.

А любимым педагогом Даллманн-Джонса, по его признанию, был дворник Джо, который во время Второй мировой потерял руку. Ребенок приходил к нему в каморку и слушал разные истории. Старик нисколько не обиделся, когда Энтони как-то спросил, держит ли тот до сих пор свою руку в шкафу. Мальчишки обожали этого человека за то, что он знал, как зовут каждого из них, чем они живут, терпеливо отвечал на их вопросы, был честным и усердно трудился.

Дети должны знать, что вы заботитесь о них, что они вам небезразличны, тогда им будет небезынтересна ваша педагогическая логика.

Хорошо ли быть рыжим?

Когда ребенок появляется на свет, для него не существует ничего, кроме него самого. Это просто «чистая» человеческая личность. Однако сразу появляется два психологических вопроса: кто я такой? и как мне что-то сделать, чтобы стать собой?

Каждый человек при рождении обладает тысячами разных свойств. Но приживаются лишь некоторые, потому что о них постоянно твердят важные люди из его окружения, прежде всего родители. Все мы слышали, когда про ребенка говорят: у него глаза матери или уши, как у папы. Так мы сообщаем о каких-то чертах. Энтони Даллманн-Джонс привел в качестве примера эпизод из фильма «Форрест Гамп». Главный герой был обеспокоен тем, чтобы его сын не унаследовал от него природную тупость. Для Форреста именно это свойство личности оказалось значимым.

Когда ребенок родился, первый вопрос, который мы задаем: мальчик или девочка? Что заставляет нас этим интересоваться? Когда мы знаем половую принадлежность, сразу автоматически появляется целый объем характеристик. Мальчик – это одно, а девочка – совсем другое.

Через свойства мы и определяем, что собой представляет ребенок. Благодаря им малыш понимает, кто он такой. Из бесконечного списка возможностей выбирается лишь несколько, которые образуют то, что в психологии называется Я-концепцией личности. Это все те качества, которые человек о себе знает, личное видение, концепция себя: у меня большие ноги, рыжие волосы и т.д. При этом те или иные характеристики просто перечисляются.

Следующая стадия заключается в том, что мы их оцениваем. С этого момента все и начинается... Любая характеристика может расцениваться и как положительная, и как отрицательная. Например, хорошо или плохо иметь рыжий цвет волос? И здесь мы, пожалуй, вспомним ирландцев. А большой размер ноги? Оказывается, в Непале это считается очень хорошим признаком.

«В психологии легко не заметить очевидного, и очень многие вещи, которым не придают значения, на самом деле крайне важны», – подчеркнул профессор.

В некоторых семьях почти все свойства личности расцениваются как положительные. Поэтому ребенок, растущий в таком доме, уверен, что он состоит из одних достоинств. И наоборот, там, где очень много осуждают, приписывают друг другу отрицательные качества, дети приобретают негативные черты характера.

Путь к идеалу

У ребенка внутри существуют символические весы. На одной чаше – положительные свойства, на другой – отрицательные. Какая чаша перевешивает, так он себя и видит. Это то, что психологи называют самоидентификацией.

Я-концепция – просто свойства, без положительной или отрицательной коннотации. Самоидентификация – уже свойства с теми или иными характеристиками, то, с чем дети живут. Они действительно начинают в это верить, и чем дальше, тем больше. Когда значимые для человека люди подтверждают те или иные черты личности, они как будто ставят крестик и постепенно делают его все жирнее.

Когда Энтони Даллманн-Джонс учился в школе, педагоги постоянно осуждали его за плохое поведение, считали егозой. «“Ты слишком много ерзаешь! Неужели ты не можешь посидеть смирно?“ По тому, как учитель на меня реагировал, я понял, что это отрицательное свойство. И это стало моей самоидентификацией на уровне школы, – вспоминает профессор. – Если бы я учился в другом учебном заведении, то, возможно, и не узнал бы, что непоседлив. Мне бы говорили: “В нем столько энергии!“»

Все мы выросли и обладаем самоидентификацией. Теперь речь уже идет о том, как мы себя представляем в идеале, какими нас хотят видеть. И каждый знает ответ на вопрос: если бы я был идеальным, то имел такие-то качества. Внутри каждого человека возникает монолог по этому поводу, и постоянно звучит: «я должен», «мне следует», «мне надо было», «я мог бы постараться»… Таким образом мы сами сверяем себя со своим идеалом.

Поверьте в себя, и у вас все получится!

«Школа – это место, где дети должны получать больше шансов на успех. Педагог может помочь ребенку вырасти успешным – это наша обязанность. Успех школы измеряется успешностью ее учеников», – убежден Даллманн-Джонс.

Если дети терпят насилие в семье, и на это не обращают внимания, то за всем этим стоит следующее послание: ты плохой. Как бы ребенок себя ни вел, как бы ни старался, назад пути нет – он все равно никогда не будет хорошим. Но ему неведомо, что проблема не в нем, а в людях, навязывающих ему отрицательные свойства. Мы постепенно начинаем присоединяться к тем, кто нас оценивает, а главное – им верить. Это самая большая ложь на свете, потому что нас могут убедить в том, чего на самом деле нет. Следует вернуться по лесенке вниз, туда, где появляются кризисы. Необходимо шаг за шагом отмечать все хорошие качества личности.

«Если дело касается “трудного“ ребенка, то нужно добавить больше плюсов там, где у него минусы, – рекомендует Энтони Даллманн-Джонс. – Это может сделать не только учитель, но и любой сотрудник школы. Найдите в нем положительные качества, чтобы ученик усвоил – он неплох; сведите к минимуму его отрицательные черты. Если теперь вы будете подходить к своим воспитанникам подобным образом, их возросшая самооценка повысит и вашу».

Рейтинг@Mail.ru