Малокомплектные ОУ: один в поле
не воин
Начнем рассказ языком цифр…
Белгородчина – это 507 сельских и 170
городских общеобразовательных учреждений.
Образовательное пространство сельских ОУ
представлено 69-ю начальными, 167-ю основными и 271-й
средними школами. В них учится 35 процентов от
общего числа обучающихся. Малокомплетных
школ – 41%.
В регионе вопросы развития
образования на селе всегда находились под
пристальным вниманием губернатора и
правительства области.
Так, изменилась
материально-техническая база более чем 100
сельских школ области, при этом улучшились
условия обучения 14-ти тыс. учащихся. Ежегодно из
областного бюджета на капитальный ремонт ОУ
выделяется в среднем 250 млн руб. Каждый год на
Белгородчине открываются 3–4 современные школы.
С введением новой системы оплаты труда зарплата
сельских учителей повысилась за последние три
года на 162,4% и достигла в среднем 12 862 руб.
Село получило поддержку и в области
информатизации, развития
информационно-коммуникационных технологий. До
недавнего времени число сельских
школьников – пользователей одного компьютера
– составляло 31 человек. Сегодня этот показатель
значительно улучшился: количество пользователей
на один компьютер снизилось до 12-ти человек. 126
образовательных учреждений имеют 10 и больше
автоматизированных рабочих мест учителя.
И снова цифры. Удалось в значительной
мере обновить базу учебно-лабораторного
имущества. За последние несколько лет в школы
было закуплено 745 комплектов учебного и
учебно-наглядного оборудования (предметные
кабинеты, интерактивные аппаратно-программные
комплексы, лингафонные кабинеты), что позволило
удовлетворить основные потребности 50% сельских
школ.
На протяжении нескольких лет в области
действовала целевая программа «Школьный
автобус». Поставка транспортных средств в
сельские школы в рамках ПНПО позволила ежедневно
подвозить в базовые ОУ детей и сделала более
доступным качественное образование свыше чем
14-ти тысячам учащихся, большая часть из которых –
старшеклассники.
КПМО помог региону сделать важные шаги
по организации сетевого взаимодействия
общеобразовательных сельских школ. Объединение
малокомплектных ОУ, а также учебных заведений, не
отвечающих современным требованиям, в округа с
базовой школой в центре – один из реальных путей
концентрации материальных и кадровых ресурсов.
В области получили развитие такие
модели, как социокультурный комплекс, ассоциация
и т.д. В настоящее время здесь действуют 14
ресурсных центров образовательных округов, 11
ассоциаций образовательных учреждений, 15
социокультурных комплексов, 22 базовые (опорные)
школы школьных округов и 17 сельских профильных
школ. Это стало возможным благодаря участию
региона в федеральном эксперименте по
реструктуризации сельских ОУ в 2001–2004 гг.
и реализации регионального эксперимента по
отработке моделей сетевого взаимодействия
общеобразовательных учреждений, осуществляющих
профильное обучение.
Грамотность особого рода
В результате мониторинга
опытно-экспериментальной работы по введению
профильного обучения (ПО) сельских школьников
установлено, что охват учащихся основных и
средних школ области предпрофильной подготовкой
составил 48,4%; профильным обучением – 41%. При этом
в 21% учебных заведений ведется профильное
обучение биологии и химии, в 25% преподаются
спецкурсы по сельскохозяйственному профилю, где
организована профессиональная подготовка с
выдачей документа по специальностям.
Фото А.Степанова
Благодаря оптимизации сети удалось
довести наполняемость классов в среднем до 12-ти
человек. Однако для полноценной организации ПО,
которое предполагает наличие не менее 3-х классов
в параллели, этого пока недостаточно.
Также с введением ПО насущной
проблемой становится взаимодействие сельской
школы и сельскохозяйственных вузов. В подобном
сотрудничестве в равной степени заинтересованы
обе стороны, поскольку без сильной школы
агровузы не выполняют свое предназначение, а
сельские ОУ без сотрудничества с
сельскохозяйственным вузом не в состоянии
решить проблему профильного обучения по
агротехнологическому профилю.
Сегодня в области складывается
система социального партнерства сельской школы
и вуза соответствующего профиля. Несомненно,
заслуживает внимания опыт работы коллективов
Майской гимназии Белгородского района и
Белгородской сельскохозяйственной академии.
Вузовские работники привлекаются к ведению
занятий по профильным дисциплинам и начальной
профессиональной подготовке; совершенствуется
материально-техническая база образовательного
учреждения; ведется опытно-экспериментальная
деятельность, организованы индивидуальное
консультирование педагогов и
профориентационная работа.
Понимая, что сельскохозяйственная
грамотность является неотъемлемым элементом
общей культуры человека и обязательным
компонентом школьного образования, в
Белгородской области постарались не разрушить систему
подготовки школьников к сельскохозяйственному
труду. Многие педагогические коллективы
сохранили проверенные временем формы трудовой
подготовки ребят – более чем в 70% сельских
образовательных учреждений действуют
ученические производственные бригады,
практически в каждом из них работают пришкольные
учебно-опытные участки, в 36% школ – экологические
объединения.
Доля детей, вовлеченных в
допрофессиональную и профессиональную
подготовку, достигла почти 82%. По специальности
«водитель» категорий А, В и С обучается 67,8
процентов школьников, еще 10 получают
строительные специальности. Подготовка
осуществляется и по таким профессиям, как швея,
автослесарь, электротехник, парикмахер, повар и
т.д. При этом в области идет процесс развития
ресурсных центров, где ученики овладевают
рабочими профессиями для села. В прошедшем
учебном году в области работало 100 подобных
центров, большая часть из которых – сельские.
Центры духовного просвещения
Создание культурного пространства –
еще одна из наиболее важных задач. Большую
нагрузку взяли на себя
культурно-образовательные центры, или
социокультурные комплексы, включающие
музыкальные школы, спортивные клубы, учреждения
дополнительного образования, логопедические
пункты, психологическую службу. Они существуют
как на ассоциативной, так и административной
основе.
Особую роль в создании оптимальных
условий для становления лучших личностных
качеств детей играют центры духовного
просвещения. Механизм функционирования лежит в
создании социально-педагогической среды,
ориентированной на традиционные ценности
отечественной культуры. Их деятельностью в
районах руководит районный координационный
совет, куда входят представители администрации,
комитета по делам молодежи, отдела по туризму,
физической культуре и спорту, управления
образования, культуры и здравоохранения,
социальной защиты, руководители образовательных
учреждений, творческие объединения педагогов.
Таким образом, в социальный диалог
вовлекаются практически все институты сельского
социума, при этом центром взаимодействия
становится школа (большинство из 38-ми
действующих районных центров духовного
просвещения открыто на базе учреждений
образования).
Примером подобного сотрудничества
может служить Ездоченский
духовно-просветительский центр Чернянского
района. В его составе – юридически
самостоятельные и сохраняющие ведомственную
принадлежность дошкольное учреждение,
Ездоченская СШ и Холковская ОШ, дома культуры в
Холках и Ездочном, библиотека, школа искусств,
Дом творчества, фельдшерско-акушерский пункт,
Холковский монастырь.
Кроме масштабной задачи по
возрождению нравственных и духовных ценностей
центры решают проблему досуга, удовлетворения
информационной потребности, творческого и
культурного развития сельских детей, причем не
стихийно, а в процессе систематической работы,
при тесном сотрудничестве учреждений
образования и культуры.
Разновозрастные группы: результат
налицо
При всех достигнутых результатах в
Белгородской области, как и в других субъектах
РФ, существуют свои проблемы, связанные с
образованием на селе.
Демографический кризис привел к
резкому сокращению школьников. С 2005 г. их
численность уменьшилась со 156-ти тыс. до 131-й тыс.
человек. За этот период закрыто более 70-ти
сельских школ. Растет количество
малокомплектных ОУ. Достигла критической
отметки проблема обеспеченности сельских
образовательных учреждений учителями в
соответствии со специальностью. К тому же
качественный состав педагогических кадров ниже
городского: если в городе высшую
квалификационную категорию имеют 30 процентов
педагогов, то на селе – только 10.
Несмотря на то что уровень жизни селян
за последние годы значительно вырос и во многом
приблизился к городскому, степень социализации
сельского школьника достаточно низкая. Попыткой
выхода из ситуации стал региональный
эксперимент «Педагогические условия
эффективной организации учебного процесса в
комбинированных по вертикали классах
малокомплектных школ», проводимый в Валуйском и
Прохоровском районах. Наиболее успешно он
проходит в Новопетровской СОШ Валуйского района.
Организация взаимодействия в разновозрастной
ученической группе на уроке и во внеурочное
время позволяет не только добиться позитивных
результатов обучения, но и создать уникальную
среду социального взаимодействия детей.
Сформированная и апробированная в
ходе эксперимента модель разновозрастного
обучения должна стать основой для организации
образовательного процесса в других
малочисленных и малокомплектных ОУ области.
По-прежнему одной из главных проблем
сельской школы остается невысокое качество
образования. Если говорить о результатах ЕГЭ
прошедшего учебного года, то процент выпускников
области, получивших неудовлетворительные
отметки по всем предметам, у нас ниже, чем в целом
по России. В то же время областной показатель
сдавших ЕГЭ на «5» и «4» практически
соответствует российскому. Однако, как
показывает анализ, выпускники городских
общеобразовательных учреждений демонстрируют
более высокие результаты ЕГЭ, нежели сельчане.
Выход из сложившейся ситуации видится
в следующем:
– сохранение сельской школы при
малейшей возможности в каждом населенном пункте;
– развитие многообразных форм сетевого
взаимодействия общеобразовательных учреждений,
расположенных на селе;
– решение кадровых проблем посредством
разработки и реализации региональных целевых
программ по обеспечению учителей сельских школ
жильем, в том числе ведомственным;
– обновление нормативной базы трудовой
подготовки школьников (новые положения о
пришкольном учебно-опытном участке, ученической
производственной бригаде, школьном лесничестве,
агрошколе, агролицее, подсобном хозяйстве и т.д.);
– укрепление материально-технической базы ОУ:
создание в школе информационно-развивающей
среды, приобретение современного
учебно-лабораторного оборудования, школьных
автобусов, дооборудование мастерских и т.д.;
– превращение сельских школ, имеющих в своем
составе инициативных учителей, в центры
непрерывного образования местного населения,
интегрирующие различные виды обучения: от
дошкольного до высшего и дополнительного (на
основе дистанционного и курсов для взрослых);
– развитие идеи создания на базе ОУ
агролицеев, межшкольных учебных комбинатов,
ассоциации школ и учреждений профессионального
образования.
Нынешним выпускникам сельских
учебных заведений предстоит жить и работать в
очень сложных условиях восстановления экономики
и социальной сферы. Вывод сельского хозяйства из
кризиса, социальное обустройство скоро ляжет на
их плечи и потребует соответствующей подготовки,
которую призвана обеспечить сельская школа.
|