Впереди всех – Чечня
По подсчетам экономистов, в период с 2004
по 2008 гг. затраты регионов на образование
выросли в 2,75 раза. Сегодня они составляют 20–22%
от расходов консолидированных бюджетов в
регионах РФ.
Сложнее всего было подсчитать,
насколько стали выше издержки на отдельные
образовательные учреждения. На этот счет
экономисты располагают только обобщенными
данными. Однако можно сказать, что за последние 4
года среднее региональное увеличение расходов
на типичное ОУ составило (с учетом инфляции) 45%. В
остальном рост финансирования школ резко
различается по регионам.
Среди субъектов РФ, значительно
повысивших траты на общее образование, лидируют
Белгородская, Мурманская, Сахалинская,
Московская области. Наибольшее увеличение
произошло в Москве – на 99%. Наименьшее – в
Чукотском автономном округе: всего на 5%.
Важнейшую роль в росте расходов на
общее образование сыграл КПМО. Чтобы получить
федеральную поддержку на эту сферу, губернаторы
и руководители субъектов РФ дали политическое
обязательство софинансировать свою систему
образования. Вплоть до 2010 г. будет работать
принцип «деньги в обмен на обязательства».
Некоторые регионы – такие, как Республика
Северная Осетия-Алания, – в порядке
софинансирования выделили на мероприятия КПМО
более 20% средств из регионального бюджета.
В регионах-неучастниках КПМО расходы
на образование растут медленнее. Там крупные
вливания бюджетных средств в школьную систему
проходили за последние годы неравномерно и
пришлись, главным образом, на 2008 г.
Директор Центра универсальных
программ Наталия Типенко отметила одну
особенность: «Чем богаче регион, тем больше он
тратит на статьи, не связанные с заработной
платой учителей. Это текущее финансирование,
закупка оборудования для школ. Такую ситуацию мы
наблюдаем в Санкт-Петербурге и Вологодской
области. Все российские рекорды по вливаниям в
образование побила Чеченская Республика.
Впрочем, этот случай мы не можем рассматривать
как типичный».
Кому платить – учителям или
администрации?
«Проблема заключается в том, что
цифры, которые у всех на слуху и публикуются СМИ,
связаны только с регионами, участвовавшими в
КМПО, – отметила Типенко. – Но принципы
этого проекта – не прерогатива его
участников. Это установки, так или иначе
реализованные всеми субъектами РФ. На
сегодняшний момент среди тех и других есть
группа регионов, лидирующих по приросту,
финансовым показателям».
Наибольшие различия между
участниками и неучастниками КПМО – в размерах
учительской зарплаты. В последний год 10% самых
высокооплачиваемых учителей из
регионов-участников КПМО стали получать на 43%
больше. В регионах-неучастниках прирост зарплаты
лучших педагогов составил 29%.
Экономисты отметили различия в самой
стратегии введения НСОТ: регионы-участники КПМО
реализовывали ее медленно и осторожно. Начало
было положено в пилотных школах, потом система
обкатывалась в 20–30% учреждений. Лишь к 2009 г.
новшество перенесли на все или почти все учебные
заведения.
Регионы-неучастники начали вводить
НСОТ позже, с 2008 г., но почти всегда без
экспериментирования, сразу на 100% учреждений. В
первом случае региональные НСОТ так или иначе
были привязаны к тюменской модели и ученико-часу.
Во втором – эти модели имели лишь
незначительные отличия от единой тарифной сетки.
Поэтому регионы-неучастники КПМО могли вводить
их быстро и безболезненно.
Экономисты обнаружили существенные
различия в доле фонда оплаты труда
педагогических и непедагогических кадров.
Несмотря на то что модельная методика
Минобрнауки требовала сокращения
непедагогического персонала, администрации ОУ
решались на это далеко не везде. По итогам КПМО
доля ФОТ «непедагогов» меньше всего в Тверской,
Самарской, Волгоградской областях. Больше
всего – в школах Калининградской области, где,
подчеркнула Типенко, процент непедагогических
работников вырос именно в процессе перехода на
НСОТ.
Интересно, что некоторые регионы
высоко ценят эти кадры: администрации многих
образовательных учреждений начали сокращения,
прежде всего, с педагогов, работающих на
полставки. Зато не тронули психологов,
лаборантов, уборщиц.
Исследователей
серьезно обеспокоило то, что в некоторых
регионах прирост доходов
административно-управляющего персонала за годы
КПМО существенно опередил рост учительских
зарплат.
|
Есть еще одна особенность
структуры учительских зарплат регионов-
неучастников КПМО. В ряде субъектов РФ
экономисты обнаружили очень высокие выплаты
компенсационного характера. Это касается, прежде
всего, Дальнего Востока, где они полагаются
педагогам по закону.
Исследователей серьезно обеспокоило
то, что в некоторых регионах прирост доходов
административно-управляющего персонала (АУП) за
годы КПМО существенно опередил рост учительских
зарплат. Огромный прирост окладов АУП (до 65%!)
произошел на Камчатке, в Кемеровской и
Курганской областях, в Республике Марий Эл.
Наталия Типенко считает: не слишком
хорошим показателем является то, что в 21-м
субъекте РФ рост учительской зарплаты
происходил быстрее, чем увеличение общих
расходов на образование.
Детей – меньше, деньги – те же
За последний год КПМО рост
региональных затрат на оплату труда (с
начислениями) вырос на 64%. Издержки на удельные
расходы в сфере общего образования (на одного
ученика) увеличились в субъектах РФ (с учетом
инфляции) на 72%. Однако такое повышение затрат
происходило как в регионах-участниках, так и
неучастниках КПМО.
Экономисты предположили, что причиной
впечатляющего роста расходов на образование в
большинстве случаев стало сокращение
численности детей в школах. Подсчитать эти цифры
в целом по России, конечно, невозможно.
Ученые пришли к выводу: если
распределить уменьшение контингента по всем
образовательным учреждениям, то за последний год
в каждом из них стало меньше учащихся
приблизительно на 10%. В некоторых регионах (если
сравнивать с началом 2000-х годов) в школы пришло на
64% меньше детей.
Тем не менее исследователи обнаружили
обнадеживающий факт. Да, в учебных заведениях все
меньше школьников, но руководители большинства
субъектов РФ пока не снижают расходы на
образование. Несмотря на введение
нормативно-подушевого финансирования,
администраторы высокого ранга договорились: до
2010 г. финансирование будет осуществляться вне
зависимости от сокращений учеников в школах.
«Расходы свидетельствуют о том, что в
регионах по-прежнему финансируют сеть, а не
образовательные учреждения, – отметила директор
Института развития образования Ирина Абанкина. –
Сеть консервативна и стабильна. На самом деле с
2005 по 2008 год практически никакого изменения в
субъектах РФ не произошло».
Интересно, что в нескольких местностях
число учащихся на одну школу растет. Среди
них – Тамбовская, Псковская, Калининградская,
Пензенская, Кировская области и Пермский край.
Исследователи видят причину в том, что здесь
более активно проводится преобразование сети,
создаются крупные базовые ОУ, используются
школьные автобусы.
Еще один важный факт: в большинстве
регионов РФ при значительном снижении
контингента учащихся сеть ОУ либо остается
неизменной, либо сокращается гораздо медленнее.
Администрации субъектов РФ уже имеют
горький опыт: они осознают возможность
социального взрыва, который вызовет
необдуманное закрытие сельских школ.
Малая школа – большие расходы
Главная головная боль субъектов
России – малокомплектные школы. В тех или иных
местностях проблема с ними решается по-разному.
Даже показатели, по которым образовательное
учреждение считается малокомплектным, разнятся
от региона к региону. В одних – «малый
комплект» начинается с 50-ти детей, а в других (как
в Красноярском крае) – с 275-ти.
Исследователи подсчитали, что на
«стоимость» одного ученика в определенном
субъекте РФ (так называемые удельные расходы)
влияет только один фактор: доля малокомплектных
школ. Это самые дорогие учебные заведения, по
расходам на которые не могут сравниться ни
гимназии, ни кадетские корпуса.
«Есть еще одна проблема: у нас много
учителей и мало учеников, – отметила в своем
выступлении Ирина Абанкина. – Соотношение
примерно 1 к 9,6. Сегодня от губернаторов требуют
добиться показателя 1 к 15-ти. Без этого регионы не
могут претендовать ни на бюджетные кредиты, ни на
субвенции со стороны федерального бюджета.
Меньшие цифры будут означать неэффективность
бюджетных расходов. Но даже в лучших областях эта
пропорция все равно составляет 1 к 13,5. Для школ
подобное положение дел станет сигналом либо к
переводу на неполную занятость, либо к
“выдавливанию“ педагогов на пенсию, либо к
масштабным сокращениям. И все те межбюджетные
механизмы, применявшиеся для решения этой
проблемы, задействованы не будут».
«Методика оценки неэффективности
бюджетных расходов, которую сейчас получили
регионы, может нанести вред, – согласна
Наталия Типенко. – Она искажает представление
о процессах, идущих в образовании.
Например, по данной схеме выходит, что
Республика Чувашия работает неэффективно и
потому должна сократить до конца года 600 человек.
Хотя этот субъект успешно провел реорганизацию
сети, там хорошая наполняемость классов».
КПМО в эпоху кризиса
Экономисты установили, что финансовые
катаклизмы ударили, главным образом, по
регионам-донорам. Раньше они сами «кормили»
других: в них не поступали федеральные
трансферты.
Кризис обострил ситуацию в
Белгородской, Челябинской, Самарской областях,
Красноярском крае. Скажем, Челябинская область
вынуждена просить федеральную помощь, потому что
у нее не хватает средств закрыть свои бюджетные
обязательства.
Что касается субъектов РФ со средними
показателями, они оказались даже в более
выгодном положении, чем прежде: в этом году
выросли федеральные трансферты.
Продолжение темы и комментарии
экспертов читайте в следующих номерах.
|