Сейчас в среде российского общего
образования прослеживается важная
функциональная проблема, заключающаяся в том,
что существующая модель вечерней (сменной)
общеобразовательной школы не отвечает
современным образовательным потребностям.
Большинство учащихся, составляющих контингент
этих учебных заведений, не получает на
достаточном уровне все необходимые компоненты
образования.
В 30-х годах XX века в СССР была создана
широкая сеть школ рабочей молодежи, которые
впоследствии стали вечерними (сменными)
общеобразовательными школами. В свое время они
работали достаточно эффективно, удовлетворяя
образовательные потребности работающих молодых
людей. Исторически сложилось так, что подобные
учебные заведения выполняли в системе
непрерывного образования взрослых, прежде всего,
компенсаторную и адаптирующую функции.
Но с конца 80-х годов в ряды учащихся
вечерних школ стали вливаться совершенно иные
группы. Прежде всего, их составляли люди,
длительное время не обучавшиеся в
общеобразовательных учреждениях, то есть те,
кому было сложно включиться в образовательный
процесс.
С начала 90-х вечерние школы
пополнились выпускниками специальных
коррекционных ОУ и подростками из массовых
общеобразовательных школ с определенным набором
проблем с успеваемостью и поведением. Таким
образом, учебное заведение взрослых постепенно
превратилось в школу для подростков, в том числе
с девиантным поведением.
И здесь мы можем увидеть серьезное
противоречие между дальнейшим ведением
общеобразовательной деятельности в вечерней
школе и невозможностью обучать всех в рамках
существующего образца.
В нынешней модели вечерней школы,
описанной в том числе в трудах выдающихся ученых
Института образования взрослых АПН СССР Г.Д.
Глейзера и А.Е. Марона, данное противоречие, к
сожалению, разрешить не удается. Значит, нужно
брать за основу другие, уже разработанные ранее,
или разрабатывать новую.
В настоящее время создано несколько
типов учебных заведений, которые наиболее полно
отражают специфику «обучения всех». К ним
относятся модели адаптивной школы Е.А. Ямбурга
и Школы самоопределения А.Н. Тубельского.
Модель адаптивной школы
Е.А. Ямбурга всесторонне учитывает сущность,
содержание, организацию, а также условия и
факторы продуктивного процесса обучения и
воспитания. Она представляет собой
воспитательно-образовательное учреждение,
которое стремится, с одной стороны, максимально
адаптироваться к воспитанникам с их
индивидуальными особенностями, а с другой –
по возможности гибко реагировать на
социокультурные изменения среды. Но все это
требует преемственности ступеней обучения, что у
учеников современной вечерней школы чаще всего
отсутствует.
Модель Школы самоопределения
А.Н. Тубельского тоже не дает желаемого
результата. Она подразумевает возможность
раннего, то есть уже с 5–6-го класса, выбора детьми
путей своего дальнейшего обучения и развития.
В вечерней же школе сталкиваемся,
прежде всего, с учащимися, не сделавшими свой
выбор и нуждающимися в помощи педагогов даже на
старшей ступени. Таким образом, мы видим, что ни
одна из вышеуказанных моделей не может быть
применена в чистом виде. Но как же разрешить
данную проблему?
В современном российском
образовательном сообществе появилась идея о том,
что если организовать процесс в соответствии с
принципами так называемого открытого
образования, то становится возможным «обучение
всех». Что же такое «открытое образование»?
Данный термин в России стал
использоваться не так давно. В педагогической
литературе дается следующее определение:
«Свободное («открытое») обучение (англ. open
learning) – форма организации процесса обучения,
основанная на принципе свободы выбора времени,
места, продолжительности, цены, вида, форм, целей,
организации, методов, источников и средств,
последовательности, содержания, оценки,
программы обучения, консультантов, наставников,
преподавателей, учебных заведений, уровня и
документов образования».
Под принципами открытого образования
понимаются:
1. Принцип опережения. Его
цель – взгляд в будущее. Так как контингент
вечерних школ составляют учащиеся разных
возрастных групп, то работа с ними выстраивается
с опорой на возрастную периодизацию и так
называемую «зону ближайшего развития».
2. Принцип предельной самостоятельности в
учении. То есть преподаватель не должен
давать готовых решений задач. Он организует
деятельность своих воспитанников так, чтобы они
самостоятельно осваивали содержание
образовательного курса и могли бы под контролем
учителя его модернизировать. Поиск способа
решения новой учебной задачи будет являться
мотивом и ценностной установкой для слушателей.
3. Принцип системности обязывает не
только структурировать учебный материал, но и
включает системное и деятельностное знакомство
с множеством способов освоения одного и того же
материала, возможными стилями образовательной
деятельности, методами ее освоения.
4. Принцип гибкого, модульного и
распределенного обучения должен
базироваться на всеобщем принципе соответствия
формы содержанию учебного курса. Для того чтобы
учащиеся могли в сфере открытого образования
через собственные поисковые действия открыть
новый культурный способ, необходимы особые формы
организации совместной деятельности педагога и
ребенка.
5. Принцип консультативной поддержки и
непрерывности в образовании. В процессе
обучения учителю необходимо создать условия для
ответственного подтверждения значимости
образовательного выбора для дальнейшего
профессионального развития и самообразования
обучающихся.
Конечно, перейти на новую систему
нелегко, ведь требуется пересмотреть учебные
планы, штатные расписания ОУ, а во многих случаях
и уставные документы. Но это еще не все. Чтобы
сделать наше образование «открытым», нужно
пересмотреть подход к административному
регулированию образовательной системы школы. Следует
уйти от тех стереотипов, по которым учащиеся и
представители его семьи никак не участвуют в
формировании образовательного пространства. Мы
редко обращаемся к родителям с вопросом, что
хотят их дети, когда приходят к нам, не проводим
требуемые психолого-педагогические диагностики.
Тем не менее образование не стоит на
месте. Отрадно видеть, что в последние годы
российские школы хоть и осторожно, но стали
двигаться в направлении открытых
образовательных технологий. Например, те же
самые методы дебатов, проектов, портфолио
начинают входить в обиход современных
российских учебных заведений.
Ряд вечерних (и не только) школ взялись
за эту работу. Остается пожелать им успехов и
понадеяться на то, что в ближайшие годы на новые
рельсы будет вставать все больше
образовательных учреждений нашей страны. И тогда
каждый ученик (вне зависимости от его
мотивационных и физиологических особенностей),
оканчивая школу, сможет стать полноценной
личностью, способной к свершениям на благо
общества.
|