Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2009

Школьный уклад

Вечерние школы: образование для каждого

В наследство от советской эпохи российское образование получило обширную сеть вечерних (сменных) общеобразовательных школ. В   большинстве случаев такие учебные заведения просто закрываются, поскольку стали неактуальными для современного общества. Но возможно ли приспособить их к новым условиям?

Сейчас в среде российского общего образования прослеживается важная функциональная проблема, заключающаяся в том, что существующая модель вечерней (сменной) общеобразовательной школы не отвечает современным образовательным потребностям. Большинство учащихся, составляющих контингент этих учебных заведений, не получает на достаточном уровне все необходимые компоненты образования.

В 30-х годах XX века в СССР была создана широкая сеть школ рабочей молодежи, которые впоследствии стали вечерними (сменными) общеобразовательными школами. В свое время они работали достаточно эффективно, удовлетворяя образовательные потребности работающих молодых людей. Исторически сложилось так, что подобные учебные заведения выполняли в системе непрерывного образования взрослых, прежде всего, компенсаторную и адаптирующую функции.

Но с конца 80-х годов в ряды учащихся вечерних школ стали вливаться совершенно иные группы. Прежде всего, их составляли люди, длительное время не обучавшиеся в общеобразовательных учреждениях, то есть те, кому было сложно включиться в образовательный процесс.

С начала 90-х вечерние школы пополнились выпускниками специальных коррекционных ОУ и подростками из массовых общеобразовательных школ с определенным набором проблем с успеваемостью и поведением. Таким образом, учебное заведение взрослых постепенно превратилось в школу для подростков, в том числе с девиантным поведением.

И здесь мы можем увидеть серьезное противоречие между дальнейшим ведением общеобразовательной деятельности в вечерней школе и невозможностью обучать всех в рамках существующего образца.

В нынешней модели вечерней школы, описанной в том числе в трудах выдающихся ученых Института образования взрослых АПН СССР Г.Д. Глейзера и А.Е. Марона, данное противоречие, к сожалению, разрешить не удается. Значит, нужно брать за основу другие, уже разработанные ранее, или разрабатывать новую.

В настоящее время создано несколько типов учебных заведений, которые наиболее полно отражают специфику «обучения всех». К ним относятся модели адаптивной школы Е.А. Ямбурга и Школы самоопределения А.Н.  Тубельского.

Модель адаптивной школы Е.А. Ямбурга всесторонне учитывает сущность, содержание, организацию, а также условия и факторы продуктивного процесса обучения и воспитания. Она представляет собой воспитательно-образовательное учреждение, которое стремится, с одной стороны, максимально адаптироваться к воспитанникам с их индивидуальными особенностями, а с другой – по возможности гибко реагировать на социокультурные изменения среды. Но все это требует преемственности ступеней обучения, что у учеников современной вечерней школы чаще всего отсутствует.

Модель Школы самоопределения А.Н. Тубельского тоже не дает желаемого результата. Она подразумевает возможность раннего, то есть уже с 5–6-го класса, выбора детьми путей своего дальнейшего обучения и развития.

В вечерней же школе сталкиваемся, прежде всего, с учащимися, не сделавшими свой выбор и нуждающимися в помощи педагогов даже на старшей ступени. Таким образом, мы видим, что ни одна из вышеуказанных моделей не может быть применена в чистом виде. Но как же разрешить данную проблему?

В современном российском образовательном сообществе появилась идея о том, что если организовать процесс в соответствии с принципами так называемого открытого образования, то становится возможным «обучение всех». Что же такое «открытое образование»?

Данный термин в России стал использоваться не так давно. В педагогической литературе дается следующее определение: «Свободное («открытое») обучение (англ. open learning) – форма организации процесса обучения, основанная на принципе свободы выбора времени, места, продолжительности, цены, вида, форм, целей, организации, методов, источников и средств, последовательности, содержания, оценки, программы обучения, консультантов, наставников, преподавателей, учебных заведений, уровня и документов образования».

Под принципами открытого образования понимаются:

1. Принцип опережения. Его цель – взгляд в будущее. Так как контингент вечерних школ составляют учащиеся разных возрастных групп, то работа с ними выстраивается с опорой на возрастную периодизацию и так называемую «зону ближайшего развития».
2. Принцип предельной самостоятельности в учении. То есть преподаватель не должен давать готовых решений задач. Он организует деятельность своих воспитанников так, чтобы они самостоятельно осваивали содержание образовательного курса и могли бы под контролем учителя его модернизировать. Поиск способа решения новой учебной задачи будет являться мотивом и ценностной установкой для слушателей.
3. Принцип системности обязывает не только структурировать учебный материал, но и включает системное и деятельностное знакомство с множеством способов освоения одного и того же материала, возможными стилями образовательной деятельности, методами ее освоения.
4. Принцип гибкого, модульного и распределенного обучения должен базироваться на всеобщем принципе соответствия формы содержанию учебного курса. Для того чтобы учащиеся могли в сфере открытого образования через собственные поисковые действия открыть новый культурный способ, необходимы особые формы организации совместной деятельности педагога и ребенка.
5. Принцип консультативной поддержки и непрерывности в образовании. В процессе обучения учителю необходимо создать условия для ответственного подтверждения значимости образовательного выбора для дальнейшего профессионального развития и самообразования обучающихся.

Конечно, перейти на новую систему нелегко, ведь требуется пересмотреть учебные планы, штатные расписания ОУ, а во многих случаях и уставные документы. Но это еще не все. Чтобы сделать наше образование «открытым», нужно пересмотреть подход к административному регулированию образовательной системы школы. Следует уйти от тех стереотипов, по которым учащиеся и представители его семьи никак не участвуют в формировании образовательного пространства. Мы редко обращаемся к родителям с вопросом, что хотят их дети, когда приходят к нам, не проводим требуемые психолого-педагогические диагностики.

Тем не менее образование не стоит на месте. Отрадно видеть, что в последние годы российские школы хоть и осторожно, но стали двигаться в направлении открытых образовательных технологий. Например, те же самые методы дебатов, проектов, портфолио начинают входить в обиход современных российских учебных заведений.

Ряд вечерних (и не только) школ взялись за эту работу. Остается пожелать им успехов и понадеяться на то, что в ближайшие годы на новые рельсы будет вставать все больше образовательных учреждений нашей страны. И тогда каждый ученик (вне зависимости от его мотивационных и физиологических особенностей), оканчивая школу, сможет стать полноценной личностью, способной к свершениям на благо общества.

Рейтинг@Mail.ru