Анализ научно-педагогической
литературы по инновационным процессам показал,
что провести границу между настоящими
преобразованиями и тривиальными переменами
непросто. Не стоит также ставить знак равенства
между позитивными результатами образовательной
деятельности и инновациями.
Инновационный подход к управлению ОУ
может быть эффективен только в том случае, если
соответствует логике реального процесса
развития. Иначе говоря, если принятие решений по
изменению в структуре управления
образовательным учреждением адекватно решаемой
задаче, а его первое лицо обладает способностью
видеть ситуацию, спрогнозировать развитие
событий, своевременно принять меры и внести
коррективы в организационную структуру
управления.
В современной отечественной системе
дополнительного образования детей (ДОД), как
показывает опыт работы, сформировались все
условия для реализации инноваций в
управлении – творчески привнесенные
изменения в цели, методы и средства
управленческой деятельности, обеспечивающие ее
позитивный результат. При этом учитывается
взаимосвязь педагогических и экономических
аспектов в развитии инновационных подходов. Все
сказанное выше позволяет выявить новые, не
исследованные ранее в педагогике явления в их
развитии, а также причины, которые препятствуют
внедрению и распространению инновационных
подходов.
По мнению ряда российских ученых,
педагогов наилучшим образом для решения этих
задач служит кластерный подход. Его
целесообразность и актуальность практически не
вызывают сомнений и в зарубежной
научно-педагогической мысли.
В переводе с английского языка слово
«кластер» (cluster) означает «пучок», «гроздь»,
«группа», «концентрация», «собираться группами»,
«расти пучками». Первоначально термин появился в
статистике и информатике, а затем стал
использоваться в экономике и социологии.
В нашем случае кластер мы
рассматриваем как качественно новую форму
организации управления учреждением
допобразования в зависимости от выработанной им
стратегии развития. От того, насколько будут
объединены цели педагогов, детей, родителей в
одну, согласованы цель и задачи, найдены аспекты
личностного смысла, привлекательные для всех
субъектов, зависит успешность выработанной
стратегии. Таким образом, в научной литературе под
кластером в образовательной системе понимают
совокупность ее свойств, отвечающих за
эффективность и качество решения определенного
круга задач на конкретном этапе деятельности
субъектов.
Кластерный подход к
структурированию управления ОУ, его организации,
развитию, повышению конкурентоспособности в
образовательной системе является признанным в
зарубежных научных исследованиях (Р.Блэшфилд,
Д.Вэн Райзинг, М.С. Олдендерфер, М.Жамбю).
Существенный вклад в формирование понимания
кластерного подхода и кластеризации внес
М.Б. Портер, рассматривая проблемы
конкурентоспособности страны в целом и ее
образовательной системы – в частности.
Согласно его теории, эффективность любой системы
следует оценивать через призму не отдельных
составляющих, а кластеров – взаимосвязанных
компонентов, элементов и т.д.
Проблема кластеров в образовании
исследовалась многими учеными, в трудах которых
анализировался процесс их формирования, этапы
развития, структурирование (В.П. Бурдаков,
Т.И. Шамова, Ю.Н. Юров, В.Т. Волов,
П.И. Третьяков, Т.М. Давыденко и др.). Однако
кластерная теория недостаточно исследована
применительно к управлению учреждением
дополнительного образования детей.
При реализации кластерного подхода
можно выделить несколько ключевых моментов:
наличие, во-первых, общей цели; во-вторых,
правовой основы совместной деятельности
субъектов; в-третьих, разработанных механизмов
взаимодействия между субъектами,
объединяющимися в кластер; в-четвертых,
механизма управления и, в-пятых, соответствия
декларируемым общим целям.
Следовательно, кластерный подход
основан на партнерстве заинтересованных друг в
друге субъектов, применяется в исследованиях
проблем их конкурентоспособности, а также как
метод стимулирования инновационной
деятельности всего образовательного учреждения.
Кроме того, следует отметить, что конкурирующие
структурные подразделения ОУ будут вынуждены
оказывать поддерживающее влияние друг на друга.
То есть, одновременно существуя в конкурентной
среде, им придется вопреки правилам конкуренции
«помогать» друг другу развиваться. По мнению М.Б.
Портера, ограничение конкуренции в кластере
ведет к его упадку.
Кластер, как мы уже отмечали ранее, это
совокупность согласованно действующих
субъектов для решения общей стратегической цели.
Цели УДОД связываются с интересами,
потребностями каждого из субъектов
образовательного процесса и формулируются в
соответствии с основными направлениями
деятельности. Принято выделять следующие группы
целей: стратегические, тактические, оперативные.
Под стратегической целью понимают
создание условий и эффективного механизма для
поэтапного перехода к новому уровню
образовательного процесса, ориентированного на
успех через реализацию образовательных программ
детских творческих объединений по интересам.
Тактические – подразумевают:
– разработку свежих подходов к
организации образовательной среды УДОД;
– создание и внедрение новой структуры
методической службы ОУ, способной обеспечить
иной уровень образовательного процесса;
– формирование коллектива высококлассных
педагогов, призванных на современном уровне
решать общую педагогическую задачу обучения,
воспитания и развития на основе принципов
«педагогики успеха»;
– сохранение и развитие материально-технической
базы образовательного учреждения.
Оперативные цели конкретизируют
тактические и предполагают:
– обновление локальных актов,
регламентирующих деятельность структурных
элементов методической службы;
– обновление программно-методического
сопровождения содержания образования детей, его
форм, методов;
– разработку системы руководства и контроля,
осуществляемой в образовательном учреждении;
– осуществление поиска и внедрения новых форм
организации образовательного процесса для
привлечения воспитанников среднего и старшего
школьного возраста;
– приведение в соответствие с требованиями
Министерства образования и науки РФ
образовательных программ педагогов ДОД;
– разработку новых образовательных программ,
учитывающих интересы детей и их родителей.
Таким образом, совокупность
оперативных целей составляет объем и структуру
тактических целей. Совокупность
тактических – содержательное наполнение
стратегической цели. Поэтому во главе «иерархии»
целей находится именно она.
Коллаж Т. Белоножкиной
Носителями потребностей в
дополнительном образовании являются разные
категории субъектов – частные (дети и
родители) и коллективные (социальные группы и
институты). Потребности первой группы
обнаруживаются как «образовательные запросы и
потребности», второй – «социальный заказ» на
дополнительное образование.
Характеристика образовательных
запросов и социального заказа по отношению к
образовательному учреждению складывается из
следующих уровней:
1. Образовательные запросы как детей,
так и родителей – актуальных и потенциальных
участников образовательного процесса в данном
учреждении.
2. Местные (муниципальные) потребности исходят от
всех заинтересованных организаций, учреждений,
общественных объединений, предприятий и других
субъектов социальной инфраструктуры,
находящихся на территории действия УДОД.
3. Содержание регионального заказа определяется
региональной, культурной, национальной,
экономической, социальной, образовательной
политикой, конкретными программами развития
региона, потребностями роста научной,
производственной и других сфер.
4. На федеральном уровне в качестве заказа на
дополнительное образование детей выступают
законодательные и подзаконные акты и программы
развития институтов детства, политика в области
семьи, детей, молодежи, образования.
Это позволяет создать кластер 1-го типа
(схема): учреждение допобразования и внешние
социальные партнеры (социальные институты),
которые взаимодействуют друг с другом для
достижения стратегической цели.
Схема
Кластер 1-го типа (уровень
взаимодействия)
Необходимо отметить, что для кластера
является определяющим принцип территориальной
локализации, так как, ориентируясь на этот
принцип, мы можем определить субъекты
взаимодействия образовательного пространства,
которые создают уникальную ценность –
человека-умеющего как продукт деятельности
образовательного кластера. Такими субъектами
являются учреждения дошкольного и школьного
образования, учреждения допобразования детей,
профессиональные учебные заведения, учреждения
дополнительного образования взрослых, т.е.
образовательные учреждения всех уровней в
пределах данной географической территории.
В кластере 1-го типа выделяются такие
субъекты взаимодействия, как «УДОД – внешние
социальные партнеры» (Министерство образования
и науки РФ, департамент образования, культуры и
молодежной политики Белгородской области,
государственные учреждения дополнительного
образования детей, муниципальные органы
управления образованием, муниципальные УДОД, МОУ
СОШ, родители воспитанников и т.п.). Основанием
для взаимодействия выступает договор между УДОД
и внешними социальными партнерами.
Субъекты образовательного кластера
«руководитель ОУ – руководители по функциям»,
«структурное подразделение – воспитанник»,
«руководители структурных подразделений –
педагоги», «педагоги – воспитанники»,
«административный блок – воспитанник» и т.д.
объединяют свои ресурсы для достижения большей
эффективности образовательного процесса в ОУ,
получения доступа к новым технологиям
управления и обучения.
Результатом их совместной
деятельности становится диффузия инновационной
активности от одного этапа к другому. Именно
поэтому кластеры образовательного процесса
являются точками роста: они становятся той
основой, на которой формируется
функционирование и развитие инновационной
образовательной системы. Разработанная на
основе кластеров, она рассматривается нами как
продуктивная категория в иерархии систем:
педагогической, дидактической, методической.
Именно поэтому такой подход к организации
управления УДОД – важнейший показатель
инновационной творческой деятельности
коллектива на базе субъект-субъектных отношений.
Большое значение для эффективности
кластера имеет взаимодействие и взаимовлияние
внутри него, когда все субъекты оказывают
обоюдную поддержку. Близость друг к другу,
внутренние связи, наличие постоянных личных
контактов и общего взаимодействия облегчают
коммуникацию и передачу информации. Входящие в
кластер субъекты быстро узнают об инновациях в
сфере образования, доступности новых
компонентов и средств обучения, апробации их в
образовательном процессе, отслеживают новые
тенденции в развитии образовательной системы,
опираясь на внутрикластерные взаимосвязи.
Для формирования образовательных
кластеров, на наш взгляд, требуется ряд
предпосылок, а именно, наличие:
совокупности ОУ, взаимодействующих в
рамках образовательного пространства,
использующих конкурентные преимущества
территории;
лидера, определяющего
долговременную инновационную и иную стратегию
всей системы ДОД;
образовательных ресурсов (под ними
понимают совокупность кадровых, нормативных,
информационных, финансовых и
материально-технических ресурсов для получения
конечного продукта системы образования, которым
является человек, представленный структурой
социума, множеством его характеристик,
определяющий демокультуру региона как часть
социальной составляющей его развития, в том
числе менталитет);
научных организаций, позволяющих
повысить уровень квалификации сотрудников ОУ,
что приведет к внутренней и внешней конкуренции
учреждения;
атмосферы доверия и творчества,
являющейся следствием тех взаимных преимуществ,
которыми пользуются учреждения образования,
расположенные на одной территории.
Перечисленные выше признаки позволяют
определить присутствие образовательного
кластера на исследуемой территории. На основании
вышеизложенного под ним подразумевается
совокупность согласованно действующих
социальных институтов, обладающих общей
стратегической целью, потенциальных носителей
умений и стремлений к их получению или иных
мотивов к их обретению.
|