Мы продолжаем публикации в рамках
акции «Управления школой» «Народный проект
системы образования». Ведущая рубрики – к.п.н.,
директор МОУ СОШ № 25 г. Таганрога Наталья
Александровна Штурбина – ждет писем по
электронной почте upr@1september.ru или по адресу: 121165, г.
Москва, ул. Киевская, д. 24, ИД «Первое
сентября», газета «Управление школой». |
Жизнь тем и интересна, что в
ней сны могут стать явью.
Пауло Коэльо «Алхимик»
Снится мне как-то сон… Собрал
министр образования своих замов, напомнил о
национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа» и поручил составить планы (да не
пустословные, а конкретные) по всем
направлениям:
1. Обновление образовательных
стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Современная школьная инфраструктура. Облик
школ (как по форме, так и по содержанию) должен
значительно измениться.
5. Здоровье школьников.
А коли не можете сами сделать, говорит,
объявите национальный конкурс проектов по
этим вопросам и лучшие возьмите за основу. Да
разработчиков проектов-победителей соберите в инициативные
группы.
Подумали замы и решили – попробуем
через проектный конкурс.
Прошло время…
Идет заседание экспертных комиссий по
направлениям реформирования образования.
Слушается первый вопрос – «Обновление
образовательных стандартов».
1) А – базовый, обязательный (и
содержание этого уровня не завышено, как раньше
(«всех и всему»));
2) В – прикладной уровень (свободный выбор не
менее 5-ти дисциплин);
3) С – углубленный (по желанию учащихся).
– Первый вариант: 1-я школа –
начальная ступень школьного образования, 2-я –
средняя ступень, 3-я школа – старшая ступень.
Второй вариант:
перераспределение учебного плана между школами.
Например, в одном ОУ – углубленное изучение
математики, физики и химии; а в другом –
гуманитарных дисциплин. И так на несколько школ
распределяются все предметы, чтобы
сосредоточить усилия одного учебного заведения
на 3-4-х дисциплинах, а не сразу на 10-ти. Это более
эффективно.
– В программу учреждений
дополнительного образования введено
углубленное изучение предметных дисциплин по
желанию.
Вариативность учебных пособий и
программ регламентирована государственной
программой, внедрение новых из них в
обязательном порядке предваряется
экспериментальным апробированием в узком кругу
школ.
Отменена пятибалльная система
оценивания (только ЕГЭ как целевой ориентир на
поступление в вузы остался в прежней, 100-балльной
системе). В аттестате записывается уровень (А, В
или С) освоения предметной дисциплины.
Введены новые показатели
результативности школ, единые для всех:
– на основе психологических методик
по развитию интеллектуальных функций и
личностных характеристик;
– изучение уровня сформированности ключевых
компетенций и др.
На данном этапе без дополнительного
финансирования мы смогли повысить качество
образования, используя следующие шаги:
– удовлетворение запросов учащихся и
их семей;
– построение индивидуального
образовательного маршрута каждого ребенка;
– улучшение материально-технического
обеспечения образовательных областей, так как
отпала необходимость оснащения каждой
предметной области во всех школах;
– восполнение дефицита
квалифицированных кадров: оптимальное
перераспределение нагрузки по уровням,
привлечение вузовских работников (педагоги с
высокой квалификацией ведут обучение в группах
3-го уровня);
– повышение качества
научно-методической работы за счет увеличения
сотрудников одной образовательной области (если
в одной школе – 2 специалиста, во второй – 3,
то в комплексе – 5);
– оптимизация внеурочной
воспитательной работы благодаря распределению
возрастных групп (так, например, в 1-й школе
сосредоточена внеурочная воспитательная
деятельность 1–6-х классов, а во 2-й – 7–11-х) и
привлечению специалистов учреждений
допобразования.
Как результат – улучшение
результативности российского образования на
международном уровне (тест PISA).
По направлению «Система поддержки
талантливых детей»:
– созданы методики и системы по
выявлению учащихся, имеющих способности в
определенной области; проводятся ежегодные
тестирования, творческие конкурсы;
– в учреждениях дополнительного
образования, школах, комплексах введены в
учебный план кружки для одаренных детей, в каждом
городе имеется карта таких услуг, охватывающая
различный их спектр;
–• для развития исследовательской,
проектной культуры школьников организованы
Клубы юных исследователей на основе
сотрудничества с вузами, ссузами и т.д.;
– результативность данного
вопроса определяется развитием способностей
детей, измеренная по определенным методикам, а
также доступностью для любого школьника и
широким выбором области углубленного изучения
предметных дисциплин.
Направление «Развитие учительского
потенциала» было реализовано несколькими
способами.
Во-первых, в пединститутах усилена
направленность предметов «методика
преподавания», «психология взаимодействия» и
«исследовательская и проектная деятельность».
Во-вторых, курсы повышения
квалификации охватывают «не все обо всем», а
практико-ориентированы на определенные
проблемы; производится выезд на места с успешным
опытом работы; оценка результативности курсов
идет анонимно через сайты. По результатам
оценивания курсов пересмотрен список
учреждений, имеющих господдержку.
Также разработана система
профессиональных состязаний в разных
направлениях. Ежегодно осуществляется широкая
программа грантовых конкурсов, направленных на
развитие образования. На сайтах министерств и
управлений образования вывешены планы, анализ
работы и итоги открытых опросов родительской,
ученической и педагогической общественности. В
конце года комиссии проводят экспертизу работы
этих управляющих органов по определенным
показателям.
Для улучшения качества деятельности
управленческой сферы и определения эффективных
руководителей создан проект «Резерв
управленческих кадров в образовании» по
принципу национального конкурса «Кадровый
резерв страны», который успешен в плане
открытости возможностей для результативных,
творческих, инициативных людей.
Направление «Современная школьная
инфраструктура»… Во всех школах сделаны
ремонты; поставлено оборудование, согласно
тематике учебного плана (начальная, средняя и
старшая школа); по профилю углубленного изучения
предметов приобретены все необходимые пособия.
Для организации внеурочной работы
определены ставки для педагогов дополнительного
образования, произведено оснащение кружковой
работы.
В направлении «Здоровье школьников» пересмотрены
подходы в проведении уроков физкультуры.
Учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях,
освобождаются от этих уроков. Остальные
занимаются в школе (в своей или соседней) в
спортивных кружках по выбору. Особое внимание
уделяется качеству питания школьников;
формирование здорового образа жизни идет за счет
специально разработанных просветительских
курсов и проектных работ.
В ОУ действует система
психологической помощи, позволяющая
диагностировать психологические проблемы и
разрабатывающая индивидуальные планы по
сохранению психического здоровья детей,
рекомендации (педагогам, родителям) по созданию
необходимых условий для личностного становления
ребенка.
…Проснувшись, я вспомнила о статье
Президента Д.А. Медведева «Россия, вперед!»,
в которой были следующие слова: «Я
приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к
сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и
тех, кто не согласен со мной, но искренне желает
перемен к лучшему. Нашей работе будут пытаться
мешать. Влиятельные группы продажных чиновников
и ничего не предпринимающих
“предпринимателей“. Они хорошо устроились. У
них “все есть“. Их все устраивает. <...>
Они не создают ничего нового, не хотят развития и
боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно
принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное
большинство. Мы будем действовать. Терпеливо,
прагматично, последовательно, взвешенно.
Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и
послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость,
коррупцию. Создадим новую Россию. Россия,
вперед!»
Вспомнила и подумала: может, сон
вещий, и что-нибудь из него сбудется?..
В заключение приведу одну притчу. Шел
мудрец, а навстречу ему три человека, которые
везли под горячим солнцем тележки с камнями для
строительства храма. Мудрец задал каждому
вопрос: «Что ты делал целый день?» Первый с
ухмылкой ответил, что целый день возил камни.
Второй сказал: «Я добросовестно выполнял свою
работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось
радостью и удовольствием: «А я принимал участие
в строительстве храма!»
Уважаемые руководители! Поздравляю
вас с Новым, 2010 годом! Желаю, чтобы ваши
сотрудники были «строителями храма», и тогда
наша образовательная система будет эффективной
по всем направлениям! Пусть вам сопутствует
удача! Благополучия вашим семьям!
P.S. Зима продолжается, и вам тоже, наверное,
«снятся» такие «сны». Расскажите о них, мы ждем
писем!
|