Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2009

Наука управлять

Сон директора в зимнюю ночь…

Мы продолжаем публикации в рамках акции «Управления школой» «Народный проект системы образования». Ведущая рубрики – к.п.н., директор МОУ СОШ № 25 г. Таганрога Наталья Александровна Штурбина – ждет писем по электронной почте upr@1september.ru или по адресу: 121165, г. Москва, ул. Киевская, д. 24, ИД «Первое сентября», газета «Управление школой».

Жизнь тем и интересна, что в ней сны могут стать явью.

Пауло Коэльо «Алхимик»

Снится мне как-то сон… Собрал министр образования своих замов, напомнил о национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» и поручил составить планы (да не пустословные, а конкретные) по всем направлениям:

1. Обновление образовательных стандартов.
2. Система поддержки талантливых детей.
3. Развитие учительского потенциала.
4. Современная школьная инфраструктура. Облик школ (как по форме, так и по содержанию) должен значительно измениться.
5. Здоровье школьников.

А коли не можете сами сделать, говорит, объявите национальный конкурс проектов по этим вопросам и лучшие возьмите за основу. Да разработчиков проектов-победителей соберите в инициативные группы.

Подумали замы и решили – попробуем через проектный конкурс.

Прошло время…

Идет заседание экспертных комиссий по направлениям реформирования образования. Слушается первый вопрос – «Обновление образовательных стандартов».

  • Введены три уровня школьного обучения:

1) А – базовый, обязательный (и содержание этого уровня не завышено, как раньше («всех и всему»));
2) В – прикладной уровень (свободный выбор не менее 5-ти дисциплин);
3) С – углубленный (по желанию учащихся).

  • Созданы комплексы школ, учреждений дополнительного образования.

Первый вариант: 1-я школа – начальная ступень школьного образования, 2-я – средняя ступень, 3-я школа – старшая ступень.

Второй вариант: перераспределение учебного плана между школами. Например, в одном ОУ – углубленное изучение математики, физики и химии; а в другом – гуманитарных дисциплин. И так на несколько школ распределяются все предметы, чтобы сосредоточить усилия одного учебного заведения на 3-4-х дисциплинах, а не сразу на 10-ти. Это более эффективно.

–  В программу учреждений дополнительного образования введено углубленное изучение предметных дисциплин по желанию.

  • Вариативность учебных пособий и программ регламентирована государственной программой, внедрение новых из них в обязательном порядке предваряется экспериментальным апробированием в узком кругу школ.

  • Отменена пятибалльная система оценивания (только ЕГЭ как целевой ориентир на поступление в вузы остался в прежней, 100-балльной системе). В аттестате записывается уровень (А, В или С) освоения предметной дисциплины.

  • Введены новые показатели результативности школ, единые для всех:

– на основе психологических методик по развитию интеллектуальных функций и личностных характеристик;
– изучение уровня сформированности ключевых компетенций и др.

На данном этапе без дополнительного финансирования мы смогли повысить качество образования, используя следующие шаги:

– удовлетворение запросов учащихся и их семей;

– построение индивидуального образовательного маршрута каждого ребенка;

– улучшение материально-технического обеспечения образовательных областей, так как отпала необходимость оснащения каждой предметной области во всех школах;

– восполнение дефицита квалифицированных кадров: оптимальное перераспределение нагрузки по уровням, привлечение вузовских работников (педагоги с высокой квалификацией ведут обучение в группах 3-го уровня);

– повышение качества научно-методической работы за счет увеличения сотрудников одной образовательной области (если в одной школе – 2 специалиста, во второй – 3, то в комплексе – 5);

– оптимизация внеурочной воспитательной работы благодаря распределению возрастных групп (так, например, в 1-й школе сосредоточена внеурочная воспитательная деятельность 1–6-х классов, а во 2-й – 7–11-х) и привлечению специалистов учреждений допобразования.

Как результат – улучшение результативности российского образования на международном уровне (тест PISA).

По направлению «Система поддержки талантливых детей»:

–  созданы методики и системы по выявлению учащихся, имеющих способности в определенной области; проводятся ежегодные тестирования, творческие конкурсы;

–  в учреждениях дополнительного образования, школах, комплексах введены в учебный план кружки для одаренных детей, в каждом городе имеется карта таких услуг, охватывающая различный их спектр;

–• для развития исследовательской, проектной культуры школьников организованы Клубы юных исследователей на основе сотрудничества с вузами, ссузами и т.д.;

–  результативность данного вопроса определяется развитием способностей детей, измеренная по определенным методикам, а также доступностью для любого школьника и широким выбором области углубленного изучения предметных дисциплин.

Направление «Развитие учительского потенциала» было реализовано несколькими способами.

Во-первых, в пединститутах усилена направленность предметов «методика преподавания», «психология взаимодействия» и «исследовательская и проектная деятельность».

Во-вторых, курсы повышения квалификации охватывают «не все обо всем», а практико-ориентированы на определенные проблемы; производится выезд на места с успешным опытом работы; оценка результативности курсов идет анонимно через сайты. По результатам оценивания курсов пересмотрен список учреждений, имеющих господдержку.

Также разработана система профессиональных состязаний в разных направлениях. Ежегодно осуществляется широкая программа грантовых конкурсов, направленных на развитие образования. На сайтах министерств и управлений образования вывешены планы, анализ работы и итоги открытых опросов родительской, ученической и педагогической общественности. В конце года комиссии проводят экспертизу работы этих управляющих органов по определенным показателям.

Для улучшения качества деятельности управленческой сферы и определения эффективных руководителей создан проект «Резерв управленческих кадров в образовании» по принципу национального конкурса «Кадровый резерв страны», который успешен в плане открытости возможностей для результативных, творческих, инициативных людей.

Направление «Современная школьная инфраструктура»… Во всех школах сделаны ремонты; поставлено оборудование, согласно тематике учебного плана (начальная, средняя и старшая школа); по профилю углубленного изучения предметов приобретены все необходимые пособия.

Для организации внеурочной работы определены ставки для педагогов дополнительного образования, произведено оснащение кружковой работы.

В направлении «Здоровье школьников» пересмотрены подходы в проведении уроков физкультуры. Учащиеся, занимающиеся в спортивных секциях, освобождаются от этих уроков. Остальные занимаются в школе (в своей или соседней) в спортивных кружках по выбору. Особое внимание уделяется качеству питания школьников; формирование здорового образа жизни идет за счет специально разработанных просветительских курсов и проектных работ.

В ОУ действует система психологической помощи, позволяющая диагностировать психологические проблемы и разрабатывающая индивидуальные планы по сохранению психического здоровья детей, рекомендации (педагогам, родителям) по созданию необходимых условий для личностного становления ребенка.

…Проснувшись, я вспомнила о статье Президента Д.А. Медведева «Россия, вперед!», в которой были следующие слова: «Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему. Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих “предпринимателей“. Они хорошо устроились. У них “все есть“. Их все устраивает. <...> Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!»

Вспомнила и подумала: может, сон вещий, и что-нибудь из него сбудется?..

В заключение приведу одну притчу. Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства храма. Мудрец задал каждому вопрос: «Что ты делал целый день?» Первый с ухмылкой ответил, что целый день возил камни. Второй сказал: «Я добросовестно выполнял свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

Уважаемые руководители! Поздравляю вас с Новым, 2010 годом! Желаю, чтобы ваши сотрудники были «строителями храма», и тогда наша образовательная система будет эффективной по всем направлениям! Пусть вам сопутствует удача! Благополучия вашим семьям!

P.S. Зима продолжается, и вам тоже, наверное, «снятся» такие «сны». Расскажите о них, мы ждем писем!

Рейтинг@Mail.ru