Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

Партнерство

Действуем сообща

Этапы построения отношений между семьей и школой

«Дети – лучшие учителя самим себе, а родители – их лучшие первые преподаватели». Эта мысль, озвученная около десяти лет назад в книге «Революция в обучении», могла бы стать девизом любой семьи, в которой есть ребенок. Однако далеко не все взрослые готовы к такой ответственной миссии. И потому пытаются «перевалить» ее на плечи школы.  Но образовательные учреждения уже научились объяснять, что только при партнерских отношениях возможны успехи в обучении детей...

Многочисленные исследования, проводимые в Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования (СПбАППО), свидетельствуют о том, что уровень недовольства школой у родителей растет. Причем чем ниже уровень их образования, тем больше они перекладывают ответственность за воспитание сыновей и дочерей на учителей. В сознании многих взрослых прочно «живет» мысль о том, что целостный процесс образования в школе заменен сегодня набором образовательных услуг.

Со своей стороны школа предъявляет серьезные претензии к родителям как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения их потребностей в защите, уходе, сохранении здоровья, развитии личных интересов.

Между тем, в последние годы стало очевидно: эффективный образовательный и воспитательный процессы в школе возможны, если подходить к их организации с позиций партнерства с родителями.

Образовательному учреждению (ОУ) трудно добиться успеха, если оно не рассматривает родителей как истинных помощников. При этом следует иметь в виду, что в нашей стране назрела необходимость в новой социально-педагогической практике взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, связанной с сервисной функцией образования.

Каким может быть содержание семейно ориентированных образовательных практик?

Семейно ориентированное школьное образование. Главным принципом организации психолого-педагогического образования семьи должно стать самообразование родителей, которое способствует более глубокому пониманию чувств и поведения ребенка.

Организация на базе школ, детских садов и учреждений дополнительного образования системы культурно-образовательного досуга. Важно, чтобы в каждом микрорайоне предлагались дополнительные образовательные, коррекционно-развивающие, оздоровительные услуги для детей разного возраста и взрослых.

Другими словами, речь идет о создании единого воспитательного пространства, муниципальной культурно-образовательной среды, объединяющей не только образовательные, но и культурные, спортивные, медицинские учреждения, природные зоны отдыха и досуга и др., ориентированные на семьи, различающиеся по типу (полная, неполная); по категории (детная, бездетная, имеющая пенсионеров, инвалидов, семьи мигрантов, беженцев, студентов и др.); по уровню материального обеспечения (бедные, малообеспеченные, обеспеченные, богатые) и т.д.

Важной составляющей работы с родителями является и создание информационной среды. В ситуации перемен в сфере образования возрастает потребность значительной части родителей в получении качественной информации о тенденциях в системе образования в целом и о деятельности конкретных ОУ.

Несколько лет назад вспомнили о том, что самым настоящим помощником в организации диалога «семья – школа» всегда были классные руководители. И они, и родители заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Однако основная нагрузка все равно «лежит» на педагоге, так как именно он должен проявлять инициативу, интересоваться условиями, в которых живет ребенок, понимать особенности семейного воспитания.

Совместная деятельность педагогов, родителей и детей может быть успешной, если все искренне настроены на коллективную работу, действуют сообща, вместе планируют те или иные мероприятия, подводят итоги, радуются удачам, вдохновляют друг друга.

Здесь, правда, важно помнить, что все семьи разные, поэтому не следует навязывать одинаковые формы взаимодействия, а стоит иметь в виду особенности семейного воспитания, ориентироваться на потребности, запросы родителей, терпеливо приобщать их к делам школы и класса. Такие отношения удовлетворяют всех участников образовательного процесса и являются основой качественного образования. В их создании можно выделить три этапа (схема).

Схема

Этапы построения партнерских отношений между семьей и школой

1. Знакомство

На этом этапе определяются общие цели, ценности и ресурсная база сторон.

Наличие общих целей – важный фактор для выстраивания партнерских отношений. Ведь если родители больше ориентированы, скажем, на предметное обучение, а школа – на развитие социальных навыков, то конфликт неизбежен: у семьи будет много претензий и к содержанию обучения, и к формам воспитательной работы.

Общие ценности понимаются здесь как принципы (способы) достижения цели. В современном обществе особую актуальность приобретают гуманистические (общечеловеческие) ценности – толерантность, уважение, свобода выбора. Однако есть немало семей, которые довольно иронично относятся к демократическим принципам общения с учениками и настаивают на жесткой дисциплине и предельной нагрузке, чтобы дети не оказались вовлеченными в сомнительные мероприятия вне школы (рост количества желающих поступить в кадетские училища демонстрирует родительскую обеспокоенность достаточно явно).

На первом этапе также большое значение имеет определение взаимной полезности участников, т.е. изучение возможностей (ресурсов) друг друга. От этого зависит распределение усилий сторон для достижения желаемого эффекта.

На этом первом этапе стоит провести как минимум два мероприятия: мониторинг родительских запросов и ресурсов и собственный «ценностный аудит». В результате должно проявиться желание родителей к осуществлению совместной деятельности.

2. Совместная деятельность

Это шаг, когда будущие партнеры, определившись с направлением взаимодействия и ресурсами, приступают к проектированию конкретных программ совместной работы.

Здесь значимо понятие общего вклада – т.е. разделения ответственности за те или иные стороны своей деятельности. Но желание родителей сделать этот вклад возникает только тогда, когда они испытывают доверие к образовательному учреждению. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов:

– соблюдение этических норм и договоренностей;
– взаимоподдержка;
– продуктивность.

Перечислим основные виды совместной деятельности школы и семьи и те «продукты», которые могут быть получены в результате (табл.).

Таблица

Деятельность

«Продукт»

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

Модели, концепции, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Образовательные программы

Реализация образовательного процесса

Мероприятия

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

Под реализацией образовательного процесса понимается поддержка, оказываемая семьей непосредственно школе (к примеру, ассистирование на уроках в начальной школе или в группах продленного дня), а также помощь ОУ в его внеурочной деятельности (развлекательной, благотворительной, коммерческой, трудовой и т.д.). Сюда же относится и методическая помощь родителей своим детям при выполнении домашних заданий.

Особо стоит остановиться на взаимоподдержке. Инициатива в этом случае должна исходить от педагогов (как от людей, владеющих специальными знаниями об эффективной коммуникации). Однако в некоторых случаях можно обратиться и к родителям с просьбой оказать психологическое содействие педагогу, сотруднику, другому ребенку.

В процессе совместной деятельности особую актуальность приобретает наличие обратной связи и открытость каналов коммуникации. Это значит, что необходимо систематическое изучение мнения родителей.

Родительские собрания лучше превращать в круглые столы или совещания, на которых будут решаться стратегические вопросы. Стоит разработать вариант договора между школой и родителями, в котором определены зоны ответственности каждой из сторон.

Основным итогом второго этапа должно стать умение родителей участвовать в совместной деятельности, т.е. их компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению.

3. Партнерство

Необходимым условием партнерских отношений является их добровольность, которая понимается здесь как наличие свободы и осознанности выбора в разных формах взаимодействия (совместной деятельности). Осознанность выбора появляется там, где родители к нему подготовлены (с помощью информирования, просвещения и т.д.) и реально оценивают свои возможности (педагогическую компетентность, ресурсы разного рода и т.д.). В тех ОУ, которые строят свою работу с детьми и родителями на принципах принуждения (вынуждения), говорить о развитии партнерства преждевременно.

Вторым признаком партнерских отношений является их долговременность, т.е. нацеленность субъектов на продолжительное и неоднократное взаимодействие. Если общение семьи и школы носит хаотичный, хотя и интенсивный характер (например, при проведении локальных мероприятий или акций, где родители выступают исключительно в роли участников, а не организаторов), то его нельзя называть партнерским. Ориентация детей и родителей на долговременную работу со школой позволяет осуществлять совместные проекты стратегического значения.

И третий признак – это взаимная ответственность, основа которой закладывается в самом начале совместной деятельности (на втором этапе).

Что дает детям развитие социального партнерства между семьей и ОУ?

Помимо знаний в предметных областях, это может быть и развитие социальных и общеучебных навыков, и рост самоуважения (гордость за родителей), и психологическая комфортность (в том числе в детской среде), и обретение материальных ресурсов для реализации новых образовательных проектов. Но самое главное – при таком подходе могут существенно измениться отношения между детьми и родителями, так как модель сотрудничества, успешно освоенная в школе, имеет шанс прижиться и в семье. А это значит, что пространство развития, в котором растет ребенок, будет истинно гуманистическим.

Рейтинг@Mail.ru