Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

Школьный уклад

Айсберг из самоотверженности и любви

Отъехав от Московской кольцевой автодороги 20 километров на восток, попадаешь в другой мир. За высоченными, глухими заборами скрываются коттеджи успешных столичных жителей. И тут же уходит вдаль полуразбитая дорога. По одну ее сторону высятся многоэтажные дома – это город Жуковский. По другую – жмутся друг к другу деревянные домики села Быково: за избами с резными наличниками мелькают купола церкви, рядом с которой раскинулась рощица, а в ней стоит Быковская основная школа № 16.

Каждый день сюда приходят 108 учеников. И про каждого из них педагоги могут рассказывать часами. Не потому, что образ воспитанников столь поэтичен. А потому, что почти у всех детей за плечами уже такой жизненный сценарий, на основе которого можно снимать фильмы, ничего не придумывая.

Есть ученики из тяжелых, неблагополучных семей. Родители остались в поселке без работы. О том, ел ли их ребенок, где он ночует, ходит ли в школу, не думают. Директор с учителями «вылавливают» подопечных в поселке, иногда – на остановке общественного транспорта, стараются, чтобы каждый ребенок систематически посещал школу.

Другая категория – дети, прибывшие из ближнего зарубежья. Таджикистан, Азербайджан, Молдова... Родители трудятся на фирме «Поиск», занимающейся расфасовкой семян. Живут порой там же, где и работают, – в теплицах. А дети, практически не говорящие по-русски, отправляются в школу.

«Нам этих ребят жалко, – рассказывает директор школы Ирина Васильевна Быкова. – Как требовать от ребенка серьезных знаний по физике, математике, если у него дома весь вечер была ругань родителей? Спасибо, что он вообще утром к нам пришел и пытается отвечать, тянет руку.

Русским языком наши педагоги занимаются с детьми после уроков совершенно бесплатно. Как же иначе? Дети должны общаться со сверстниками, понимать учителей, то есть адаптироваться в среде. Кто их научит читать и писать, кроме нас? И если в начальных классах ученики порой едва-едва получают “тройки“, а к концу обучения у них по русскому языку “четверка“, мы так радуемся за их достижения!

Скажем, одна из наших учениц несколько лет назад заняла место в десятке лучших на районной математической олимпиаде. Ее семья приехала из Молдовы. Все старательные, работящие. Девочка, отучившись у нас девять классов, перешла в другую школу, которую окончила, и учится в вузе на бюджетном месте. У нее две младших сестры. Они теперь тоже в нашей школе. Большие умницы!»

Вспоминают здесь и другую ученицу – из Грузии, – пришедшую в 8-й класс и очень плохо говорившую по-русски. Дети смеялись над акцентом, ошибками, не принимали в компанию. Но классный руководитель сумела изменить ситуацию. Переломным стал момент, когда на литературе изучались «Мцыри» М.Ю. Лермонтова. На одном из уроков учительница попросила девушку прочесть отрывок из поэмы на грузинском языке. Та рассказала. И так красиво это прозвучало, что одноклассники «растаяли». А педагог и дальше при каждом удобном случае старалась обращать внимание на те умения, которые отличали ученицу от остальных. Класс с ней подружился.

Спортивные праздники в школе любят все

Нельзя не сказать, что в пяти минутах ходьбы от 16-й школы расположена городская Жуковская школа № 12 с бассейном, лицей № 14 с профильными классами. Конкуренция образовательных учреждений налицо: те родители из села, у которых есть работа, средства, отдают своих сыновей и дочерей туда. Так что на долю сельской школы приходятся в основном дети из проблемных семей. Но учителя убеждены: учить нужно всех. И неважно, что их работа подчас напоминает больше спасательную, нежели педагогическую.

Такое понятие, как «групповая консультация», – в этой школе обычное дело. «Многие ребята не успевают все понять на уроке, ритм работы у них разный и без занятий после уроков не обойтись, – в один голос заявляют учителя. – Мы рады, что начиная с этого года один час дополнительной работы в неделю оплачивается. Хотя занимаемся мы с учащимися практически каждый день. Чаще всего они сами приходят, просят что-то объяснить. Можем ли мы отказать им?..»

Коллектив здесь старается своим внешним видом, поведением, отношением друг к другу и к воспитанникам, проведением самых разнообразных мероприятий показать, как должны общаться люди. 14 педагогов, включая директора и завуча, со всей широтой души ежедневно создают в школе настоящий дом: чистые, светлые, по-домашнему уютные классы, по-семейному организованные праздники и безусловная любовь ко всем – и к детям, и ко взрослым.

Наверное, поэтому вот уже более 40 лет подряд учительница русского языка и литературы, председатель методического объединения педагогов гуманитарного цикла Таисия Васильевна Ус тратит на дорогу до школы и обратно по два часа. То время, которое она проводит в дороге, даром не теряет: в огромных количествах изучает всевозможную информацию, чтобы наутро рассказать коллегам о школах Японии, Кореи, Швеции, о новинках в английских и американских школах, об экспериментальных методиках преподавания.

Начав когда-то работу вожатой в этой школе, позже Таисия Васильевна стала преподавать. Без ее помощи не обходится ни один педсовет. Ее ученики успешно сдают экзамены в лицеи и коллежди и часто слышат от преподавателей: «Скажите спасибо тому учителю, который так замечательно подготовил вас к испытаниям!»

О коллегах, как и об учениках, директор школы может рассказывать бесконечно. «У нас работают истинные энтузиасты, влюбленные в свое дело. Есть молодые специалисты – учителя физкультуры, английского языка, информатики, – повествует Ирина Васильевна. – Подарком для нас стало возвращение нашей выпускницы, взявшейся за преподавание биологии и химии. Учитель математики Галина Анатольевна Пушкина, она же – председатель методического объединения педагогов естественно-математического цикла, всегда четко и скрупулезно собирает информацию, проводит диагностику, строит графики. Эта ее работа ложится в основу многих совещаний и педсоветов.

Наши учителя вообще мастера на все руки – они и классные руководители, и социальные педагоги, и руководители кружков, и психологи. Ведь на психолога у нас только в этом году выделили четверть ставки, за что мы благодарны Комитету по образованию. У нас есть дети с очень сложными судьбами, с расшатанной нервной системой. Иногда ученики делятся с нами такими проблемами, о которых в их семьях не узнают никогда!

Да и родители приходят за советом. Особенно часто – недавно приехавшие в село: взрослые серьезно обеспокоены проблемами адаптации детей.

Работать непросто. Скажем, вчера мой заместитель – Любовь Аркадьевна – ушла из школы в половине восьмого вечера, а в половине восьмого утра уже снова надо быть в школе: некоторые дети любят приходить рано – видимо, дома им одиноко, грустно. Тут их встретим на пороге, поговорим, обнимем.

Нам бы бумажной работы поменьше. Тогда смогли бы уделять ребятам еще больше внимания. Столько отчетов и мониторингов нужно постоянно готовить… Вдобавок мы еще учимся, постоянно повышаем свою квалификацию. К счастью, в Раменском работает методический центр под управлением Л.А. Павловой. Нам стараются во всем помогать».

Несмотря на сетования директора, чуткого и заботливого отношения к детям педагогам этой школы не занимать. Когда заканчиваются уроки, никто не спешит уходить. Воспитанников ждут три группы продленного дня (по 25 человек) и бесчисленные кружки и спортивные секции: хоровой и драматический, «Умники и умницы», «Математическая мозаика», «Юные инспектора движения», занятия по риторике – список можно продолжить…

Все занятия бесплатные. Местный комитет по образованию, желая поддержать учителей, выделяет несколько ставок на ведение кружков в Быковском доме творчества, но занятия эти ведут учителя в стенах школы, получая таким образом лишнюю «копейку».

Директор И.В. Быкова (вверху) и ее заместитель Л.А. Голубева

Помимо того что педагоги постоянно занимаются с детьми после уроков, регулярно беседуют с родителями, посещают воспитанников на дому, они еще и придают школе статус культурного центра села. Праздники, важные даты здесь всегда отмечаются с приглашением сельчан. Гостеприимный холл второго этажа превращают в зал: в одном его конце располагают символическую сцену, прикрыв ее занавесом, в середине расставляют стулья.

Я побывала в школе накануне Дня пожилого человека и видела эти приготовления. Шарики и творческие работы детей размещались на стенах, атмосфера была очень светлой. Рассказывают, что в прошлом году к этой дате решили организовать «сладкую ярмарку». Дети с родителями пекли всевозможные сладости, в школе их продавали, в буфете на первом этаже стояли накрытыми чайные столы – все в лучших русских традициях.

Новый год, 8 марта, День Победы, «литературные гостиные» – пожилые люди не упускают возможности прийти в школу на эти праздники.

Еще одна замечательная традиция, сложившаяся в школе, – уроки чтения, организуемые обычно раз в четверть. Рассказывает заместитель директора школы Любовь Аркадьевна Голубева:

– Это, по сути, клуб семейного чтения. Мы приглашаем для участия бабушек, дедушек, родителей. Дети и взрослые выбирают для чтения свои любимые книги. Собираемся, рассаживаемся и по очереди читаем. Некоторые бабушки, к примеру, наизусть помнят «Бородино», дети приносят «Гарри Поттера», фантастику, учителя и родители тоже зачитывают отрывки. Беседуем, обсуждаем, выделяем тенденции. Так пытаемся поддержать в детях интерес к книге, идем навстречу их увлечениям.

Несколько лет назад мы участвовали в мониторинге качества чтения. Причем задания предлагались не просто на понимание текста, но и на поиск информации, работу с картами, таблицами, диаграммами. Из 12-ти наших учеников шестеро показали результат чуть выше, чем в среднем по России. Мы тогда очень радовались за ребят. Хотя были, конечно, и подростки, получившие на несколько баллов ниже общероссийского уровня.

Что скрывать, родители порой забирают из школы успешных ребят: одних сразу после начальных классов, других – по окончании 6–7-го класса. Переводят в другие школы, где ребенок получает среднее образование и есть профильные направления. Но мы не опускаем руки. Работаем с теми, кто остается. Да, у нас большинство детей со сложными судьбами. Но это особенности работы. Мы и детей настраиваем каждое утро: “Я надеюсь, Ваня, что ты сегодня меня порадуешь. И ты, Витя, тоже!” Все время стараемся вселить в них хотя бы маленькую надежду».

В 16-й школе убеждены в том, что должны готовить детей ко взрослой жизни, подразумевая под этим в первую очередь честный труд и порядочность.

«Нашей стране нужны хорошие сантехники, медсестры, воспитатели, – рассуждает руководитель школы Ирина Васильевна. – Кто-то должен растить хлеб, чинить машины. Мы говорим с ребятами об этих профессиях, об узкой специализации, пытаемся показать: можно получить профессию и при желании потом поступить в вуз, самостоятельно заработав на дальнейшее обучение.

Впрочем, далеко не все способны учиться в институтах. Мы, разумеется, делаем все для того, чтобы ребенок получил знания, научился культуре общения. Но не менее важно показать, какую нишу можно занять в дальнейшей жизни, воспитать в детях трудолюбие.

Например, территория вокруг нашей школы – это почти 1,5 гектара земли! Дворника в штате нет. Поэтому всю чистоту поддерживаем сами. Иногда приходим утром, и руки опускаются – накануне вечером молодежь посидела на детской площадке и оставила после себя помойку. Но мы с детьми надеваем перчатки, берем пакеты и убираемся. И деревья подрезаем, и цветы сажаем, которые регулярно у нас выкапывают. А мы высаживаем их снова! Как иначе?..»

***

В таких школах, как эта, которых у нас в стране сотни, нет особых инноваций и научных подходов. Зато по двум направлениям здесь трудятся с такой самоотверженностью и любовью, что впору назначить их самой главной инновацией сегодняшнего дня: индивидуальный подход к ребенку и школа как второй дом.

Основная деятельность здесь, как нижняя часть айсберга, не видна. Однако она сложна: сохранить теплый климат в классах, убедить школьников в том, что у них все получится, договориться с родителями о взаимной поддержке, представить школу успешной организацией с позитивным настроем… И еще самая «малость» – непосредственно ведение уроков. Сколько времени выносит это на своих плечах сельская школа? И сколько сил у нее еще осталось?..

Рейтинг@Mail.ru