Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

Наука управлять

Общение, а не изоляция

О некоторых направлениях в области развития системы повышения квалификации педагогов

Рассматривая перемены в обществе начала XXI века, ученые-социологи (Д.  Белл, Э. Тоффлер) характеризуют его как постиндустриальное или информационное. Происходящие изменения влияют на все сферы жизни человека, в том числе – на содержание и организацию процесса обучения и профессиональную деятельность учителя. Существенную трансформацию переживает и система повышения квалификации педагогов.

Фундаментальной характеристикой труда в постиндустриальном обществе, по мнению Д. Белла, становится «характер новых отношений, проявляющихся во взаимодействии или общении, в диалоге личности – начиная от раздражения клиента у кассы авиабилетов и заканчивая ласковым или грубым ответом преподавателя студенту. Люди (в общественном производстве) начинают общаться с окружающими, а не взаимодействовать с машинами».

Идея поддержания контактов лежит в основе одной из ключевых тенденций развития современной системы образования, включая и повышение квалификации педагогов, – становление профессионального сотрудничества с целью совершенствования педагогического мастерства.

На первый план выходит предоставление возможностей учителям делиться профессиональным опытом через участие в работе профессиональных объединений, конференций, общение через публикации в прессе, использование интерактивных ресурсов. Но одной из ключевых проблем является то, что, во-первых, в образовательных учреждениях (ОУ) практика взаимодействия и обмена знаниями между преподавателями довольно слаба, во-вторых, профессиональные знания и достижения отдельного специалиста редко становятся достоянием коллег, в-третьих, ОУ и классы обычно работают сами по себе, в изоляции.

В докладе «Модернизация образования: достижения и уроки»1, подготовленном группой экспертов по заказу Национального фонда подготовки кадров и Московского представительства Всемирного банка, указывается на то, что «педагогам как профессиональной группе не хватает внутренних контактов и взаимодействия для оказания поддержки друг другу в совершенствовании своей практической работы».

Наиболее полно идея взаимодействия находит свое отражение в синергетическом подходе к образованию, который заключается в «стимулирующем, или пробуждающем образовании, образовании как открытии себя или сотрудничестве с самим собой и другими людьми»2.

Непрерывное образование определяет характер реформ

Обучение в течение всей жизни – еще одно основополагающее требование современности. Школа и университет не являются окончательным этапом на пути получения знаний. Сегодня они вынуждены интегрироваться в систему непрерывного образования.

Основным документом, определяющим стратегию развития этого явления в мире, считается «Меморандум непрерывного образования», принятый на саммите в Лиссабоне в марте 2000 г.3 В его тексте говорится о существовании трех видов образования:

  • формальное – завершается выдачей общепризнанного диплома или аттестата;

  • неформальное – происходит в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, а также во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером и не сопровождается выдачей документа;

  • информальное – индивидуальная познавательная деятельность, которая сопровождает нашу повседневную жизнь и не обязательно носит целенаправленный характер.

В документе также сформулированы шесть ключевых принципов непрерывного образования, которые определяют характер реформирования образования как в европейских странах, так и в России:

1. Новые базовые знания и навыки для всех. К ним относят компьютерную грамотность, иностранные языки, технологическую культуру, предпринимательство и социальные навыки (уверенность в себе, ответственность за свою судьбу, умение рисковать). В этот список можно добавить способность учиться, адаптироваться к переменам, ориентироваться в потоке информации. Приобретение этих качеств чрезвычайно важно, но не менее необходимо и их постоянное обновление.

2. Увеличение инвестиций в человеческие ресурсы. Речь идет о порядке финансирования учебных программ, поиске социальных партнеров и выработке гибких схем, позволяющих каждому работнику участвовать в непрерывном образовании. Принцип подчеркивает приоритет самого главного достояния Европы – ее людей.

3. Инновационные методики преподавания и учения. Целью этого принципа является разработка новой методологии обучения для системы непрерывного образования – «длиною и шириною в жизнь».

Образовательные технологии должны становиться все более ориентированными на пользователя. Учащийся перестает быть пассивным реципиентом информации. Профессия учителя меняет свое изначальное содержание. Педагог становится во все большей степени консультантом, наставником и посредником, чья задача – помочь ребенку самому сформировать свое образование и осознать личную ответственность за это. Следовательно, и методы обучения – как в формальной, так и в неформальной системе образования – должны меняться в сторону личной мотивации, критического мышления и умения учиться.

4. Новая система оценки полученного образования. Цель – коренным образом изменить подходы к пониманию и признанию учебной деятельности и ее результатов, особенно в сфере неформального и информального образования.

5. Развитие наставничества и консультирования. Этот принцип предполагает обеспечение каждому в течение всей жизни свободного доступа к информации об образовательных возможностях и к необходимым консультациям и рекомендациям. Речь идет о создании постоянной консультационной службы, которая могла бы дать практические советы в сфере образовательного, профессионального и личностного развития, была бы ориентирована на интересы и потребности активного пользователя. Это должно быть чем-то вроде «брокерской конторы», где интересы клиента ставятся превыше всего, а задачей брокера является оптимальный подбор информации для выработки наилучшего плана действий на будущее.

6. Приближение образования к дому. Цель – приблизить образовательные возможности к дому с помощью сети учебных и консультационных пунктов с использованием информационных технологий. Люди не должны покидать свой родной город или поселок, чтобы получить качественное образование. Используя дистанционное обучение, каждый человек может иметь постоянный, круглосуточный доступ к образованию, где бы и когда бы он ни решил продолжить свое обучение.

Сообразно с этими принципами, тенденцией развития современного образования является изменение профессиональных ролей педагогов: как учителя, работающего в сфере общего образования, так и преподавателя системы профессионального образования, включая систему повышения квалификации педагогов.

Раскрываем смыслы новых понятий

В современной педагогике известны способы осуществления научно-методического сопровождения обучающихся, в том числе и в системе повышения квалификации. К ним относятся: супервизия, модерация, фасилитация, тьюторство.

Супервизия включает в себя профессиональное консультирование и сопровождение специалиста более опытным сотрудником, исключающее формальный контроль и оценку. Она является способом создания психологически комфортных условий для субъектов профессиональной деятельности, а также применяется для исправления каких-либо ошибок.

В основе модерации лежит деятельность посредников, устанавливающих отношения между профессионалами, – т.е. модераторов. Главная задача здесь уметь слушать, связывать, примирять, сглаживать, а также осторожно направлять и руководить.

Фасилитация – способ образовательного взаимодействия, при котором все его участники могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога.

Тьюторство основано на педагогическом сопровождении обучающихся. Педагог-тьютор разрабатывает групповые задания, организует обсуждения какой-либо проблемы. Его деятельность направлена на работу с субъектным опытом ученика.

Преподаватель анализирует познавательные интересы, намерения, потребности, личные устремления каждого; придумывает специальные упражнения и задания, опирающиеся на современные коммуникационные методы, личную и групповую поддержку; продумывает способы мотивации и варианты фиксации достижений; разрабатывает направления проектной деятельности. Общение с тьюторами может осуществляться через тьюториалы, дневные семинары, группы взаимопомощи, компьютерные конференции.

Использование супервизии, модерации, фасилитации, тьюторства в системе повышения квалификации позволяет учитывать имеющийся профессиональный опыт, ориентироваться на решение конкретных практических проблем, а также развивать представления учителя о желательных преобразованиях в школе.

Каждому учителю – свой образовательный маршрут

Следующей тенденцией развития системы повышения квалификации педагогов в условиях информационного общества, которая также находит свое отражение в выше перечисленных ключевых принципах непрерывного образования, является становление ее как открытой и вариативной системы. Это предполагает:

  • расширение спектра образовательных программ, позволяющих удовлетворить профессиональные запросы педагогов;

  • установление сетевого взаимодействия между институтами постдипломного образования;

  • создание накопительной системы обучения, обеспечивающей каждому педагогу возможность конструирования собственной образовательной траектории.

Вариативность позволяет учителю самостоятельно (или с помощью методиста-консультанта) определить индивидуальный образовательный маршрут, включающий выбор типа учебного заведения, соучастие в разработке образовательной программы в соответствии со своими профессиональными и личностными потребностями и ее осуществление.

Примером реализации вариативности в системе повышения квалификации служит переход к накопительной системе.

Ее основной смысл заключается в накоплении в течение длительного периода (до трех лет) соответствующего количества учебных часов, необходимых для зачета повышения квалификации согласно следующим нормативам:

– справка о повышении квалификации – для лиц, прошедших обучение по программе в объеме до 72-х часов;

– удостоверение – для слушателей, освоивших программу в объеме от 72-х до 100 часов;

– свидетельство – для лиц, прошедших обучение по программе свыше 100 часов.

Повышение квалификации по накопительной системе базируется на суммировании (в рамках промежуточной аттестации) результатов усвоения педагогом каждой из учебных программ (курса), в совокупности образующих индивидуальную образовательную программу. Она рассматривается как объединение учебных программ, выбранных специалистом в логике обозначенного направления (проблемы) повышения квалификации, с указанием конкретных сроков их освоения и образовательных учреждений дополнительного профессионального педагогического образования, их реализующих.

Такая система повышения квалификации является добровольной и не противоречит сложившимся традиционным формам: длительным, краткосрочным, тематическим и проблемным курсам. Она ориентирована на раскрытие индивидуальных особенностей слушателя и его активность в образовательном процессе, в частности, на этапе конструирования индивидуальной образовательной программы.

Накопительная система является примером эволюционных изменений в системе повышения квалификации педагогов, попыткой создать новую модель на традиционных основаниях.

Взрослые запросы

Еще одна тенденция развития системы повышения квалификации – ориентация ее на андрагогические принципы.

По мнению С.И. Змеева4, зрелый человек обладает пятью основополагающими характеристиками, отличающими его от невзрослых учеников:

1) человек осознает себя все более самостоятельной, самоуправляемой личностью;
2) человек постепенно накапливает больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения его самого и коллег;
3) готовность к обучению (мотивация) определяется личным стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретной цели;
4) человек стремится к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
5) учебная деятельность взрослого человека в значительной мере обусловлена временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (условиями).

Характер приобретаемых андрагогических знаний определяется по их степени значимости для жизнедеятельности субъекта. Среди них выделяются:

фундаментальные – определенное на довольно длительный период миропонимание, являющееся результатом интеграции информации, формирующей картину мира;

прикладные – необходимые «здесь и сейчас», помогающие осуществить определенные действия;

опережающие – «знания впрок», предваряющие реальные проблемы и ситуации;

сопровождающие – знания, появляющиеся или предлагаемые извне параллельно возникновению тех или иных образовательных потребностей, обусловленных закономерностями в развитии жизненной проблематики;

компенсирующие – обусловливающие изменения в личностных, поведенческих, коммуникативных и других проявлениях, не совпадающих с социально принятыми;

развивающие – являющиеся стимулом к личностному развитию;

поддерживающие – необходимые для решения отдельных проблем, успешного прохождения сложных периодов в жизни, помогающие преодолеть кризисные состояния;

дополняющие – служащие содержательной прибавкой к имеющимся знаниям и обусловленные постоянным развитием внешнего информационного контекста.

И.А. Колесникова5 считает, что содержание образования в системе обучения взрослых всегда носит открытый характер, совершенствуясь за счет привнесения личностного опыта и индивидуальных информационных запросов. Взаимосвязь между развитием личности и ее профессиональной деятельностью становится возможной, если:

  • с профессиональной сферой у человека связаны жизненные смыслы и ценности;

  • профессиональная деятельность позволяет реализовать свои творческие способности и потенциал;

  • результаты труда и постоянное повышение квалификации получают положительную социальную поддержку;

  • в профессиональной деятельности рождаются информационные запросы, стимулирующие продолжение образования;

  • в сфере профессии взрослый выступает в качестве субъекта, способного влиять на совершенствование совместного результата труда.

Запросы взрослого в системе повышения квалификации связаны, в основном, с желанием повысить уровень своей компетенции, самоопределиться в профессиональной сфере, продолжить общекультурное развитие.

***

Подводя итог, перечислим кратко тенденции развития системы повышения квалификации педагогических кадров в условиях информационного общества:

  • становление идеи профессионального взаимодействия в качестве ведущей;

  • непрерывность;

  • изменение профессиональных ролей учителя;

  • становление системы повышения квалификации педагогов как открытой и вариативной;

  • организация процесса обучения на основе андрагогических принципов.

______________

1Модернизация российского образования: достижения и уроки. (Серия «Актуальные вопросы образовательной политики») – М.: Алекс, 2004.

2Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. Человек, конструирующий себя и свое будущее. – М.: КомКнига, 2007.

3Меморандум непрерывного образования Европейского Союза. www/znanie.org/docs/memorandum.html

4Змеев С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых. – М.: ПЕР СЭ, 2003.

5Основы андрагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Коллажи Т. Белоножкиной

Рейтинг@Mail.ru