Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2009

События

Ностальгия или инновация?

Из динамиков раздавалось «Спой песню, как бывало, отрядный запевала», в фойе подтягивались участники от 18-ти до 25-ти лет, явно не обремененные опытом пионерского детства. К назначенному часу народу прибыло немного, поэтому начало мероприятия сильно затянулось. Но мало-помалу зал заполнился...

Как начался второй сезон работы Московской городской школы вожатого, организованной по решению коллегии Департамента образования г. Москвы от 15 мая 2008 г. Ее проводит непосредственно само ведомство, а также Московский городской гуманитарный педагогический институт и Центр культурологического образования Московского городского Дворца детского (юношеского) творчества (МГДД(Ю)Т) на Воробьевых горах.

В зале на экране мелькали слайды, запечатлевшие вожатых советской эпохи, тех, кто начал свою трудовую биографию в школах и пионерских лагерях: летчики-космонавты, ученые, деятели культуры, герои Великой Отечественной войны и педагоги. Среди них – Леля Колесова, чьим именем названа одна из московских улиц, космонавт Алексей Леонов, режиссер Татьяна Лиознова, публицист и педагог Симон Соловейчик, педагог-реформатор Олег Газман…

Именно в этих стенах, где проводилась нынешняя встреча, когда-то зародилась команда вожатых, были популярны дни пионерских дружин. Времена изменились, пионерия осталась в истории. Но многие ностальгируют по тем временам до сих пор.

С начала 90-х в России стали появляться всевозможные детские общественные организации. Возник вопрос: как направить их деятельность в единое, конструктивное русло. Была создана Ассоциация исследователей детского движения. А чуть позже, в 2002 году, вышло соответствующее Постановление Правительства Москвы.*

Еще позже возникло такое понятие, как «ученическое самоуправление». Предполагается, что вожатые и сегодня нужны в том числе для того, чтобы координировать действия подростков в этом направлении.

Говоря о задачах вожатых, директор МГДД(Ю)Т Дмитрий Львович Монахов подчеркнул: «Вожатый – тот человек, который должен направлять, координировать, вдохновлять. При этом он не должен становиться официальным лидером. Необходимо занять такую позицию, когда человек находится рядом, но не подавляет инициативу».

До конца учебного года в школе вожатого планируется ежемесячное проведение занятий. Каждое подразумевает теоретическую, практическую и так называемую клубную часть.

Начинаться учебный день будет с пленарного заседания и лекции. Названия теоретических курсов говорят сами за себя: «Учет половозрастных особенностей подростков в воспитательной деятельности старшего вожатого», «Юридические аспекты труда старшего вожатого в ОУ», «Профессиональные компетентности старшего вожатого как педагога»...

Практика представляет собой работу творческих мастерских по группам. Всего представлено шесть направлений: «Детское общественное объединение в ОУ», «Игровые технологии», «Создание школьного и межшкольного пресс-центра», «Социальное проектирование», «Творческое мастерство вожатого», «Экскурсионно-краеведческая работа с детским коллективом».

Во второй половине дня для слушателей будут организованы интересные встречи. В частности, в гости на первое занятие пришла творческая группа создателей художественного фильма «Юнкера».

«Мы организовали городскую школу вожатого для того, чтобы способствовать повышению мастерства, отвечать на вопросы слушателей, совместно решать проблемы, быть полезными в профессиональной деятельности. Посещать занятия будут те вожатые, которые рекомендованы каждым округом», – прокомментировала суть деятельности школы Светлана Михайловна Костина, заведующая Центром культурологического образования МГДД(Ю)Т.

__________________

* Постановление Правительства Москвы от 02.07.2002 № 488-ПП «О государственной поддержке детского движения Москвы».

Рейтинг@Mail.ru