С открытием в селе гимназии жизнь
нашей школы сильно изменилась. Там
сконцентрировались все лучшие
специалисты-учителя, и интеллигентные семьи –
врачей, учителей, служащих – перевели своих
детей из нашей школы в более престижную. А в каком
положении оказались мы?
Родителей с высшим образованием у нас
осталось всего 14 процентов. Про мам и пап
остальных учеников говорить сложно, так как в
школу пришло значительное количество ребят из
детского дома, а еще – дети цыган, которые
недавно приехали в наши края. Объяснять, что
контингент воспитанников подобрался сложный,
думаю, не нужно. Я как руководитель ОУ
столкнулась со множеством трудностей совершенно
иного, нежели раньше, характера. Пришлось создать
совет профилактики правонарушений, в ходе работы
которого мы рассматриваем вопросы тех, кто либо
не посещает школу, либо часто пропускает занятия,
либо постоянно не успевает по каким-то предметам.
В общем-то, это одни и те же дети. Первое
заседание, второе… Беседы, увещевания, помощь
социальных педагогов – все без особого толку.
В какой-то момент я предложила
пригласить на наш совет отцов – по одному от
каждого класса. Вдруг подумалось, что мы, женщины,
не всегда можем оказать влияние на мальчиков,
которые подчас не воспринимают наши слова
всерьез, что для них важно присутствие рядом
мужчин, их мнение, твердая рука.
На первую такую встречу к нам пришли
два папы, один из которых в нетрезвом состоянии.
Что делать? Продолжили думать об этой проблеме. И
у нас появилась идея, которая вывела из
практически тупиковой ситуации. Мы вспомнили о
мужчинах – выпускниках нашей школы, –
которые вернулись в село. Выяснилось, что один
трудится в пожарной части, другой – в
пограничной комендатуре (наш район –
пограничный с Казахстаном), третий – работает
следователем в местном РУВД. Обратились к ним с
просьбой помочь провести беседы с нашими
трудными подростками. И это подействовало!
Мальчишки исправились, подтянулись в учебе. С
некоторыми из них проблема неуспеваемости
исчезла вовсе.
Первый опыт привлечения выпускников
для решения конкретной проблемы оказался весьма
удачным. Так, из-за того, что мы по объективным
условиям не смогли опереться на родителей
учащихся, у нас появилась ассоциация
выпускников. Она стала той реальной поддержкой,
тем ресурсом, которые мы можем использовать в
образовательном процессе.
Итак, ассоциация – это добровольное
объединение выпускников школы в форме
некоммерческой организации на основе общности
их интересов для достижения социальных,
благотворительных, культурных и научных целей.
Свою деятельность она начала с подготовки и
проведения вечера встречи выпускников. Этот этап
включал следующие шаги:
создание банка данных учеников,
окончивших нашу школу;
оформление выставок, буклетов,
альбомов, газет о выпускниках;
организация музейной комнаты
«История школы»;
разработка web-страницы на школьном
сайте;
размещение информации в районной
газете «Черлакские вести» и областных изданиях;
работа творческой группы
педагогов-выпускников школы над сценарием
вечера.
Затем была первая конференция, на
которую мы пригласили по пять делегатов от
каждого выпуска. Нашей школе 40 лет, и за это время
было 38 выпусков. Так что определенное количество
народа набралось. Следующий этап работы –
обсуждение устава ассоциации выпускников, за
которым последовали его публичное чтение,
принятие положения о координационном совете и
плана работы на пять лет.
Замечу, что общее собрание ассоциации
мы проводим один раз в пять лет, а вот
координационный совет собирается ежегодно.
Руководит им президент ассоциации – Сергей
Валентинович Новиков, профессор, завкафедрой
регионоведения ОмГАУ, выпускник 1979 года. Живет
он, правда, в областном центре, но два
вице-президента – у нас в поселке.
Наша ассоциация выпускников
сегодня – это более трехсот человек в
возрасте от 18-ти до 46-ти лет. Среди них есть и
представители власти, и работники школы, и
бизнесмены. С самого начала было решено, что мы
будем основываться на профессиональных
интересах наших выпускников и с их помощью
стараться повысить качество образования в
учебном заведении. Несмотря на то что юридически
ассоциация никак не оформлена, она создала
благотворительный фонд в поддержку ОУ. Он
называется «ЛИК», что расшифровывается как
«Личность. Инициатива. Качество». Этот фонд
зарегистрирован по всем правилам, у него есть
счет, которым школа официально может
пользоваться.
Среди целей и задач ассоциации можно
назвать следующие:
содействие развитию деятельности ОУ,
укреплению его позиций на рынке образовательных
услуг;
поддержка школьных традиций,
формирование положительного имиджа;
более успешная социализация
выпускников;
создание благоприятных условий для
объединения выпускников, обмена опытом,
реализации их творческого потенциала;
общественная экспертиза
деятельности школы.
Кроме этого, при ассоциации действует
клуб «Наши земляки – наша гордость». В рамках
его работы выпускники ежемесячно встречаются со
старшеклассниками. Их жизнь и успехи – это
лучшая для подростков живая иллюстрация того,
что в селе можно быть успешным, уважаемым
человеком, создавать семью и приносить пользу.
Серьезную поддержку мы получили от
выпускников и в тот момент, когда организовывали
в школе кадетский и юридический классы. Ведь у
нас в ОУ все 40 учителей – женщины, поэтому
помощь выпускников-мужчин была очень важна. Мы
заключили договор с пограничной комендатурой,
проработали необходимые документы.
Сегодня наша школа – базовая
экспериментальная площадка Министерства
образования Омской области по двум направлениям:
– оценка качества профильного
обучения в условиях
государственно-общественного управления;
– реализация образовательным учреждением
социального заказа на ценностное
самоопределение старшеклассников.
Мы стараемся отмечать любую помощь,
которую оказывают школе выпускники. В частности,
я сама как депутат муниципального совета
подписываю грамоты, благодарственные письма, их
затем вручаем в присутствии главы администрации
и глав сельских поселений. Как выяснилось, такое
моральное стимулирование, на первый взгляд,
вроде бы ничего не стоящее, для людей крайне
важно. И об этом все время надо помнить.
____________
* А.И. Воротницкая –
участница Всероссийской конференции «Лучшие
практики общественного участия в формировании и
реализации политики в сфере образования».
|