Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2009

Школьный уклад

Как сделать эффективной методическую деятельность учителя?

В традиционном представлении о методической деятельности педагога присутствует множество мифов, не позволяющих сделать ее эффективной. Существуют и другие причины того, что методработа не дает результата, который можно было бы получить. О том, как осознали это в одной из школ, рассказывает директор образовательного учреждения.

Методическое объединение: вместе по необходимости

На уровне педагогической системы школы управление методической деятельностью учителя (МДУ), как правило, не индивидуализируется и осуществляется посредством включения его в различные профессиональные практики и сообщества, среди которых наиболее распространенными являются педагогический совет и методические объединения.

Исследования свидетельствуют, что управление ограничивается общими рекомендациями. Управленцы-практики уже давно почувствовали неэффективность традиционного педсовета в данном вопросе. Доказательство мы находим в массе публикаций о возможных формах проведения этого мероприятия: деловая игра, проблемный семинар, научно-практическая конференция, производственное совещание и др. При этом суть такого управленческого органа сводится к одному – выработать коллективное суждение по одному из актуальных вопросов. О реализации задач управления деятельностью педагогов здесь нет и речи (разве что косвенно).

Также не являются эффективными традиционно формируемые по предметному принципу методические объединения учителей. В массовой практике они создаются директивно и, следовательно, изначально представляют собой псевдогруппу, где члены не имеют значительного мотива работать вместе, их взаимодействие зачастую формально.

Желание находиться в одной группе обусловлено мотивом долженствования и статусного соответствия, что приводит к репродуктивной деятельности педагога, выражающейся в слушании–копировании–оценивании. Потребность готовить совместные творческие продукты незначительна в связи с неосвоенностью навыков обсуждения–анализа–проектирования. Требование действовать сообща лишает возможности совершенствовать свой личный результат.

Решив разобраться с указанными проблемами, педагогический коллектив нашей школы в 2009 г. приступил к созданию проекта «Методическая деятельность учителя как источник возможностей и процесс профессионального развития». В частности, были выделены противоречия, не позволяющие эффективно управлять профессиональным развитием. Вот некоторые:

  • МДУ формируется не только за счет профессионального, но и личностного роста человека;

  • доминирование заданности целей и смыслов учительского труда не позволяет самому педагогу действовать, не воспроизводя, а создавая новое, т.е. речь идет уже об особой форме методической деятельности, называемой проектировочной.

Далее мы с коллегами определили источники и результаты МДУ. Так, к источникам отнесены:

– широкие социальные мотивы и изменения в системе образования;
– кооперация и конкуренция в профессиональной среде;
– потребности реализации Я-концепции личности и саморазвития.

Группы результатов:

– современное качество формируемых у школьников предметных и широких социально-личностных компетенций, положительная динамика показателей качества образования;
– оптимизация создаваемых учителями образовательных, социальных, нравственных и других установок с целью мотивации учеников к непрерывному саморазвитию и творческому воплощению;
– профессиональная компетентность и культура педагогической деятельности на уровне, достаточном для восприятия и реализации инновационных проектов.

В практике работы появились метапредметные методические объединения по следующим актуальным проблемам: «Оценка качества образования в условиях компетентностного подхода», «Интеграция семьи и школы», «Эффективное самообразование школьников», «Здоровьесберегающие образовательные технологии», «Лаборатория “Личность”».

Внесены изменения в нормативные документы, определяющие полномочия педагогического совета. В течение 2008/09 уч.г. педсоветом школы приняты 27 локальных правовых актов.

Согласно исследованиям, педагогические работники в переменах находят больше возможностей для развития собственной методической деятельности, более качественно реализуют должностные обязанности и т.д. Происходят положительные изменения в показателях мобильности, социального оптимизма и нацеленности на развитие всех участников образовательного процесса. Формируются индивидуальные стили МД.

Изменения, происходящие в МДУ, требуют анализа. С этой целью педагогическим коллективом МОУ СОШ № 3 при поддержке муниципального учреждения Информационно-методический центр (директор Л.И. Райлян) и совета школы (председатель С.Е. Линник) была проведена научно-практическая конференция.

Я и моя профессия

В ходе исследований, проведенных в педагогическом коллективе, установлено, что критерием сформированности МДУ является умение педагога ориентироваться во всех аспектах решаемой профессиональной проблемы, понимание главного и второстепенного в ней, информированность по поводу последствий, связанных с ее решением, т.е. все то, что определяет способность учителя:

– выбрать способ профессионального роста;
– предвидеть широкую перспективу развития профессиональной деятельности;
– отказаться от профессиональных стереотипов, вызванных узкой специализацией;
– сформировать оптимальную программу профессионального развития.

Всякая новая деятельность выделяется благодаря тому, что приобретает качество оригинальности, характеризующее уровень развития мышления субъекта. Формируя это своеобразие МДУ, администрация школы:

  • исследует качество профессиональной деятельности педагогов;

  • содействует участию сотрудников в различных конкурсах профмастерства;

  • использует деятельностные формы работы с персоналом, основанные на интерактивной технологии;

  • способствует увеличению объема профессиональной информации, доступной учителю (вход в Интернет, привлечение внебюджетных средств для подписки на периодические издания и др.);

  • представляет педагогический опыт в профессиональных сообществах, микросоциуме.

Расценивая учителя не только как профессионала, но и личность, мы формируем основу для активизации методической деятельности, становления ее незаурядности, значимости в обеспечении профессионального роста.

В таблице 1 сравниваются некоторые факторы личностного развития и их выраженность в методической практике педагога.

Таблица 1

Факторы личностного развития

Факторы развития методической деятельности

Направленность личности

1. Готовность к кооперации (работе по достижению общей цели через реализацию определенных индивидуальных функций).
2. Нацеленность на достижения в профессиональной деятельности и саморазвитии.
3. Корпоративность.
4. Надежность.
5. Ответственность

Компетентность

1. Социально-правовая.
2. Экономическая.
3. Специальная (научная, предметная).
4. Персональная (знания и умения, выходящие за рамки одной профессии).
5. Аутокомпетентность (адекватные представления о своих социально-профессиональных возможностях, навык преодоления профессиональных деструкций)

Профессиональные качества личности, значимые для совершенствования методической деятельности

1. Педагогическое целеполагание.
2. Педагогическое мышление.
3. Педагогическая рефлексия.
4. Педагогическая направленность личности.
5. Педагогическая техника.
6. Педагогический такт.
7. Самостоятельность, независимость

Какими мы были?

В практике управления образовательным процессом очень часто возникает вопрос: чем объяснить, что работая по одним и тем же программам и учебникам при примерно одинаковых внешних условиях, одни добиваются большего уровня профессионального развития и степени образованности учащихся, чем другие? Из огромного количества возможных факторов мы выбираем системообразующие характеристики профессиональной деятельности. В.А. Сухомлинский считал, что систему в работе учителя можно выделить лишь тогда, когда он видит свои проблемы и перспективы, т.е. прогнозирует (проектирует) развитие.

По нашему мнению, любая деятельность есть системообразующий процесс. Способность к систематизации включает в себя:

– выделение структуры объекта;
– понимание функциональной зависимости между структурными компонентами системы;
– улавливание в структуре компонентов системообразующих связей и отношений;
– умение отличать систему от модели и аналога;
– привлечение необходимых ресурсов для формирования систем.

Она зависит как от задатков человека, так и от того, насколько устойчивы его склонности к конкретной профессиональной сфере.

С целью определения механизмов управления системообразующей деятельностью в начале этого года нами проведено исследование, в котором приняли участие 28 учителей. В своих ответах они указали биологический возраст, в котором у них сформировались те или иные профессиональные новообразования (в таблице 2 приведено среднее значение биологического возраста по каждой группе испытуемых). Таким образом, мы пытались найти связь между этим показателем и уровнем педагогической квалификации, достигнутой впоследствии.

Таблица 2

Новообразование профессиональной деятельности

Квалификационная категория

Вторая

Первая

Высшая

Формирование профессионально-ориентировочных склонностей

17 лет

17 лет

16 лет

Формирование профессионально-ориентировочных интересов

19 лет

16 лет

14 лет

Окончательное становление профессиональных намерений (пути профессионального образования)

18 лет

23 года

21 год

Осмысление готовности к профессиональному труду

26 лет

24 года

27 лет

Становление опыта самостоятельного выполнения задач профессиональной деятельности

29 лет

31 год

33 года

Формирование достаточного количества и уровня профессионально важных качеств личности

19 лет

25 лет

34 года

Устойчивая профессиональная позиция

29 лет

32 года

34 года

Освоение новой социальной роли учителя

27 лет

25 лет

28 лет

Индивидуальный стиль деятельности

24 года

28 лет

30 лет

Идентификация с профессиональным сообществом

25 лет

32 года

32 года

Профессиональная мобильность

31 год

30 лет

30 лет

Самопроектирование своей профессиональной деятельности

26 лет

27 лет

25 лет

Согласованность личных и профессиональных ценностей

34 года

30 лет

27 лет

Сформированность идеала и представлений о вершине профессионального развития

27 лет

26 лет

24 года

Анализ приведенных данных свидетельствует о том, что:

1. Профессиональные новообразования формируются в более старшем возрасте у учителей, достигающих впоследствии очень высоких квалификационных показателей в сфере педагогики.
2. Рост квалификации обусловлен ранним формированием способности к самопроектированию своей профессиональной деятельности и идеала профессионального развития.
3. Согласованность личных и профессиональных ценностей является новообразованием, сформированным у учителей, достигших более высоких квалификационных характеристик, раньше остальных.

Рейтинг@Mail.ru