Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2009

Личное дело

Управление образовательными системами – научная школа Т.И. Шамовой

Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, действительный член МАНПО, ветеран Великой Отечественной войны, доктор педагогических наук, профессор Татьяна Ивановна Шамова начинала свою научную деятельность в 60-х годах прошлого столетия. Предпосылкой к ней стала работа в школе, любовь к детям и профессии учителя, талант и встреча с судьбоносными людьми.

Научная деятельность Татьяны Ивановны многоаспектна и охватывает широкий диапазон педагогических проблем, впрочем, чем крупнее ученый, тем более многогранно его творчество.

Всю свою жизнь она посвятила педагогической науке, делу отечественного просвещения. Ее детище – это научный коллектив, завоевавший авторитет высоким уровнем исследований в области педагогической мысли, основанной на традициях, передаваемых новым поколениям научных кадров.

Широко известная сегодня научная школа управления образовательными системами Т.И. Шамовой берет свое начало в 1969 г., когда появился первый ученик-соискатель Ю.А. Конаржевский. По словам Татьяны Ивановны, именно этот ее первенец превзошел своего учителя.

В научной школе управления образовательными системами Т.И. Шамовой 20 ученых защитили диссертации на соискание степени доктора и 245 – кандидата педагогических наук. Растет не только число ученых, перенявших исследовательские традиции (более 300 человек), но и количество их публикаций, что в настоящий момент составляет 7 756 научных и учебно-методических работ. За 35 лет работы факультета повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Московского педагогического государственного университета Татьяна Ивановна и ее соратники обучили 19 062 человека.

Это происходит сейчас. А как же все начиналось?

Учитель физики

22 ноября 1924 г. в деревне Кузьминка, Венгеровского района Новосибирской области в семье армейского ветеринарного фельдшера родилась Татьяна Ивановна Бородихина. Ее старшая сестра Лидия была учительницей сельской начальной школы, и однажды Татьяну привлекли к работе с учащимися 1–2-х классов, с которыми она проводила уроки в связи с болезнью педагога. Тогда она впервые задумалась о профессии учителя, а в 14 лет стала вожатой.

Шло время. Началась Великая Отечественная война. В первый год войны Татьяна вступила в комсомол. Вскоре начала учиться на рабочем факультете при Якутском государственном педагогическом институте. Здесь она увлеклась спортом, занималась спортивной гимнастикой, стала чемпионкой Якутской республики в беге на 400 метров. А 1 сентября 1942 г. Белоглазовский РОНО Алтайского края назначил ее преподавателем физики и математики в Бестужевскую семилетнюю школу.

Позже, в 1947 г., Татьяна Ивановна с отличием окончила Новосибирский государственный педагогический институт и уже 15 августа Болотинским РОНО назначается преподавателем физики 6–10-х классов средней школы города. Обучение этому предмету здесь было поставлено плохо. Предыдущая учительница не уделяла должного внимания ни знаниям, ни детям, да и кабинет находился в запустении.

Таня Бородихина, 4-й класс (верхний ряд, 6-я слева), 23.08.1934, село Сизево Барабинского района

Татьяна Ивановна, будучи молодым учителем, поначалу растерялась. Однако собралась и поехала в город, в свой институт к знакомому преподавателю элементарной математики, чтобы посоветоваться, как быть. Выслушав ее, он ответил, что именно на таком фоне необходимо проявить себя и завоевать авторитет у учеников. Для начала он предложил ей обставить класс физики, показать тем самым научную основу.

Поэтому вернувшись в школу, молодая учительница пошла прямо к директору. Она написала заявление и получила разрешение отправиться в Новосибирский учебный коллектор, чтобы получить необходимое оборудование для оснащения физического кабинета.

В результате среди прочего Татьяна Ивановна привезла кинопроектор, который был тогда совершенной диковинкой. Она подружилась с лаборантом, который помог ей оборудовать и оформить кабинет. Вскоре началось ведение кружка. Детей тянуло на занятия к учителю, сумевшему увлечь и заинтересовать их физикой. Немалую роль в этом сыграл новый аппарат. Дети так и липли к нему.

К зимним каникулам была организована выставка по итогам работы учеников в кружке физики. На стенах кабинета они закрепили металлическую железную дорогу, по которой бегал трамвайчик. Все, кто ни приходил сюда, были в полном восторге.

Ученик Татьяны Ивановны готовит кинопроектор к занятию по физике

Эксперименты Татьяны Ивановны в области образовательного процесса продолжались и когда она в 1950 г. начала работать преподавателем физики в Чистоозерной средней школе Новосибирской области, где вскоре стала завучем. Она создавала многочисленные пособия для учащихся и организовала лучший в условиях села кабинет физики. Ее уроки посетил секретарь обкома Е.К. Лигачев, который, пораженный талантом молодой учительницы, вскоре инициировал ее перевод на должность директора областного Новосибирского института усовершенствования учителей.

Молодой ученый

В 1960 г., выступая с докладом на Всесоюзном совещании по проблемам программированного обучения, где Татьяна Ивановна находилась в составе делегации учителей из Новосибирской области, она обосновала целесообразность понимания учения как самоуправляемой деятельности. На этом совещании она познакомилась с членом Президиума АПН СССР, академиком, доктором педагогических наук, профессором Н.К. Гончаровым, который впоследствии поддержал научные взгляды Т.И. Шамовой на защите ее докторской диссертации.

В эти годы на Всероссийских педагогических чтениях в городе Казани Татьяна Ивановна выступила с докладом по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся. Здесь ей посчастливилось познакомиться с доктором педагогических наук, профессором, действительным членом Академии педагогических наук РСФСР Ф.Ф. Королевым – выдающимся ученым, методологом, теоретиком новой отечественной школы, крупным историком педагогики. С 1948 г. он заведовал отделом в журнале «Советская педагогика», в 1963 г. стал его главным редактором. Именно по инициативе этого человека Т.И. Шамова была введена в состав редколлегии.

Татьяна Ивановна с учениками

Чтения подарили молодому ученому и знаменательную встречу с одним из основоположников советской педагогики, крупнейшим дидактом и методологом отечественного образования М.А. Даниловым. Татьяна Ивановна отмечает, что его научные труды по проблемам дидактики расширили взгляды и явились фундаментом для ее исследований в этой области.

В 1960 г. Шамова написала свою первую статью «Некоторые приемы установления взаимосвязей между общеобразовательными и производственно-техническими знаниями» (сборник «Опыт соединения обучения с производительным трудом»). Она заложила основу научному творчеству Татьяны Ивановны, которое на настоящий момент насчитывает более 200 публикаций.

С 1961 г. начинается работа над проблемами, разработанными в дальнейшем в кандидатской диссертации по теме «Организация познавательных действий учащихся в условиях проблемного обучения (на материале предметов естественно-математического цикла)».

Первый ученик

В 1969 г. у Татьяны Ивановны появляется первый ученик, обусловивший зарождение научной школы, Юрий Анатольевич Конаржевский. Выдающийся ученый, он внес огромный вклад в теорию и практику системного рассмотрения процесса управления образованием.

Юрий Анатольевич разработал концепцию внутришкольного управления, обосновал управленческий цикл и роль каждой его функции, такие методологические подходы к управлению школой, как: системный, человекоцентристский, проблемно-функциональный, программно-целевой.

Лозунг Юрия Анатольевича «Вперед и только вперед! В науке промедление и застой смерти подобны!» актуален и сегодня, в условиях модернизации российского образования, когда растет потребность в обобщении учеными эмпирического опыта, накопленного за период развития внутришкольного управления, а также выявляется потребность в разработке инновационных подходов, отвечающих требованиям современной действительности.

Ю.А. Конаржевский и Т.И. Шамова

Особого внимания заслуживают его научные труды «Педагогический анализ как основа управления школой» (1978 г.), «Введение в теорию педагогического анализа» (1981 г.), «Закономерности управления школой / Теория и практика управления школой» (1983 г.), «Концепция внутришкольного управления» (1991 г.), «Концепция проблемно-функционального внутришкольного управления» (1992 г.), «Внутришкольный менеджмент» (1994 г.), «Анализ итогов учебно-воспитательной работы школы развивающего обучения за учебный год» (1995 г.), «Менеджмент и внутришкольное управление» (2000 г.) и др.

В большой науке

В 1978 г. Т.И. Шамову назначили на должность главного редактора журнала «Советская педагогика». Именно в нем начиная с 1964 г. было опубликовано свыше 30-ти ее научных статей.

В том же году Татьяна Ивановна защитила докторскую диссертацию по теме: «Проблема активизации учения школьников (дидактическая концепция и пути реализации принципа активности в обучении)» (содержание данного диссертационного исследования нашло отражение в 47-ми публикациях Т.И. Шамовой, три из них напечатаны в Болгарии и Венгрии).

Как отмечает Л.М. Перминова: «Фактически, в трудах Б.Е. Есипова, М.А. Данилова, М.Н. Скаткина был разработан “первый кирпич” из трех, на которые опирается теория активизации учения школьников Т.И. Шамовой – самостоятельная работа учащихся на уроке; “второй кирпич” – проблемное обучение – составляют труды М.И. Махмутова, Н.А. Половниковой, но главной все-таки в этом ряду является концепция И.Я. Лернера “Проблемное обучение”».

ПОЕЗДКИ

В жизни Татьяны Ивановны особое место занимали зарубежные научные командировки в такие страны как Англия, Болгария, Венгрия, Вьетнам, Германия, Греция, Италия, Китай, Канада, Куба, Польша, Финляндия, Франция, Чехословакия и т.д. За рубежом было прочитано множество лекций, сделаны научные сообщения. Было и такое: в знак высокой оценки содержательного двухчасового выступления перед педагогами в Пекине зал из 600 человек встал и взорвался аплодисментами. С Китаем Татьяну Ивановну связывают и ее ученики Цю Син и Ши Гэн Дун.

Т.И. Шамова на Великой китайской стене…

… и у своих учеников в Китае

Вел заседание совета член корреспондент АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор И.Т. Огородников, в качестве оппонентов выступали действительный член АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор Э.И. Моносзон и член-корреспондент АПН СССР М.Н. Скаткин, а также доктор педагогических наук, профессор П.И. Пидкасистый, которые поддержали молодого и талантливого ученого.

В 80–90-е гг. членами научной школы управления образовательными системами были подготовлены и опубликованы оригинальные методические пособия, рекомендации и монографии «Формирование общих умений и навыков школьников», «Совершенствование управленческой деятельности руководителей школы» (Н.А. Лошкарева – 1982 г.); «Педагогический анализ урока в системе внутришкольного управления» (Т.И. Шамова, Ю.А. Конаржевский – 1983 г.); «Планирование работы в школе» (Т.И. Шамова, Т.И. Нефедова – 1984 г.); «Совершенствование системы внутришкольной информации как важнейшее условие реализации школьной реформы» (Т.И.   Шамова, Т.К. Чекмарева – 1983 г.); «Осуществление системы внутришкольного контроля в условиях реализации школьной реформы» (Т.И. Шамова, Т.К. Чекмарева – 1985 г.); «Учебная управленческая игра как метод обучения на ФППК ОНО» (Т.И. Шамова, Р.Б. Козина – 1987 г.); «Управленческая деятельность в школе: психологический аспект» (В.А. Терехов – 1987 г.); «Профессиограмма директора общеобразовательной школы» (Т.И. Шамова, К.Н. Ахлестин – 1988 г.); «Целевая комплексная программа целостной системы ученического самоуправления в школе» (Н.П. Капустин – 1988 г.); «Содержание и планирование воспитательной работы в школе» (В.А. Миславский – 1989 г.); «Управление процессом формирования системы качеств знаний учащихся» (Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко – 1990 г.); «Управление общеобразовательной школой в крупном городе» (П.И. Третьяков – 1991 г.); «Внутришкольное управление: вопросы теории и практики» (под ред. Т.И. Шамовой – 1991 г.); «Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы» (В.И. Зверева – 1992 г.); «Менеджмент в управлении школой» (под ред. Т.И. Шамовой – 1992 г.); «Актуальные проблемы повышения квалификации руководителей школ» (Т.И. Шамова – 1992 г.) и др., оказавшие существенную помощь слушателям факультета в овладении теорией и практикой внутришкольного управления.

В 1994 г. были изданы методические рекомендации руководителям школ и учителям «Управление учебным процессом в школе на основе технологических карт учителя». В это же время выходит в свет коллективная монография авторов: Т.И. Шамовой, Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачевой «Управление адаптивной школой: проблемы и перспективы».

В современных условиях развития научной школы разрабатываются такие методологические подходы к управлению образовательными системами, как: компетентностный (С.Г. Воровщиков), кластерный (Т.И. Шамова, Е.Н. Симыкина, Е.В. Талалаева и др.), интегративный (А.А. Ярулов), дидактический (Н.Л. Галеева), структурно-деятельностный (Л.М. Асмолова (Плахова)), опережающий (Т.И. Шамова и др.).

Душа научной школы

Важнейшей функцией научной школы является забота о преемственности. В данный момент Татьяна Ивановна готовит 15 молодых ученых – аспирантов, докторантов и соискателей. За 40 лет ею воспитано 50 кандидатов и 15 докторов педагогических наук, которые, в свою очередь, ведут научное руководство диссертационными исследованиями и уже имеют научные школы.

Действительно, множество вопросов возникает, как только мы начинаем работать над диссертационным исследованием, ведь не у всех есть опыт в оформлении работ, не все владеют методикой написания и процедурой защиты.

Создание научного труда – кропотливый, творческий и трудоемкий процесс, поэтому мы нуждаемся в помощи научного руководителя при подготовке докторских и кандидатских диссертаций, статей и монографий. Иметь такого научного руководителя, как Татьяна Ивановна Шамова, являющегося крупным ученым, обладающего педагогическим мастерством и личным авторитетом – это не только встать на новую ступень познания, но и открыть для себя весь многогранный мир педагогической науки.

Именно из научной школы управления образовательными системами Т.И. Шамовой выросла целая плеяда замечательных ученых, которые обогатили педагогическую науку. Как сказал Владимир Маяковский: «Ведь, если звезды зажигают – значит – это кому-нибудь нужно? Значит – кто-то хочет, чтобы они были?» Действительно, сверкающее небо педагогической науки распахнуло свои двери для «шамовских» звезд: Ю.А. Конаржевский, К.А. Нефедова, В.Н. Руденко, С.Е. Дурнев, Б.И. Бухалов, Т.К. Чекмарева, В.И. Щеголь, В.Г. Новиков, Е.Б. Ястребова, Е.А. Лутцева, Р.Б. Козина, Г.М. Тюлю, В.П. Зинченко, Н.П. Капустин, Ю.Л. Загуменнов, Л.П. Погребняк, Н.В. Силкина, Т.М. Давыденко, П.И. Третьяков, И.В. Ирхина, Н.В. Немова, Н.А. Рогачева, Н.А. Тураева, Цю Син, Ши Гэн Дун, Л.М. Перминова, Т.И. Березина, А.Г. Зырянов, Э.В. Литвиненко, Г.Н. Шибанова, Л.М. Асмолова (Плахова), Т.К. Родионова, И.Н. Щербо, Е.И. Фадеева, С.В. Красиков, Б.И. Канаев, Г.Н. Подчалимова, Н.А. Шарай, И.В. Ильина, В.Л. Чудов, О.Ю. Заславская, Т.В. Ахлебинина, М.А. Сергеева, В.В. Лебедев, О.В. Решетников, Е.В. Макарова, М.П. Нечаев, И.В. Илюхина, Т.А. Воробьева, Е.Л. Болотова, Н.К. Винокурова, Н.Л. Галеева, Л.А. Куманяева, Е.В. Орлова, Е.Ю. Ривкин, С.Г. Воровщиков, Л.В. Карпухина, А.А. Ярулов, А.Н. Худин, И.Г. Корнеева, Т.Н. Могильниченко, Т.В. Спирина, Е.А. Юлкина, Е.В. Бахарева и др.

Научная школа Т.И. Шамовой имеет известность, репутацию, высокий исследовательский уровень работ, ее деятельность проверена временем. Необходимо отметить, что стиль мышления Татьяны Ивановны поддерживается ее учениками и последователями, что свидетельствует о передаче традиций, а значит и о сохранении особого видения и преемственности взглядов.

Своеобразной чертой шамовской школы является многогранность исследований членов коллектива, да это и неудивительно, ведь чем крупнее ученый, тем шире его интересы. Безусловно, ученики Татьяны Ивановны разделяют с ней научные ценности и традиции, но и их самостоятельный поиск и результаты исследований развивают школу.

ТРАДИЦИИ

Есть давняя традиция на кафедре управления образовательными системами Московского педагогического государственного университета – собираться за круглым, уютным столом на шамовский чай. Здесь есть место всем: от слушателя, соискателя и аспиранта до педагогических светил.

Это своего рода творческая лаборатория, где можно неожиданно получить научную консультацию или добрый совет. Как отмечает Любовь Мироновна Асмолова, «совместное питиё “шамовского чая“ – это место, куда устремляются все не только для утоления жажды после полуторачасовых лекций, но и для утоления потребности в общении, в котором мы так нуждаемся. Общении бескорыстном, чутком, внимательном, заботливом».

А жизнь продолжается!

29 января 2009 г. в московской школе № 354 им. Д.М. Карбышева состоялись Первые Шамовские педагогические чтения «Становление и развитие управленческой науки в системе повышения квалификации руководителей образования», посвященные 40-летию научной школы Татьяны Ивановны Шамовой. В мероприятии приняли участие более 260-ти человек – это ученики и последователи из Белоруссии и нескольких городов России: Белгорода, Вологды, Калуги, Курска, Москвы, Новосибирска, Пскова, Самары, Ставрополя, Тольятти, Тамбова, Челябинска, Череповца, Хабаровска и др.

Как отмечает С.Г. Воровщиков, проведение данных чтений можно считать очередным этапом в упрочении позиций научной школы Т.И. Шамовой, предполагающим не только подведение итогов, но и определение перспективных направлений исследования корневых проблем теории и практики внутришкольного управления, повышения профессиональной компетентности работников народного образования.

Следует также отметить, что научная школа управления образовательными системами Т.И. Шамовой соответствует всем признакам научной школы, обозначенным в Постановлении Правительства РФ № 633 от 23 мая 1996 г. «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых – докторов наук и государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации»:

– наличие нескольких поколений в связках «учитель–ученик», объединяемых общим, ярко выраженным лидером, авторитет которого признан научным сообществом;

– общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследований;

– рост квалификации участников школы и воспитание в процессе проведения исследований самостоятельно и критически мыслящих ученых;

– расширение исследовательского интереса к теоретико-методологическим проблемам данного направления науки и др.

В Федеральной целевой программе «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009–2013 гг. говорится о необходимости создания условий для их эффективного воспроизводства и закрепления молодежи в науке, образовании и высоких технологиях, сохранения преемственности поколений в этих сферах. Таким условием для развития педагогической науки и является деятельность научных школ.

Рейтинг@Mail.ru