Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2009

Школьный уклад

Смените мизансцену!

Социоигровые технологии делают учителя режиссером, а детей – творцами

Исследовательская деятельность педагогического коллектива московской школы № 875 представляет интерес в качестве обобщения опыта работы в области интегрированных форм обучения и художественного воспитания детей. О некоторых аспектах рассказывает Ирина Станиславовна КОЗЛОВА*, заместитель директора по воспитательной работе этого образовательного учреждения.

Развитие в творчестве

Экспериментальная работа в нашем ОУ опирается на тесное взаимодействие базового образования и системы дополнительного полихудожественного воспитания детей всех возрастных групп, внедрение в практику обучения инновационных развивающих технологий и корректировку содержания общеобразовательных курсов с позиции общего гуманитарно-художественного и культурного воспитания детей и юношества.

В школе системно и последовательно апробируются интегрированные формы организации и проведения занятий, направленные на:

– развитие способностей учащихся адекватно воспринимать и избирательно применять широкий визуальный и звуковой смысл информации;

– умение самостоятельно находить, обобщать и систематизировать информацию из различных источников для решения конкретной задачи;

– освоение закономерностей и взаимосвязей в окружающем мире, искусстве и науке;

– создание предпосылок и условий для непрерывного саморазвития и приобретения разностороннего образования, гармонизации отношений в коллективе, развитие эмоционально-чувственной сферы детей, позволяющей быстро переключаться с одной области деятельности на другую.

Интеграция – сложный структурный педагогический процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных позиций, развития умений применять знания из тех или иных областей в решении конкретной творческой задачи, формирования способности самостоятельно проводить творческие исследования.

Для того чтобы разнообразить учебу, мы используем в работе различные подходы – от проектной деятельности и социоигрового метода театральных технологий до блочной системы организации занятий и уроков-путешествий.

Остановимся подробнее на социоигровой технологии.

Эффект добровольного обучения

Основа социоигровых технологий – режиссура каждого занятия, организация познавательной деятельности школьников. При разработке урока поведение учителя заранее выстраивается, закладываются основы его общения с классом, отдельными учениками и ребят между собой.

Учитель-режиссер придумывает, продумывает и создает ситуацию, когда все вместе и каждый в отдельности заинтересованы в процессе, активны, хотят действовать, общаться, делиться информацией, передавать ее друг другу. На таких уроках дети все время в поиске. Они без страха и стеснения высказывают свое мнение, спорят, аргументируют свою позицию. Ошибка ученика принимается как шаг на пути к решению.

Социоигровые технологии позволяют тренировать внимание и память, развивать воображение и силу воли, заниматься развитием речи, т.к. учитель-режиссер передает речевую инициативу детям. Ведь чтобы ребенок развивал и тренировал речь, он должен много говорить. И задача педагога – предоставить ему эту возможность.

Учитель, владеющий театральными технологиями, имеет в своем распоряжении большое количество приемов и упражнений.

Еще Ян Амос Каменский выдвинул принцип наглядности обучения. Он говорил, что, если ученик не только умом постигает предмет, но одновременно и зрением, и осязанием, усвоение идет быстрее. Проблема обучения и развития, их связи и взаимовлияние, пожалуй, самая сложная в педагогике, нерешенная до сих пор. И именно социоигровые технологии, на наш взгляд, помогают решать эту задачу.

По опыту работы наших учителей можно сказать, что главный эффект социоигрового метода – добровольное обучение, научение и тренировка.

Что обычно пугает преподавателей, начинающих работать по социоигровой технологии? Шумная активность учеников, которые с удовольствием выполняют задания. Но со временем каждый педагог нарабатывает свои способы организации внимания детей, чтобы после активной творческой деятельности в группах они быстро сумели переключиться на другой вид деятельности, например: слушать и обсуждать работу товарища.

Самый надежный способ – сменить мизансцену, переместиться в другую часть класса для слушания и т.п.

Каждый учитель, занимающийся социоигровой педагогикой, обретает собственный профессиональный стиль, ему становится ясно, что для достижения своего замысла необходимо наполнить занятие вопросами, упражнениями, заданиями, которые будили бы инициативу учеников.

Таким образом, подготовка к уроку – это поиск педагогических ситуаций по выстраиванию ученической инициативы.

Воспитание культурного зрителя

В качестве поддержки социоигровых технологий у нас выступают театральное образование и воспитание. Все это переплетается и взаимодополняется.

Так, театральная терминология лучше усваивается, если опирается на зрительский опыт или опыт собственной исполнительской деятельности. Исполнительское творчество, в свою очередь, оценивается по критериям, усвоенным в процессе накопления зрительской культуры.

Воспитание культурного зрителя, способного воспринимать эстетику, посыл спектакля, является одной из первоочередных задач, стоящих перед школой в области театрального воспитания. Возможность чередования функций исполнителя и зрителя предоставляет ребенку шанс продемонстрировать свое представление о мире, свои знания и фантазию. В результате у детей развивается ассоциативно-образное мышление, воображение, внимание, эмоциональная память, формируется гражданская и нравственно-этическая позиция.

«Я + Ты = Мы»

Благодаря использованию социоигровых технологий дети всегда готовы к работе. На уроках они активны, умеют трудиться в коллективе, могут общаться с любым педагогом, способны свободно высказывать свое мнение – словом, социализируется каждый ребенок.

Учитель же может интересно организовать свою работу, найти в ней моральное и духовное удовлетворение.

Апофеозом творчества в нашей школе является традиционный ежегодный театральный фестиваль «Серебряная маска-875», который проводится в апреле. В этом году он уже перешел в статус районного, потому что регулярно устраивается нашими учителями и учениками совместно с артистами Большого Московского цирка.

Но самый, пожалуй, главный результат минувшего учебного года – подготовка силами наших учащихся выпускного вечера для детей с ограниченными возможностями здоровья из интерната № 44. Совместно с Центром «Синегорье» была организована поездка, во время которой 80 воспитанников интерната выехали в Подмосковье. Мы подарили выпускникам 2009 г. запись фильма, посвященного их жизни, а в ответ получили потрясающий диск, под называнием «Я + Ты = Мы».

_________________

* И.С. Козлова – участница московской городской научно-практической конференции «Инновационные технологии планирования воспитательной работы в образовательном учреждении».

Рейтинг@Mail.ru