Разные способы создания открытой
школы
Новые формы взаимодействия с
родителями как средство повышения открытости и
инвестиционной привлекательности школы – это
комплекс различных мероприятий нашего ОУ,
который накапливался не один год.
За 44 года существования учебного
заведения в нем сложилась своя система работы по
взаимодействию с родителями, а также с
учреждениями социально-культурной сферы на
основе договора о взаимодействии. Однако время
вносило свои коррективы, и чтобы двигаться
дальше в русле современных подходов, мы
разработали и приняли программу развития на
2006–2010 гг. Ведущим механизмом достижения
поставленных целей и решения задач был выбран
средовой подход через реализацию нескольких
целевых программ.
В частности, одна из них называется
«Качественное управление: создание
образовательной среды, обеспечивающей
благоприятный психолого-педагогический климат в
виде демократизации общего школьного климата».
Целью другой программы – «Школа – мой
дом» – является создание условий для
самовыражения, самоутверждения и самореализации
в процессе демократизации школьной жизни. Ну и,
конечно же, программа «Открытая школа», суть
которой – обеспечение открытости
деятельности ОУ. Мы надеемся, что реализация этих
направлений позволит сформировать целостную,
открытую, социально-педагогическую систему и
внедрить формы общественного управления.
В нашем учебном заведении нет
управляющего или попечительского советов,
однако возможности, заложенные в вышеупомянутых
программах, позволяют выстраивать достаточно
эффективную систему общественного управления. В
роли высшего руководящего органа выступает
совет школы. А проект «Школьная страна»
позволяет вовлечь в активную жизнь учреждения
всех учащихся. В нашей «стране»
27 городов-классов со своим названием и гимном.
В каждом избирается мэр, правительство и другие
органы управления.
Творчество порой раскрывает в
родителях неожиданные грани
«Посмотрим, что нового придумали
учителя наших детей!..»
Инновационной формой развития
ученического самоуправления является и школьный
парламент, где учащиеся могут проявить свои
организаторские способности, научиться работать
в команде, брать на себя ответственность в
решении различных вопросов.
Еще одно направление – развитие
механизма социального партнерства и
корпоративной ответственности. С помощью семей
наших учащихся мы стараемся реализовывать
мини-проекты, минимально затратные как в
денежном отношении, так и по времени. Скажем, суть
проекта «Школьная переменка» состояла в том, что
за одни выходные родители учеников начальной
школы с помощью нескольких банок краски
превратили в игровую площадку то пространство в
коридоре, где дети обычно развлекаются на
переменах.
Открытости школы способствует
своевременное и качественное информирование
общественности о том, что происходит в наших
стенах. У нас существует практика представления
публичного доклада на общешкольной конференции.
В конце учебного года мы отмечаем традиционный
общешкольный праздник «За честь школы», где
подводим итоги по различным номинациям. Одна из
них – «Забота и участие» – посвящена
деятельности родителей. На этом мероприятии
всегда присутствуют учащиеся, педагоги, мамы и
папы, социальные партнеры, представители
общественности и органов власти.
Под бдительным оком родителей
Недавно мы опробовали новые формы
взаимодействия с родителями. Одна из них –
родительский патруль, который функционирует в
нашем учреждении уже второй год. Он действует в
соответствии с решением совета школы и на
основании локального нормативного акта
«Положение о родительском патруле» (Приложение).
Подчеркну, что в первую очередь была
подготовлена нормативная база, начиная со ссылки
на статьи Конституции РФ и заканчивая областным
законом «Об участии граждан Российской
Федерации в охране общественного порядка на
территории Архангельской области» (январь
2009 г.). Стоит отметить, что родители (и по
совместительству представители органов власти)
весьма активно участвовали в организации данной
формы взаимодействия. В частности, начальник
отдела социальной работы нашего
территориального округа и начальник службы
участковых районного ОВД были неравнодушными
помощниками.
Инициатива эта исходила от старших
членов семей наших учеников. Они, например,
посчитали нужным посещать школьные дискотеки,
проходящие в культурном центре микрорайона.
Кроме того, настояли на том, чтобы включить в
состав родительского патруля представителей
органов внутренних дел (прежде всего для того,
чтобы при установлении фактов нарушения правил
торговли для несовершеннолетних была
возможность сразу же составить протокол). Еще
одно предложение – участие родительского
патруля в работе школьного телевидения, с тем
чтобы рассказывать о результатах
патрулирования.
Чашка чая или кофе располагают к
душевному общению
Мы не ожидали, но эта деятельность
заставила многих родителей достаточно
благополучных учеников задуматься о том, что
происходит с их детьми на дискотеке, куда они
ходят после нее, в каком состоянии.
Чашечка чая помогает найти решение
Другой наш свежий проект –
«Родительское кафе». Возможно, кто-то сможет
воспользоваться этим опытом и попробует в своих
условиях сделать нечто подобное.
Идея пришла из Германии, где в городке
Эмден с 2004 г. существует целая сеть
родительских кафе при школах и детских садах. Все
они финансируются городом. А с предложением
организовать нечто подобное на базе школы к нам
обратился факультет психологии Поморского
государственного университета
им. М.В. Ломоносова. Активное участие в
реализации задуманного принимали декан
факультета психологии ПГУ Т.Булыгина, и немецкая
сторона: профессор Георг Рохолл, сотрудничающий
с университетом с 1992 г. и являющийся
почетным профессором ПГУ, декан отделения
социальной работы и здоровья Высшей школы
Эмдена Эрик Мюрел.
Мы кропотливо изучили информацию,
потому что эта форма для России пока абсолютно
непривычна. Провели ряд встреч с родителями и
учителями, для того чтобы обсудить новый стиль
взаимодействия. И в конце концов решили
попробовать.
г. Эмден
Создание родительского кафе – шаг
для выработки новой стратегии понимания
воспитательно-образовательного партнерства,
а именно – психолого-педагогическая помощь
на ранней стадии возникновения проблем
воспитания детей. Это возможность общения мам и
пап с педагогами в совершенно другой плоскости, в
неформальной обстановке, в непривычной, но
уютной ситуации.
Ведь обычно родитель, приходя в школу,
занимает стандартную позицию – садится на
собрании за парту. Учитель же располагается за
своим столом или прохаживается вдоль доски. В
результате взрослые люди находятся на месте
ученика, что, естественно, накладывает
определенный отпечаток на формат встреч и жанр
общения.
Однако вечера в родительском кафе, где
за чашкой чая или кофе обсуждаются вопросы и
ищутся решения, открывают совершенно иные
возможности для установления взаимодействия
между родителями и педагогами.
Кроме того, целью такого диалога
является и создание условий для приобретения
опыта в том числе группового обсуждения проблем,
связанных с воспитанием.
Кафе всегда располагается в рекреации
школы и открыто по субботам с 12.00. В конце
сентября текущего учебного года открылся второй
сезон его работы встречей «Поговорим о любви».
Поскольку проект является
двусторонним, первые пять лет он финансируется
немецкой стороной. Поэтому родители приходят в
кафе не за свой счет. Тем не менее, когда мы
размышляли о будущем нашего начинания, то решили
для себя, что, даже когда финансирование
закончится, кафе не будет закрыто, и мы найдем
способ поддерживать это неформальное общение
родителей и учителей. Мы видим, что обе стороны
заинтересованы в развитии педагогического
партнерства, которое основано на понимании общих
целей и сотрудничестве.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рассмотрено
на совете школы
Протокол __ от ______г.
Утверждаю
Директор МОУ СОШ № 43
________________________
Приказ __ от ________г.
ПОЛОЖЕНИЕ о родительском патруле
I. Общие положения
Родительский патруль создается по
решению совета школы (протокол __ от __________ г.).
Родительский патруль – это
общественная организация родителей, действующая
в порядке, определяемым настоящим Положением.
Родительский патруль организуется из
родителей учащихся 1–11-х классов.
Цель патрулирования – соблюдение
порядка и профилактика правонарушений среди
детей и подростков микрорайона; выполнение
поручений школы.
Состав родительского патруля: не менее
трех родителей класса.
Родительский патруль работает в
тесной связи с дежурным участковым, инспектором
ПДН.
Дни дежурства: суббота; сезон
патрулирования: октябрь – май учебного года.
Время дежурства: 20.00 – 22.00.
II. Организация и направления
деятельности родительского патруля
Родительский патруль начинает свою
работу после утверждения данного положения и
приказа директора школы об организации
родительского патруля в текущем учебном году.
Дежурство родительского патруля
осуществляется родителями учащихся 1–11-х
классов по графику, который утверждается
директором школы.
Социальный педагог школы в журнал
родительского патруля записывает задания,
которые патруль во время дежурства должен
выполнить.
Ответственный член родительского
патруля обязан сделать необходимые записи в
журнале (в соответствии с формой журнала). Вопрос
об ответственном дежурной группы
решается самостоятельно внутри группы.
Родительский патруль начинает свое
дежурство в 20.00 с обхода территории школы. Затем
патрулирует улицы микрорайона с посещением мест
концентрации несовершеннолетних (территория
детских садов, КЦ «Северный» и т.д.) и выполняет
другие задания до 22.00. Родительский патруль
должен иметь отличительный знак «Родительский
патруль» (бейдж). По окончании дежурства
составляется акт дежурства (его форма
разрабатывается школой), где указывается маршрут
патруля, выполнение данного школой задания,
происшествия, замечания и предложения.
Родительский патруль осуществляет
общественный контроль торговых точек на предмет
продажи табачных изделий и алкогольных напитков
несовершеннолетним.
Классный руководитель дежурного
класса совместно с родительским комитетом
класса организует родителей для патрулирования,
осуществляет контакт с социальным педагогом
школы по формированию задания для патруля.
III. Права и обязанности родительского
патруля
Родительский патруль имеет право:
– выносить на обсуждение коллективных
органов самоуправления школой проблемы
микрорайона;
– обратиться в администрацию
Северного округа и в органы внутренних дел с
предложениями по улучшению условий
общественного порядка в микрорайоне.
Родительский патруль обязан:
– выходить на дежурство в
установленное время;
– делать замечания детям, нарушающим
дисциплину во время дежурства, и при
необходимости привлекать дежурного участкового;
– по факту ненадлежащего выполнения
родителями своих обязанностей предоставлять
информацию (письменно);
– доводить до сведения администрации
школы (через журнал и классного руководителя)
информацию обо всех случаях нарушений,
нестандартных ситуаций, о положении в
контролируемых семьях.
IV. Меры поощрения за отличное
дежурство
Объявление благодарности родителям,
принимающим активное участие в патрулировании.
Направление благодарности в
организации, где работают родители учащихся.
Ходатайство в ОВД о благодарности
родителям.
V. Контроль за организацией
родительского патруля
На совет профилактики правонарушений
и родительский совет школы равномерно
распределяется ответственность за
функционирование родительского патруля.
Ответственность осуществляется в
форме контроля за деятельностью родительского
патруля не реже одного раза в месяц, составление
обобщающих справок и вынесение вопроса
организации родительского патруля на обсуждение
органов коллективного самоуправления школой.
Родительский совет и администрация школы
вправе изменить количество дней для
патрулирования в микрорайоне, исходя из
конкретной обстановки.
Фото из архива школы
_________________
* О.В. Синицкая –
участница Всероссийской конференции «Лучшие
практики общественного участия в формировании и
реализации политики в сфере образования».
|