Итальянское studio образовано от
латинского studeo, что означает «усердно работаю,
занимаюсь, изучаю». Слово первоначально
обозначало специально оборудованное помещение,
мастерскую художника, в которой рядом с ним
трудились его ученики.
«Студия» – это также группа молодых
художников (артистов, творцов и т.п.),
объединенных общими взглядами на искусство.
Часто их идеи бывают новыми для своего времени,
альтернативными по отношению к принятым
эстетическим идеалам. В этом случае студия
обеспечивает общение единомышленников, а ее
деятельность направлена на предъявление новой
художественной концепции обществу.
В древности примерами студии можно
считать воспитание шаманов, жрецов, разного рода
врачевателей и других искусных людей, которые
могли и умели делать нечто такое, что недоступно
абсолютному большинству населения. Такая
практика возникала вокруг выдающихся мастеров
своего дела – художников, ученых,
конструкторов, врачей и т.д.
Первый известный пример студии в
античном мире – специальные философские
школы, посвященные Музам, и потому называвшиеся
Мусейонами. Это, прежде всего, платоновская
Академия и аристотелевский Ликей, являвшиеся
одновременно учеными коллегиями и религиозными
союзами, научными учреждениями и местами
отправления культа Муз, богинь –
покровительниц искусств и наук.
Жизнь таких сообществ, как Академия и
Ликей, включала совместное посещение занятий, на
которых все слушали лекции наставников или
присутствовали при проводимых ими беседах,
вместе принимали участие в религиозных
церемониях. Совместным характером отличались и
дружеские пирушки, которые происходили в дни
празднеств, после свершения жертвоприношений.
Стержнем воспитания считался особый
(сократовский) метод, предполагавший высокую
степень терпимости, духовный суверенитет и
свободу выбора.
В настоящее время слово «студия»
используется в основном для обозначения сугубо
творческого предприятия (киностудия,
музыкальная студия и т.п.). В ней работает
коллектив, который сочетает в своей деятельности
учебные, экспериментальные и производственные
задачи. Это, как правило, команда
единомышленников, связанных определенным
мировоззрением, единством идейно-художественных
принципов. Студия имеет и значение
самостоятельного учебного заведения по
подготовке профессионалов (живописцев,
скульпторов и т.д.).
Студия в качестве вида детского
объединения в УДОД может рассматриваться
как:
– специфическая среда, располагающая
к творчеству всех субъектов, участвующих в ее
жизни, отличающаяся неповторимостью,
общественно-исторической уникальностью,
эвристичностью1;
– специфическая студийная (творческая)
деятельность – поиск новых путей и средств
творческой выразительности;
– процесс творчества и творческого развития,
отражающегося и на среде, и на человеке;
– место присутствия (нахождения), где смысл бытия
состоит в процессе творческого общения,
созидания, освоения деятельности; авторская
позиция (творца-созидателя);
– изменение субъективной сущности человека –
творческое саморазвитие, процесс самодвижения,
самостановления, главным фактором возникновения
которых является внутренняя творческая
активность (студия может рассматриваться как
средство развития творческого потенциала,
способностей воспитанника, передача сложных
видов деятельности – В.В. Мацкевич);
– порождение культурного образца – влияние
творчески развитого субъекта на среду
жизнедеятельности, организация процесса
средствами и способами творчества.
Для чего нужна студия?
Воспитательные функции студийных
объединений в УДОД делятся на три уровня (высший,
средний, базовый).
Высший уровень достигается
воспитанниками, длительное время участвовавшими
в жизни детской студии, и предполагает:
ориентацию школьника на
экзистенциальные, общечеловеческие ценности
(жизнь, свобода, демократия, красота –
гармония, научная истина, самовыражение,
познание);
отождествление себя с той или иной
группой творческой интеллигенции (ученые,
актеры, журналисты, менеджеры), восприятие
творчества как смысла жизни, интериоризацию2 авторской позиции,
авторского отношения к окружающей
действительности, идентификацию себя как творца;
развитие общих способностей,
определяющих успехи человека в самых различных
видах деятельности (умственные возможности,
тонкость и точность ручных движений, развитая
память, совершенная речь, талантливость в сфере
межличностных отношений), развитие творческих
наклонностей;
обретение индивидуальности, где
начальным моментом является признание одного из
людей, учителя, непохожим на всех остальных;
отталкиваясь от оригинальности наставника,
воспитанник обретает собственную уникальность
(по В.В. Мацкевичу).
Средний уровень воспитательных
функций студии предполагает:
организацию социального опыта
совместной созидательной творческой
(художественной, исследовательской, социальной,
технической) деятельности, демонстрации
результатов творческого процесса, созерцания
произведений искусства, совместного
исследования и реализации проектов;
систематическое обучение способам
решения креативных задач в ходе коллективной или
индивидуальной научной, художественной или
социальной деятельности, приводящее к
формированию специфического проектного
мышления;
развитие критического мышления,
освоение способов конструирования и реализации
ценностного отношения к себе и миру,
самостоятельной, осмысленной позиции, развитие
рефлективности;
оформление относительно адекватного
представления о своих возможностях в различных
видах творческой деятельности.
В связи с чрезмерной погруженностью
воспитанника студийного объединения в работу
могут возникать трудности в отношениях со
сверстниками. Поэтому нужна индивидуальная
педагогическая помощь, направленная не только на
содействие в самоопределении, но и на
стимулирование взаимодействия в разнообразных
сферах жизнедеятельности, оптимизацию общения
воспитанника в формальных и неформальных
группах.
На базовом уровне (при включении
школьника в деятельность студийного
объединения) существенное влияние оказывает
степень выраженности у него способностей. Здесь
происходит явное разделение двух векторов:
воспитание в студии одаренных детей и детей, не
имеющих ярко выраженного таланта в этой области
творчества.
Воспользовавшись подходом известного
специалиста по проблеме одаренности
В.С. Юркевич, обратимся к определению роли и
места социального воспитания талантливых ребят
в студийных условиях. Прежде всего, необходимо
отметить, что для студии важен тип одаренности.
Школьники, проявляющие интеллектуальный тип
способностей, наиболее успешны. Они обладают, как
правило, весьма значительными, глубокими
знаниями, интеллектуальной самостоятельностью
(умеют добывать информацию, критически ее
перерабатывать), явно выраженными
аналитическими способностями, нередко склонны к
философскому осмыслению материала.
Другим подходящим для студии типом
одаренности является креативный, который
выражается в нестандартности мышления, в особом,
часто непохожем на других, взгляде на мир, в
своеобразном видении мира.
Наконец, есть третий тип –
лидерская (социальная) одаренность, которую
В.С. Юркевич называет организаторскими
способностями. Она характеризуется умением
понимать окружающих, строить с ними
конструктивные отношения, руководить ими,
предполагает достаточно высокий уровень
интеллекта. Однако наряду с этим необходима и
хорошо развитая интуиция, понимание чувств и
потребностей других людей, способность к
сопереживанию. Во многих случаях у человека с
таким типом одаренности наблюдается и чувство
юмора, помогающее нравиться.
Какие бывают студии?
Студийную модель в ДОД в полной мере
отражают: детская музыкальная студия,
исследовательское объединение краеведов,
станция юных натуралистов, студия дизайна,
объединение юных техников-изобретателей,
театральная, эстрадная,
фольклорно-этнографическая студии и пр.
В УДОД имеются четыре разновидности
студии, связанные с четырьмя областями
человеческой деятельности: наука (научная),
искусство (художественная), общественная
деятельность (социальная), техника (техническая).
Каждая из них отображает какую-либо социальную
организацию.
Рассмотрим их по отдельности.
1. Научная. Жизнь такой детской
студии схожа с работой научно-исследовательской
лаборатории, опытно-экспериментального
хозяйства, биостанции и т.п. Она строится на
совокупности следующих ценностных ориентиров:
– рационализм, т.е. убеждение в
приоритете разума и логически обоснованной
мысли над непосредственным житейским опытом;
– ценность познавательной деятельности
человека, способность логически мыслить,
постигая смысл и связь явлений, уяснять законы
развития мира, общества и сознательно находить
целесообразные способы их преобразования;
– примат истины – идеал познания,
заключающийся в совпадении мыслимого с
действительностью, в правильном понимании,
знании объективной действительности;
– научный детерминизм, т.е. убеждение в
закономерной взаимосвязи и причинной
обусловленности всех явлений.
2. Художественная. Студия
является своеобразным отображением
музыкального или драматического театра,
оркестра, ансамбля, объединения художников и
может быть понята благодаря следующим
ценностным аспектам:
– эстетизм, ориентированность на
область художественной деятельности людей;
– приоритет чувственного восприятия
окружающего мира;
– нравственная доминанта – соответствие
этическим началам добра, справедливости,
милосердия;
– креативность, значимость порождения чего-то
качественно нового, отличающегося
неповторимостью, оригинальностью (своеобразием,
незаурядностью) и общественно-исторической
уникальностью.
3. Социальная. Жизнь студийного
объединения реализуется в экономической,
политической деятельности, менеджменте. В
энциклопедии коллективных дел И.П. Иванова
«социальное творчество» определяется как
взаимодействие детей и взрослых, которые «вместе
создают то, на что способны, обустраивают мир по
своему разумению, становятся рачительными
хозяевами окружающей и собственной жизни».
По отношению к самой студии социальное
творчество содействует: сохранению ценностей,
норм, традиций; поддержанию структуры деловых и
межличностных отношений; прогрессивным
изменениям в них, совместной деятельности и
организационной культуре.
Жизнь такой студии сконструирована
вокруг таких ценностных ориентиров, как:
– коммуникабельность, т.е. легкость
вступления в межличностное общение, инициатива
на начальном этапе взаимодействия;
– предприимчивость, способность своевременно
решать актуальные задачи, обладание
практической сметкой, изобретательностью и
энергией;
– самостоятельность, независимость, свобода от
внешних влияний, принуждений, от посторонней
поддержки, возможность проявления субъектом
своей воли, отсутствие ограничений и стеснения;
– организационная и управленческая
компетентность – знания, опыт по образованию
социальной структуры, привлечению ресурсов,
координации действий отдельных элементов
системы, достижение взаимного соответствия
функционирования ее частей в процессе решения
какой-либо задачи;
– конвенциональность – стремление к
добровольному соглашению субъектов на предмет
принимаемых на себя обязательств;
– законность (легальность) стремление
действовать в рамках устанавливаемых
государством пределов, готовность взять на себя
определенные обязательства и не нарушать их.
4. Техническая. Здесь
специалисты отмечают детское техническое
творчество и создание в нем материальных
объектов, с помощью которых развивается особый
тип мышления. Объектами являются технические
средства, изделия, устройства, учебное
оборудование, пособия и пр. Основными методами
выступают рисование, проектирование,
модельно-технический и учебный эксперимент.
Чем живет детская студия?
Наблюдения и знакомство с большим
объемом научной литературы позволяют заключить,
что быт детской студии отличается такими
качествами:
особой атмосферой – эвристической
средой (здесь часто практикуются эксперименты,
многократные попытки решить творческую задачу
различными способами, нетрадиционными
средствами);
возникновением и существованием
яркой инобытийности отчужденного от обыденности
мира (драматургического, хореографического
музыкального произведения; решения актуальной
научно-исследовательской проблемы;
специфических отношений общей заботы);
отношениями настоящих
единомышленников, связанных определенным
мировоззрением, единством творческих
(идейно-художественных, социальных, научных)
принципов;
высокой степенью собственной
внутренней свободы участников сообщества,
понижением значения официальной стороны
отношений, раскрепощенностью;
содержательностью, набираемой
долгими размышлениями, трудной, кропотливой
репетиционной работой, поисками неоднозначных
решений, особым эмоциональным проживанием
образно задуманного в процессе совместной
художественной деятельности.
Специфика содержания студийных
объединений состоит в совмещении решения
учебных, экспериментальных и производственных
задач. Студии в ДОД весьма разнообразны. В них
разворачивается:
духовно-практическая деятельность
(музыка, изобразительное искусство, театр,
дизайн, журналистика, ролевые игры);
познание (историко-краеведческие,
естественно-научные и другие виды исследований);
предметно-практическая активность,
которая выступает как сопутствующая и
обслуживает основную.
Как правило, каждая студия занимается
одним видом деятельности, который может быть в
достаточной степени комплексным (дизайн, театр),
либо ее жизнь выстраивается как интеграция
научного исследования (этнографического),
художественного творчества (этнокультурной
имитации, изобразительного искусства). Одним из
правил создания студийной атмосферы становится
стимулирование ассоциативного мышления. Среди
обстоятельств успешности функционирования
важное место занимает создание «зон напряжения»,
соперничества.
Структура социальных ролей в
студии следующая: педагог – руководитель
творческого проекта (художественный, научный
руководитель, комиссар), воспитанник –
творец-исполнитель (актер, танцовщик, музыкант,
журналист, экспериментатор, исследователь).
Отсюда правила и нормы
взаимоотношений могут быть охарактеризованы как
отношения руководителя и подчиненного,
заинтересованных в продукте деятельности
(специалиста и стажера, мастера и ученика,
научного руководителя и научного сотрудника).
Характеристика отношений педагога и
ребенка в условиях студии (по Г.Б. Корнетову)
выглядит следующим образом: «...Отношения
педагог – ребенок базируются на установке,
согласно которой наставник лучше знает, что
нужно его питомцу, чем сам воспитанник, и
организует его движение (развитие) к
определенным им целям воспитания. Воспитатель
стремится сконструировать такую модель
педагогического процесса, которая позволяет не
предъявлять ученику педагогическую цель в явном
виде, не демонстрировать, а наоборот, тщательно
скрывать свою, безусловно, руководящую позицию
ведущего в ходе организации воспитания ребенка.
Педагог стремится к созданию у ребенка ощущения
самостоятельности, ответственности за то, что
происходит с ним, организация воспитательного
процесса со стороны педагога не ощущается (или
почти не ощущается) им».
Важной можно признать такую черту
студии, как идеализацию учеником учителя и его
дела; именно благодаря ей определенные виды
деятельности и люди приобретают сверхценность,
идеализация делает их источником и ядром
организации данного варианта воспитания.
Как отмечает И.П. Иванов,
прогрессивные воспитательные отношения могут
существовать в трех формах: наставничество, или
разумная (целесообразная) опека, дружеское
общение и творческое содружество. Высшей формой
прогрессивных воспитательных отношений в таком
случае будет творческое содружество педагогов и
воспитанников.
Одним из важных признаков студийной
формы социального воспитания является общение
с профессионалами – представителями
данного вида творчества, благодаря чему
происходит оформление у школьников собственных
взглядов. Важная сторона жизнедеятельности
студии – организация, целенаправленное
восприятие результатов творческой деятельности
(произведений). Юнкоры знакомятся со статьями
известных журналистов, будущие экономисты – с
практикой прославленных менеджеров, участники
театральной студии – с работами знаменитых
актеров и т.д. При этом наибольшее внимание
уделяется реализации авторитетным специалистом
собственной индивидуальности.
Как организована жизнь детской
студии?
Организация жизни студии
складывается из совокупности совместных
проектов: художественных (спектакли, концертные
программы), научно-исследовательских,
социальных, инженерно-технических.
Первоначально она может быть представлена в виде
цикла:
вызревание замысла;
подготовка и запуск;
длительная работа по созданию
интеллектуального, художественного или
социального продукта;
наивысшая точка (подготовка и
демонстрация результатов);
переживание последействия;
спад и ожидание появления нового
замысла.
Получается своеобразная синусоида,
где наивысшие точки – это воспитательные
события.
Воспитательные события можно
зафиксировать на разных этапах цикла
жизнедеятельности: оформление замысла, решение
сложной творческой или интеллектуальной задачи,
подготовка к демонстрации, презентация
результата, подведение итогов.
При проектировании первых шагов
следует понимать, что реальная степень авторства
(соавторства) педагога и воспитанника в
творческом процессе студии бывает различной. Во
время создания продукта важную роль играют
тренировки – систематические упражнения для
приобретения или совершенствования какого-либо
навыка, умения. Формами демонстрации результатов
совместного творчества могут стать научная
конференция, выставка работ, показ мод, концерт,
спектакль. В периоды спада студия живет
интроспекциями3 прошлых
событий, поэтому одним из пространств ее
существования является своеобразный музей
реликвий.
Надеюсь, что нарисованный портрет
детской студии поможет педагогам
дополнительного образования, методистам и
управленцам в более четком понимании
собственной профессиональной деятельности.
Статья подготовлена при поддержке компании «ПлазмаОнЛайн». Если для вашей презентации требуется тематическое видео оформление, то отличным решением станет обратиться в компанию «ПлазмаОнЛайн». На сайте, расположенном по адресу «www.PlasmaOnline.Ru» вы сможете воспользоваться услугой «аренда orion», которая позволит, не отходя от монитора и в кратчайшие сроки, арендовать высококачественное оборудование для презентаций и выставок.
__________________
1Эвристичность –
непредсказуемость речевых действий, которые
нельзя предвидеть.
2Интериоризация
(франц. interiorisation, от лат. Interior – внутренний),
переход извне внутрь.
3Интроспекция (от
лат. Introspecto – смотрю внутрь), то же, что
самонаблюдение.
|