Вероятно, когда финансовая ситуация
нормализуется, в каждой школе возьмут подшивку
номеров газеты «Управление школой» и отыщут этот
выпуск, чтобы узнать, как создать максимально
эффективную психологическую службу –
многопрофильную. Пока же такая структурная
единица действует на базе нескольких московских
ОУ в режиме отработки модели.
Помощь квалифицированного психолога
ценится в школах очень высоко. Тем не менее его
силы не безграничны. Он не может полномасштабно
вести индивидуальную работу; оказывать
поддержку всем тем группам, которые в этом
нуждаются; и, как правило, не занимается
профилактической деятельностью, разбираясь уже
с заявившей о себе проблеме.
О том, как можно изменить подобную
практику, рассказывает к. психол. н., заведующая
учебно-производственной лабораторией
факультета психологии образования Московского
городского психолого-педагогического
университета Ирина Умняшова1:
– Многопрофильная психологическая
служба отличается тем, что туда включены
отраслевые психологи. В образовательных
учреждениях поняли, насколько повышается
продуктивность, когда вместе трудятся 2–3
специалиста. Однако каждый из них имеет похожие
заботы – разница лишь в возрасте учеников, –
тогда как функции отраслевых психологов сильно
отличаются друг от друга: они специалисты по
определенным проблемам.
Структура данной службы такова:
руководитель;
линейные психологи:
– куратор дошкольного возраста,
– куратор начальной школы (1–4-й классы),
– куратор подросткового возраста (5–7-й классы),
– куратор юношеского возраста (8–11-й классы);
– педагогический психолог,
– клинический психолог,
– социальный психолог,
– психолог-консультант,
– юридический психолог.
Среди основных задач
многопрофильной психологической службы:
1. Психологическое сопровождение
индивидуальных образовательных траекторий.
2. Создание условий для психологически
комфортного существования учащихся в различных
образовательных стандартах.
3. Обеспечение безопасности инновационных
преобразований.
4. Прогнозирование образовательных перспектив и
предупреждение образовательных рисков учащихся.
Кроме того, мой личный опыт показывает,
насколько большое значение имеет профилактика.
Вроде бы видимого результата от нее не видно в
отличие от решенного конфликта. Но благодаря
профилактике ребенок успевает познать себя,
увидеть способы взаимоотношений и т.д., не доходя
до серьезных кризисных ситуаций. Поэтому данная
«невидимая» работа психологов многопрофильных
служб неоценима.
___________________
1И.Б.
Умняшова – участник московской
научно-практической конференции «Профилактика
ксенофобии, экстремизма и национализма в детской
и подростковой среде».
Психологи-кураторы
(линейные психологи)
обеспечивают сопровождение
нескольких параллелей, проводя в этих классах
уроки психологии, развивающие занятия,
консультации родителей, педагогов и учащихся.
Мониторинг психологической
атмосферы в ОУ.
Мониторинг психологического
здоровья учащихся.
Выявление факторов неблагополучного
развития детей и подростков.
Проведение просветительских и
профилактических занятий, направленных на
формирование ценностно-нравственной структуры
личности.
Педагогический психолог
осуществляет поддержку
учебно-воспитательного процесса в ОУ.
Просвещение педагогов о методах
повышения учебной мотивации детей и подростков.
Обучение педагогов методам
диагностики и профилактики школьной
неуспешности.
Повышение мотивации к развитию
ценностно-нравственной сферы детей и подростков
через учебно-воспитательную деятельность.
Обучение педагогов методам
психологической поддержки и релаксации.
Проведение психологических
тренингов и семинаров с участниками
образовательного процесса, направленных на
внедрение здоровьесберегающих технологий
обучения и эффективных методов межличностного
взаимодействия.
Клинический психолог
работает над повышением психических
ресурсов и адаптационных возможностей людей, его
деятельность направлена на гармонизацию
психического развития, охрану здоровья,
профилактику и преодоление недугов,
психологическую реабилитацию.
Проведение психологического
обследования детей, имеющих те или иные признаки
дизонтогенеза (нарушение индивидуального
развития организма) или дезадаптации.
Консультирование родителей или
других законных представителей семьи по
проблемам обучения, воспитания и поведения детей
с особенностями в развитии, а также по проблемам
функционирования семьи.
Проведение индивидуальной и
групповой развивающей и психокоррекционной
работы с детьми, имеющими аномальное или
проблемное развитие.
Проведение психопрофилактической
работы, направленной на создание оптимальных
условий для психического, соматического и
личностного развития ребенка в семье и
учреждении.
Социальный психолог
анализирует социальную ситуацию в ОУ и
разрабатывает рекомендации по созданию
благоприятного психологического климата в
коллективе.
Изучение малых групп, в которые
входят дети и подростки (семья, классный
коллектив, референтная группа).
Изучение характера отношений групп с
окружающим миром, отношение к образовательному
учреждению, событиям в стране и т.д.
Проведение диагностики уровня
социально-психологического развития
ученических групп и педагогического коллектива.
Проведение
социально-психологическую экспертизы
образовательной среды (особенности
социально-психологического климата).
Психолог-консультант
оказывает консультативную и
психотерапевтическую помощь всем участникам
образовательного процесса.
Проведение индивидуальной и
групповой развивающей работы, направленной на
формирование адекватной самооценки, коррекции
уровня притязаний, развитие самосознания и
самопринятие.
Проведение индивидуальной и
групповой развивающей работы, направленной на
формирование национальной идентичности и
развитие толерантности.
Психотерапевтическая поддержка
конструктивных детско-родительских отношений.
Оказание психологической помощи
семьям в кризисных и экстренных ситуациях
природного, техногенного и социального
происхождения.
Юридический психолог
решает психологические проблемы в
юридически значимом контексте.
Оказание психологической,
юридической и правовой помощи детям, подросткам
и их семьям.
Психологическая поддержка детей и
подростков в сложных жизненных ситуациях.
Проведение индивидуальной и
групповой развивающей работы, направленной на
профилактику правонарушений среди детей и
подростков.
Оказание психологической помощи детям,
подросткам и их семьям во время прохождения
реабилитационных программ.
|
А ТАКЖЕ…
Согласно квалификационным
характеристикам должностей работников
образования (раздел Единого квалификационного
справочника должностей руководителей
специалистов и служащих)2, к
педагогу-психологу предъявляются следующие
требования.
– приоритетные направления развития
образовательной системы Российской Федерации;
законы и иные нормативные правовые акты,
регламентирующие образовательную деятельность;
Декларацию прав и свобод человека; Конвенцию о
правах ребенка; нормативные документы,
регулирующие вопросы охраны труда,
здравоохранения, профориентации, занятости
обучающихся, воспитанников и их социальной
защиты; общую психологию;
– педагогическую психологию, общую педагогику,
психологию личности и дифференциальную
психологию, детскую и возрастную психологию,
социальную психологию, медицинскую психологию,
детскую нейропсихологию, патопсихологию,
психосоматику;
– основы дефектологии, психотерапии, сексологии,
психогигиены, профориентации, профессиоведения
и психологии труда, психодиагностики,
психологического консультирования и
психопрофилактики;
– методы активного обучения,
социально-психологического тренинга общения;
современные методы индивидуальной и групповой
профконсультации, диагностики и коррекции
нормального и аномального развития ребенка;
методы и приемы работы с обучающимися,
воспитанниками с ограниченными возможностями
здоровья;
– методы и способы использования
образовательных технологий, в том числе
дистанционных; современные педагогические
технологии: продуктивного, дифференцированного,
развивающего обучения, реализации
компетентностного подхода, основы работы с
персональным компьютером, электронной почтой и
браузерами, мультимедийным оборудованием;
– методы убеждения, аргументации своей позиции,
установления контактов с обучающимися,
воспитанниками разного возраста, их родителями
(лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
технологии диагностики причин конфликтных
ситуаций, их профилактики и разрешения;
– методы формирования основных составляющих
компетентности (профессиональной,
коммуникативной, информационной, правовой);
правила внутреннего трудового распорядка
образовательного учреждения; правила по охране
труда и пожарной безопасности.
– составляет психолого-педагогические
заключения по материалам исследовательских
работ с целью ориентации педагогического
коллектива, а также родителей в проблемах
личностного и социального развития обучающихся,
воспитанников;
– участвует в планировании и разработке
развивающих и коррекционных программ
образовательной деятельности с учетом
индивидуальных и половозрастных особенностей
обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня
их подготовки, соответствующего требованиям
федерального государственного образовательного
стандарта, федеральным государственным
образовательным требованиям;
– участвует в работе педагогических,
методических советов, других формах
методической работы, в подготовке и проведении
родительских собраний, оздоровительных,
воспитательных и других мероприятий,
предусмотренных образовательной программой, в
организации и проведении методической и
консультативной помощи родителям;
– и др.
________________
2 Сборник
нормативных правовых актов с комментариями / под
ред. В.Н. Понкратовой, Ж.П. Осипцовой. – М.:
Издательство МИСИС, 2009.
|
|