– Скажите, каков сегодня в
Великобритании процент слабых школ, таких,
которые внушают беспокойство?
– Десять лет назад мы бы не смогли дать
ответ на этот вопрос. У нас не было статистики. Но
сейчас, по нашим расчетам, в эту категорию
попадают 10–15% образовательных учреждений. Их
число постоянно сокращается, в частности,
благодаря тому что в последние три-четыре года
действуют специальные программы по улучшению
ситуации в таких школах.
– В России, если школа работает плохо
и у нее мало учащихся, учителя получают меньшую
заработную плату. Как у вас складывается
ситуация в подобном случае?
– Несмотря на то что в школе могут быть
большие проблемы, у нас это никак не сказывается
на зарплате учителей. Но в то же время трудности,
которые испытывает образовательное учреждение,
ставят его в весьма уязвимое положение. Потому
что в конце концов, если ситуация в нем не
улучшится, его могут закрыть, учителя потеряют
работу, их переведут на другие должности и т.п.
Иначе говоря, школа сильно рискует. Если она
долгое время не будет справляться с возложенными
на нее задачами, к ней применят серьезные
санкции. Эти обстоятельства нельзя назвать
комфортными.
– Какие методики применяются в
Великобритании для определения проблем школы?
– Критерии слабой школы всегда одни и
те же – это плохая успеваемость учащихся и
низкие результаты сдаваемых тестов. И для того,
чтобы определить, испытывает ли образовательное
учреждение трудности, чаще всего мы используем в
общем-то одинаковые шаблоны, сходные опросные
листы, анкеты.
Внимание обращается, прежде всего, на
три вещи: качество преподавания, качество
управления, культура школы. Эти три
показателя – отличный источник информации,
свидетельствующий о том, в каком положении
находится учебное заведение, неважно –
частное оно или государственное.
– Кто создает опросные листы, анкеты,
другие материалы, которыми вы пользуетесь при
исследовании проблем школы?
– В основном, весь инструментарий
разрабатывают исследователи, занимающиеся
изучением системы образования. Хотя при наличии
определенной поддержки сами школы тоже вправе
создать специальные анкеты для самостоятельной
оценки своей работы. Но в любом случае все
инструменты должны иметь под собой
исследовательскую базу. Иначе собранные данные
могут оказаться ненадежными.
– Вы упомянули такое словосочетание
как «культура школы». Что стоит за этими словами
в Англии?
– Дать четкое определение этому
понятию мне очень сложно. По существу оно
означает определенные нормы и практики.
Допустим, вы приходите в какую-либо организацию,
и ее сотрудники говорят вам: «У нас принято
делать так-то и так-то...» Вот это и есть культура,
которая в зависимости от контекста может быть
очень разной.
– Не могли бы вы привести примеры
школьной культуры?
– К сожалению, в школах порой можно
увидеть явно ущербную культуру. Это такие
ситуации, когда отношения между учителями
складываются из рук вон плохо, когда учащиеся
живут в абсолютно недружественной атмосфере и
т.д. Таким образовательным учреждениям чаще
всего свойственны заниженные ожидания и
атмосфера недоверия.
В других школах, напротив, поощряется
совместная работа, взаимная поддержка, ставятся
серьезные цели и разрабатываются командные
средства их достижения. Это уже пример
позитивной школьной культуры.
– Вернемся к проблемным школам.
Допустим, вы определили, что в том или ином
образовательном учреждении есть какие-то слабые
места. Какая работа начинается после этого?
– По моему мнению, первое, что следует
делать в слабой школе, – начать работать с
преподавателями над выявлением причин неудач. В
каких-то случаях это может быть нечто, что
учителя в состоянии контролировать, в других –
это, возможно, проблемы детей, которые приходят в
учебное заведение.
Но и в тех, и в других условиях школе
непременно нужна поддержка и благородная цель.
По своему опыту общения с директорами,
с педагогическими коллективами, могу сказать,
что многим ОУ требуется некая мишень, какой-то
идеальный образ, для того чтобы начать мыслить и
действовать по-другому.
– Если в процессе исследования жизни
школы выявляются проблемы с директором,
трудности в управлении учебным заведением, какие
меры принимаются?
– Когда поставленный школе диагноз
подразумевает, что проблема кроется в
руководителе, его меняют. Но это происходит не
моментально. Сначала он получает помощь, ему дают
советы, консультируют. Но если после этого в
течение определенного периода не происходит
никаких улучшений, то человеку ищут замену.
– Какой период имеется в виду?
– Обычно директору дается один год для
изменения ситуации в положительную сторону. Если
в этот срок проблема не решается, становится
очевидным, что она и дальше никуда не исчезнет.
– А что происходит в случае, когда
выявляются проблемы с педагогическим
коллективом или с контингентом воспитанников?
– Всем педагогам также
предоставляется возможность изменить к лучшему
свою работу. Потому что уволить учителей в
Великобритании довольно-таки непросто. В связи с
этим первым делом внимание экспертов, которые
работают со школой, фокусируется на том, чтобы
улучшить методы преподавания, провести
мастер-классы. Возможно, некоторых специалистов
стоит перевести на другую должность в пределах
образовательного учреждения. Часто это помогает
двинуться хотя бы на полшага вперед.
Если же проблемы кроются
исключительно в учениках, то это самая сложная
ситуация, поскольку мы не можем поменять состав
детей. В этом случае приходится пересматривать
некоторые педагогические стратегии, искать иные
подходы, то есть учителям все равно приходится
учиться работать по-новому.
Порой выясняется, что у педагогов до
этого не было соответствующего опыта, они не
знали подходов к работе с трудными подростками,
детьми-эмигрантами и т.п. Подчеркну, что учителей
не просто просят изменить принципы преподавания,
а показывают на конкретных примерах, что и как
нужно поменять, разбирают различные ситуации с
психологами и другими специалистами, используют
метод кейс-стади.
– Госпожа Харрис, когда вы выявляете
школу, в которой есть трудности, применяются ли
какие-либо карательные санкции в ее адрес?
– Ни в коем случае. Все наши программы,
направленные на выявление слабых школ,
преследуют лишь благородные цели. А именно:
помочь исправить ошибки и стимулировать
дальнейшее развитие.
Перевод Юлии Мифаевой
|