Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №21/2009

Наука управлять

Проверить, чтобы помочь

После семинара нам удалось побеседовать с госпожой Альмой Харрис и уточнить некоторые моменты, сравнив их с ситуацией в России.

– Скажите, каков сегодня в Великобритании процент слабых школ, таких, которые внушают беспокойство?

– Десять лет назад мы бы не смогли дать ответ на этот вопрос. У нас не было статистики. Но сейчас, по нашим расчетам, в эту категорию попадают 10–15% образовательных учреждений. Их число постоянно сокращается, в частности, благодаря тому что в последние три-четыре года действуют специальные программы по улучшению ситуации в таких школах.

– В России, если школа работает плохо и у нее мало учащихся, учителя получают меньшую заработную плату. Как у вас складывается ситуация в подобном случае?

– Несмотря на то что в школе могут быть большие проблемы, у нас это никак не сказывается на зарплате учителей. Но в то же время трудности, которые испытывает образовательное учреждение, ставят его в весьма уязвимое положение. Потому что в конце концов, если ситуация в нем не улучшится, его могут закрыть, учителя потеряют работу, их переведут на другие должности и т.п. Иначе говоря, школа сильно рискует. Если она долгое время не будет справляться с возложенными на нее задачами, к ней применят серьезные санкции. Эти обстоятельства нельзя назвать комфортными.

– Какие методики применяются в Великобритании для определения проблем школы?

– Критерии слабой школы всегда одни и те же – это плохая успеваемость учащихся и низкие результаты сдаваемых тестов. И для того, чтобы определить, испытывает ли образовательное учреждение трудности, чаще всего мы используем в общем-то одинаковые шаблоны, сходные опросные листы, анкеты.

Внимание обращается, прежде всего, на три вещи: качество преподавания, качество управления, культура школы. Эти три показателя – отличный источник информации, свидетельствующий о том, в каком положении находится учебное заведение, неважно – частное оно или государственное.

– Кто создает опросные листы, анкеты, другие материалы, которыми вы пользуетесь при исследовании проблем школы?

– В основном, весь инструментарий разрабатывают исследователи, занимающиеся изучением системы образования. Хотя при наличии определенной поддержки сами школы тоже вправе создать специальные анкеты для самостоятельной оценки своей работы. Но в любом случае все инструменты должны иметь под собой исследовательскую базу. Иначе собранные данные могут оказаться ненадежными.

– Вы упомянули такое словосочетание как «культура школы». Что стоит за этими словами в Англии?

– Дать четкое определение этому понятию мне очень сложно. По существу оно означает определенные нормы и практики. Допустим, вы приходите в какую-либо организацию, и ее сотрудники говорят вам: «У нас принято делать так-то и так-то...» Вот это и есть культура, которая в зависимости от контекста может быть очень разной.

– Не могли бы вы привести примеры школьной культуры?

– К сожалению, в школах порой можно увидеть явно ущербную культуру. Это такие ситуации, когда отношения между учителями складываются из рук вон плохо, когда учащиеся живут в абсолютно недружественной атмосфере и т.д. Таким образовательным учреждениям чаще всего свойственны заниженные ожидания и атмосфера недоверия.

В других школах, напротив, поощряется совместная работа, взаимная поддержка, ставятся серьезные цели и разрабатываются командные средства их достижения. Это уже пример позитивной школьной культуры.

Вернемся к проблемным школам. Допустим, вы определили, что в том или ином образовательном учреждении есть какие-то слабые места. Какая работа начинается после этого?

– По моему мнению, первое, что следует делать в слабой школе, – начать работать с преподавателями над выявлением причин неудач. В каких-то случаях это может быть нечто, что учителя в состоянии контролировать, в других – это, возможно, проблемы детей, которые приходят в учебное заведение.

Но и в тех, и в других условиях школе непременно нужна поддержка и благородная цель.

По своему опыту общения с директорами, с педагогическими коллективами, могу сказать, что многим ОУ требуется некая мишень, какой-то идеальный образ, для того чтобы начать мыслить и действовать по-другому.

– Если в процессе исследования жизни школы выявляются проблемы с директором, трудности в управлении учебным заведением, какие меры принимаются?

– Когда поставленный школе диагноз подразумевает, что проблема кроется в руководителе, его меняют. Но это происходит не моментально. Сначала он получает помощь, ему дают советы, консультируют. Но если после этого в течение определенного периода не происходит никаких улучшений, то человеку ищут замену.

– Какой период имеется в виду?

– Обычно директору дается один год для изменения ситуации в положительную сторону. Если в этот срок проблема не решается, становится очевидным, что она и дальше никуда не исчезнет.

– А что происходит в случае, когда выявляются проблемы с педагогическим коллективом или с контингентом воспитанников?

– Всем педагогам также предоставляется возможность изменить к лучшему свою работу. Потому что уволить учителей в Великобритании довольно-таки непросто. В связи с этим первым делом внимание экспертов, которые работают со школой, фокусируется на том, чтобы улучшить методы преподавания, провести мастер-классы. Возможно, некоторых специалистов стоит перевести на другую должность в пределах образовательного учреждения. Часто это помогает двинуться хотя бы на полшага вперед.

Если же проблемы кроются исключительно в учениках, то это самая сложная ситуация, поскольку мы не можем поменять состав детей. В этом случае приходится пересматривать некоторые педагогические стратегии, искать иные подходы, то есть учителям все равно приходится учиться работать по-новому.

Порой выясняется, что у педагогов до этого не было соответствующего опыта, они не знали подходов к работе с трудными подростками, детьми-эмигрантами и т.п. Подчеркну, что учителей не просто просят изменить принципы преподавания, а показывают на конкретных примерах, что и как нужно поменять, разбирают различные ситуации с психологами и другими специалистами, используют метод кейс-стади.

Госпожа Харрис, когда вы выявляете школу, в которой есть трудности, применяются ли какие-либо карательные санкции в ее адрес?

– Ни в коем случае. Все наши программы, направленные на выявление слабых школ, преследуют лишь благородные цели. А именно: помочь исправить ошибки и стимулировать дальнейшее развитие.

Перевод Юлии Мифаевой
Рейтинг@Mail.ru