В рамках проекта состоялся рабочий
семинар, который вела его консультант,
руководитель Лондонского центра лидерства в
обучении при Институте образования Лондонского
университета Альма Харрис (Alma Harris).
Такая вещь, как диагностика состояния
образовательного учреждения и выяснение причин
его отставания, давно уже не является в
Соединенном королевстве чем-то необычным. Другое
дело, что там, за морем, определить проблемную
школу куда легче, нежели у нас. Два простых
критерия – слабая успеваемость учеников и
плохие результаты тестов – являются
лакмусовой бумажкой, свидетельством того, что в
учебном заведении существуют проблемы. От этой
«печки» и начинают «танцевать».
Понимая, что в школьном организме
что-то не заладилось, запускают серию процедур,
для которых разработан определенный
инструментарий. По словам А.Харрис, двигаться
можно сразу в нескольких направлениях:
пытаться оценить качество
преподавания (для этого подходят
стандартизированные наблюдения в классе,
проведение анкетирования с родителями);
нащупывать существование проблем в
управлении, школьном менеджменте (в числе
прочего, с помощью специальных опросников,
рассылаемых учителям);
выявлять внутришкольные проблемы
(отличный способ – фокус-группы для
педагогов);
выяснять отношение к школе учеников и
родителей (организация специальных серий бесед,
раздача и сбор заполненных анкет).
Как правило, на основании выборки
самых разных опросников получается ясная
картина того, что происходит в образовательном
учреждении.
Почему британцы считают, что данные о
слабых школах важно собирать, анализировать, а не
замалчивать? Как показалось участникам семинара,
в этом они действуют по принципу:
«Предупрежден – значит, вооружен». «Зная, с
какими проблемами сталкивается то или иное
образовательное учреждение, мы можем заранее
разработать серию определенных мер и
впоследствии быстрее разрешать подобные
трудности, – поясняет Альма Харрис. – Кроме
того, методы сбора различных данных могут сами по
себе являться исследованием для группы
экспертов».
Упомянула консультант проекта и о
сложностях, с которыми сталкиваются ее
британские коллеги, проводящие работу по
выявлению слабых школ. Во-первых,
образовательные учреждения всегда с
настороженностью относятся к любым опросникам и
анкетам. Во-вторых, они непременно хотят знать,
какие еще учебные заведения участвуют в подобных
исследованиях. Как говорится, в компании всегда
веселее.
Альма Харрис «набросала» для
российских участников проекта основные вехи
плана помощи проблемной школе. По ее мнению, он
обязательно должен включать в себя:
основные проблемные элементы, над
которыми предстоит работать в первую очередь;
механизмы реализации задуманных
перемен;
этапы и сроки их реализации;
оценку финансовых затрат,
необходимых ресурсов;
ясную схему управления программой
обновления на уровне школы;
курирование и мониторинг реализации
программы с внешней стороны (эксперты,
специалисты, ученые и т.д.);
возможные риски.
Но главное, по ее словам, состоит в том,
чтобы с самого начала работы с проблемной школой
объяснить всему педагогическому коллективу, что
по окончании исследования, после заполнения всех
анкет, опросников, проведения консультаций и
наблюдений, он получит определенную программу
действий для изменения ситуации в лучшую
сторону.
Статья подготовлена при поддержке компании «Славянин». Если Вы решили приобрести качественный аппарат для дарсонвализации, то оптимальным решением станет обратиться в компанию «Славянин». Перейдя по ссылке: «http://www.medmall.ru/cat/31/101/all/», вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать аппарат для дарсонвализации по выгодной цене. Более подробную информацию Вы сможете найти на сайте www.Medmall.Ru.
«Важно на протяжении всего периода спасения
образовательного учреждения быть со всем его
коллективом предельно откровенным, –
утверждает А.Харрис. – Все, что вы можете дать ему
как эксперты, как исследователи, как ученые, вы
должны заявить с самого начала сотрудничества и
впоследствии четко придерживаться этой
договоренности. Продуктивное, качественное
развитие школы– вот цель всей работы».
Перевод Юлии Мифаевой
|