Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

Партнерство

Технология подготовки команды актива к участию в управлении ОУ

Уважаемые читатели! Мы начинаем серию публикаций, адресованных заместителям директора по ВР, классным руководителям, организаторам ученического самоуправления общеобразовательных учреждений, старшим вожатым, методистам учреждений дополнительного образования. Это методическое пособие, подготовленное в Белгородском региональном институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, подробно расскажет, как проводить обучение команд актива ученического самоуправления в школах и на муниципальном уровне.

Введение

В современной педагогической теории и практике объективно назрела и требует своего решения проблема реального участия детей в управлении образовательным учреждением. Процесс формирования органов самоуправления, школьных управляющих советов предполагает причастность к ним обучающихся. В соответствии с п. 4 ст. 50 Закона РФ «Об образовании» школьникам гарантируется соответствующее право, а также свобода выражения собственных мнений и убеждений.

Формы участия – работа в органах школьного самоуправления и государственно-общественного управления.

Однако на практике все это остается в основном формальным. Учащиеся недостаточно подготовлены к подобной работе, не имеют реальных прав (полномочий) на принятие управленческих решений.

Наиболее успешно деятельность школьных управляющих осуществится при поддержке актива ученического самоуправления.

В его составе школьники – члены управляющего совета – анализируют проблемы, принимают управленческие решения, выносят предложения на заседания, сами участвуют в реализации проектов.

Под ученическим самоуправлением мы понимаем целостную, систематическую, организованную и прогнозируемую по результатам деятельность учащихся, в процессе которой реализуются функции управления. Основное его предназначение – удовлетворять индивидуальные потребности обучающихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении проблем общеобразовательного учреждения.

Как правило, самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, ее организации, анализе своей работы, подведении итогов и принятии соответствующих решений. Участие в этом процессе развивает в детях инициативу и творчество, поддерживает постоянное стремление внести в жизнь коллектива что-то новое, интересное, улучшающее его существование.

Опыт работы отечественной школы свидетельствует о том, что успех в развитии самодеятельности школьников посредством ученического самоуправления напрямую зависит от грамотного педагогического руководства. Основные задачи педагогов – организаторов такого движения в коллективе учащихся – следующие:

– выбор правильных, соответствующих конкретному этапу работы форм самоуправления и внесение в них соответствующих корректив по мере накопления опыта, изменения задач и условий;

– обучение организаторскому мастерству, помощь в выработке различной внутришкольной документации по самоуправлению: положений, инструкций, памяток;

– оказание помощи в налаживании отношений сотрудничества в коллективе;

– создание условий для реализации организаторских и творческих возможностей во всех сферах деятельности ученического самоуправления;

– содействие в налаживании связей с окружающей школу социальной средой, что способствует личностному росту, приобретению жизненного опыта, расширению сферы общения.

Далеко не всегда современные школьники готовы взять на себя решение сложных взрослых задач. Участникам ученического самоуправления необходимы знания о формировании коллектива учащихся, организации, формах и методах деятельности органов самоуправления.

Им не хватает коммуникативных умений, опыта сотрудничества со взрослыми, участия в управлении образовательным учреждением.

С целью развития и активизации ученического самоуправления необходима подготовка актива. Учащиеся должны стать равноправными школьными управляющими наравне со старшими и иметь право обучаться навыкам управления, сотрудничества, групповой дискуссии, проектирования; принимать участие в рассмотрении решений; иметь право открыто обсуждать особо важные для себя вопросы. На занятиях актива необходимо давать методики организации дела, владения умениями организатора (планирование, контроль) и специфическими приемами организационной работы, разработки локальных актов по ученическому самоуправлению.

Успех деятельности во многом зависит от того, в какой мере члены школьного актива владеют технологиями управления.

Технология управления – совокупность стандартных методов и приемов реализации управленческих функций.

Функции ученического самоуправления (функция – обязанность, круг деятельности, назначение, роль): планирование, выработка и принятие решения; доведение его до коллектива школы; организация выполнения; создание условий для этого; получение информации о ходе выполнения; ее анализ, учет; оценка деятельности, контроль (по Н.И. Приходько).

Активу ученического самоуправления следует действовать по правилу: «Управлять – значит приводить к успеху других!»

Задачей пособия является оказание помощи педагогам-кураторам, организаторам ученического самоуправления, тренерам и всем заинтересованным в создании актива как гармоничной и эффективной рабочей группы. Теоретические подходы и практические упражнения помогут педагогам сформировать команду активистов, обучить их управленческим технологиям, приобрести навыки принятия решений, планирования, организации дела, взаимодействия с администрацией школы, учительским и ученическим коллективами.

Основные принципы, лежащие в основе всех занятий, собранных в методическом пособии, сосредоточены вокруг трех ключевых идей. Члены команды:

  • объединены общими намерениями, задачами и целями;

  • взаимозависимы (нуждаются друг в друге для достижения своей цели);

  • согласны с тем, что для реализации задуманного они должны эффективно работать вместе.

Глава 1. Роль педагога-куратора в успешной деятельности команды актива

В задачи педагога-куратора входит организация деятельности актива как команды, владеющей технологиями управления; руководство процессом обучения.

Педагог должен суметь убедить ребят, что для достижения поставленных целей необходим вклад каждого, что приведет к результату, т.е. успеху. Прежде чем начать работу по формированию команды активистов и ее обучению, организатору школы актива необходимо усвоить несколько правил. Опытный куратор:

  • понимает, что работать имеет смысл не с отдельными активистами, а со всеми; он должен быть первым, кто исповедует убеждение о выигрыше или проигрыше только всей команды в целом, поэтому ему необходимо поощрять групповую сплоченность и доверие;

  • должен помочь определить основную задачу и содействовать преодолению внешних препятствий, что, в свою очередь, сплачивает членов группы во имя общей цели и создает пространство для деятельности каждого;

  • является примером для своих подопечных;

  • должен уметь оценивать свой образ действий, знать, что в его поведении способствует становлению команды, а что мешает; если он взвалил на себя слишком большую ответственность, ему нужно осознать это и исправить ситуацию;

  • не ищет все ответы сам, не принимает важнейшие решения в одиночку, поскольку понимает, что команду удастся привести к успеху лишь благодаря вкладу каждого в общее дело.

Куратор следит за тем, чтобы задачи команды всегда были ясными и актуальными.

  • Для этого необходимо уметь немного отстраняться от группы, не бросаясь в процесс ее создания как в омут, постоянно нацеливать ребят на самостоятельность.

  • Терпение, как правило, означает, что куратор умеет ждать, пока члены команды не придут к решению независимо от него.

  • Нельзя совершать распространенной ошибки – во время дебатов разделять и проталкивать мнение большинства. В этом случае другая часть группы посчитает себя проигравшей, что может привести к расколу.

  • В подобных ситуациях руководитель должен уметь выждать, пока команда не придет к общему мнению, даже если этот процесс займет много времени.

  • Куратор не должен прибегать к давлению. Его целью не является найти верное решение как можно скорее, нужно подтолкнуть команду к выработке всеми принимаемого и поддерживаемого выхода из ситуации.

Куратор поощряет активность и уверенность членов команды.

  • Куратор должен подмечать даже самый маленький прогресс и тут же поощрять его, демонстрируя собственную уверенность в силах команды и гордость за нее.

  • Задача руководителя – заботиться о развитии в коллективе положительного чувства «мы», чтобы активисты могли сказать: «Мы гордимся тем, что являемся членами этой команды, и тем, что можем внести вклад в успех всего коллектива».

Куратор следит за тем, чтобы члены команды имели возможность полностью реализовывать свой потенциал и повышать его.

Для решения поставленной задачи нужны активисты, обладающие разнообразными, дополняющими друг друга навыками.

  • Куратор должен поощрять ребят за готовность к риску и стремление к высоким целям, которые подстегнут их рост и развитие.

  • Необходимо заботиться о том, чтобы никто не выполнял монотонную работу и не стоял на одном месте. Это значит, что ни один не должен выполнять лишь то, что хорошо умеет делать; каждый может решать поставленные перед ним задачи и пробовать свои силы в чем-то новом.

  • Хороший куратор и сам постоянно следует этому принципу.

Куратор команды дает возможность активистам раскрыть их лучшие качества.

  • Он знает, что чтение моралей имеет малый смысл в ситуациях, требующих приложения общих усилий.

  • Необходимо взять на себя полагающуюся часть работы.

  • Важнейшим качеством эффективного куратора является ясное, позитивное представление о коллективном стиле работы. Особенно важной считается поддержка руководителя не только членами команды, но и администрацией школы и ученическим и педагогическим коллективами.

Классическая формулировка сущности управления командой принадлежит китайскому философу Лао Цзы: «Самые лучшие руководители – те, которых мы не замечаем. Хорошими считаются те, кого уважают и чествуют. После них следуют те, которых боятся, самые же плохие – это те, которых ненавидят. Когда лучшие руководители выполнили свою задачу, их подопечные говорят: Мы сделали это сами».

Тема: «Обычная рабочая группа или команда?»

Часто перед руководителями встает вопрос: нужно ли создавать команду или ограничиться нормально работающей традиционной рабочей группой?

Рабочая группа опирается на личные достижения и результаты отдельных людей, в то время как команда нацелена на коллективную ответственность и кумулятивный эффект деятельности всех ее участников.

Решение о выборе той или иной организации работы зависит, таким образом, от ответа на вопрос, может ли группа достичь нужных результатов, опираясь на индивидуальные результаты отдельных активистов, или это можно сделать лишь благодаря коллективным усилиям, ответственности и взаимодополняющим навыкам?

Участники хороших рабочих групп тесно взаимодействуют друг с другом и вырабатывают систему коммуникаций, которая помогает лучше выполнять свою индивидуальную задачу и соответствовать строго определенному уровню требований. Грамотно сформулированная проблема помогает каждому определять свою роль и круг ответственности. Члены команды должны настраиваться на кардинальное изменение жизненных позиций; начать верить в команду, развивать глубокое доверие друг к другу и убежденность, что только совместными усилиями можно решить поставленную задачу.

Актив ученического самоуправления будет действовать эффективней в хорошо организованной команде.

Настоящая команда состоит из небольшого числа единомышленников, решающих общую проблему и обладающих взаимодополняющими навыками и качествами. Для достижения стоящей перед ними цели участники вместе формулируют задачи и стратегию своей работы, за которую они несут общую ответственность.

Настоящая команда может стать таковой, лишь преодолев препятствия, стоящие в начале ее развития, такие, как неуверенность, недоверие, нерешительность. Но именно борьба с трудностями развивает доверие и сплачивает коллектив. В процессе создания команды каждый ее участник, обучаясь вместе со всеми, может вырасти лично, поскольку все учатся и приобретают опыт, делая ошибки, совместно находя выход их сложных положений.

Тема: «Процесс развития команды»

Поддержка членов команды на начальном этапе.

С точки зрения групповой динамики, начальный этап работы является критической фазой для развивающейся команды. У активистов складываются первые ожидания и впечатления, которые потом очень сложно изменить. Поэтому особенно важно, как проявляет себя непосредственный куратор группы, учителя, администрация школы.

Они должны демонстрировать убежденность в успехе, в высокой степени командной ответственности, даже в случае ошибки и кризиса, в том, что совместная работа является захватывающим и уникальным процессом. Даже если активисты уже знают друг друга, на первых же после постановки задачи совещаниях обязательно нужно сделать упор на то, что для них начинается «новая эра». Для достижения цели команда актива вырабатывает новый стиль общения – с определенными правилами поведения и требованиями к работе.

Особое значение на начальном этапе имеет поведение куратора актива. Ему нужно дать понять активистам, что он и сам начинает учиться. Нужно суметь инициировать открытую дискуссию и отказаться от единоличного решения всех сложных проблем. С другой стороны, следует показать, что руководитель принимает активное участие в работе над стоящей перед командой задачей и твердо намерен вместе со всеми найти ее блестящее решение. Он должен быть достаточно гибок, чтобы своим примером демонстрировать удачное сочетание открытости, пытливости, доверия и выдержки. Важным качеством здесь является готовность добровольно признавать свои ошибки и слабости.

Для продуктивного функционирования и развития команды участники должны собираться и совместно решать актуальные проблемы. При этом важно, чтобы они сочли это нужным и могли работать не только в рамках регулярно проводимых совещаний, но и вне их. Например, для эффективной работы требуется, чтобы активисты могли обращаться за информацией и помощью ко всем, от кого зависит качество их собственной деятельности; могли обсуждать все возникающие рабочие проблемы с нужными людьми.

Участники команды должны уделять внимание и помогать друг другу, особенно в кризисных ситуациях, когда работа идет не столь блестяще, как хотелось бы. Если нельзя встретиться, нужно найти возможность поговорить по телефону или пообщаться по электронной почте. Настоящей команде требуется определенная плотность взаимодействий, тогда ее участники будут чувствовать свою причастность и ощущать собственную значимость. Нельзя допускать активистам выпадать из коммуникационной сети и терять связь с другими. Потеря даже одного участника ослабляет эффективность работы всей команды.

Важно, чтобы соблюдались следующие условия:

  • все члены группы четко представляли бы себе цели совместной работы;

  • умения каждого человека были бы известны остальным, и функции распределены;

  • организационное строение команды соответствовало бы выполняемой задаче;

  • участники задумывались бы над методами работы и пытались бы их совершенствовать.

На что же еще нужно обратить внимание кураторам и членам команды для успешного ее превращения из потенциальной в настоящую? Конечно, не существует готового рецепта, который дал бы безошибочный ответ на этот вопрос, но можно выделить основные шаги, способствующие общему росту. В процессе командной работы все усваивается далеко не сразу, поэтому особенно важно постоянное обучение актива.

Следующие главы включают упражнения, которые педагог-куратор может использовать для командообразования, развития навыков деятельности актива, развития управленческого опыта.

Тема: «Как проводить занятия в школе актива?»

Цель обучающего комплекса

Сформировать эффективно действующую команду актива ученического самоуправления.

Задачи:

– выделить характерные черты успешной команды, этапы ее становления и необходимые условия для развития;

– научить максимально эффективно использовать потенциал каждого участника;

– научить управленческим технологиям (правильно ставить общие цели и задачи, делать их значимыми для каждого; принимать решения, планировать работу);

– освоить умение организовывать работу в соответствии с целями;

– научить развивать энтузиазм и повышать мотивацию членов команды;

– овладеть умением решать конфликтные ситуации в группе.

Методология

Методика подготовки актива представляет собой активное обучение с применением мини-лекций (теоретическая основа), ролевых и деловых игр, специальных упражнений для разработки и закрепления навыков и умений, групповых обсуждений и анализа конкретных ситуаций из опыта деятельности участников.

Цель игровых упражнений в том, чтобы научить активистов работать вместе и лучше понимать друг друга. Игры прививают умение находить компромисс, работать всей командой в одном направлении.

Динамика занятия постоянно поддерживается четкой темой: в нем должны быть завязка, действие и развязка. На всех этапах надо четко обозначать соответствующие рекомендации, правила, алгоритмы действий.

Алгоритм работы с командой:

1. Определение проблемы (тема занятия).
2. Теоретический материал. Объяснять все нужно быстро и просто.
3. Игры – хорошо объясненные, эффективно организованные.
4. Обсуждения. Их следует проводить в течение всего занятия.

Демонстрация использования техник в реальной работе актива. (Ученикам сложно будет подогнать полученную теорию и навыки к реальной действительности, поэтому необходимо обсудить, как полученные знания использовать на практике.)

Запомните пять принципов работы куратора актива с учащимися:

Делиться знаниями.
Одобрять.
Будить интерес.
Разделять доверие.
Опекать.

Глава 2. Командообразование

Команда будет успешной при условии, если активисты примут активное участие в ее создании.

Тема: «Актив как команда»

В период командообразования педагог-куратор дает определение – что такое команда, проводит с активом ряд упражнений на сплочение и более тесное знакомство.

Проводится обсуждение, каким видится ребятам их коллектив, каким он может стать в идеале, для чего активисты объединились в команду.

Команда – это группа людей, преследующая определенные цели и способы их достижения.

Члены команды:

  • объединены общими намерениями, задачами и целью;

  • взаимозависимы (они нуждаются друг в друге для достижения своей цели);

  • согласны с тем, что для этого они должны эффективно работать вместе.

Понятие «команда» в теории управления, по мнению многих исследователей, пришло из спорта и использовалось вначале как модель тех отношений и способов действий, которые присущи командной игре. Внимание обращалось на сыгранность группы, т.е. способность действовать согласованно и связно; на ролевую структуру; на зависимость каждого от достижения поставленной цели. Именно эти признаки легли в основу определения команды как модели отношений и действий.

В командной, налаженной групповой работе заложен неисчерпаемый потенциал деловой активности.

К.Фопель дает характеристику настоящей команде как небольшой группе единомышленников, решающих общую задачу и обладающих взаимодополняющимися навыками и качествами.

«Геометрическая фигура»

Упражнение позволяет «разогреть» группу для командной работы, предварительно оценить свои индивидуальные особенности и возможности своего сотрудничества в команде.

Описание упражнения. Все делятся на три группы (по 3–4 человека). Каждая получает конверт с набором разноцветных частей геометрических фигур и инструкцию.

Ведущий: «Задание, которое вам предстоит выполнить, состоит из трех этапов. Вначале каждая команда должна решить, какого цвета фигуру она будет составлять. После этого вы должны собрать у себя все детали одного цвета, обмениваясь с другими группами. На третьем этапе нужно сложить целую фигуру. Побеждает та команда, которая сделает всю работу быстрее».

Обсуждение. Обсуждаются распределение ролей в группах, наличие и смена лидера, организация всего хода работы, выстраивание взаимодействия с «внешними структурами», причины возникновения (или отсутствия) конфликтов.

Желательно, чтобы каждый ответил на вопрос: «Как я ощущал и проявил себя в командной работе?»

Необходимые материалы: геометрические фигуры из бумаги (картона), разрезанные на несколько частей, смешанные и в случайном порядке разложенные в конверты. Количество наборов должно соответствовать количеству команд.

«Узнать друг друга»

Ведущий: «Команда добивается успеха благодаря творческим способностям и таланту каждого. Присмотритесь друг к другу и расскажите о целях, которые вы преследуете в своей жизни. Может, ваши личные устремления совпадают с намерениями группы?

Понимание другого человека – основа уважительного отношения к нему.

Заполните анкету. Обсудите ее вопросы, чтобы каждый из вас мог больше узнать друг о друге».

Участники заполняют анкету, затем каждый представляет свой вариант ответов. Все задают друг другу вопросы.

Анкета

Я _____________________________________________

Мои лучшие качества проявляются сильнее всего, когда я ______________________________________________

Больше всего я интересуюсь ________________________________________

Больше всего я боюсь ___________________________________________

Я испытываю гнев из-за __________________________________________

У меня вызывает сильнейшее любопытство _______

___________________________

Я хотел бы научиться ____________________________________________

Мой герой _______________________________________

Моя жизненная цель ____________________________________________

Моя цель может дать обществу _______________________________________

Моя цель может дать мне самому ______________________________________

«Портрет соседа»

Каждый участник может поразмышлять о творческих способностях своих товарищей по команде и собственных возможностях.

Ведущий: «В этом упражнении мы попробуем сделать еще один маленький шаг на пути открытия наших талантов.

Нарисуйте абстрактный портрет вашего соседа, сидящего справа. Сверху над рисунком напишите его имя. У вас ровно 10 минут, для того чтобы создать портрет, который продемонстрирует уникальность товарища. Это не должно быть реалистическое произведение, выполните работу в абстрактной технике.

Закончите и внизу листа напишите пять прилагательных, которые характеризуют личность вашего визави. Затем художники представляют портреты, рассказывая о своей “модели“ и ее пяти качествах, а также в чем заключен творческий потенциал партнера. После презентации “модель“ может дополнить рассказ “художника“ о себе».

«Я в команде»

Ведущий: «Команде необходимо организовать дискуссию, целью которой будет выработка ряда основных правил. Они должны подчеркивать, что каждый имеет право выражать свою точку зрения, быть выслушанным. Не нужно ничего усложнять, достаточно сказать примерно следующее:

  • Я – равноправный член команды с соответствующими правами и обязанностями.

  • Я имею право на собственное мнение и свободен его выражать.

  • Я имею право быть выслушанным.

  • Я обязан предоставить такие же возможности остальным.

  • Если мне есть что сказать, мой долг сделать это.

  • Если мне нечего сказать, я должен послушать других.

  • Я имею право на то, чтобы изменить свое мнение.

В течение 10-ти минут каждый участник составит свой список правил “Я и мои права в команде“. Затем проведем их представление, обсуждение, принятие 10-ти общих правил члена команды актива».

«Готов ли я работать в команде»*

Ведущий: «Работа в команде – дело непростое. Ее участники не сразу привыкают друг к другу. Каждый отстаивает свое мнение, понимание задачи и ее решение. Необходимо время, для того чтобы узнать возможности каждого активиста.

Члены команды должны быть готовы к противостоянию друг с другом и при этом доверять товарищам. Это упражнение поможет вам понять, насколько вы сейчас в состоянии активно работать в группе, насколько такой вид деятельности вам подходит.

Отметьте крестиком подходящую для вас цифру: 1 означает наименьшую степень выраженности того, о чем говорится в утверждении (“У меня с этим большие проблемы”), 5 – наивысшую (“Полностью согласен”)».

1. У меня есть желание выполнять свою работу в команде как можно лучше

1 2 3 4 5

2. Я чувствую, что коллеги ценят меня

1 2 3 4 5

3. Я чувствую, что мне благодарны за то, что я беру на себя ответственность

1 2 3 4 5

4. Я думаю, что моя деятельность успешна

1 2 3 4 5

5. Я в состоянии решать проблемы

1 2 3 4 5

6. Я готов взять на себя дополнительную ответственность

1 2 3 4 5

7. У меня развит командный дух

1 2 3 4 5

8. Я работаю с товарищами, которым могу доверять

1 2 3 4 5

9. Я хочу помочь своей команде достичь поставленных целей

1 2 3 4 5

10. Я верю в то, что мы справимся с начатой работой

1 2 3 4 5

Через шесть месяцев вы снова ответите на эти вопросы. Повышение оценок будет свидетельствовать о вашем личностном росте. Пусть это станет своеобразной оценкой вашей работы в команде.

«Мое имя»

Упражнение хорошо проводить как завершающее (в конце занятий).

Оно помогает решить две задачи:

  • Поддержка самооценки.

  • Поднятие настроения участников и групповой энергетики.

Ведущий: «Сейчас я хочу попросить вас встать. Все по очереди должны будут громко назвать свое имя.

Группа поддерживает выступающего аплодисментами».

Тема: «Формирование чувства “мы“»

Вы должны задать себе следующие вопросы:

Кто мы?

Каждый активист должен подумать, что он может принести в команду, рассказать о своих возможностях. В ходе обсуждения происходит более глубокое знакомство друг с другом, поиск наиболее удачного применения способностей каждого в будущей коллективной работе.

Чего мы хотим достигнуть (ясное понимание цели и задач)?

– Положительных результатов по организации ученического самоуправления в школе.

– Создания актива как отличной команды единомышленников (укрепить доверие и взаимопонимание между активистами, ответственность за общее дело).

– Удовлетворения коллектива школы деятельностью команды ученического актива.

Как мы можем организовать себя?

– Создать рабочую структуру команды, которая определяется целью и особенностями содержания работы.

– Распределить роли в соответствии с задачами, индивидуальными способностями и желанием.

– Принять нормы, правила эффективной команды.

Принципы деятельности:

– Члены команды объединены общими намерениями, задачами и целью.

– Они взаимозависимы (нуждаются друг в друге для достижения своей цели).

– Согласны с тем, что для получения результата нужно эффективно работать вместе.

– Организуйте обмен адресами и номерами телефонов для оперативной связи, развития контактов.

– Поддерживайте общение между членами команды.

– Используйте юмор, не будьте слишком серьезными.

– Имейте в виду, что некоторым людям требуется больше времени для привыкания и проявления открытости.

– В команде каждый выполняет определенную роль в соответствии со своими интересами, возможностями, желаниями.

– Прежде чем распределить обязанности, протестируйте команду, определите в ней значение каждого и тот вклад, который он может внести в эффективную работу.

«Карандаши»

Это упражнение позволяет подготовить группу к очередному командному заданию и одновременно поднять веру участников в свои силы. Его уместно использовать в качестве разминки.

Ведущий раздает всем по одному незаточенному карандашу и дает следующую инструкцию: «Разбейтесь на пары. Встаньте друг напротив друга. Прикоснитесь друг к другу кончиками указательных пальцев обеих рук. А теперь поместите между кончиками пальцев карандаши, удерживая их только за торцы. Действуя “в связке“, не давая карандашам упасть, подвигайте руками вверх-вниз, вправо-влево, по кругу. Попробуйте переместиться парой на другое место.

Аналогичное упражнение выполните, объединив пары в четверки, образовав круги.

И наконец, всей группой встаньте в круг, лицом в центр, и попробуйте, не роняя карандашей: подвигать руками, сузить круг, двигаясь всем к центру, расширить круг почти до вытянутых рук, пройти по кругу против часовой стрелки – сначала медленно, потом побыстрее».

Дополнительные рекомендации. Степень сложности задач ведущий определяет по ходу выполнения упражнения, оценивая физическую ловкость участников.

Необходимые материалы: карандаши или палочки (аналогичных размеров) по количеству участников.

Тема: «Выдвижение лидера команды»

Формирование и управление командой просто невозможно без настоящего лидера. Как показывает практика, там, где он отсутствует, нет и хорошей команды.

Каковы же основные качества, которые необходимы лидеру?

  • Симпатия членов команды: причем нравиться должна не только внешность, но и внутренние качества – мудрость, доброжелательность, уверенность в себе, спокойствие.

  • Меньшая подверженность страху, тревоге, неуверенности, чем у остальных.

  • Способность видеть перспективу, предлагать новые идеи.

  • Коммуникабельность – лидер приятен в общении, владеет ораторским искусством.

  • Активность.

«Выборы лидера»

Ведущий: «В соответствии с представленными качествами мы выберем лидера. Команда выдвигает трех человек, которым предлагается стать кандидатами и принять участие в своеобразных выборах. Им отводится определенное время на подготовку “предвыборной программы“ (например, на тему “Если я буду лидером команды активистов…“). Затем кандидаты по очереди представляют свои программы. Остальные члены команды фиксируют по ходу презентации положительные и отрицательные моменты.

После этого группа обсуждает, что им понравилось в потенциальных лидерах. Выборы проводятся путем голосования».

«Краткий курс лидерства»

Ведущий: «Команде можно составить инструкцию в виде рекомендуемых слов лидеру, например:

  • Пять самых важных слов: “Горжусь тем, чего вы достигли.

  • Четыре самых важных слова: “А каково ваше мнение?

  • Три самых важных слова: “Пожалуйста, будьте добры.

  • Два самых важных слова: “Благодарю вас.

  • Одно самое важное слово: “Мы.

  • И самое скромное слово: “Я.

Составьте свой вариант».

_____________

* Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг. – М.: Генезис, 2005.

Продолжение следует

Рейтинг@Mail.ru