Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

Школьный уклад

Мобильность, системность, массовость

О внутришкольном обучении педагогов

Повышение уровня образования учителей – тема активно обсуждаемая. Реплики о том, что нынешние подростки в некоторых областях гораздо осведомленнее тех, кто их учит, к сожалению, небезосновательны. В такой ситуации непрерывное образование должно стать осознанной необходимостью каждого педагога, администратора, всего педагогического коллектива, считают ваши коллеги из Оренбургской области. Значительная роль при этом отводится внутришкольному обучению.

Традиционная система повышения квалификации работников образования, отраженная в нормативных документах, существующая в нашей стране и решающая вопросы профессионального роста учителей, предполагает прохождение базовых курсов повышения квалификации один раз в пять лет. Для современных условий – слишком большой промежуток.

В этот период может появиться ряд новых концепций, проектов, тенденций, требующих реализации в образовательном учреждении и соответствующе подготовленных кадров. А продолжительность прохождения базовых курсов зачастую оказывается меньше, чем требуется педагогу для решения профессиональных проблем (освоение последних технологий, изучение нового учебно-методического комплекса, осуществляемое в сопровождении методистов и авторов, стажировка и т.д.).

Проблемные курсы, проводимые в системе повышения квалификации (например, по подготовке учащихся к ЕГЭ), не могут быть реализованы для всех желающих, испытывающих затруднения. Скажем, в школе работают пять математиков, но на учебу обычно направляется только один. Кроме того, зачастую профессиональные запросы учителей оказываются шире, чем круг предлагаемых вопросов.

При этом обучение педагогических работников является одной из важнейших стратегий развития.

Одним из средств реализации постоянного образования педагогов, по нашему мнению, является внутришкольное педагогическое обучение. Как показывает опыт, это – важнейший фактор успешной деятельности ОУ.

Как правило, программы такого обучения создаются специально для конкретной школы. Хотя их и можно разделить на несколько типов, каждому соответствует свой метод:

– программы личностного развития педагогов (знание самого себя и рефлексивный анализ деятельности, креативность, самопрезентация, самооценка и др.) реализуются с помощью тренингов личностного развития и поведенческих, составления презентаций с использованием информационно-коммуникационных технологий, индивидуальной проектной деятельности, составления индивидуального образовательного маршрута, ведения творческого дневника, интернет-блога, планирования профессионального развития, тьюторства, коучинга и др.;

– программы повышения профессиональной компетентности осуществляются в следующих формах: стажировка, мастер-класс, семинар, конференция, лекция, деловая игра, творческая мастерская, самостоятельная работа и др.;

– программы командообразования – для них хороши деловые и ролевые игры, тренинг, групповая проектная деятельность (включая проектирование корпоративной культуры), групповая самопрезентация, рефлексия групповых процессов, анализ проблем организации и др.;

– программы управленческой подготовки реализуются в таких методах, как стажировка, деловая игра, лекция, проектная деятельность, кейс-метод, творческая мастерская и др.;

– программы подготовки организации к инновациям реализуются в деловых, ролевых, организационно-мыслительных играх, проектной деятельности, кейс-методе и др.

Таким образом, внутришкольное педагогическое обучение можно рассматривать как школу профессионального мастерства, необходимое условие творческой активности педагогов, форму повышения квалификации без отрыва от практической деятельности.

Принципами осуществления внутришкольного педагогического обучения являются:

  •  актуальность – связь с практической деятельностью учителей, с реализацией Закона «Об образовании», учет социального заказа общества и проблем педагогического коллектива, ориентация на социальное и профессиональное самоопределение учащихся в современных условиях;

  •  научность – обеспечение соответствия содержания и результатов современным научным достижениям в различных областях (педагогика, психология, социология, культурология, валеология и др.);

  •  системность – рассмотрение внутришкольного педагогического обучения как целостной системы, оптимальность зависит от единства цели, задач, содержания, форм и методов работы с педагогами;

  •  непрерывность – осуществление на протяжении всей педагогической карьеры работника;

  •  массовость – полный охват педагогического коллектива;

  •  исследовательская направленность – поисковый, исследовательский, проблемный характер обучения;

  •  творческая направленность – творческий, инновационный характер обучения;

  •  единство теории и практики – единство и взаимосвязь психолого-педагогической теории и практической деятельности педагогов и руководителей учреждения;

  •  оперативность – своевременная организация при возникновении педагогических проблем различного характера;

  •  гибкость – разнообразие форм, методов и способов организации и прохождения обучения;

  •  мобильность – способность к быстрому приему образовательной информации, в том числе на основе современных информационно-коммуникационных технологий, и ее передаче;

  •  создание ситуации успеха – обеспечение в учреждении оптимальных условий работы, моральное и материальное стимулирование саморазвития, самообразования, творческого характера работы.

Кадровый вопрос организации внутришкольного педагогического обучения (в частности, создание программ) можно решить в двух направлениях:

– приглашение внешнего специалиста (методиста, педагога, психолога, врача, коучера, учителя-новатора и др.);

– использование человеческого ресурса самой школы (заместители директора по различным направлениям (информационно-коммуникационные технологии, научно-методическая работа, новые формы и методы обучения и др.), учителя-предметники, классные руководители).

Отдельным методом организации внутреннего обучения является консультационная работа. Мы выделяем здесь два основных подхода.

Первый (условно назовем его экспертным) предполагает возможность подготовки программы развития школы, преодоления каких-либо отдельных проблем, формирования управленческого решения на базе знаний и опыта приглашенного консультанта. В рамках данного подхода такой специалист выступает как носитель экспертных навыков, которые можно применить к конкретной ситуации, сложившейся в организации.

Программа обучения должна снабдить участников знаниями о типичных проблемах, с которыми они могут столкнуться. Задача перед консультантом, работающим в рамках подобного подхода, ставится следующим образом – провести диагностику и подготовить план изменения ситуации.

Второй (его можно назвать процессуальным) предполагает возможность подготовки программы развития в процессе совместной работы с коллективом. Здесь большое внимание уделяется не только диагностике ситуации, сложившейся в основной деятельности организации, но и существующей в ней корпоративной культуре, специфике норм и требований к работникам, традициям, ценностям и самой истории школы.

В отличие от первого подхода в данном случае у участников должна быть сформирована установка на изменение, овладение новыми способами решения проблем как в процессе индивидуальной деятельности, так и освоении эффективных приемов групповой работы. В этом случае целью обучения является не столько передача определенной суммы знаний, сколько формирование ориентации обучаемых на перемену индивидуального и группового поведения.

В заключение отметим, что система внутришкольного педагогического обучения может стать эффективной только в том случае, если будет проанализировано существующее положение в ОУ, оценена перспектива и сформирован образ желаемого будущего, подготовлены проекты изменений, определены сроки и затраты.

Рейтинг@Mail.ru