Лошадиноголовые ни в чем
не виноваты
Одну из секций посвятили
организационно-управленческому ресурсу
администрации ОУ. Со своими предложениями, что
можно сделать в ситуациях неприязни и ненависти,
какие формы работы в школе принесут желаемый
эффект, выступил научный сотрудник
научно-исследовательской лаборатории
ювенальных технологий МГППУ, глава направления
«Школьные службы примирения» Общественного
центра «Судебно-правовая реформа» Антон
Коновалов:
– Как говорят, проблема встает
острее и острее. Мне же кажется, она была и раньше,
но замалчивалась. Как сделать, чтобы ребята если
и обижали товарищей (мальчишки лезут в драку
всегда), то не очень сильно? Думаю, у школ есть
разные способы. Например, культурные
мероприятия, различные тренинги по
толерантности или административные меры по
факту уже случившегося конфликта. Любые из этих
действий так или иначе работают. Но я хочу
обозначить некоторые моменты, которые не всегда
улавливаются.
Первый связан с тем, что люди, находясь
в ситуации конфликта – в том числе
национального, – видят друг друга в
определенных ролях и перестают относиться
по-человечески. Гуманистическая психология
говорит: внутри каждого есть некое доброе ядро,
которое знает, как поступать правильно,
справедливо.
У меня шестилетний сын. Не подумав,
купили ему книжечку-раскраску «Космические
войны», где десант борется с инопланетными
лошадиноголовыми. Чем провинились
лошадиноголовые, не написано. Видимо, убивать их
следует из-за непохожести на людей. Доблестные
десантники, естественно, побеждают... Вот такое
видение чужих, по отношению к которым все
позволено.
Недавно я был приглашен в школу для
улаживания конфликта с мальчиком-националистом.
Он оскорбил девушку, после чего за нее заступился
другой молодой человек – армянин. Между ними
произошла драка с применением ножа. К счастью,
это увидели из окна школы и их быстро разняли.
Когда мы начали обсуждать
произошедшее с зачинщиком, он рассказал
следующую историю. Несколько лет назад его с
другом оскорбили и избили, как он думал, армяне.
Ребята вырвались, убежали, но у них осталось
неприятное впечатление. Через некоторое время на
улице таджики стали оскорблять его девушку. Это
сильно обидело. В общем, когда возникла ситуация
с подростком из Армении, прошлые обиды
«склеились» у него в голове, обобщились, и он
принес нож...
Почему я все это рассказываю? Если мы
предполагаем сейчас проектировать какую-то
программу, то первое, чему она должна
отвечать, – это учить умению увидеть в другом
человеке человека, а не роли «учитель–ученик»,
«русский–татарин», «черный–белый»...
Приведу пример, хотя и не связанный с
вопросом национальностей.
Две ученицы школы вызвали третью на
встречу и избили ее. На них завели уголовное дело,
а потерпевшая оказалась в больнице. По нашей
программе школьных служб примирения все трое и
их родители были собраны для мирного улаживания
конфликта.
Обидчицы говорят: «Ну, извини». Избитая
девочка извинение не приняла. Тогда они поняли,
что придется прикладывать усилия, в том числе
душевные. Попросили, чтобы при общении не
присутствовали родители: мол, стыдно. Им пошли
навстречу. И впервые между тремя одноклассницами
начался человеческий разговор, начавшийся с
длительной паузы. Продолжился он с вопроса
хулиганок: «А ты чего любишь?» – «Рисовать. А
вы чем занимаетесь?» В ответ они стали
рассказывать о себе. Это был разговор не
потерпевшей и преступниц, а людей, делившихся
впечатлениями, жизненными историями и т.д. Он
продолжался достаточно долго.
В ходе этого эмоции утихли, девушки
успокоились, и были принесены искренние
извинения, которые вторая сторона приняла. В
договоре, подписанном ими и переданном в суд,
значилось, что, помимо примирения, они вместе
идут в театр (там работал отец одной из обидчиц).
Судья приняла договор и прекратила дело за
примирением сторон. Правда, в театре девчонкам не
понравилось, и они оказались в «Макдоналдсе».
В замкнутом мире
Второй момент. На мой взгляд, важно,
чтобы общение между людьми позволило им
выговориться, выразить накопившиеся
переживания.
Однажды к нам обратились из
прокуратуры одного района Москвы. Семиклассник
каждое утро гулял с собакой, которая перекусала
половину класса и на этом останавливаться не
собиралась. Никто не знал, что делать.
Я и мой коллега решили побеседовать с
семьей. Нам открыла дверь мама мальчика. Даже не
выслушав, кто мы такие, запричитала: «Собака
хорошая, у нее есть прививки». И так полчаса! Дали
ей выговориться. После чего она успокоилась и
вдруг спросила: «А вы кто такие?» Объяснили, что
хотим поговорить. И тогда женщина начала
обстоятельный рассказ, суть которого такова: они
приезжие, целыми днями работают на рынке, поэтому
не знают, как смотреть за сыном; живут в замкнутом
мирке, опасаются лишний раз выйти на улицу, боясь
нанесения оскорблений, притеснений, и чувствуют
себя чужими...
Наша команда рассчитывала пообщаться
также с ребятами из класса. Но встречи не
произошло – школа почему-то отказалась.
Если честно, думали, ситуация
провальная. И несказанно удивились, когда,
позвонив через месяц, услышали в ответ: «Большое
спасибо, что вы так помогли! Теперь с собакой
гуляет отец, и больше она никого не трогает. А
мальчик начал нормально учиться, “влился” в
коллектив, его приглашают на дни рождения». То
есть оказалось достаточно выслушать, дать
выговориться, обрести спокойствие для
дальнейших рассуждений и поиска выхода из
конфликта.
Другой случай – с фанатически
настроенным отцом русского мальчика. Два
подростка столкнулись на уроке физкультуры.
Русский грязно выругался. Грузин увидел в этом
прямое оскорбление своей матери. Начавшись во
время занятия, конфликт продолжился в
раздевалке. На следующий день в руках обидчика
появился кастет (к счастью, его отобрали при
входе в школу, и трагедии не произошло).
Встречаюсь с папой зачинщика и первые
полчаса выслушиваю резкие высказывания по
поводу всех приезжих. Я молчал: согласись с
ним – возьмет меня в адвокаты, выскажись
против – потеряю контакт. Спустя время он
затих, сделал длительную паузу и говорит: «Надо
же что-то делать!» И дальше мы начали обсуждать
встречу, которая, на мой взгляд, была очень
важной. Разговор зашел о межкультурной
коммуникации. Конечно, и танцы народов мира
хороши, и тренинги, однако еще важнее, когда в
какой-то острой ситуации люди встречаются и с
разных позиций рассматривают «болезнь».
Восьмиклассники сели за стол
переговоров и начали рассуждать, допустимо ли
мужчине грубо высказываться о женщине?
Грузинский мальчик говорит: «Я вас, русских, не
понимаю... Любой мужчина в моем селе, откуда я
приехал, не может молчать, если обижают его мать.
Он должен ответить, иначе он недостойный
мужчина». Подросток из России ответил:
«Действительно, а я как-то не задумывался над
этим...» И, собственно, прошло обсуждение.
Присутствовавшие родители тоже начали разговор
между собой. Обозначилась тема согласования
разных культур, но в ситуации, значимой для самих
участников. Здесь они впервые стали искать
способы взаимопонимания.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина «Climate Lab». Посетив сайт магазина, расположенный по адресу http://climate-lab.ru/katalog/infrakrasnye_i_galogenovye_obogrevateli/infrakrasnye/, Вы можете в считанные минуты выбрать и купить инфракрасный обогреватель для загородного дома, квартиры или офиса. Среди явных преимуществ инфракрасных обогревателей перед обычными следует выделить равномерное распределение тепла по всей площади помещения и безопасность с экологической точки зрения.
|