Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

События

Солидарное управление ради здоровья

Тенденция перекладывать ответственность в вопросе воспитания здорового поколения вызывает опасения: педагоги считают, что забота о  здоровье детей – проблема родителей, мамы и папы видят здесь задачу медиков и школы. Причем ребенок перенимает такой подход и не приучен за собой следить...

Соуправление образованием: миф или реальность?

Статья опубликована при поддержке крупнейшего частного медицинского центра в Израиле. "Ассута" — это самые лучшие израильские врачи и медперсонал, самое современное высокотехнологичное медицинское оборудование и самые передовые инновационные методики лечения. Кроме того, международный отдел Центра ассута плюс" позаботится о том, чтобы любой пациент, решивший обратиться за помощью к израильским медикам, с момента прибытия в аэропорт до завершения курса лечения был обеспечен услугами переводчика, имел возможность выбора необходимых специалистов и был детально проинформирован о стоимости предполагаемой медицинской программы. И это далеко не все услуги и дополнительные возможности, предоставляемые клиникой. С подробной информацией о медицинском центре "Ассута, методах лечения и оздоровительных программах, реализуемых в Израиле, дополнительных услугах пациентам и о ценах можно ознакомиться на сайте assutaplus.ru.

Безусловно, идея о совместном решении данной задачи (в том числе с участием ребенка) постепенно находит отражение в деятельности передовых образовательных учреждений и воспитательной политике наиболее ответственных, сознательных и социально активных семей. Однако эту тенденцию нельзя назвать массовой. Большинство родителей и учителей недостаточно задумываются о своей роли в формировании здоровых детей по причине некомпетентности и устоявшихся негативных стереотипов.

О самостоятельной активности школьников вообще говорить не приходится – в силу психологии возраста и, к сожалению, недостатков современного воспитания мысль о правильном образе жизни посещает лишь единицы.

Такая ситуация заставляет общественные силы сплотиться. Но для этого нужен лидер, способный к стратегическим решениям, которые приведут к необходимым преобразованиям. Им стал молодой, динамично развивающийся и заслуживший авторитет в педагогических кругах вуз – Московский гуманитарный педагогический институт (МГПИ) (при поддержке Департамента образования г. Москвы). Он явился инициатором городского проекта «Парадигма здоровья: родитель, педагог, ребенок», объединившего с помощью окружных советов родительской общественности школьные родительские активы, педагогические коллективы и органы ученического самоуправления для солидарного решения задачи по управлению развитием здоровьесберегающей среды образовательных учреждений.

Учитывая особую заинтересованность современных родителей в качестве обучения, можно утверждать, что растет и их активность в управлении процессом образования, в том числе влияние на уровень образовательной среды, в которой находится школьник. В ближайшем времени одной из реалий школьной жизни станет самоаудит и внешняя общественно-профессиональная экспертиза ее деятельности.

Школьные медики особой категории

Название проекта «Парадигма здоровья: родитель, педагог, ребенок» отражает идею, согласно которой успешным в деле формирования здоровья подрастающего поколения может быть лишь тандем всех участников образовательного процесса. Почему в этом союзе нет медиков? К сожалению, традиционная медицина не объясняет человеку, как ему быть здоровым, что ему делать, если ничего не болит. Она занимается лечением.

Позитивная же установка и восприятие человека как целостной личности (физической оболочки, психологических особенностей и духовно-нравственного наполнения) свойственны именно педагогическому взгляду (как и воспитывающее воздействие родителей), а также детскому сознанию. Редкое исключение здесь составляют, пожалуй, школьные медики особой категории, активно включающиеся в формирование культуры здоровья детей и воспринимающие правильный образ жизни человека в рамках био-психо-социо-духовного подхода. Но это, скорее, исключение, чем правило.

Итак, в задачи проекта «Парадигма здоровья: родитель, педагог, ребенок», куратором которого является лаборатория развития ребенка и здоровьесберегающей деятельности в образовании МГПИ, входит:

  • пропаганда идей здоровья в семье и школе;

  • повышение уровня грамотности родителей и педагогов в вопросах воспитания культуры здоровья ребенка;

  • мотивация педагогической общественности на здоровьесберегающую деятельность;

  • усиление активности родительской общественности по вопросам изменения социальных установок в области здоровья детей;

  • а главное – формирование у школьников ответственности за свое здоровье.

МГПИ обеспечивает консультационную и методическую помощь родителям во взаимодействии с образовательными учреждениями по вопросам сохранения и укрепления здоровья учеников (в том числе информирование в области нормативно-правового обеспечения здоровьесберегающей деятельности ОУ), а также научно-методическую поддержку педагогических коллективов.

Работа с ученическим самоуправлением направлена в первую очередь на обучение школьных активов самостоятельному планированию и реализации идей здоровьесозидающего обучения, формированию у детей ценностного отношения к здоровью.

Отдельным значимым направлением проекта является улучшение экологии информационной среды ребенка. Оно появилось не случайно: объем и качество информации, получаемой школьником, как правило, негативно сказываются на его психике, а также приводят к физиологическим нарушениям (ярким примером может служить реклама «нездоровой» пищи, которая является значимым фактором риска злоупотребления такими продуктами, а следовательно, появлением избыточного веса, заболеваний желудочно-кишечного тракта и проч.). Именно поэтому на сайте проекта www.mhpi.ru создается раздел, где участники могут разместить и обсудить рекламные сообщения (ролики, плакаты и т.д.), вызывающие негативную оценку, и узнать, как можно оградить детей от их воздействия.

Проблемы экологии информационной среды более широко обсуждаются в виртуальном лектории «Педагоги и родители – за здоровье детей» (сайт московского Департамента образования www.mosedu.ru) и на форуме проекта.

Этапы

Стартовав в сентябре, проект «Парадигма здоровья: родитель, педагог, ребенок» реализуется поэтапно.

В течение первого этапа (до 25-го октября) выполняется сбор заявок от общеобразовательных учебных заведений, где действуют активные родительские советы или ученическое самоуправление. Далее на протяжении 10-ти дней на базе МГПИ и образовательно-оздоровительного центра «Команда» осуществляются тренинги для участников проекта. Во время их проведения активисты из родительской и ученической общественности получат навыки организации работы по общественному планированию управления развитием здоровьесберегающей среды образовательного учреждения.

В рамках второго этапа проекта они должны будут провести подобные встречи с привлечением представителей от всех участников образовательного процесса (педагогов, учеников и родителей) в своих школах.

Итогом работы родительско-учительско-ученических коллективов должна стать общественная программа развития здоровьесберегающей среды ОУ, которая представляется на конкурс до 15-го января. В течение 2-х недель жюри оценивает и отбирает 10 наиболее жизнеспособных, целостных и перспективных.

Победители конкурса принимают участие в третьем этапе проекта, реализуя под руководством компетентных специалистов свою программу в течение второго полугодия 2009/10 уч.г. При удачном результате финалисты получают сертификат и статус «эксперта-супервайзера», который дает им право обучать детско-родительские активы округа своей модели солидарного управления.

Конкурсы и бонусы

В рамках проекта планируется проведение ряда мотивирующих городских мероприятий:

  • конкурс социального плаката по пропаганде здорового образа жизни и культуры здоровья среди школьников;

  • конкурс для учителей «Здоровье в имидже современного педагога»;

  • марафон «Здоровьесозидающие этнические традиции в семье».

Победителей ожидают ценные призы и подарки, возможность бесплатного доступа к широкому кругу информационно-образовательных ресурсов по теме, а также дополнительные баллы к статусу в проекте. В этих конкурсах и марафоне смогут принимать участие все – вне зависимости от успешности прохождения этапов.

Ход реализации будет освещаться в прессе. О ходе проекта регулярно информируется Департамент образования.

В следующем учебном году планируется повторение цикла.

Рейтинг@Mail.ru