Соуправление образованием: миф
или реальность?
Статья опубликована при поддержке крупнейшего частного медицинского центра в Израиле. "Ассута" — это самые лучшие израильские врачи и медперсонал, самое современное высокотехнологичное медицинское оборудование и самые передовые инновационные методики лечения. Кроме того, международный отдел Центра ассута плюс" позаботится о том, чтобы любой пациент, решивший обратиться за помощью к израильским медикам, с момента прибытия в аэропорт до завершения курса лечения был обеспечен услугами переводчика, имел возможность выбора необходимых специалистов и был детально проинформирован о стоимости предполагаемой медицинской программы. И это далеко не все услуги и дополнительные возможности, предоставляемые клиникой. С подробной информацией о медицинском центре "Ассута, методах лечения и оздоровительных программах, реализуемых в Израиле, дополнительных услугах пациентам и о ценах можно ознакомиться на сайте assutaplus.ru.
Безусловно, идея о совместном решении
данной задачи (в том числе с участием ребенка)
постепенно находит отражение в деятельности
передовых образовательных учреждений и
воспитательной политике наиболее ответственных,
сознательных и социально активных семей. Однако
эту тенденцию нельзя назвать массовой.
Большинство родителей и учителей недостаточно
задумываются о своей роли в формировании
здоровых детей по причине некомпетентности и
устоявшихся негативных стереотипов.
О самостоятельной активности
школьников вообще говорить не приходится – в
силу психологии возраста и, к сожалению,
недостатков современного воспитания мысль о
правильном образе жизни посещает лишь единицы.
Такая ситуация заставляет
общественные силы сплотиться. Но для этого нужен
лидер, способный к стратегическим решениям,
которые приведут к необходимым преобразованиям.
Им стал молодой, динамично развивающийся и
заслуживший авторитет в педагогических кругах
вуз – Московский гуманитарный педагогический
институт (МГПИ) (при поддержке Департамента
образования г. Москвы). Он явился инициатором
городского проекта «Парадигма здоровья:
родитель, педагог, ребенок», объединившего с
помощью окружных советов родительской
общественности школьные родительские активы,
педагогические коллективы и органы ученического
самоуправления для солидарного решения задачи
по управлению развитием здоровьесберегающей
среды образовательных учреждений.
Учитывая особую заинтересованность
современных родителей в качестве обучения, можно
утверждать, что растет и их активность в
управлении процессом образования, в том числе
влияние на уровень образовательной среды, в
которой находится школьник. В ближайшем времени
одной из реалий школьной жизни станет самоаудит
и внешняя общественно-профессиональная
экспертиза ее деятельности.
Школьные медики особой категории
Название проекта «Парадигма здоровья:
родитель, педагог, ребенок» отражает идею,
согласно которой успешным в деле формирования
здоровья подрастающего поколения может быть
лишь тандем всех участников образовательного
процесса. Почему в этом союзе нет медиков? К
сожалению, традиционная медицина не объясняет
человеку, как ему быть здоровым, что ему делать,
если ничего не болит. Она занимается лечением.
Позитивная же установка и восприятие
человека как целостной личности (физической
оболочки, психологических особенностей и
духовно-нравственного наполнения) свойственны
именно педагогическому взгляду (как и
воспитывающее воздействие родителей), а также
детскому сознанию. Редкое исключение здесь
составляют, пожалуй, школьные медики особой
категории, активно включающиеся в формирование
культуры здоровья детей и воспринимающие
правильный образ жизни человека в рамках
био-психо-социо-духовного подхода. Но это, скорее,
исключение, чем правило.
Итак, в задачи проекта «Парадигма
здоровья: родитель, педагог, ребенок», куратором
которого является лаборатория развития
ребенка и здоровьесберегающей деятельности в
образовании МГПИ, входит:
пропаганда идей здоровья в семье и
школе;
повышение уровня грамотности
родителей и педагогов в вопросах воспитания
культуры здоровья ребенка;
мотивация педагогической
общественности на здоровьесберегающую
деятельность;
усиление активности родительской
общественности по вопросам изменения социальных
установок в области здоровья детей;
а главное – формирование у
школьников ответственности за свое здоровье.
МГПИ обеспечивает консультационную и
методическую помощь родителям во взаимодействии
с образовательными учреждениями по вопросам
сохранения и укрепления здоровья учеников (в том
числе информирование в области
нормативно-правового обеспечения
здоровьесберегающей деятельности ОУ), а также
научно-методическую поддержку педагогических
коллективов.
Работа с ученическим самоуправлением
направлена в первую очередь на обучение школьных
активов самостоятельному планированию и
реализации идей здоровьесозидающего обучения,
формированию у детей ценностного отношения к
здоровью.
Отдельным значимым направлением
проекта является улучшение экологии
информационной среды ребенка. Оно появилось не
случайно: объем и качество информации,
получаемой школьником, как правило, негативно
сказываются на его психике, а также приводят к
физиологическим нарушениям (ярким примером
может служить реклама «нездоровой» пищи, которая
является значимым фактором риска
злоупотребления такими продуктами, а
следовательно, появлением избыточного веса,
заболеваний желудочно-кишечного тракта и проч.).
Именно поэтому на сайте проекта www.mhpi.ru создается
раздел, где участники могут разместить и
обсудить рекламные сообщения (ролики, плакаты и
т.д.), вызывающие негативную оценку, и узнать, как
можно оградить детей от их воздействия.
Проблемы экологии информационной
среды более широко обсуждаются в виртуальном
лектории «Педагоги и родители – за здоровье
детей» (сайт московского Департамента
образования www.mosedu.ru) и на форуме проекта.
Этапы
Стартовав в сентябре, проект
«Парадигма здоровья: родитель, педагог, ребенок»
реализуется поэтапно.
В течение первого этапа (до 25-го
октября) выполняется сбор заявок от
общеобразовательных учебных заведений, где
действуют активные родительские советы или
ученическое самоуправление. Далее на протяжении
10-ти дней на базе МГПИ и
образовательно-оздоровительного центра
«Команда» осуществляются тренинги для
участников проекта. Во время их проведения
активисты из родительской и ученической
общественности получат навыки организации
работы по общественному планированию управления
развитием здоровьесберегающей среды
образовательного учреждения.
В рамках второго этапа проекта
они должны будут провести подобные встречи с
привлечением представителей от всех участников
образовательного процесса (педагогов, учеников и
родителей) в своих школах.
Итогом работы
родительско-учительско-ученических коллективов
должна стать общественная программа развития
здоровьесберегающей среды ОУ, которая
представляется на конкурс до 15-го января. В
течение 2-х недель жюри оценивает и отбирает 10
наиболее жизнеспособных, целостных и
перспективных.
Победители конкурса принимают участие
в третьем этапе проекта, реализуя под
руководством компетентных специалистов свою
программу в течение второго полугодия 2009/10 уч.г.
При удачном результате финалисты получают
сертификат и статус «эксперта-супервайзера»,
который дает им право обучать
детско-родительские активы округа своей модели
солидарного управления.
Конкурсы и бонусы
В рамках проекта планируется
проведение ряда мотивирующих городских
мероприятий:
конкурс социального плаката по
пропаганде здорового образа жизни и культуры
здоровья среди школьников;
конкурс для учителей «Здоровье в
имидже современного педагога»;
марафон «Здоровьесозидающие
этнические традиции в семье».
Победителей ожидают ценные призы и
подарки, возможность бесплатного доступа к
широкому кругу информационно-образовательных
ресурсов по теме, а также дополнительные баллы к
статусу в проекте. В этих конкурсах и марафоне
смогут принимать участие все – вне
зависимости от успешности прохождения этапов.
Ход реализации будет освещаться в
прессе. О ходе проекта регулярно информируется
Департамент образования.
В следующем учебном году планируется
повторение цикла.
|