В редакцию «Управления школой»
поступил вопрос от замдиректора по НМР МОУ СОШ
№ 11 г. Ноябрьска Ульяны Александровны
Омельченко: «Обязан ли каждый учащийся
в учебном плане старшей школы (профильное
обучение) выбирать максимальное количество
часов (36) или есть только обязательство
выполнить федеральный компонент? Пожалуйста,
сообщите ссылку на нормативные документы
министерства. Правомочен ли учебный план, где
у каждого ученика может быть менее 36-ти часов
учебной нагрузки в 10–11-м классах?» |
Определение профильного
обучения сформулировано в Приказе
Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении
федерального базисного учебного плана и
примерных учебных планов для образовательных
учреждений Российской Федерации, реализующих
программы общего образования».
Профильное обучение представляет
собой средство дифференциации и
индивидуализации обучения, которое позволяет за
счет изменений в структуре, содержании и
организации образовательного процесса более
полно учитывать интересы, склонности и
способности обучающихся, создавать условия для
образования старшеклассников в соответствии с
их профессиональными интересами и намерениями в
отношении продолжения учебы. При этом
существенно расширяются возможности
выстраивания школьниками индивидуальной
образовательной траектории.
Выбирая различные сочетания базовых и
профильных предметов и учитывая нормативы
учебного времени, установленные действующими
санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами, каждое ОУ, а при определенных
условиях и любой ученик, вправе формировать
собственный учебный план.
Такой подход оставляет школе широкие
возможности организации одного или нескольких
профилей, а учащемуся – выбор профильных и
элективных учебных предметов, которые в
совокупности и составят его индивидуальную
образовательную траекторию.
К базовым общеобразовательным учебным
предметам относят дисциплины федерального
компонента, направленные на завершение
общеобразовательной подготовки. Таковыми
являются «Русский язык», «Литература»,
«Иностранный язык», «Математика», «История»,
«Физическая культура», «Основы безопасности
жизнедеятельности», а также интегрированные
учебные предметы «Обществознание» (включая
экономику и право) и «Естествознание».
Например, «Естествознание» не
является суммой знаний по физике, химии,
биологии. Этот предмет призван решать задачу
формирования целостной естественно-научной
картины мира и ознакомления детей с методами
познания, характерными для естественных наук.
Такая задача в большей степени соответствует
назначению изучения естествознания в профилях
гуманитарной направленности – формированию
современного научного мировоззрения,
самоопределению личности в окружающем мире.
Учебный предмет «Естествознание»
может не изучаться в случаях, если:
– три учебных предмета
естественно-научного цикла («Физика», «Химия» и
«Биология») осваиваются на базовом уровнях;
– один учебный предмет
естественно-научного цикла проходят на
профильном, два – на базовом уровнях;
– два учебных предмета естественно-научного
цикла изучаются на профильном, один – на базовом
уровне;
– все три учебных предмета естественно-научного
цикла осваиваются на профильном уровне.
Остальные базовые учебные предметы
изучаются по выбору.
Профильные общеобразовательные
учебные дисциплины – это учебные предметы
федерального компонента повышенного уровня,
определяющие специализацию каждого конкретного
профиля обучения. Так, «Физика», «Химия»,
«Биология» являются профильными в
естественно-научном профиле; «Литература»,
«Русский язык» и «Иностранный язык» – в
филологическом профиле; «Обществоведение»,
«Право», «Экономика» и др. – в
социально-экономическом и т.д.
При профильном обучении учащийся
выбирает не менее двух учебных предметов на
профильном уровне. В случае если «Математика»,
«Русский язык», «Литература», «Иностранный
язык», «История» и «Физическая культура»,
входящие в инвариантную часть федерального
базисного учебного плана, осваиваются на
профильном уровне, на базовом они не изучаются.
Совокупность базовых и профильных
общеобразовательных учебных предметов
определяет состав федерального компонента
федерального базисного учебного плана.
Региональный
(национально-региональный) компонент для X–XI
классов представлен количеством часов,
отводимых на его изучение.
Элективные учебные предметы –
обязательные дисциплины по выбору учащихся из
компонента образовательного учреждения. Они
выполняют три основные функции:
1) развитие содержания одного из
базовых учебных предметов, что позволяет
поддерживать изучение смежных дисциплин на
профильном уровне или получать дополнительную
подготовку для сдачи единого государственного
экзамена;
2) «надстройка» профильного учебного предмета,
когда такой дополненный профильный учебный
предмет становится в полной мере углубленным;
3) удовлетворение познавательных интересов
школьников в различных сферах человеческой
деятельности.
Фото А.Степанова
Если выбранный учебный предмет на
профильном уровне совпадает с одним из
обязательных на базовом, последний исключается
из состава инвариантной части.
При составлении индивидуального
учебного плана учащегося следует исходить из
положений указанного документа. Так, совокупное
время, отведенное в учебном плане на предметы
федерального компонента (базовые обязательные +
профильные + базовые по выбору), не должно
превышать 2100 часов за два года обучения. Если
после формирования федерального компонента
остается резерв часов (в пределах до 2100), то они
переходят в компонент образовательного
учреждения.
Это время используется для
преподавания предметов, предлагаемых школой;
проведения учебных практик и исследовательской
деятельности; осуществления образовательных
проектов и т.п. Их также можно употребить для
увеличения количества часов, отведенных на
преподавание базовых и профильных учебных
предметов федерального компонента.
Таким образом, каждый учащийся
профильного класса для получения документа
государственного образца обязан освоить учебную
программу в полном объеме:
– не более 2100 часов по федеральному
компоненту;
– 140 – по региональному;
– не менее 280-ти – по компоненту
образовательного учреждения.
Указанный документ устанавливает
предельную допустимую учебную нагрузку для
школьника при разной продолжительности учебной
недели. При шестидневке он обязан обучаться в
объеме 2520-ти часов в год, т.е. 36 часов в неделю. При
пятидневке, соответственно, 2450-ти часов в год, т.е.
35 часов в неделю.
Именно при выполнении такого объема
учебной работы учащийся будет признан освоившим
образовательную программу профильного класса.
|