Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

Наука управлять

Роль и место клуба в допобразовании детей

Один из авторов «Управления школой» предлагает рассмотреть понятие «клуб» с различных сторон: вспомнить историю, заглянув в Древнюю Грецию и к российским крестьянам; оценить педагогические возможности такой формы общественной организации; познакомиться с типологией и особенностями жизнедеятельности клубных объединений.

Что такое клуб?

Философскому, культурологическому, педагогическому аспектам осмысления понятия “клуб” посвящен значительный массив литературы. Внимательное прочтение этих работ вызывает ощущение, что в текстах речь идет о различных вещах, явлениях, существенно отличающихся друг от друга:

  • объединение избранных, привилегированных стран (“Римский клуб”1, “Парижский клуб”);

  • общественная или частная организация, объединяющая спортсменов и любителей спорта (футбольный клуб “Локомотив”, баскетбольный – ЦСКА, хоккейный – “Динамо”);

  • муниципальное учреждение дополнительного образования, социального обслуживания, культуры (городской клуб старшеклассников, районный клуб молодых инвалидов, поселковый клуб железнодорожников);

  • разновозрастные общественные объединения любителей (клуб филателистов, охотников) и т.д.

Если попытаться вникнуть в это разнообразие, возникает четыре образа.

Первый, самый обобщенный – клуб как общественная сфера. В этом смысле он предстает в виде социального института – всеохватывающего способа организации свободного времени человечества и человека. Здесь это понятие противопоставлено таким же всеобъемлющим производству и потреблению (Г.П. Щедровицкий) и представляет собой мысленное обобщение многочисленных культурных практик, социокультурных организаций и учреждений. К нему тяготеют все пространства, лишенные жестко заданных функционально-ролевых отношений. Такой образ следует трактовать так: вся система дополнительного образования детей является своего рода клубом.

Клуб может пониматься также как социокультурное явление, макро-группа, объединяющая людей в социально-профессиональные союзы (общность учителей малого города или врачей одной специальности, офицеры вместе со своими семьями, проживающими в одном военном городке) и культурно-досуговые сообщества (поклонники поп-исполнителя, охотники-любители, ветераны – участники самодеятельного хора). В этом случае как локальная общность он возникает на основе профессии или хобби и становится местом осмысления производственных проблем в ходе неформального общения, где реализуется субкультура социально-профессиональных групп и хобби-объединений.

Применительно к дополнительному образованию детей образ клуба как социокультурного явления следует истолковать так: клубные сообщества образуют школьники, занимающиеся одним профилем деятельности и соответствующим образом воспринимающие друг друга. Примерами таких сообществ можно назвать образованные из занимающихся предметным профилем на допрофессиональном, начальном профессиональном уровнях либо в режиме любительского увлечения (юные моряки, филателисты, музыканты, авиамоделисты).

Третий образ клуба может быть назван организационным и выступает в двух видах – как учреждение и объединение. В данном случае он обеспечивает реализацию “сущностных сил человека. Это способ осуществления самостоятельности, свободы, активности и творчества субъекта деятельности”2.

Клуб-объединение является формой организации “самодеятельности людей. Формирование культуры его членов происходит путем их саморазвития, взаимообогащения, основанного на общении субъектов деятельности в свободное время”.

Предназначение клуба-учреждения – создание условий как для коллективной самодеятельности в клубной общности, так и для индивидуальной. В основе деятельности лежит общественная потребность в обеспечении самостоятельной, свободной, активной и творческой активности членов общества, т.е. в создании условий для их самодеятельности.

Четвертый вариант взгляда на сущность клуба – пространственный: клубное пространство фиксирует особый тип отношений между людьми, характеризующийся достаточной свободой, самодеятельностью. Г.П. Щедровицкий обозначает это как пространство “особых, личных и “личностных“ отношений”. В нем не существует “структуры мест”, определяемых правилами функционирования системы, здесь каждый человек выступает как индивид, изолированная целостность, поведение и взаимодействие которого с другими индивидами определяется его внутренними качествами.

В данном случае клуб – вариант общественной самоорганизации, публичной демократии, открытого столкновения мнений, поиска и обретения консенсусов и компромиссов, при котором реализуются верховенство установленных правил, самоуправление, плюрализм, свобода и равенство всех участников общности, где решения принимаются общим волеизъявлением.

Взгляд на клуб в контексте дополнительного образования выражается в конструировании клубных пространств в учреждениях ДОД и детских объединениях различных видов. Это необходимо как в детской музыкальной школе, хоккейной секции, так и в кружке юных натуралистов, станции юных туристов и т.д.

Исторические корни детского клуба

Первые прообразы “клуба” появляются еще в Древней Греции. К таковым исследователи истории относят, прежде всего, гетерии. Существовали также так называемые древнеримские соllеgiа орificum (“коллегии ремесленников”). В России наиболее явно проклубные и клубные объединения возникают в особой форме времяпрепровождения дворян (Английские клубы, салоны, гостиные офицеров, сообщества аристократов – любителей большого тенниса и конного спорта).

Следует отметить наличие особых собраний (прежде всего молодежи) и у российских крестьян. Данью традициям были девичьи “капустницы”, которые чаще всего устраивали семьи, где жили невесты, так как на обязательную после рубки капусты “вечерку” приглашали холостых парней. Аналогичные формы организации свободного времени появляются у городских сословий и превращаются в культурную норму (“вечеринки”, домашние спектакли, совместные чтения).

Однако возникновение клуба в современном его понимании в полном смысле справедливо отнести к Новому времени. Первое объединение такого рода родилось в Англии в 1693 г. – им стал клуб “Уайт”, вслед за которым последовали и другие подобные сообщества?3. “Английский клуб в течение долгого времени упорядочивал общество, укрепляя уверенность в себе и мужскую солидарность в зыбкой, неустойчивой среде постоянного рыночного соперничества, перенасыщенной неженатой молодежью и закоренелыми холостяками, а также мужьями, которым не сидится дома”.

Непрекращающийся поток печатной продукции давал ежедневную пищу для клубных разговоров, сплетен, анекдотов и приятного времяпрепровождения. Экспансивная, беспокойная буржуазия находила истинное наслаждение в особом укладе с успокаивающими ритуалами и регалиями, гражданскими процессиями и филантропическими жестами. Особенностью такой жизни являлось соблюдение известных формальных правил поведения, гостеприимство, скрепляемое неизбежной в мужской компании выпивкой. Все это помогало человеку найти свое место, делало его личностью самобытной в профессиональном, социальном и даже национально-этническом смысле (пример – клубы лондонских шотландцев и ирландцев), а в тяжелые минуты можно было рассчитывать на дружескую поддержку.

В понимании Питера Кларка клуб как учреждение покоился на противоречиях. Он выступал за равенство, но процветал за счет элитарности, поощрял общественное честолюбие и индивидуальное самосознание свободолюбивого буржуа – и в то же время создавал новую социальную иерархию со всеми присущими ей ограничениями. Упиваясь закрытыми от прочих мелкими и условными преимуществами, члены сообществ находили истинное, согревающее душу тепло в очень своем и отчасти воображаемом мире. В этом смысле подобные союзы стали превосходными светскими заменителями и преемниками церкви.

Клубы сыграли важнейшую роль в воспитании той общественности, которую британцы считали залогом прогресса. Они служили узловыми центрами, где осмыслялись новости, отрабатывались идеи, развивались контакты; помогали достичь коллективного согласия, благоприятствовали выявлению региональных и местных особенностей.

Способствуя развитию социальных связей, облегчая возможность для людей и групп почувствовать свою причастность к общему, образуя и ограничивая сферы интересов, клуб стал решающим фактором в формировании общественной культуры.

Что может дать клуб?

Для клубной формы дополнительного образования детей характерно движение от осуществления индивидуальных потребностей через включение в общественную деятельность к социально одобряемому стилю жизни.

Реализация функции развития и духовно-ценностной ориентации предполагает:

  • направленность на такие ценности, как “социальный оптимизм” и “социальная активность”, “толерантное сознание” (по отношению к национальным, религиозным и расовым различиям, неприятие любых форм экстремизма), “демократизм” и “общественное самоуправление”, “солидарность”, “социальная ответственность” (в системе социальных отношений), “диалог”;

  • развитие у школьников коммуникативных и рефлексивных способностей.

Вторая группа – содержательные функции – подразумевает:

  • формирование социального опыта учащихся по проведению ежедневного отдыха, времени между окончанием одного рабочего дня (смены) и началом следующего, в сфере самостоятельной организации своего досуга (выбор целей, интересов, планирование, корректировка планов на основе удерживания приоритетов);

  • вырабатывание опыта социально приемлемого взаимодействия при не регламентированном (слабо регламентированном) и регламентированном досуговом общении с детьми и взрослыми в объединениях, существующих на основе общих занятий, увлечений;

  • передачу опыта самопознания, самопонимания, рефлексии собственных поступков;

  • организацию труда и отдыха в имеющихся общественных условиях;

  • перевод имеющегося недовольства качеством жизни в конструктивное русло, проявление социальной инициативы, осознание проблем, их открытое обсуждение, выработку приемлемого варианта решения;

  • индивидуальную педагогическую помощь в решении проблем межличностного взаимодействия через стимулирование рефлексии, развитие саморегуляции.

Детско-подростковый клуб в зависимости от конкретных условий может предоставить: привлечение школьников к занятиям физической культурой, включение в социально приемлемое общение, игру со сверстниками и взрослыми, совместное развлечение, коллективную рефлексию экзистенциальных ценностей. Занятия увлекающим человека делом обеспечивают: релаксацию (от латинского relaxatio – расслабление, разрядка, отдых), снятие психического напряжения и рекреацию (латин. recreatio – восстановление).

Основополагающими мотивами включения в жизнедеятельность клубного объединения может быть потребность в общении со сверстниками и в идентификации с их общностью.

Какие бывают клубы?

Представим несколько форм детских организаций, которые встречаются наиболее часто:

  • общество любителей (группа, сплачивающая людей со сходными интересами, собравшихся для их реализации);

  • коммуна (объединение, создаваемое для решения собственных актуальных задач по месту постоянного жительства, работы или учебы);

  • тусовка (сообщество свободного общения).

Общество любителей. Ключевым словом для понимания сути этого союза является “хобби” (англ. Hobby – увлечение, любимое дело для себя, на досуге). Клуб объединяет любителей – людей, имеющих склонность или пристрастие к какой-либо деятельности, однако преимущественно ограничивающихся поверхностным, дилетантским уровнем (непрофессиональным, без специальной подготовки).

У детско-подростковых объединений, соответствующих этой форме, есть аналоги среди общественных организаций взрослых – общества филателистов, охотников и рыболов и т.д. Их направленность отличается сугубо внутренним характером, так как устремлена даже не на группу в целом, а на каждого ее члена. Цель – оптимизация занятий значимой деятельностью.

Индивидуальным мотивом участия для подростков становится объединение на основе сходного интереса. Сообщество в этом случае будет условием для наиболее успешных занятий любимым делом. Сферами жизнедеятельности общества любителей могут быть научное познание, художественное творчество, коллекционирование и т.п.

Весьма распространены так называемые встречи знатоков – обмен информацией о предмете хобби. В этом случае для пополнения новыми знаниями, мнениями, оценками организуются обсуждения новинок литературы по профилю, спортивных соревнований, концертов и выставок. Содержание познавательной деятельности в любительском клубе представляет собой расширение представлений о сфере увлечений, форма обучения – обмен опытом и знаниями друг с другом.

Характер межличностных отношений в обществе любителей – либеральный, то есть отличающийся высокой степенью свободы и независимости, социальная роль взрослого – компетентный специалист. В содержание входит коллекционирование атрибутов и сведений; общение с целью обмена предметами коллекционирования и информацией; встречи с людьми, компетентными в сфере основного интереса.

Жизнедеятельность любительского клубного объединения направлена на то, чтобы каждый участник мог реализовывать свое хобби. Общение весьма целенаправленно, а характер отношений демократический. В состав группы входят знатоки, эрудиты с большим авторитетом. Здесь высоко ценятся уровень осведомленности, полнота коллекции и т.п.

Коммуна. Характерно, что сообщества такого типа рассматриваются участниками в большей степени как способ совместного решения актуальных проблем – такова провозглашаемая ими миссия. Индивидуальным мотивом становится участие в обустройстве окружающей жизни. Слово “коммуна” (франц. Сommune) на Западе имеет широкое применение в названиях коллективов – от союза двух семей для совместного проживания до объединения целых районов крупных городов.

Говоря о коммунальном клубе, необходимо подчеркнуть, что характер поставленных перед ним задач может быть различен: от организации свободного времени до участия в решении важных социальных, экономических, культурных проблем своего микрорайона, улицы, двора.

Основополагающий элемент жизнедеятельности – социальное проектирование: выявление проблемы, поиск способов решения, планирование работы, организация, анализ полученного результата. Именно опыт социального проектирования и осваивают подростки – участники клуба-коммуны.

Тусовка. Общение (в большей степени стихийное, поверхностное и политематическое), которое имеет свободный характер и выступает содержанием основной деятельности. Участниками оно расценивается не столько в качестве источника информации, а в большей степени как отдых. Намерения их сугубо индивидуальны, и результат выражается зачастую на эмоциональном уровне. Возможен и такой вариант организации жизнедеятельности в детско-подростковых клубах: сочетание открытых форм активного досуга для неорганизованной молодежи и работы профильных объединений высокого уровня подготовки.

Правила и нормы взаимодействия отличает низкая регламентация общения и отношений. Структура социальных ролей взрослых и детей включает лидеров и ведомых, знатоков и любителей, партнеров по времяпрепровождению. Оптимальной может считаться такой психологический климат клуба, когда эти объединения являются открытыми, чтобы подростки могли прийти сюда “просто так” – не обязательно на занятия, а для того, чтобы пообщаться с друзьями, отпраздновать день рождения, послушать музыку и т. д.

Главная цель по направленности аналогична задаче объединения любителей, но глубина интересов, как правило, меньше, а круг шире. Основные формы работы сводятся к организации общения как между отдельными членами группы, так и всего сообщества с интересными людьми. Информационный обмен участников имеет случайный характер. Здесь ценятся общительность, умение участвовать в разговоре, обаяние, внешняя привлекательность.

Быт и содержание жизнедеятельности

Принадлежность к клубу оформляется статусом членства в нем. Подростки воспринимают его территорию как хозяева и отвечают за работу в помещении наряду с педагогами. Когда объединение воспринимается как свое, у ребят появляется ответственность за содержание и организацию жизнедеятельности.

В клубах все подчиняется общению, поэтому любая сфера – познание, предметно-практическая деятельность, спорт и т.д. – выступает лишь поводом для общения. Однако данное обстоятельство не исключает получения какого-либо значимого предметного продукта, который возникает побочно, как бы “сам собой”.

Своеобразие клубной формы состоит в том, что преобладание общения приводит к дефициту смыслов. Это восполняется своеобразными клубными идеологиями. Например, идеология хозяина (ответственность за окружающую социальную среду), любительства (высокие стандарты занятий определенным видом деятельности: спорт, художественное творчество, коллекционирование и т.д.), явно выраженная идеология общности, корпоративной культуры.

Клубные помещения должны быть “обжитыми”, оформленными самими школьниками, учащимися. Диапазон активности детей и подростков при формировании предметно-пространственной среды своего объединения может быть различным: от использования самостоятельно изготовленных газет, декоративных элементов, рисунков до придумывания проекта цветового решения пола, стен, потолка, расположения мебели, каких-либо конструкций и т.п. Большую роль в успехе совместных занятий играет простота и нетривиальность как содержания, так и форм организации. Например, среди видов спорта, органичных для естественных клубов, можно назвать экзотичные: дартс, скейтборд.

Организация

Посещение клуба происходит с различной степенью периодичности: регулярное, время от времени, только на мероприятия, по мере возможности. То или иное событие может возникать стихийно, каждый член объединения вправе выступить инициатором обсуждения какой-либо значимой темы.

Как доказали В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский, цикл существования клуба, как правило, насчитывает три-четыре года и состоит из рождения, достижения наивысшей точки развития, старения и умирания, когда на место старого объединения может прийти новое (иное по составу, содержанию деятельности).

Рассматривая цикл жизнедеятельности клубной общности в учреждениях дополнительного образования, необходимо иметь в виду и специфику индивидуальной истории.

Можно продвигаться в социальном статусе в рамках сообщества, однако во многих из них вводятся различного рода почетные звания, оформляющие органы общественного самоуправления. Поэтому следует говорить о педагогическом управлении индивидуальной историей участия школьника в клубном объединении.

___________________

1Римский клуб – международная неправительственная экологическая научная организация, объединяющая около 100 человек из более 30-ти стран мира. Его деятельность направлена на выработку тактики и стратегии разрешения глобальных экологических проблем. Создан в 1968 г. итальянским экономистом А.Печчеи.

2Новикова Л.Л. Клуб как функциональная модель культурной деятельности: автореф. дисс. ... канд. философ. наук. – М.: Акад. обществ. наук при ЦК КПСС, 1990.

3Автором статьи используется интернет-ресурс http://if.russ.ru/issue/6/20010822_port-pr.html.

Рейтинг@Mail.ru