Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/2009

Экономика образования

«Прозрачный» процесс

Распределяем стимулирующую часть ФОТ

Введение новой системы оплаты труда породило в педагогических коллективах массу вопросов, связанных со стимулирующей частью ФОТ. Каким образом распределить премиальный фонд? Как добиться выдачи премии всем педагогам, а не небольшой группе учителей? Какие показатели следует при этом учитывать?.. Российские ОУ накапливают свой опыт и делятся им на страницах «Управления школой».

Приняв за основу показатели, сформулированные в нормативных документах, мы в своем образовательном учреждении быстро поняли, что оценить работу, учитывая «большой личный вклад» учителя и «высокий уровень организации», весьма проблематично. Требуется конкретика. В связи с этим несколько раз проводилась корректировка, чтобы более полно учесть специфику образовательного учреждения и все аспекты профессионально-педагогической деятельности. В итоге, с января 2009 г. у нас апробируется вариант показателей, представленный в таблице.

Таблица

Показатели премирования педагогических работников ОУ

№ п/п

Критерии

Показатели

Оценка (в баллах)

Информация о работе

1

Позитивная динамика учебных достижений обучающихся

Доля учащихся (в %) от общего числа обучаемых учителем школьников, не имеющих оценку «неуд.» (по итогам четверти, учебного года):

   

100

2

 

99,9–90

1

 

89,9 и ниже

0

 

Наличие позитивной динамики «качества знаний» (% учащихся, имеющих оценки «4» и «5» по итогам четверти, учебного года):

   

математика, информатика, русский язык, литература, история, биология, химия, география, физика, немецкий язык, начальные классы:

   

100–80

10

 

48–79

8

 

28–47

6

 

46 и ниже

4

 

– музыка, ИЗО, технология, физкультура, ОБЖ:

   

100–80

5

 

48–79

4

 

28–47

3

 

46 и ниже

2

 

Доля учащихся (в %) от общего числа обучаемых учителем школьников, повысивших оценку за четверть по сравнению с предыдущим периодом:

   

– при наличии положительной динамики

1

 

Доля учащихся (в %) от общего числа обучаемых учителем, принимавших участие в предметных олимпиадах школьного уровня:

   

25 и более

4

 

24,9–19

3

 

18,9–10

2

 

менее 10-ти

1

 

Мотивация к изучению предмета: доля учащихся (%), которые разработали проект или провели исследование по данному предмету, от числа школьников, обучаемых учителем:

   

более 50-ти

6

 

26–49

4

 
   

менее 25-ти 

2

 

Индивидуальная дополнительная работа со слабоуспевающими учащимися (в течение недели):

   

5–6 раз

6

 

3–4 раза

4

 

1–2 раза

2

 

Индивидуальная дополнительная работа с высокомотивированными учащимися (в течение недели):

   

5–6 раз

6

 

3–4 раза

4

 

1–2 раза

2

 

2

Позитивные результаты внеурочной деятельности 

по преподаваемым предметам

Организация внеклассной работы:

   

– проведение предметного мероприятия

2

 

– общешкольного мероприятия

4

 

– предметной недели

10

 

Подготовка к участию и участие в конференциях, конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях на уровне:

   

– муниципалитета

4

 

– региона

6

 

– Федерации 

8

 

Достижения (первые и призовые места) учащихся в олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях разного уровня:

   

– муниципалитет

6

 

– регион

8

 

– Федерация

10

 

3

Позитивные результаты деятельности 

в качестве классного руководителя

Благоприятный психологический климат в классе, отсутствие конфликтных ситуаций

1

 

Постоянное взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся:

   

– проведение классных родительских собраний

2

 

– посещение семей на дому

2

 

– организация совместного досуга детей и родителей

2

 

Развитие самоуправления в классе:

   

– проведение классных собраний

1

 

– организация деятельности ученического самоуправления

1

 

Доля учащихся (в %), принимающих активное участие в жизни ОУ:

   

100–80

4

 

48–79

3

 

28–47

2

 

46 и ниже

1

 

Отсутствие учащихся, стоящих на внутришкольном учете

1

 

Отсутствие пропусков уроков учащимися без уважительных причин при наличии:

   

– 100% оправдательных документов (медсправок)

3

 

– других оправдательных документов

2

 

– одного пропущенного дня без оправдательных документов (на одного учащегося)

1

 

Выступление с докладами на общешкольных родительских собраниях

2

 

4

Использование современных образовательных технологий, в том числе ИКТ

Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения предмету и в  воспитательной работе

2

 

Использование проектных, исследовательских и других развивающих образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе

2

 

Разработка и внедрение авторских программ, выполнение программ углубленного изучения предметов

2

 

5

Обобщение

и распространение собственного педагогического опыта (мастер-классы, семинары, конференции, круглые столы и др.)

Распространение опыта на школьном уровне:

   

– выступления на ШМО

1

 

– проведение мастер-классов, открытых уроков, иных открытых мероприятий

5

 

Руководство работой школьного методического объединения учителей

2

 

Обобщение и распространение опыта на муниципальном уровне:

   

– выступления на КМО и РМО

2

 

– проведение мастер-классов, открытых уроков, иных открытых мероприятий

8

 

Обобщение и распространение опыта на региональном уровне: участие (с докладами) в семинарах, совещаниях и конференциях, научно-методические публикации в региональных изданиях

9

 

Обобщение и распространение опыта на федеральном уровне: участие (с докладами) в семинарах, совещаниях и конференциях, научно-методические публикации в федеральных изданиях

10

 

Предоставление методических материалов для размещения на школьном сайте (1 балл

за 1 материал, но не более 5-ти баллов)

Не более 5-ти 

 

6

Участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах

Участие в муниципальных профессиональных конкурсах:

   

– победитель

6

 

– призер

4

 

– участник

2

  

Участие в региональных профессиональных конкурсах:

   

– победитель

8

 

– призер

6

 

– участник

4

 

Участие во всероссийских профессиональных конкурсах:

   

– победитель

10

 

– призер

8

 

– участник

6

 

7

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка

Своевременное прохождение курсов повышения квалификации

5

 

Профессиональная переподготовка по профилю деятельности (интернет-курсы и другие формы самосовершенствования)

3

 

8

Охрана труда, соблюдение техники безопасности

Отсутствие случаев детского травматизма в процессе учебно-воспитательной деятельности:

   

– технология, физкультура

3

 

– химия, физика, начальные классы

2

 

– математика, информатика, русский язык, литература, история, биология, география, немецкий язык, музыка, ИЗО, ОБЖ

1

 

9

Делопроизводство, ведение школьной документации

Высокий уровень исполнительской дисциплины (подготовка отчетов, отсутствие замечаний в журналах, ведение личных дел учащихся)

2

 

Ведение протоколов совещаний, советов и т.п.

2

 

Выпуск школьной газеты

4

 

Оформление общешкольных стендов

2

 

10

Организация деятельности учебного кабинета

Образцовое содержание кабинета, обеспечение санитарно-гигиенических условий в учебном кабинете

2

 

Высокий уровень организации деятельности учащихся по озеленению кабинетов

1

 

Развитие учебного кабинета (пополнение дидактическими, раздаточными материалами, оформление стендов и т.п.)

2

 

11

Стаж работы

За каждые полные 10 лет работы 1 балл

До 5-ти 

 

В начале премиального периода листы с такой таблицей выдаются каждому преподавателю. Достигнутые результаты фиксируются в графе «Информация о работе». Когда премиальный период подходит к концу, учителями проводится самооценка в соответствии с показателями. Приходится оценивать даже такие «нематериальные» позиции, как психологический климат в классе. (Он считается благополучным, если нет конфликтных ситуаций среди учащихся, между учащимися и учителями, учащимися и классным руководителем. Оценка этого показателя определяется классным руководителем, а также может корректироваться с учетом мнения администрации. К сожалению, в нашей малочисленной школе нет психолога, но все взаимоотношения участников образовательного процесса видны каждому.)

Далее происходит заседание комиссии по распределению стимулирующей части ФОТ. В ее состав входят руководитель школы, представитель трудового коллектива, председатели родительского комитета и управляющего совета, бухгалтер. Также приглашаются заместители директора по учебно-воспитательной работе. Комиссия анализирует оценки, выставленные учителями, и их соответствие реальным результатам, подтверждает или корректирует в зависимости от контрольно-аналитической информации, представленной директором и завучами. В случае необходимости у педагога запрашиваются дополнительные сведения.

Окончательная оценка утверждается членами комиссии. На заседании также определяется «стоимость» одного балла и рассчитывается размер учительской премии для каждого. Протокол доступен для ознакомления. Подобная система позволяет сделать распределение «прозрачным», избежать неоправданных конфликтов в коллективе.

Не существует минимального количества баллов, необходимого для того, чтобы претендовать на премию. Учитель в любом случае получает ее. Сумма определяется умножением количества набранных баллов на «стоимость» одного. В свою очередь, «стоимость» определяется делением всей суммы премиального фонда на общее количество баллов, набранных всеми учителями за премиальный период.

Какой период обучения смотрит комиссия, зависит от времени распределения денег. Учитываются результаты предыдущего учебного периода, т.е. при распределении премии в июне–октябре отслеживаются достижения учебного года, в ноябре–декабре – итоги 1-й четверти, в январе–марте – 2-й, в апреле–мае – 3-й четверти.

С введением новой системы оплаты труда, при которой стал распределяться значительный премиальный фонд, заметно возрос интерес коллектива к освоению новых педагогических технологий, к организации внеурочной работы, участию в профессиональных конкурсах и к распространению своего педагогического опыта, активизировалась деятельность классных руководителей с учащимися и родителями.

Разработанные нами показатели премирования работников не претендуют на полноту и безукоризненность. Они не являются застывшими и будут изменяться в дальнейшем в зависимости от реальной обстановки в системе образования.

Рейтинг@Mail.ru