Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2009

Книжная полка

Письма о воспитании

Современное отечественное образование не обсуждает только ленивый, но критика при этом далеко не всегда носит обоснованный характер. Иллюстрацией сказанного выступают упреки в адрес школы, которая только обучает, но совсем не воспитывает. Однако это, по меньшей мере, несправедливо.

Воспитание не сводится к последовательности специально организованных занятий, оно происходит ежедневно и ежечасно: дома, в образовательном учреждении, на улице. Как о семье, ее ценностях и установках можно многое узнать, пообщавшись с ребенком, так и впечатление о школьной атмосфере складывается на основе отношения общества к школе и образованию в целом. Другое дело, что полученный результат далеко не всегда устраивает, но в этом случае правильнее говорить не о недостаточности воспитательных воздействий, а об их неадекватности поставленным – кем? – целям.

И учитель, опаздывающий на уроки, и классный руководитель, никак не реагирующий на происходящие в классе события, и директор, озабоченный лишь результатами ЕГЭ, – воспитывают. То же самое можно сказать и о классном воспитателе, отчитывающем подростков за недостойное поведение по отношению к молодой учительнице.

О том, каким может быть влияние взрослых на детей, как, когда и о чем следует говорить с ребенком, на что следует обращать его особое внимание – обо всем этом сказано неоднократно и весьма убедительно. Несомненную ценность представляют меткие высказывания философов, писателей, педагогов и психологов, которые, как правило, содержатся на страницах их трудов. Однако найдется совсем немного изданий, которые от первой до последней строчки представляют собой свод мудрых мыслей и полезных наставлений, одинаково пригодных как к условиям школьного, так и семейного воспитания.

Одна из таких книг – «Письма к сыну» английского государственного деятеля и писателя Филиппа Честерфилда (1694-1773). Не случайно Вольтер высоко оценил ее как образец эпистолярной прозы и назвал «весьма поучительной и лучшей из когда-нибудь написанных о воспитании».

Ф. Честерфилд

Произведение представляет собой 420 писем, адресованных сыну Филиппу, воспитывавшемуся вдали от отца. Кроме того, перу Честерфилда принадлежат «Максимы», которые также окажутся небезынтересны для всех занятых обучением и воспитанием подрастающего поколения.

В ходе размышлений о не теряющих актуальность вопросах воспитания мы можем «обратиться» к Честерфилду, «побеседовать» с ним, и получить весьма содержательные ответы, способствующие осознанию нашей ответственности перед детьми.

О роли воспитания

– Что такое хорошее воспитание?

– Хорошее воспитание заключается не в низких поклонах и соблюдении всех правил вежливости, но в непринужденном, учтивом и приветливом поведении.

– Что отличает человека воспитанного?

– Человек воспитанный умеет говорить с нижестоящими людьми без заносчивости, а с вышестоящими – уважительно и непринужденно.

– Насколько такое воспитание может оказаться полезным самому человеку?

– Знания могут придать человеку вес, но только воспитанность может придать ему блеск, а людей видящих гораздо больше, нежели способных взвесить…

Воспитанность – это единственное, что может расположить к тебе людей с первого взгляда, ибо для того чтобы распознать в тебе большие способности, нужно больше времени.

– Является ли воспитание решающим фактором в становлении человека?

– Люди обычно бывают тем, что из них сделали воспитание и общество, когда им было от 15-ти до 25-ти лет.

Что можно пожелать молодому человеку, вступающему во взрослую жизнь?

  • Будь смолоду тем, чем в старости, когда уже будет поздно, ты пожалеешь, что не был.

  • Бойся праздности, лени, старайся каждую минуту делать что-то действительно полезное либо наслаждаться жизнью сполна.

  • Наслаждение добродетелью, милосердием и знаниями – это подлинное и непреходящее наслаждение, и я надеюсь, что ты познаешь его всерьез и надолго.

Об образовании

– Следует ли заботиться о развитии ума?

– Постарайся быть умнее других, но никогда не давай им этого почувствовать…

Никогда не старайся показаться умнее или ученее, чем люди, в обществе которых ты находишься. Носи свою ученость, как носят часы – во внутреннем кармане; не вынимай их на людях.

– Какое влияние оказывает на молодого человека общение с умными людьми?

– Приложи все усилия к тому, чтобы общаться с теми, кто выше тебя. Это подымет тебя, тогда как общение с людьми более низкого уровня вынудит тебя опуститься…

Я стал бы посвящать часть своего времени чтению, а оставшиеся часы проводить в обществе людей умных и образованных и стараться больше находиться среди тех, кто выше меня.

– Какова роль знаний в нашей жизни?

– Знания – это убежище и приют, удобные и необходимые нам в преклонные годы, и если мы не посадим дерева, пока мы молоды, то, когда мы состаримся, у нас не будет тени, чтобы укрыться от солнца.

– Означает ли это, что следует стремиться к энциклопедичности знаний?

– Лучше вовсе ничего не знать в какой-либо области, чем знать только наполовину. Поверхностные знания не доставляют ни удовлетворения, ни чести, но зато часто приносят бесчестие или просто ставят нас в смешное положение.

– Стоит ли развивать любознательность?

– Никогда не стыдись и не бойся задавать вопросы, ибо с помощью их ты можешь что-то узнать и если при этом ты извинишься, тебя никогда не сочтут навязчивым или грубым.

– Как научиться излагать свои мысли понятно и кратко?

– Что касается искусства говорить и писать ясно, правильно и к тому же изящно и легко, то ему, разумеется, надо учиться, вдумчиво читая лучших писателей и внимательно вслушиваясь в речь тех, кто более всего достоин нашего подражания.

О воспитании личности

– В чем состоит главный принцип нравственного поведения?

– Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступили с тобой, вот простое, верное и неоспоримое требование справедливости и морали…

Относись к другим так, как тебе хотелось бы, чтобы они относились к тебе, – вот самый верный способ нравиться людям.

– Что такое сильная личность?

– Верный признак человека сильного и здравомыслящего – это способность во всем найти известные границы.

– Какие личностные качества следует развивать в себе?

– Необходимо полное владение собой: чтобы никакое чувство ни при каких обстоятельствах не могло вывести из себя. Терпение – для того чтобы выслушивать суждения легкомысленные, безосновательные и даже наглые. Такт – чтобы уметь отвергнуть их и вместе с тем никого не обидеть, а если ты с чем-то соглашаешься, то сделать это в такой манере, чтобы человек почувствовал себя вдвойне тебе обязанным. Гибкость – чтобы уметь скрыть правду и при этом не прибегать ко лжи. Проницательность – чтобы читать написанное на лицах других. Спокойствие – чтобы, взглянув на тебя, никто не мог прочесть твоих мыслей. Умение казаться человеком откровенным и в то же время скрывать свои мысли.

– Стоит ли быть искренним в выражении своих чувств?

– Быть в меру скрытным – вот в чем заключается тайна людей сильных; слабость же и криводушие – пытаться скрыть себя, все обращать в тайну…

Всегда следует обнаруживать обман и замечать неразумный поступок, но часто совершенно неправ тот, кто стремится выставить и то, и другое напоказ…

Есть обстоятельства, при которых человек должен открыть одну половину своих тайных мыслей, для того чтобы лучше скрыть вторую, однако обстоятельства редко вынуждают его выдать их все. Нужен великий талант, для того чтобы знать, сколь далеко можно зайти и где надлежит остановиться.

– Как следует относиться к недостаткам окружающих?

– Никогда не поддавайся соблазну, очень свойственному большинству молодых людей, выставлять напоказ слабости и недостатки других, чтобы поразвлечь общество или выказать свое превосходство… Человек с добрым сердцем больше старается скрыть, нежели выставить напоказ чужие слабости и недостатки.

– Справедливо ли сказанное и по отношению к себе самому?

– Больше всего и при всех обстоятельствах старайся, если только это окажется возможным, не говорить о себе.

О деле, отдыхе и жизненных удовольствиях

– Как следует распределять время?

– Человек обычно узнает, как ему лучше всего использовать свое время только тогда, когда это время на исходе.

– Наверное, никогда не поздно критически отнестись к тому, как организована наша жизнь?

– Если бы человек каждый вечер вел разговор сам с собой, вспоминая все, что сделал за день хорошего или плохого, он становился бы от этого и лучше, и мудрее.

– Как успеть сделать как можно больше?

– Верный способ в чем бы то ни было преуспеть – это уделять этому предмету пристальное внимание, ничем от него не отвлекаясь, – тогда он потребует от тебя наполовину меньше времени. Долгое и кропотливое сиденье над книгами – удел людей тупых; человек способный занимается регулярно и схватывает все быстро.

– Можно ли научиться планировать свое время?

– Рекомендую … правило, которое немало помогло мне даже в самую беспутную пору моей жизни: вставай рано и всегда в один и тот же час, как бы поздно ты ни ложился спать накануне. Этим ты сбережешь по меньшей мере час или два для чтения или размышлений, до того как начнется повседневная утренняя суета.

– Следует ли особое внимание уделить чтению?

– Занятия с книгой питают юношей, радуют стариков, украшают счастье, доставляют прибежище и утешают в несчастьях, услаждают дома, не мешают вне дома, проводят с нами ночи, сопровождают нас в странствиях и помогают в сельском труде.

– Наряду с чтением, существуют и другие радости жизни. Стоит ли стремиться к ним?

– Не думай, что, говоря «употреблять с пользой время», я разумею непрерывные занятия чем-то серьезным. Нет, в положенные часы удовольствия столь же необходимы, сколь и полезны: они образуют человека, придают ему тот вид, который он должен иметь в обществе, посвящают его в характеры других людей и открывают ему чужое сердце в такие минуты, когда оно не бывает настороже…

Умей выбирать наслаждения сам и никому не позволяй их себе навязывать. Следуй природным своим побуждениям, а отнюдь не моде: положи на одну чашу весов всю ту радость, которую несут тебе наслаждения сегодняшнего часа, а на другую – то, что неизбежно за ними следует, и, руководствуясь здравым смыслом, сделай свой выбор.

– Означает ли это, что стоит ограничивать себя в удовольствиях?

– Я нисколько не жалею о времени, проведенном в наслаждениях; они были своевременны, это были наслаждения, присущие молодости, и вкушал я их в молодые годы. Если бы этого не случилось, я, вероятно, переоценивал бы их сейчас, ибо всем нам очень свойственно непомерно ценить то, чего мы не знаем…

Умей наслаждаться каждым мгновением: век наслаждений обычно короче века жизни, и поэтому человеку не следует ими пренебрегать.

– Какие личностные качества мешают достижению поставленных целей?

– Многие люди теряют очень много времени из-за лени; развалясь в кресле и позевывая, они убеждают себя, что сейчас у них нет времени что-либо начать и что они все сделают в другой раз. Это самая пагубная привычка и величайшее препятствие на пути к знаниям и ко всякому делу.

– Лень мешает только делу или еще и получению удовольствий?

– Праздность – разновидность самоубийства. Духовное начало в человеке безвозвратно погибает… Дела никогда не мешают удовольствиям: напротив, они придают друг другу вкус; ни тем, ни другим нельзя насладиться сполна, если ограничиться чем-то одним.

К чему следует стремиться в жизни?

  • Во-первых, надо исполнять свой долг перед Богом и перед людьми без этого все, что бы ты ни делал, теряет свое значение.

  • Во-вторых, приобрести большие знания, без чего к тебе будут относиться с большим презрением, даже если ты будешь очень порядочным человеком.

  • В-третьих, быть отлично воспитанным, без чего при всей своей порядочности и учености ты будешь человеком не только очень неприятным, но просто невыносимым.

Тайны общения

– Чему следует научиться, чтобы добиться жизненного успеха?

– Большинство искусств требует длительного изучения и усердия, но самое полезное из всех искусств – искусство нравиться – требует только одного – желания.

Надо полагать, что если у человека разумного нет желания нравиться, то у него нет вообще никаких желаний, ибо он не может не знать, что без этого он ничего не добьется.

– Не в этом ли и состоит искусство дипломатии?

– Искусный дипломат всегда сумеет резко разграничить в своем деле все важное от второстепенного и, будучи откровенен и прост в пустяках, в важных вещах не приминет быть скрытным и настойчивым.

– Можно ли сказать, что умение скрывать свои мысли – очень важное качество?

– Надо уметь молчать вообще обо всем, что имеет значение лишь для тебя одного…

Никогда не говори о делах, кроме как с теми людьми, которые имеют к ним непосредственное отношение, и научись казаться свободным и праздным именно тогда, когда дел у тебя больше. Превыше всего человеку нужно иметь скрытые мысли.

– Можно ли доверять свои мысли близким друзьям?

– Доверяй свои серьезные мысли только испытанному другу, у которого больше опыта, чем у тебя, и который идет по жизни совсем другой дорогой и соперником твоим никогда не станет.

– А как научиться понимать собеседника?

– Когда я стараюсь распознать истинные чувства людей, я полагаюсь на мои глаза больше, чем на уши, ибо люди говорят, имея в виду, что я их услышу, и соответственно выбирают слова, но им очень трудно помешать мне увидеть то, чего они вовсе, может быть, не хотят мне показывать.

– Можно ли по поведению человека определить, стоит ли с ним иметь дело?

– Если человек не может сосредоточиться на определенном предмете, каким бы этот предмет ни был, и направить на него все внимание, и если он даже не считает это нужным, то с таким человеком нельзя ни вести дела, ни вступать в беседу.

– В чем состоит искусство беседы?

– Никогда не доказывай своего мнения громко и с жаром, даже если в душе ты убежден в своей правоте и твердо знаешь, что иначе и быть не может, – выскажи его скромно и спокойно, ибо это единственный способ убедить; если же тебе не удастся это сделать, попытайся попросту перевести разговор на другую тему и весело скажи: «Вряд ли нам удастся переубедить друг друга, да в этом и нет необходимости, поэтому давайте лучше поговорим о чем-нибудь другом».

– Можно ли сделать так, чтобы собеседник изменил свою точку зрения?

– Чем больше ты знаешь, тем скромнее тебе следует быть, и, к слову сказать, скромность – самый надежный способ удовлетворить наше тщеславие. Даже если ты в чем-то уверен, сделай вид, что колеблешься, изложи свой взгляд, но не настаивай, и если хочешь убедить других, дай им почувствовать, что убедить можно и тебя.

– Как сделать так, чтобы привлечь к себе внимание окружающих?

– Говори часто, но никогда не говори долго – пусть даже сказанное тобою не понравится, ты по крайней мере не утомишь своих слушателей.

– Какое значение при этом имеет манера общения?

– Личное обаяние человека, его внешность и то, как он говорит, имеет такое значение, что я убежден: одна и та же вещь, сказанная приятным тоном и произнесенная выразительно и отчетливо, понравится, а если те же самые слова пробормочет себе под нос человек нескладный, с угрюмым и насупленным видом, они у всех вызовут только раздражение.

– Чего следует избегать в общении?

– Самая грубая обида – это явное невнимание к человеку, который что-то тебе говорит, и простить эту обиду всего труднее.

– Как понравиться собеседнику?

– Хорошенько присмотрись к тому, что тебе нравится или не нравится в людях, и убедись в том, что, как правило, то же самое будет им нравиться или не нравиться в тебе.

Присмотрись к тому, насколько отличаются люди, работавшие над собой, от людей неотесанных, и я уверен, что ты никогда не будешь жалеть ни времени, ни сил на то, чтобы себя воспитать.

– Каковы правила общения с нашими врагами?

– Для джентльмена и человека талантливого есть только два образа действий: либо быть со своим врагом подчеркнуто вежливым, либо сбивать его с ног. Если человек нарочито и преднамеренно оскорбляет и грубо тебя уничтожает, ударь его, но если он только задевает тебя, лучший способ отомстить – это быть изысканно вежливым с ним внешне и в то же время противодействовать ему и возвращать его колкости, может быть даже с процентами.

Деньги в нашей жизни

– Как научиться жить в соответствии с доходами?

– Старайся, чтобы твой образ жизни настолько соответствовал твоим средствам, чтобы всегда можно было отложить достаточную сумму на непредвиденные расходы и на разумную щедрость. Нет, пожалуй, в жизни человека такого года, когда небольшую сумму денег нельзя было бы употребить с большой пользой.

– Где пролегает граница между бережливостью и скупостью?

– Очень трудно в точности определить, где начинается и кончается бережливость; наименьшее из зол, лежащих по обе ее стороны – все же скупость. Ошибку эту можно еще бывает исправить, расточительность же неисправима.

– В чем состоит главное правило в отношении к деньгам?

– Умный человек расходует деньги столь же бережливо, как и время, и никогда не потратит лишнего шиллинга или минуты без пользы или разумного удовольствия для себя и других. Дурак покупает то, что ему ни на что не нужно и не платит за то, что ему действительно необходимо.

«Письма к сыну» Ф.Честерфилда с пристрастием изучала

Рейтинг@Mail.ru