Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2009

Книжная полка

Рецензии

Головаха Е.И., Кроник А.А. Психологическое время личности/2-е изд., испр. и дополн.

М.: Смысл, 2008

…Мера жизни не в ее длительности, а в том, как вы использовали ее: иной прожил долго, да пожил мало; не мешкайте, пока пребываете здесь. Ваша воля, а не количество прожитых лет определяет продолжительность вашей жизни. (Монтень)

Каков объем психологических знаний, необходимых педагогу? Дискуссии об этом ведутся постоянно. Между тем, сама постановка вопроса предполагает, что они могут быть как необходимыми, так и избыточными. В этой связи будет нелишне обратить внимание на сведения, которые непосредственно не касаются организации учебного процесса, школьной неуспеваемости и т.п., но составляют то, что называется психологической культурой.

Книга, о которой идет речь, помогает разобраться в таких сложных вопросах, как психологическое время и психологический возраст личности, влияние отношения к настоящему и прошлому на наше восприятие будущего.

Издание рассчитано на практикующих психологов, занятых оказанием консультативной и психотерапевтической помощи человеку в осмыслении и решении им личных проблем. Однако кому из нас не хочется научиться организовывать свое бытие так, чтобы не возникало ощущения зря прожитых дней. Авторы убедительно показывают, что отношение человека к настоящему и тем более будущему зависит от наполненности жизни значимыми событиями.

Сказанное можно перевести на «школьный» язык. Директор и его заместители, а также учителя-предметники и классные руководители составляют план работы, включая в него мероприятия, которые впоследствии займут достойное место в отчете о сделанном за год. Но этого недостаточно. Необходимо посмотреть на эти же мероприятия глазами учеников. Содержание учебных занятий, классных часов и школьных праздников влияет на то, как дети относятся к школе, захотят ли продолжить в ней обучение, будут ли впоследствии вспоминать о школьных годах как самых хороших или, наоборот, испортивших им все существование.

Психологический возраст часто не совпадает с паспортным, и можно в 25 лет быть стариком, а в 80 – юношей. Чтобы объяснить эти явления, авторы создали специальную теорию – причинно-целевую концепцию психологического времени и в качестве единицы его анализа и измерения выделили устанавливаемую человеком связь между отдельными событиями. В книге приводятся данные о том, что значимость отдельного события для личности определяется связями с другими, по отношению к которым оно выступает как следствие или причина.

Реальный жизненный путь обусловлен множеством объективных и субъективных факторов, к числу последних относится и индивидуальное его восприятие. Активное отношение к собственной жизни – надежный способ психовозрастной саморегуляции, который помогает отодвинуть наступление психологической старости.

Уставший от переживаний по поводу ошибочно выбранной профессии педагог не только сам чувствует себя несчастным и не верит в возможность богатой позитивными событиями жизни, но и заражает своим настроением коллег и детей. Наивно надеяться, что руководителю по силам изменить мировосприятие своих подчиненных, но показать учителям последствия пессимистического отношения к действительности   – его прямая обязанность, составляющая часть психологической культуры.

В заключение хочется обратить внимание на помещенное в конце книги «Приложение», где описана методика, позволяющая определить свой психологический возраст. На основании полученных результатов можно сделать выводы на будущее, памятуя о том, что человек есть творец своей жизни.

Психологическая служба в современном образовании / под ред. И.В. Дубровиной.

СПб.: Питер, 2009

Главное, чтобы человек прожил свое детство и юность полноценно с точки зрения психического развития.

Психологическая служба образования в нашей стране отметила 20-летний юбилей, но положение психолога в школе остается недостаточно определенным, если не сказать противоречивым. С одной стороны, во многих учебных заведениях такой специалист работает, с другой – непонятно, что входит в его профессиональные обязанности и чего от него следует ждать. В результате, к сожалению, встречаются образовательные учреждения, где психолог только числится, а его присутствия не замечают ни педагоги, ни дети.

Очевидно, требуется немалое время, чтобы решить накопившиеся содержательные и организационные вопросы психологической службы образования, но рассказать об имеющемся опыте можно уже сейчас.

Поэтому возникла необходимость в издании, предназначенном для взрослых участников образовательного процесса, с тем чтобы показать обобщенный взгляд на проблему психологического обеспечения образования и познакомить с типами взаимодействия психолога с учителями, классными руководителями, социальными педагогами, руководством школы. Представляемая книга отвечает этим требованиям и потому может быть адресована всем без исключения специалистам, занятым в образовании, независимо от вида образовательного учреждения – государственного или частного, дошкольного или школьного, городского или сельского и т.п.

На обложку вынесено четыре вопроса относительно работы психолога, ответы на которые содержатся в «Рабочей книге для специалистов в области психологической службы образования» – именно таким подзаголовком снабжено издание.

Вопрос «Как ее понимать?» предполагает получение ответа, понятного не только самому психологу, но и окружающим его людям, которые надеются либо на его профессиональную помощь, либо на продуктивное общение. Общее положение о направленности работы психолога на сохранение и укрепление психического и психологического здоровья детей получило в книге конкретное развитие.

Ответ на вопрос «Как ее структурировать?» имеет отношение, прежде всего, к тем сотрудникам, которые организуют работу психологической службы в зависимости от конкретных образовательных условий – типа учебного учреждения, численности и контингента детей, штата психологов. Однако при планировании своей деятельности нельзя не считаться с пожеланиями школьной администрации, педагогов и родителей.

Понятно, что для директоров школ и их заместителей принципиально важным является вопрос «Как ею управлять?». Причем следует иметь в виду, что эффективное управление – результат не только продуманных действий администрации, но и координации совместных усилий руководителя и психолога. Если в задачи последнего входит создание благоприятного психологического климата в школьном коллективе, то от директора зависит, готов ли он присушиваться к рекомендациям специалиста и способствовать его включению в образовательный процесс.

Наконец последний вопрос «Как ее осуществлять?» рассчитан, конечно, на психологов, но при этом не следует забывать, что они существуют не независимо от школы, а внутри нее, и если учебное заведение без вспомогательного персонала худо-бедно жить может, то практический психолог без практики нет. В этой связи главной его задачей является построение работы таким образом, чтобы окружающие – педагоги, дети, родители – почувствовали, что с психологом в школе лучше, чем без него.

Рейтинг@Mail.ru