Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2009

Информатизация

Класс на тележке

Год назад омская гимназия № 12 получила грант, приобрела лицензионное программное обеспечение для компьютерных классов, обновила компьютеры в библиотеке, кабинетах физики и биологии. Кроме этого, в двух помещениях образовательного учреждения появились интерактивные доски и…

А вот это «и…» не вписывается в ряд перечислений. О нем разговор особый. У нас появился мобильный класс на базе компьютеров iBook фирмы Apple.

Он включает в себя комплект из 14-ти ноутбуков фирмы Apple с операционной системой MacOS, 1,5 Ггц, ОЗУ 512 Мб, 80 Гб, диагональ монитора 12”(ученический) и 14”(учительский), устройство для беспроводной локальной сети в классе, Web-камеры, мультимедиапроектор.

Подчеркнем, что это не просто новая техника, позволяющая улучшить отдельные показатели. Здесь индивидуальный компьютер заменяет ученику традиционную тетрадь, книгу, авторучку, добавляя к этому набору возможность виртуального моделирования, интерактивного взаимодействия с мультимедийными материалами, быстрого контроля и самоконтроля знаний, затрагивает и меняет сами основы образовательного процесса.

Новое понятие «мобильный класс Apple» приходит на смену исторически сформировавшемуся «классу вычислительной техники». Благодаря оригинальному решению – созданию системы беспроводной связи – появились новые возможности, существенно влияющие на организацию учебного процесса в школе.

Ноутбуки, размещаемые вместе с периферийным оборудованием в передвижной тележке-сейфе, могут быстро оказаться в том кабинете, где это требуется педагогу. Сама организация уроков в ситуации, когда даже первоклассник с легким портативным компьютером iBook компании Apple может подойти от своей парты к столу учителя или присоединить его к мультимедиапроектору для показа результатов своей работы, становится принципиально иной.

Компьютеры Apple теперь свободно перемещаются из одного помещения в другое, ими могут воспользоваться учителя-предметники с минимальной базовой подготовкой там и тогда, где и когда им это понадобится. Даже находясь в школьном дворе, ученики легко обмениваются информацией и печатают на принтере свои тексты и рисунки. При этом педагог продолжает контролировать всю деятельность школьников, используя возможности программы дистанционного управления классом.

Тележка, рассчитанная на 16 ноутбуков, служит надежным хранилищем, местом для зарядки аккумуляторных батарей и средством доставки техники в любой кабинет. На полное развертывание мобильного класса даже у неподготовленного преподавателя уйдет всего 5–7 минут.

Наличие подобной техники меняет формы и стиль взаимодействия ученика и учителя; ребенка с учебным материалом; организацию и форму проведения урока; обеспечение контроля и самоконтроля. Процессы эти сложны и не скоры, требуется немало времени для их осмысления.

Как можно использовать мобильный класс?

Проектные групповые работы с применением фото-, видеокамер, созданием слайд-шоу и коротких фильмов на заданные темы – вполне посильное и увлекательное занятие даже для малышей 3–4-х классов. Более того, такая деятельность имеет и большое воспитательное значение: в поездках в осенний или зимний лес, в прогулках по городу и в организации тематических экскурсий активное участие принимают родители. Обработка фотографий и монтаж фильмов выполняется в «родных» для компьютеров Mac программах: iPhoto и iMovie. Готовые проекты записываются на CD и DVD.

На уроках литературы – это активная работа с текстами в текстовом редакторе, индивидуальное прослушивание отрывков из литературных произведений, например, прочтение того же монолога Гамлета разными актерами; просмотр видеофрагментов фильмов и спектаклей; подготовка презентаций в программах PowerPoint (форматы для PC и Mac совместимы) или Keynote (программа для Mac); выступление при поддержке презентации.

На уроках математики – введение компьютерного тестирования.

Огромные возможности при организации внеклассной работы: создание фото- и видеоархивов событий жизни класса и школы с помощью программ iPhoto и iMovie.

На уроках музыки ученики с большим интересом осваивают искусство аранжировки и композиции в программе GarageBand.

На уроках английского языка – подготовка и представление презентаций на заданные темы в программах PowerPoint и Keynote; работа с мультимедийными элементами электронной энциклопедии World Book, входящей в состав основных программ для Mac; индивидуальные занятия с аудиоматериалами.

Мобильное решение имеет целый ряд преимуществ:

  • нет необходимости оборудовать специальные компьютерные классы (при нехватке учебных помещений это может быть очень существенной причиной выбора мобильного варианта);

  • не требуется прокладывать электропроводку и компьютерную сеть;

  • для размещения понадобится помещение меньшего размера, чем в случае использования настольных компьютеров с традиционными мониторами с электронно-лучевой трубкой (4,5 против 6 квадратных метров на рабочее место);

  • ноутбуки можно применять на отдельном этапе «обычного» урока. iBook, находящийся в «спящем» состоянии, практически не потребляет энергии, но готов почти мгновенно продолжить работу; нужная программа запускается до начала занятия, после чего компьютер просто закрывается;

  • маленькая белая коробка на парте не отвлекает внимания учащегося, при этом, в запланированный учителем момент, ему достаточно открыть крышку, чтобы приступить к работе с подготовленным приложением;

  • появляется множество иных, невозможных в стационарном классе вариантов применения компьютерной техники;

  • учителя-предметники, прежде обходившие компьютерный кабинет стороной, после появления мобильного класса с удовольствием начинают осваивать информационные технологии.

В заключение, несколько слов о трудностях.

  • Тележка, на которой размещены ноутбуки, тяжелая, и если нет специальных лестниц (а в школах они отсутствуют), то ее невозможно легко передвигать с этажа на этаж.

  • Трудности возникают и во всеобуче учителей-предметников. Требуется, чтобы хотя бы два преподавателя владели новым программным обеспечением и могли по цепочке обучать других. Нужна постоянная практика, так как при ее отсутствии теряется навык работы.

  • Образовательные диски, которые продают в магазине, подходят только для Windows, а ноутбуки оснащены MacOS. Таким образом, на портативном компьютере необходимо устанавливать две операционные системы.

  • Немаловажно и то, что лицензионное программное обеспечение стоит исключительно дорого, и школам не под силу его купить.

  • Есть проблема в обслуживании подобной компьютерной техники, т.к. ввести в штатное расписание должность «техник-инженер» мы не можем себе позволить. Таким образом, на плечи учителя информатики ложится гораздо большая нагрузка, нежели прежде.

Рейтинг@Mail.ru