А вот это «и…» не вписывается в ряд
перечислений. О нем разговор особый. У нас
появился мобильный класс на базе компьютеров iBook
фирмы Apple.
Он включает в себя комплект из 14-ти
ноутбуков фирмы Apple с операционной системой MacOS,
1,5 Ггц, ОЗУ 512 Мб, 80 Гб, диагональ монитора
12”(ученический) и 14”(учительский), устройство
для беспроводной локальной сети в классе,
Web-камеры, мультимедиапроектор.
Подчеркнем, что это не просто новая
техника, позволяющая улучшить отдельные
показатели. Здесь индивидуальный компьютер
заменяет ученику традиционную тетрадь, книгу,
авторучку, добавляя к этому набору возможность
виртуального моделирования, интерактивного
взаимодействия с мультимедийными материалами,
быстрого контроля и самоконтроля знаний,
затрагивает и меняет сами основы
образовательного процесса.
Новое понятие «мобильный класс Apple»
приходит на смену исторически сформировавшемуся
«классу вычислительной техники». Благодаря
оригинальному решению – созданию системы
беспроводной связи – появились новые
возможности, существенно влияющие на
организацию учебного процесса в школе.
Ноутбуки, размещаемые вместе с
периферийным оборудованием в передвижной
тележке-сейфе, могут быстро оказаться в том
кабинете, где это требуется педагогу. Сама
организация уроков в ситуации, когда даже
первоклассник с легким портативным компьютером
iBook компании Apple может подойти от своей парты к
столу учителя или присоединить его к
мультимедиапроектору для показа результатов
своей работы, становится принципиально иной.
Компьютеры Apple теперь свободно
перемещаются из одного помещения в другое, ими
могут воспользоваться учителя-предметники с
минимальной базовой подготовкой там и тогда, где
и когда им это понадобится. Даже находясь в
школьном дворе, ученики легко обмениваются
информацией и печатают на принтере свои тексты и
рисунки. При этом педагог продолжает
контролировать всю деятельность школьников,
используя возможности программы дистанционного
управления классом.
Тележка, рассчитанная на 16 ноутбуков,
служит надежным хранилищем, местом для зарядки
аккумуляторных батарей и средством доставки
техники в любой кабинет. На полное развертывание
мобильного класса даже у неподготовленного
преподавателя уйдет всего 5–7 минут.
Наличие подобной техники меняет формы
и стиль взаимодействия ученика и учителя;
ребенка с учебным материалом; организацию и
форму проведения урока; обеспечение контроля и
самоконтроля. Процессы эти сложны и не скоры,
требуется немало времени для их осмысления.
Как можно использовать мобильный
класс?
Проектные групповые работы с
применением фото-, видеокамер, созданием
слайд-шоу и коротких фильмов на заданные
темы – вполне посильное и увлекательное
занятие даже для малышей 3–4-х классов. Более
того, такая деятельность имеет и большое
воспитательное значение: в поездках в осенний
или зимний лес, в прогулках по городу и в
организации тематических экскурсий активное
участие принимают родители. Обработка
фотографий и монтаж фильмов выполняется в
«родных» для компьютеров Mac программах: iPhoto и iMovie.
Готовые проекты записываются на CD и DVD.
На уроках литературы – это
активная работа с текстами в текстовом
редакторе, индивидуальное прослушивание
отрывков из литературных произведений, например,
прочтение того же монолога Гамлета разными
актерами; просмотр видеофрагментов фильмов и
спектаклей; подготовка презентаций в программах
PowerPoint (форматы для PC и Mac совместимы) или Keynote
(программа для Mac); выступление при поддержке
презентации.
На уроках математики –
введение компьютерного тестирования.
Огромные возможности при организации
внеклассной работы: создание фото- и
видеоархивов событий жизни класса и школы с
помощью программ iPhoto и iMovie.
На уроках музыки ученики с
большим интересом осваивают искусство
аранжировки и композиции в программе GarageBand.
На уроках английского языка –
подготовка и представление презентаций на
заданные темы в программах PowerPoint и Keynote; работа с
мультимедийными элементами электронной
энциклопедии World Book, входящей в состав основных
программ для Mac; индивидуальные занятия с
аудиоматериалами.
Мобильное решение имеет целый ряд
преимуществ:
нет необходимости оборудовать
специальные компьютерные классы (при нехватке
учебных помещений это может быть очень
существенной причиной выбора мобильного
варианта);
не требуется прокладывать
электропроводку и компьютерную сеть;
для размещения понадобится
помещение меньшего размера, чем в случае
использования настольных компьютеров с
традиционными мониторами с электронно-лучевой
трубкой (4,5 против 6 квадратных метров на рабочее
место);
ноутбуки можно применять на
отдельном этапе «обычного» урока. iBook,
находящийся в «спящем» состоянии, практически не
потребляет энергии, но готов почти мгновенно
продолжить работу; нужная программа запускается
до начала занятия, после чего компьютер просто
закрывается;
маленькая белая коробка на парте не
отвлекает внимания учащегося, при этом, в
запланированный учителем момент, ему достаточно
открыть крышку, чтобы приступить к работе с
подготовленным приложением;
появляется множество иных,
невозможных в стационарном классе вариантов
применения компьютерной техники;
учителя-предметники, прежде
обходившие компьютерный кабинет стороной, после
появления мобильного класса с удовольствием
начинают осваивать информационные технологии.
В заключение, несколько слов о
трудностях.
Тележка, на которой размещены
ноутбуки, тяжелая, и если нет специальных лестниц
(а в школах они отсутствуют), то ее невозможно
легко передвигать с этажа на этаж.
Трудности возникают и во всеобуче
учителей-предметников. Требуется, чтобы хотя бы
два преподавателя владели новым программным
обеспечением и могли по цепочке обучать других.
Нужна постоянная практика, так как при ее
отсутствии теряется навык работы.
Образовательные диски, которые
продают в магазине, подходят только для Windows, а
ноутбуки оснащены MacOS. Таким образом, на
портативном компьютере необходимо
устанавливать две операционные системы.
Немаловажно и то, что лицензионное
программное обеспечение стоит исключительно
дорого, и школам не под силу его купить.
Есть проблема в обслуживании
подобной компьютерной техники, т.к. ввести в
штатное расписание должность «техник-инженер»
мы не можем себе позволить. Таким образом, на
плечи учителя информатики ложится гораздо
большая нагрузка, нежели прежде.
|