Примерами дополнительного
образования детей (ДОД) в форме «школа» являются
три группы учреждений:
ориентированные на искусство:
художественные, музыкальные, хореографические и
т.п.;
спортивные, предназначенные для
продвижения школьников к образцам физического
совершенства;
очно-заочные по различным
предметам, обеспечивающие дополнительное
углубленное изучение учебных дисциплин,
подготовку к поступлению на соответствующие
факультеты вузов.
Понимание сущности школьной формы
организации дополнительного образования детей
позволяет представить такой механизм:
– предъявление классических
образцов мирового и национального искусства,
спортивных достижений человечества в виде
многоуровневой системы ступеней (разрядов,
званий победителей и лауреатов конкурсов,
олимпиад);
– организация длительных и
напряженных упражнений, тренировок, репетиций,
направленных на последовательное овладение
уровнями;
– периодическая аттестация
воспитанников в виде участия в различных
квалификационных соревнованиях, конкурсах.
Важными составляющими школы как
формы организации ДОД можно назвать:
– культивирование в объединениях
значения победы, достижения поставленной цели
своими усилиями;
– самосовершенствование –
сознательное развитие себя, индивидуальных
способностей (например, олимпийский девиз «Citius,
Altius, Fortius» – «Быстрее, выше, сильнее»),
преодоление собственных слабостей,
необходимость справляться с трудностями,
возникающими в процессе деятельности;
– особая значимость образца как
признанного примера, которому необходимо
следовать;
– стремление к построению карьеры,
продвижение в какой-либо сфере;
– соревновательность, конкуренция,
соперничество в достижении лучших результатов в
определенной области.
Школа в системе ДОД – это
система взаимосвязанных, преемственных программ
одного профиля, позволяющих обучающимся освоить
(самостоятельно выбрать) тот или иной уровень
образования. Как правило, подобные учебные
заведения решают комплексные и разноуровневые
задачи поэтапной допрофессиональной или
начальной профессиональной подготовки.
Такие школы отличает наличие
примерных образовательных программ,
ориентированных на базовые знания, навыки,
умения; учебный план, учитывающий пожелания
детей и родителей по созданию факультативов;
организация индивидуальной работы и
консультаций; обязательная система
промежуточной и итоговой аттестации с выдачей
соответствующего документа, подтверждающего
полученный уровень образования.
Спецификой школьной формы ДОД может
быть признана интегрированность в профильные
социальные институты (спорт высоких достижений,
профессиональное художественное искусство).
Данное обстоятельство приводит к возможности
перехода наиболее способных школьников к
профессиональным занятиям и к сопутствующей
профессиональной подготовке.
Можно сказать, что предназначение школ
в системе ДОД – обеспечение региональных и
национальных достижений в спорте, искусстве, той
или иной области знания (математика,
естествознание, история и т.д.).
Прообразы школ в истории
образования
В Древних Афинах воспитание было
направлено на гармоничное и всестороннее
развитие духовных и телесных сил юношества.
Концепция идеала воспитания человека –
калокагатия (греч. kalokagathia, от kalos – прекрасный,
agathos – добрый) – предусматривала гармонию
внешних и внутренних достоинств,
духовно-нравственных основ. Идеал красоты
включал единство, гармонию духа и тела, а
величина, порядок и симметрия считались символом
прекрасного. Поэтому основной путь воспитания
предполагал следование канонам идеального, что
для приближения к идеалу осуществлялось в рамках
гимнастического и мусического развития. «Это
найдено еще с древнейших времен: для тела –
гимнастическое воспитание, а для души –
мусическое» (Платон).
Гимнастическое воспитание связано,
прежде всего, с обучением свободно и быстро
бегать, поскольку бег считался основой
физической подготовки. Также занимались борьбой,
прыжками, метанием диска и копья, плаванием,
греблей и игрой в мяч.
Мусическое воспитание (от греческого
«мусике» — искусство муз в области
литературы, науки, искусства) предполагало
знакомство с изречениями мудрецов, рассказами о
древних подвигах, обучение игре на музыкальных
инструментах и хоровому пению. Слушая о наградах
и достойных деяниях, юноши стремились подражать
им, чтобы потомки впоследствии воспевали их.
Ведущими методами мусического и гимнастического
воспитания можно также назвать соревнование
(поддержание духа соперничества), общественное
мнение.
Демонстрационной площадкой
достижений становились Олимпийские и подобные
им Пифийские, Истмийские, Немейские игры. В
отличие от Олимпийских (чисто атлетических),
Пифийские и Истмийские игры включали состязания
певцов и музыкантов. Победители получали в
награду лавровый венок и горшок оливкового
масла. Эти предметы символизировали для древних
греков бессмертную славу. Знаменитые поэты
посвящали победителям торжественные песни,
городские власти ставили мраморные статуи, а
историки заносили их имена в анналы.
Для чего нужна школа?
Одна из групп школьников – учащихся
музыкальных, спортивных, художественных
школ – одаренные, проявляющие сразу несколько
талантов в различных сферах. Другая группа –
ребята, не имеющие каких-либо явных дарований.
Это обычная ситуация. В детских объединениях
школьной формы неоднородность контингента
(различие в уровне выраженности специальных
способностей) оказывает существенное влияние на
функции учащихся.
Среди миссий дополнительного
образования, реализуемых в условиях школьной
формы организации, можно назвать следующие:
духовно-ценностная ориентация
школьников на достижения классической и
народной культуры, патриотизм (служение Родине,
родной культуре), нравственность (трудолюбие,
самосовершенствование), законопослушность;
развитие специальных
(музыкальных, математических, лингвистических,
технических, литературных, художественных,
спортивных) способностей, наиболее полное
использование физических и психических данных
ребенка по отношению к художественной,
спортивной или музыкально-исполнительской
деятельности.
В рамках школьной формы
дополнительного образования осуществляется три
главных процесса:
1. Организация социального опыта
школьника в ситуациях напряжения сил,
преодоления себя, открытой конкуренции,
переживания победы и поражения, опыта отношений
в команде, призванной решать сложную задачу.
2. Общее профильное (музыкальное,
спортивное) образование, обучение специальным
знаниям и умениям.
3. Индивидуальная педагогическая
помощь в самоопределении по отношению к
осваиваемой деятельности в рамках
допрофессиональной и начальной
профессиональной подготовки (как в случае
успехов и карьерного продвижения, так и в
ситуации неуспеха, содействие во время кризисов
карьеры, в освоении данного вида деятельности),
поддержка в преодолении учебных трудностей.
Один из сущностных вопросов в
обсуждаемой теме звучит так: что побуждает детей
посещать школьные объединения в учреждениях
дополнительного образования? Среди всех
возможных мотивов особое место, по всей
вероятности, занимают познавательные
потребности, желание осваивать новые виды
деятельности, необходимость в самоутверждении.
Предназначение школ в
системе ДОД – обеспечение региональных
и национальных достижений в спорте, искусстве,
той или иной области знания.
|
Для детских школ искусств
(музыкальных, художественных) наиболее
перспективными в плане достижений являются
ребята, обладающие художественным типом
одаренности. Для детских спортивных школ
соответственно – психомоторным или спортивным1.
В школьных объединениях наиболее
явных успехов добиваются воспитанники с
академическим типом одаренности. У них на первый
план выходят особые способности именно к
обучению (блестяще усваивать, учиться).
Особенности познавательной сферы (мышления,
памяти, внимания), некоторые отличительные черты
их мотивации таковы, что делают учение для этих
ребят достаточно легким, а в ряде случаев даже
приятным.
Академический тип одаренности, как
указывает B.C. Юркевич2,
имеет свои подтипы: есть учащиеся с широкой
способностью к обучению (они легко осваивают
любую деятельность, проявляют заметные успехи во
всех школьных науках), а есть такие, у которых
повышенные способности к усвоению проявляются
лишь в одной или нескольких близких областях
знаний (дети с академическими способностями к
точным или к гуманитарным наукам).
Чем живет школа?
Данный вариант дополнительного
образования базируется на признании за
воспитателем (учителем) права определять цели
воспитания, а также педагогические пути, способы
и средства их достижения. Такой специалист
сознательно ставит и решает важнейшую
социальную проблему воспитания других людей,
принимая на себя ответственность за их развитие3.
В рамках рассматриваемой формы
дополнительного образования обучающиеся
оказываются в ситуации, требующей от них
принятия ведущей роли педагога как человека
управляющего, руководящего, организующего их
развитие.
Образование в условиях модели «школа»
в высокой степени профессионализировано, как
правило, связано с получением сертификата,
поэтому для учреждений ДОД характерна высокая
регламентированность: строгое расписание
занятий, обязательность для всех воспитанников
освоения учебного содержания. Обучение здесь
выступает в таких видах и методах, как
индивидуально-групповое, репродуктивное,
присутствует в «школе» и организация
самостоятельной работы, домашние задания,
зачетно-экзаменационная форма аттестации.
Отличием данного типа воспитательных
организаций является глубокая дифференциация по
специальностям (музыкальные инструменты, виды
спорта, области знания). Организация обучения
осуществляется на максимально высоком уровне
трудности с учетом зоны ближайшего развития
учащихся и положительном эмоциональном фоне...
Успеху будет способствовать технология
обучения, инициирующая формирование
эмоционально-интеллектуально-волевого
отношения учащихся к активному развитию
собственных... способностей4.
Коллаж Т.Белоножкиной
Одной из главных задач педагога в
рамках школьной формы дополнительного
образования является удовлетворение спроса
учеников на знания, навыки. В детских
объединениях данного типа взаимоотношения
«педагог – воспитанник» носят императивный
характер, объективно воспитатель осуществляет
воздействие на ребенка с целью усвоения
последним необходимого учебного содержания.
Поэтому в воспитаннике ценятся способности к
обучению, природные данные, усердие5.
В частности, при посещении детской
музыкальной школы необходимы ежедневные
самостоятельные систематические занятия. Только
при таком условии возможно овладеть игрой на
музыкальном инструменте, выработать технику
исполнения и добиться качественного звучания.
Немало трудностей дети испытывают в
процессе освоения исполнительского мастерства.
У них порой проявляется так называемая «болезнь
сцены», когда исполнителем перед выходом к
зрителям овладевает особая тревога, волнение,
боязнь выступления перед аудиторией. Еще одной
трудностью является необходимость
саморегуляции и самодисциплины для поддержания
хорошей формы (спортивной или художественной).
Так, овладение каким-либо видом
музыкальной деятельности – сложный и
длительный процесс, требующий неустанных усилий
и постоянных упражнений и потому – большой
трудоспособности и терпеливости того, кто избрал
музыку своей профессией или просто любимым
занятием6.
В то же время, поскольку занятия
проходят в индивидуальной форме, педагогам часто
удается наладить контакт с детьми, которые
делятся с наставником не только учебными, но и
личными проблемами.
Подготовка к участию школьников в
концертах также имеет довольно длительный
характер и связана с многократными репетициями.
При этом преподаватели, организующие учебный и
репетиционный процесс, стараются не превратить
их в тренировку по выработке технических навыков
или механическое заучивание текстов, стремятся
не разрушить желание школьника звуками передать
художественный образ музыкального произведения.
В заключение остановимся на этапах,
которые выделяются в любом школьном объединении
учреждения дополнительного образования.
Скажем, в спортивных школах существуют
следующие ступени: спортивно-оздоровительная и
начальная подготовка (2–3 года), спортивное
совершенствование (4–5 лет), высшее спортивное
мастерство (3–5 лет). При этом для успеха наиболее
значимы переходы с одной ступени на другую.
В УДОД спортивного профиля выделяются
четыре этапа карьеры: начало специализации;
переход к углубленной тренировке в избранном
виде спорта; переход из массового спорта в спорт
высших достижений; переход из юношеского спорта
во взрослый7.
Годовой цикл жизни детско-юношеской
спортивной школы включает, кроме повседневных
тренировок, сборы и соревнования. Они могут
рассматриваться как ключевые события для
воспитанников, т.к. именно соревнования являются
способом итоговой оценки результатов.
Аналогичная логика видна в перечнях
основных мероприятий музыкальных школ (а также
хореографических или танцевальных).
_______________
1Юркевич В.С.
Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. – М.:
Просвещение, 1996.
2Там же.
3Корнетов Г.Б.
Педагогика: теория и история. – М.: Изд-во УРАО,
2003.
4Буторина Н.И.
Развитие музыкального интереса учащихся на
уроках сольфеджио: Дисс. на соискание ученой
степени канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2002.
5Ланцберг В.И.,
Кордонский М.Б. Технология группы (сокращенный
вариант) // Сельская школа со всех сторон, 2001, №20.
6Кирнарская Д.К.
Музыкальные способности: учеб. пособие для
студентов вузов. – М.: Таланты-XXI в., 2004.
Современный мир и эстетическое развитие
человека: учеб. пособие / Отв. ред. Н.И. Киященко,
Е.Н. Шапинская. – М.: Прометей, 1993. Тарасова
К.В. Онтогенез музыкальных способностей. – М.:
Педагогика, 1988.
7Стамбулова
Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб.
пособие / Н.Б. Стамбулова. – СПб.: Центр карьеры,
1999.
|