Вряд ли участники городской
научно-практической конференции «Федеральные
государственные образовательные стандарты.
Обновление содержания дополнительного
образования детей» готовились к сюжету встречи,
предусмотренному ее организаторами*.
Вместо представления опыта и советов по
«выживанию» присутствующих учили… читать
документы и искать свою нишу на рынке
образовательных услуг. Именно поэтому в процессе
четкого доклада о нынешней ситуации с
Федеральными государственными образовательными
стандартами (ФГОС), сделанного профессором,
ведущим научным сотрудником Института теории и
истории педагогики РАО Михаилом Богуславским, из
зала раздавались возмущенные реплики: «А какое
отношение стандарты имеют к нам? Зачем нам это
слушать?!»
Бунтовщиков образумила одна из
главных организаторов мероприятия, проректор
МИОО Галина Буданова, строго заметив: доклад
Богуславский приготовил в таком виде по ее
просьбе и «всем присутствующим пора бы уже
осознать, что вносить изменения в содержание
дополнительного образования нам придется именно
из-за новых стандартов, а для этого важно
понимать их суть, структуру, чувствовать
заложенные в них посылы».
Давайте попробуем вспомнить ряд
ключевых тезисов новых стандартов. Прежде всего,
стандарт его разработчики рассматривали не как
трафарет, под который нужно «подгонять» ребенка,
а как гарантированное предоставление
возможностей, для чего была придумана формула
трех «Т», то есть:
– требования к структуре основных
образовательных программ;
– требования к условиям реализации
этих программ;
– требования к результатам освоения
основных образовательных программ.
Кроме того, в стандарте предложена
новая структура базисного учебного
(образовательного) плана, в состав которого в
качестве компонента включена внеурочная
деятельность. Наконец, ребенка пытаются
поставить ученика в центр образовательного
процесса. Что означает: возраст и деятельность
становятся ключевыми для его организации. Школа
должна озаботиться и обеспечить условия для
развития учащегося.
Выступивший на пленарном заседании заместитель
руководителя Городской службы лицензирования и
аттестации Департамента образования г. Москвы
Сергей Шариков принял «подачу» своих коллег и
поддержал их тезисы. По его словам, невозможно
будет в дальнейшем встраивать дополнительное
образование в жизнь ребенка, если сейчас «не
понять своей точки в системе координат». Следует
не отмахиваться от содержания образования в
целом и внимательно изучить программы
воспитания, существующие сегодня в стандарте.
«Безусловно, материал этот дискуссионный, –
отметил Сергей Витальевич. – Однако он поможет
сориентироваться и спланировать направления
работы на ближайшие годы».
Действительно, если заглянуть во
ФГОС и найти там «Примерную программу воспитания
и социализации обучающихся» в разделе
«Начальное общее образование», то можно
обнаружить прямые ссылки на систему
допобразования детей. В частности, в описании
«примерных видов деятельности и формы занятий с
учащимися начальной школы» встречаешь следующие
установки:
– « <...> практическое освоение
методов и форм физической культуры,
здоровьесбережения, простейших элементов
спортивной подготовки (на уроках физической
культуры, в спортивных секциях школы и
внешкольных учреждений, при подготовке и
проведении подвижных игр, туристических походов,
спортивных соревнований);
– получение первоначального опыта
самореализации в различных видах творческой
деятельности, умения выражать себя в доступных
видах и формах художественного творчества (на
уроках художественного труда и в системе
учреждений дополнительного образования) <...>».
На конференции участникам также
напомнили, что в соответствии с Законом РФ «Об
образовании» оно является самостоятельным типом
образования. И если перед основным общим
образованием стоит задача воспроизводства
культуры нации, то перед дополнительным –
развитие потенциала к самореализации каждого
человека в этой культуре.
Это предполагает, что данные типы
должны быть и по-разному устроены: как на уровне
целеполагания образовательной деятельности, так
и на уровне образовательных программ и методик
их реализации.
Акцент на таком различии был сделан во
второй части конференции. Например, на секции
«Миссия дополнительного образования детей»
педагогам предложили подумать о том, какое место
должны занять учреждения дополнительного
образования детей (УДОД), учитывая новые ФГОС.
«Миссия новых стандартов –
законодательно закрепить и защитить внеурочную
деятельность, – констатировал Михаил
Богуславский. – Сейчас школы будут обязаны
создать у себя систему дополнительного
образования. Но я уверен, что радости у
директоров школ это не вызовет, как не вызвало у
их коллег в 70-е годы. Сейчас происходит процесс
реинновации, то есть возвращение того, что было в
ОУ 30 лет назад. Во-первых, снова устраиваются
физкультминутки, во-вторых, усиливается роль НВП,
и, в-третьих, дается установка считать школу
центром воспитательной работы микрорайона.
РЕШЕНИЕ
Рекомендации городской
научно-практической конференции «Федеральные
государственные образовательные стандарты.
Обновление содержания дополнительного
образования детей»
Признавая актуальность обновления
содержания дополнительного образования детей в
связи с введением новых Федеральных
образовательных стандартов общего образования
(ФГОС), участники настоящей научно-практической
конференции считают целесообразным предложить к
выполнению следующие рекомендации.
1. Принять управленческие решения,
обеспечивающие:
закрепление миссии дополнительного
образования детей на нормативно-правовом уровне;
разработку модели оценивания
качества дополнительного образования детей;
оформление процедуры сертификации
результатов образовательной деятельности,
осуществляемой на основе дополнительных
общеобразовательных программ;
разработку модели социальной
деятельности детей и молодежи на основе
творческой активности по созданию и реализации
инновационных проектов.
2. Организовать временный творческий
коллектив для проведения системного анализа
реализуемых образовательными учреждениями
города дополнительных общеобразовательных
программ на предмет выявления возможности их
использования в логике ФГОС.
3. Внести изменения, уточнения и
дополнения в базовую концепцию содержания
дополнительного образования детей в
соответствии с концепцией Федеральных
образовательных стандартов, имея в виду создание
дополнительных общеобразовательных программ
нового класса.
4. Создать в структуре МИОО Лабораторию
модернизации методической службы (деятельности)
для осуществления организационно-методического
сопровождения региональной системы
дополнительного образования детей, а
именно<…> |
От руководителей ОУ снова
начинают требовать, чтобы свет в актовом и
спортивном залах горел до девяти вечера. Поэтому
школы, конечно, будут усиливать свои позиции,
открывать секции, кружки, студии, дрейфовать в
сторону «школы полного дня». Они станут бороться
за детей (другими словами – за финансирование).
Конкуренция между школами и УДОД неизбежна, и к
этому стоит отнестись как к дождю, который никто
не может отменить.
Однако система допобразования может
успешно выполнять социализаторскую функцию,
учить ребенка применять знания на практике, ведь
сильной, брендовой стороной нашей школы были и
пока остаются теоретические знания. На мой
взгляд, УДОД надо более решительно
позиционировать себя, показывать свои сильные
стороны, демонстрировать, чем они могут быть
полезны школьникам в жизни».
Сходными мыслями поделился с
педагогами и директор Московского
городского дворца детского творчества на
Воробьевых горах Дмитрий Монахов. Он убежден в
том, что «миссия современных УДОД должна
измениться. Нам стоит по-новому посмотреть на
свои методические функции и вместе с тем
осознать, что любая методика – это не только
теория, но и практика, которая у нас появляется в
результате работы с детьми. В результате у нас
возникает бесценный опыт. Мы можем транслировать
его, делиться им со школами. Необходимо вести
работу в этом направлении, определить алгоритм
взаимодействия с ребенком, родителями, возможно,
даже с соседними школами. Вероятно, есть смысл
пересмотреть и свой правовой статус в связи с
новыми ФГОС».
Послушав коллег, участники секции
разделились на два лагеря. Одни запаниковали –
школы начнут «отбирать хлеб» (то есть
воспитанников) у системы дополнительного
образования. Другие, напротив, с оптимизмом
смотрели в будущее и говорили о важности
кооперации со школами, заключении договоров на
проведение мероприятий. Прозвучала реплика о
том, что если у УДОД имеется своя ниша, если они
умеют формировать определенные компетентности в
соответствии с детскими интересами, то
конкуренции со стороны ОУ опасаться нечего.
Многие придерживались такой позиции:
даже если учебные заведения откроют у себя
различные кружки, они будут обеспечивать, скорее,
педагогическое сопровождение учащегося по
определенной теме (бисероплетение, роспись по
батику, моделирование, etc), в то время как
учреждения допобразования предлагают именно образование
по дополнительной теме по заранее выстроенной
программе, разработанной (зачастую авторской)
методике. Школьные секции помогут в массовом
порядке охватить детей какими-либо занятиями, а
УДОД займутся «штучной» работой, индивидуальным
подходом.
Вспомнили и об инициативе «Наша новая
школа», одно из направлений которой – «Одаренный
ребенок» – впрямую относится к системе
допобразования. Встраивайся в систему, предлагай
программы, изобретай, твори! Вопрос лишь в
мобильности и расторопности руководителя УДОД и
его коллектива.
Завершая работу секции, начальник
Управления воспитания и дополнительного
образования московского Департамента
образования Ольга Бахчиева напомнила: в
административные округа столицы пришел приказ о
том, что любое учреждение образования может
претендовать на статус ресурсного центра округа.
По ее словам, это «хорошая возможность для УДОД
заявить о себе, сделать свое учреждение
информационной базой, объединяющим центром,
консультативным пунктом и тем самым выйти на
принципиально новый уровень развития. Это новый
управленческий ход для УДОД. И, мы надеемся, вы
воспользуетесь им, а также сориентируетесь на
новые направления работы в рамках концепции
инициативы “Наша новая школа“».
Вот о таком перспективном развитии
системы дополнительного образования шла речь на
конференции. Читать стандарты, изучать новые
инициативы, читать между строк – задача
ближайшего года.
Правда, ложку дегтя под конец встречи
подлили несколько участников, заявивших: «Вы
говорите, свет в учреждениях образования должен
гореть теперь до девяти вечера, дети не должны
быть на улице. А на совещании у мэра Москвы нам
четко заявили, что электроэнергию нужно
экономить – на дворе кризис. Так как же быть?!»
______________
* Организаторы
конференции: Управление воспитания и
дополнительного образования Департамента
образования г. Москвы; кафедра педагогики
дополнительного образования детей МИОО;
Городской совет директоров учреждений
дополнительного образования детей.
|