Как правило, вновь назначенный
руководитель стремится первым делом
организовать общее собрание, в ходе которого
знакомится с коллективом, рассказывает о себе и
озвучивает дальнейшие планы. Однако
продуктивной может оказаться предварительная
работа, проделанная еще до встречи с учителями.
Ведь будучи в курсе каких-то ситуаций внутри
школы, директор проведет более результативную
встречу.
Ниже перечислим основные вопросы,
которые следует проработать заранее для того,
чтобы первые дни общения с педагогами стали
менее напряженными.
Структура штатов
Для начала будет полезно
проанализировать статистические данные о
сотрудниках. Изучить штатное расписание с
количеством открытых и закрытых вакансий,
распределение персонала по возрастному
принципу, образованию, а также стаж работы в
системе образования и в данной, конкретной,
школе. При этом обращайте внимание не только на
основной педагогический состав, но и на так
называемый вспомогательный.
Если в учебном заведении есть
специалист, отвечающий за кадровое
делопроизводство, он приготовит такую справку.
Заодно можно будет понять, насколько хорошо
поставлен в учреждении учет работников,
компьютеризирован ли он и т.д.
Анализ сухих статистических данных
поможет составить общее представление о
коллективе, оценить текучесть кадров, увидеть
проблемы, требующие срочных решений.
Организационная структура
управления
Особое внимание стоит уделить
административному составу. По каким вопросам в
штате школы есть заместители директора, как
между ними распределена ответственность и
обязанности, кто из сотрудников кому из них
подчиняется, и каким образом организовано
взаимодействие по вертикали.
Здесь будет недостаточно анализа
документов. Разумеется, необходимо встретиться
лично с каждым из членов администрации.
Формальное название должности может не
совпадать с кругом ответственности человека и
его местом в «иерархии управления». Хорошо, если
в ходе этих встреч удастся также понять
отношения между самими замами. Присутствуют ли
конкуренция или сотрудничество, есть ли
взаимодействие или каждый сосредоточен на
собственном направлении, не особо вникая в то,
чем занимается коллега.
Имеет смысл выяснить, какие
существовали регламенты взаимодействия между
членами администрации при предыдущем директоре.
Кроме того, узнать мнение коллег о том, насколько
эффективным им кажется сложившаяся система.
Система мотивации персонала и
оплата труда
Казалось бы, у директора школы не так
много свободы в формировании заработной платы
сотрудников. Тем не менее, система оплаты труда в
одной школе может разительно отличаться от
другой.
Скажем, в каком-то ОУ руководитель
старается распределить «свободные ставки» между
наиболее эффективными сотрудниками не столько
для выполнения дополнительной работы, сколько в
качестве поощрения. А в другом учреждении
существует специальный фонд (взносы попечителей,
пожертвования родителей, спонсоров и т.д., и т.п.),
из которого и осуществляются доплаты. В третьей
же школе директор может исходить лишь из
стандартных норм при оплате труда, премируя
особо отличившихся какими-либо социальными
благами, если они выделяются (путевки в
санатории, оплата повышения квалификации и т.д.).
Важно узнать и критерии, по которым
сотрудники премировались при предыдущем
руководителе. В качестве них могут выступать и
успеваемость учащихся по предмету, и результаты
ЕГЭ, и участие в олимпиадах, и многое другое. В
некоторых школах разработаны целые системы
рейтингования сотрудников.
Чтобы все это выяснить, анализа
финансовых и других документов будет
недостаточно, информацией могут владеть
заместители и бухгалтер.
Нужно постараться осведомиться и о
нематериальных способах мотивации коллектива,
принятых в образовательном учреждении.
Объявление публичной благодарности, включение в
состав групп по решению каких-то важных для школы
вопросов, направление на конкурсы
профессионального мастерства...
Почему важно знать все эти тонкости?
Даже если новый директор намерен полностью
перестроить систему оплаты труда и мотивации,
важно знать, от чего отталкиваться. Можно
представить, какое недовольство сотрудников
вызовет лишение их привычных «стимулов» и как
это скажется на их работе.
Психологический климат в
коллективе и неформальное лидерство
Не нужно объяснять, что в приятной,
комфортной атмосфере люди работают значительно
эффективнее. Психологический климат – важное
условие, с которым всегда приходится считаться.
Не менее существенно и неформальное
лидерство в коллективе. Пользуются ли
авторитетом и уважением формальные лидеры
(представители администрации), есть ли лидеры
среди рядовых сотрудников, к чьему мнению
прислушивается большинство. Учитывать
неформальное лидерство при управлении
исключительно важно. Нужно понимать и то, в каких
отношениях находятся лидеры формальные с
неформальными.
Оценить обстановку в коллективе с ходу
очень непросто, хотя некоторые вещи подчас
проскальзывают в беседах с коллегами. Я бы
рекомендовала в первые недели работы
обязательно провести среди сотрудников
специальную диагностику психологического
климата. Лучше всего, конечно, привлечь к этому
школьного психолога, поскольку такие процедуры
со стороны нового руководителя могут вызвать
недоверие. Да и с обработкой результатов
специалист разберется быстрее.
Если же новый руководитель все же
решился провести исследование самостоятельно,
то его главная задача – убедить сотрудников в
том, что полностью анонимная анкета нужна лишь
для того, чтобы выяснить общее настроение
коллектива и по итогам сделать все возможное для
повышения качества работы.
Опросников по диагностике
психологического климата существует множество,
вы без труда найдете их в специализированной
литературе. Я бы предложила использовать
методику Фидлера. Она не требует много времени, а
результаты ее довольно показательны (Приложение
1).
ЦИТАТА
За годы директорства я выработал
правило трех «Н», которому по мере сил стараюсь
следовать в своей практической деятельности.
Суть его в трех заповедях руководителя школы: не
отчаивайся, не впадай в панику, не опускай руки.
Правило это – своего рода сжатая инструкция по
технике психологической безопасности директора
и педагога.
Е.А. Ямбург «Педагогический
декамерон» |
Корпоративная культура,
ценности, традиции
Понятие корпоративной культуры
сложное и многоуровневое. И далеко не все ее
уровни легко изменить. А учитывать сложившуюся в
организации культуру – залог успеха в
управлении. Тема эта обширная, она хорошо
освещена в статьях и книгах К.М. Ушакова. Здесь
хотелось бы отметить лишь основные моменты, на
которые стоит обратить внимание:
– существуют ли в образовательном
учреждении общепринятые правила поведения,
оформленные или негласные;
– есть ли в коллективе какие-либо традиции;
– каково отношение сотрудников к инновациям;
– открыт или закрыт коллектив школы для
внешней среды (других школ, органов управления
образованием и т.д.), каково отношение к ней;
– принята ли в школе индивидуальная работа
или большинство вопросов решаются коллегиально.
Оценить корпоративную культуру сразу
крайне сложно, но если держать в голове эти
вопросы, ответы на них постепенно найдутся.
Теперь остановимся на некоторых
рекомендациях для начального этапа вступления в
должность.
Проводя первое общее собрание
трудового коллектива, стоит попробовать
выяснить следующее:
информация о себе (аспекты
биографии, принципы работы, ценности, правила);
вводимые регламенты работы (время
и формат встреч, совещаний, коллегий), отдельно
обозначьте регламент обращения лично к вам (в
определенные дни и часы, в любое время, через
непосредственного руководителя и т.д.);
зоны ответственности
заместителей директора;
кадровые проблемы и перестановки
(при принятых решениях).
Можно провести небольшое
анкетирование в конце собрания, в ходе которого
люди могли бы высказать любые свои пожелания к
руководителю по организации работы. Конечно, не
все из этих советов вы сможете реализовать, но
вам станет понятен круг основных проблем, а у
подчиненных будет ощущение, что к их мнению
прислушиваются.
Рекомендуется также провести оценку
профессиональных и деловых качеств сотрудников.
Это задача не первых недель, а, пожалуй, первых
месяцев.
Каким способом она может быть
реализована? Конечно, это традиционное посещение
уроков и внеклассных мероприятий. Иногда бывает
полезным проведение психологического
тестирования, к примеру, для оценки уровня таких
профессионально важных факторов, как
конфликтность, «эмоциональное выгорание» и т.п.
Хорошие результаты дает наблюдение за
работой людей на различных проблемных семинарах.
Можно также провести анкетирование школьников
«Учитель глазами ученика» (вариант анкеты
приведен в Приложении 2).
Все эти меры позволят сформировать
собственное представление о специалистах школы,
а также определиться с планами
профессионального развития сотрудников. Более
детально вести эту работу в дальнейшем, наверное,
будет правильнее поручить одному из замов.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Методика оценки психологической
атмосферы в коллективе (по А.Ф. Фидлеру)
В основе лежит метод семантического
дифференциала. Методика интересна тем, что
допускает анонимное обследование, а это повышает
ее надежность.
Инструкция к тесту
В предложенной ниже таблице приведены
противоположные по смыслу пары слов, с помощью
которых можно описать атмосферу в вашей группе,
коллективе. Чем ближе к правому или левому слову
в каждой паре вы поставите знак «*», тем более
выражен этот признак в вашем сообществе.
Тестовый материал
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|
Дружелюбие |
|
|
|
|
|
|
|
|
Враждебность |
Согласие |
|
|
|
|
|
|
|
|
Несогласие |
Удовлетворенность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Неудовлетворенность |
Продуктивность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Непродуктивность |
Теплота |
|
|
|
|
|
|
|
|
Холодность |
Сотрудничество |
|
|
|
|
|
|
|
|
Несогласованность |
Взаимная
поддержка |
|
|
|
|
|
|
|
|
Недоброжелательность |
Увлеченность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Равнодушие |
Занимательность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Скука |
Успешность |
|
|
|
|
|
|
|
|
Безуспешность |
Обработка и анализ
результатов теста
Ответ по каждому из 10-ти пунктов
оценивается слева направо от одного до восьми
баллов. Чем левее расположен знак «*», тем ниже
балл, тем, по мнению отвечающего, благоприятнее
психологическая атмосфера в коллективе.
Итоговый результат колеблется от 10-ти (наиболее
положительная оценка) до 80-ти (наиболее
отрицательная).
На основании индивидуальных профилей
создается средний показатель, который и
характеризует психологическую атмосферу в
коллективе. При этом важно обратить внимание и на
индивидуальные различия. Вы можете увидеть,
например, что коллектив в целом единодушен в
оценках, а можете обнаружить, что по некоторым
параметрам часть людей выставляет высокие
оценки, а часть – явно низкие.
Источник: Фетискин Н.П., Козлов В.В.,
Мануйлов Г.М. Социально-психологическая
диагностика развития личности и малых
групп. – М., Изд-во Института психотерапии, 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Анкета для учащихся
«Учитель глазами ученика»
Уважаемый ученик!
Мы просим тебя заполнить эту анкету.
Ее цель – выявить проблемы, существующие в
нашем образовательном учреждении, для того чтобы
начать их решать. Будь, пожалуйста, предельно
честен – анкета абсолютно конфиденциальна,
предъявляться будут только обобщенные данные. Но
только если ты будешь искренен в своих ответах,
мы сможем выявить проблемы и решить их.
Спасибо!
В таблице запиши фамилии всех своих
педагогов-предметников и классного
руководителя. Каждого из них тебе предстоит
оценить по нескольким параметрам, написанным в
столбцах таблицы, по трехбалльной системе, где
1 – качество не выражено или выражено
слабо;
2 – качество выражено средне или
проявляется лишь время от времени;
3 – качество выражено явно, часто
проявляется.
В графе «Состояние» отметь,
пожалуйста, цветом твое типичное эмоциональное
состояние на уроках данного педагога.
В графе «Комментарии» можешь дописать любые
свои комментарии.
Таблица
|