Самый добрый урок
Каких только предметов не отыщется в
школьном расписании! Но часто ли встретишь в нем
Уроки доброты? Так называемые «занятия по
пониманию инвалидности» были разработаны для
учеников общеобразовательных школ Региональной
общественной организацией инвалидов
«Перспектива».
В информационной брошюре, которую она
распространяет по образовательным учреждениям,
рассказываются подробности. В частности,
объясняется, чем отличается Урок доброты от
обычных дисциплин: «На этих уроках используются
интерактивные методы обучения – ролевые игры,
опросы, обсуждения, конкурсы. Активное включение
в тему дает ребятам возможность прочувствовать
на себе разные ситуации, с которыми может
соприкоснуться инвалид. В ходе занятий
применяется наглядный материал –
документальные и игровые фильмы, азбука Брайля,
фотографии и т.д.».
К примеру, учащимся младших классов
предлагается упражнение «Имитация». Его смысл
состоит в том, что ребенок сам оказывается в роли
человека с инвалидностью. Ученику-добровольцу
завязывают глаза и дают задание, которое он
должен выполнить. Дети быстро понимают
трудности, подстерегающие незрячих людей. Этот
наглядный пример становится поводом для
обсуждения.
Педагоги замечают, как от одного
такого урока к другому меняются их ученики да и
сама атмосфера в ОУ.
За последнее время целью занятий стало
не просто сформировать адекватное отношение к
инвалидам, но и подготовить учащихся к тому, что в
их школу или класс придет ребенок с
инвалидностью и будет учиться наравне со всеми
остальными. Поэтому уже шесть лет «Перспектива»
работает под девизом «Дети должны учиться
вместе», занимаясь популяризацией и
продвижением инклюзивного образования.
Лечат даже собаки
В Москве действует 11 ОУ для детей с
нарушениями слуха. Среди применяемых методов:
– жестовый (на основе жестового языка
и дактилологии);
– верботональный (на базе слухового и
тактильно-вибрационного восприятия);
– билингвистический (основывается на выборе
способа коммуникации).
В 14-ти школах для ребят с нарушениями зрения
происходит:
– отработка навыков десятипальцевого
метода печати;
– формирование звукового восприятия объектов
виртуального пространства;
– автоматизация полученных навыков.
14 ОУ для учащихся с нарушениями речи
тоже имеют свои отличия:
– проведение индивидуальных
логопедических занятий;
– формирование предпосылок к полноценному
освоению программного материала;
– ориентация на максимальную реализацию
возрастных взаимоотношений;
– развитие и совершенствование коммуникативных,
речевых (монологическая и диалогическая речь)
навыков и психологических предпосылок.
13 образовательных учреждений обучают
детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата. Здесь успешно работают многие
технологии, в том числе методы лечебной
кинологии и экскурсионной педагогики.
41 школа действует для учащихся с
нарушениями интеллекта. Педагоги стараются:
– развивать эмоциональный, социальный
и интеллектуальный потенциал подопечных;
– обучать их навыкам самообслуживания;
– формировать позитивные личностные качества;
– создавать условия для осознанного выбора и
освоения профессии.
Школы не беспомощны
В Москве десятилетиями складывалась
система специального (коррекционного)
образования. Сейчас город старается не потерять
то, что было накоплено, и приумножить «золотой
фонд» за счет появившихся в последнее время
технологий. Одна из них – обучение, при
котором ребенок, несмотря на физические и
интеллектуальные особенности, находится рядом
со здоровыми сверстниками в общеобразовательных
школах.
«Мы часто сталкиваемся с непониманием,
поэтому я хочу подчеркнуть: инклюзивное
образование не заменяет образование
специальное, а вносит дополнение к нему и
опирается на него как на ресурс собственного
развития», – заявила на конференции заместитель
руководителя Департамента образования
г. Москвы Татьяна Гусева.
В столице всячески стремятся наладить
совместное обучение больных и здоровых детей.
Скажем, в одном из административных округов в 8-ми
из 10-ти микрорайонов действуют цепочки «детский
сад–школа–психологический центр». Эта схема
позволяет детям с особыми потребностями с
раннего детства двигаться в системе
сопровождения в течение многих лет. Родители
избавлены от необходимости поиска по всему
городу школы с инклюзивным обучением, когда
повзрослевшему малышу придет время покидать
дошкольное ОУ.
МНЕНИЕ
Николай
Николаевич МАЛОФЕЕВ, директор Института
коррекционной педагогики Российской академии
образования:
– Я глубоко убежден, что наши учебные
заведения – будь они специальные или
инклюзивные – это не школы олимпийского
резерва. Да, для нас очень важны участники
Параолимпийских игр и дети-инвалиды, поступившие
в высшие учебные заведения, но, мне
представляется, не менее существенно уделять
максимум внимания даже тем ребятам, кто с трудом
справляется со стандартом академических знаний
или никогда не станет чемпионом в мире спорта.
Мы обязаны сделать все, чтобы каждый из этих
детей стал максимально самостоятельным в жизни,
нашел друзей и чувствовал себя нужным. |
Есть у такой модели и другие
плюсы. «Малыша нужно “вести“ с года и далее, –
считает начальник Центрального окружного
управления образования Вера Лопатина. –
Если просто взять и посадить подростка в пятый
класс, мы и школу сломаем, которая работает по
инклюзивной программе, и ребенку будет
некомфортно».
От Веры Ивановны собравшиеся узнали,
что округ уже имеет свой совет по инклюзивному
образованию: «Мы собираемся, обсуждаем
трудности, иногда “качаем“ права. Обязательно
нужно такое место, где можно “выпустить пар“,
так как работать очень сложно». Советом
разработаны и утверждены локальные акты,
нормирующие деятельность различных
специалистов.
В рамках нормативно-подушевого
финансирования привлечены тьюторы: учителям
самим крайне сложно организовать учебный
процесс, даже если в классе находятся только
два-три ученика с разными диагнозами, как это
рекомендуется для инклюзивного обучения.
Помощи педагоги ждут и от нового
центра, открывшегося в структуре городского
психолого-педагогического университета. Уже с
первых шагов здесь намерены заняться самыми
сложными проблемами, которые есть у учреждений,
внедряющих инклюзив. Школьным педагогам
приходится труднее, чем коллегам из детских
садов, ведь от школы традиционно ждут
определенных результатов при аттестации и
лицензировании.
Но, безусловно, образовательные
учреждения не беспомощны. В их силах ответить на
запросы населения. «Не ребенок должен
подстраиваться под существующие
образовательные условия, – уверена
Лопатина, – а всей системе образования
необходимо стать гибкой средой. Какие-то вещи
можно сделать почти бесплатно. Разметка
коридоров школы в виде желтых кругов и линий для
более безопасного передвижения больных ребят
осуществима в течение одного дня – нужно
сходить в магазин, купить бумажки и наклеить их.
Я призываю директоров школ нашего
округа обратить внимание своего педагогического
коллектива, что он живет вместе с городом, а город
уже нанес разметки на лестницах, площадях, в
подземных переходах... И делать это следует
независимо от того, пришли в школу дети-инвалиды
или нет. В любом ОУ есть ученики, учителя и
родители, к примеру, со слабым зрением.
СЛОВАРЬ
Дети с ограниченными возможностями
здоровья – это ребята от 0 до 18-ти лет, а также
молодежь старше 18-ти, имеющие временные или
постоянные нарушения в физическом и (или)
психическом развитии и нуждающиеся в создании
специальный условий для получения образования.
Реабилитация – междисциплинарная
система мероприятий по полному или частичному
восстановлению способности детей с
ограниченными возможностями здоровья к бытовой,
социальной, образовательной, профессиональной и
трудовой деятельности.
Специальные условия – необходимые для
получения детьми с ограниченными возможностями
здоровья реабилитационных услуг приспособления,
технологии, способы, методы, программы, учебники,
пособия и другие средства, обеспечивающие
реализацию их конституционных прав и свобод. |
А еще мне хочется, чтобы
общеобразовательные учреждения равнялись на
коррекционные ОУ в плане качества обучения. Я
всегда говорю директорам наших школ, лицеев,
гимназий: “Если бы мы работали так, как работают
педагоги в специальных школах...“.
Посмотрите, как с помощью учителей и
дефектологов дети с нарушениями слуха, зрения,
интеллекта начинают говорить, читать, писать,
общаться в коллективе, получают профессию! А в
общеобразовательной школе, не самой, кстати,
плохой, здоровый ребенок с лишним “ветром в
голове“, отходив одиннадцать лет, не получает
аттестат из-за низкого уровня знаний.
Мне могут на это сказать: “Ну там же не
по 35 человек в классе!“ Но, согласитесь, сегодня в
половине учебных заведений города тоже не по 35
учеников, а меньше. Наша задача – посмотреть
технологии работы в специальных образовательных
учреждениях».
Закон покончит с безобразием
А депутат и зампредседателя
комитета по образованию и науке Государственной
думы Олег Николаевич Смолин ежедневно
адресует свои призывы руководству страны и
коллегам-депутатам. Душой он болеет и за учителей
спецшкол, и за их учеников с ограниченными
возможностями здоровья, но часто – с
неограниченными возможностями духа.
Участники конференции были
ознакомлены с ситуацией, сложившейся с
федеральным законодательством:
«Напомню, некоторое время назад у нас
действовал вполне современный, “продвинутый“,
европейский закон о социальной защите
инвалидов, – проинформировал Смолин. – Он
плохо исполнялся в России и, по понятным
причинам, лучше – в Москве. Затем в него внесли
изменения, которые резко испортили документ: в
частности, появился совершенно другой принцип
определения, что такое инвалидность. Одно дело,
когда она связана с состоянием здоровья, и совсем
другое – увязывать ее с утратой
трудоспособности.
Михаил Зурабов не смог ни разу мне
ответить на мой неоднократно задававшийся ему
вопрос: что такое утрата трудоспособности и как
ее измерить? Экс-министр социального развития
Александр Починок жестко говорил: полностью
нетрудоспособен только труп. Я приводил Зурабову
примеры с Николаем Островским, Алексеем
Маресьевым и многими другими. Группа
инвалидности – категория, более или менее
поддающаяся определению. Степень утраты
трудоспособности – нет, она зависит от
субъективизма чиновников разного рода. В Москве
я столкнулся с такой историей, когда человек без
ног – безусловно, относящийся к первой
группе – пытался поступать в институт, но ему
тут же снизили группу инвалидности на вторую
степень, то есть срезали пенсию и другие формы
социальной поддержки.
Другой пример: согласно одному из
приказов, некоторые наши вузы не принимают
инвалидов, мотивируя отказ тем, что не могут
создать у себя специальные условия.
И таких примеров было очень много.
Закон отбивал у людей стремление учиться,
работать, короче говоря – реабилитироваться.
Теперь ситуация, слава богу, исправлена. С 2010 г.
вступает в силу новое изменение в
законодательстве, которое покончит с
безобразием. Это достижение общественных
организаций инвалидов и нас, представляющих их
интересы в парламенте.
Далее...
В результате довольно сложной работы с
Министерством образования и науки мы убедили
коллег сохранить закон и положение о том, что
итоговая аттестация для инвалидов может быть не
только в форме ЕГЭ. Я считаю, правильно, поскольку
не везде существуют реальные условия для сдачи
единого экзамена (например, для детей с
ограничением зрения).
Кстати, пользуясь случаем, хотел бы
сказать вот о чем. В этом году печать была
переполнена рассказами о нехватке мест в вузах
для огромного количества льготных поступающих.
При нормальной системе такого быть не должно! Я
напомню: инвалиды составляют менее 10-ти
процентов населения нашей страны. Причем чем
ниже возраст, тем меньше их доля в
соответствующей возрастной когорте, и в
выпускном классе в целом по стране не может быть
более 3–5-ти процентов инвалидов. К тому же не все
поступают в высшие учебные заведения, поскольку
большинство из них – это люди с ментальными
проблемами.
Известно такое выражение: “От учителя
и врача всегда ждут чуда, а когда оно случается,
многие этого не замечают“. Я думаю, образование и
воспитание ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, превращение его в
высококлассного специалиста, настоящего
гражданина России – истиное чудо. Я желаю,
чтобы оно происходило с вами и вашими детьми как
можно чаще, а государство ценило бы его как можно
выше».
В материале использованы фотографии из
буклета «Дети с ограниченными возможностями
здоровья в системе учреждений Департамента
образования г. Москвы».
|