Мы не слышим детей...
Место для встречи было выбрано
неслучайно. Московская гимназия № 1543 является
городской экспериментальной площадкой
«Воспитательное пространство – социальная
инфраструктура детства» по теме «Консолидация
сил района, округа, города для развития одаренных
детей и их самоопределение в условиях
образовательного учреждения повышенного
уровня». Уже долгое время учебным заведением
руководит заслуженный учитель РФ Юрий
Владимирович Завельский, который в этом году
отпразднует 60-летний юбилей своей
педагогической деятельности. Его обращение к
участникам конференции можно адресовать каждому
человеку, посвятившему свою жизнь воспитанию
детей:
– Я пришел в школу в 1950-м году. Начиная
шестидесятый год работы, невольно задаю себе
вопрос: если мы в учебной деятельности достигли
достаточно высоких результатов, многое умеем и
понимаем, то почему в воспитании нашей молодежи
так мало продвинулись вперед?
Какие бы планы ни писали, какие бы
программы ни разрабатывали, какие бы документы
для учителя ни создавали, если его сознание не
подготовлено для их реализации, мы ничего с вами
не сделаем. Ведь для него в первую очередь важен
урок, потому что по нему прежде всего судят о
результатах работы.
Что нужно сделать, чтобы поднять наше
воспитание? Мне кажется, следует изменить
учительское сознание, чтобы он был не только тем
человеком, который передает знания и умения
другим детям. Между словами «учитель» и
«педагог» есть существенная смысловая разница. И
это нужно осознать. Педагог – это человек,
понимающий, что идея образования ребенка – в
вооружении его неким нравственным опытом,
который поможет ему в будущем выстоять, сохранив
честь и достоинство. Педагогом открывается путь,
причем каждому ученику свой, поскольку все дети
разные. Работа с ребенком – поиск почти
невесомого, того маленького, но золотого ключика,
без которого воспитание состояться не может. А
чтобы найти драгоценный ключик, нужно ученика
понять.
Как ребята ценят нашу готовность
понять их! Давайте научимся слышать детей, ведь
мы не умеем этого делать. И пока не освоим этот
важнейший прием педагогического мастерства,
воспитание не сдвинется с места.
Я очень часто думаю, что учителем, в
принципе, может стать любой человек, закончивший
педагогический институт и имеющий базовое
педагогическое образование. А вот стать
настоящим педагогом дано далеко не каждому.
Важно обладать талантом, дающим возможность
слушать внутренний ритм души другого человека.
Где же найти столько талантливых
людей? Как стать примером для ребенка? Доступно
ли это каждому?.. Да, если только постоянно
отслеживать свою работу, любой свой шаг.
Стать настоящим педагогом
дано далеко не каждому. Важно обладать талантом,
дающим возможность слушать внутренний ритм души
другого человека.
|
Анализ нужен для лечения
Участников конференции
приветствовала заместитель руководителя
Департамента образования г. Москвы Марина
Умрихина. Она отметила, что «армия
воспитателей в Москве становится все сильнее и
сильнее». И это удалось доказать выступавшим,
поделившимся своими мыслями о совершенствовании
воспитательной работы.
Коллеги представили разнообразные
технологии, которые можно применить практически
в любых образовательных учреждениях – было бы
желание. Об их опыте мы расскажем на страницах
нашей газеты в ближайших номерах.
В основе любой деятельности должна
лежать программа, а для ее написания требуется
предварительный анализ. Свои методические
рекомендации представила руководитель
лаборатории воспитания и дополнительного
образования окружного методического центра
Наталья Терентьева.
По ее словам, прежде всего следует
понять, какие категории вступают в соотношение.
Оптимальным является анализ полученного
результата с поставленными целями и
достижениями прошлых лет. Это способствует
определению наиболее эффективных направлений
воспитательной деятельности, помогает увидеть
проблемы каждого класса и учреждения в целом,
выработать алгоритм их решения.
Подобный анализ должен готовиться не в
мае, чтобы срочно отчитаться перед
администрацией, а на протяжении всего учебного
года. Должны осуществляться диагностика и
мониторинг по отношению к детям и учителям;
своевременно обрабатываться результаты анкет,
тестов, проводимых для всех участников
образовательного процесса, включая родителей,
социальные структуры; учитываться участие
педагогов в методической работе учреждения,
округа, в конкурсах педагогического мастерства и
детей – в творческих конкурсах, фестивалях и
конференциях.
При подготовке анализа
воспитательного процесса необходимо соблюдать
следующие условия:
1. Определить, что подвергается
анализу; разработать критерии и инструментарий;
продумать систему хранения и использования
полученной информации.
2. Подобрать инструментарий, позволяющий
установить взаимосвязь
оценочно-результативного компонента с целями и
содержанием воспитательного процесса.
3. Подобрать диагностические методики для
определения наиболее эффективных способов, форм
и средств по организации воспитательного
процесса.
4. Диагностика, мониторинги, механизмы
отслеживания не должны быть громоздкими.
5. Важно позаботиться о том, чтобы все участники
образовательного процесса были включены в
диагностический процесс. То есть анализом в
течение года занимается не только заместитель
директора по воспитательной работе или классный
руководитель.
6. Результаты ни в коем случае не становятся
орудием административного давления, наказания.
Любая диагностика – это средство поиска решения
проблемы в целом.
Что рекомендуется подвергнуть
анализу?
Фонд инновационных методик: формы и
методы работы.
Банк передового педагогического
опыта, оригинальных технологий.
Уровень развития ученического
самоуправления.
Систему дополнительного образования
(при анализе этого блока обязательно нужно
учесть, насколько активно педагоги-воспитатели
занимаются методической работой в округе или
в данном учреждении).
Деятельность
психолого-педагогической и социальной службы.
Связи образовательного учреждения с
научными, исследовательскими и
профессиональными учреждениями.
«Анализ составляется не для
самобичевания, а для постановки правильного
диагноза с последующим лечением», – уверена
Наталья Александровна. После уяснения недочетов
в работе определяются цели и задачи на следующий
учебный год, и тогда уже можно подбирать методы и
формы для реализации или коррекции будущей
программы.
Пишем программу воспитания
О причинах, заставляющих запускать
новые технологии проектирования и планирования
воспитания в настоящее время, рассказала Лариса
Гуткина, заместитель директора по
воспитательной работе гимназии № 1543.
Во-первых, появился новый ученик,
порой знающий больше самого учителя. Он
самостоятелен и своеволен, с большим трудом
поддается воспитательному воздействию.
Во-вторых, время ставит перед
воспитателем серьезные задачи воспитания
человека будущего, который сможет после
окончания школы не только правильно
ориентироваться в окружающей жизни, но и будет
готов ее преобразовывать и совершенствовать,
сумеет творчески мыслить и активно действовать.
Лариса Давыдовна также остановилась
на некоторых отличительных чертах и структуре
программы.
Программа воспитывающей
деятельности – перспективное
представление о том, чего должен добиться
воспитатель. Она определяет цели, задачи,
содержание педагогического процесса, замыслы
его протекания. Педагог должен уметь
прогнозировать как развитие личности, так и
развитие детского коллектива.
Программа может способствовать
решению этих задач, если она соответствует ряду
характерных признаков:
построение на глубокой аналитической
основе;
предвидение будущих результатов;
исходным моментом при составлении
является четко сформулированная цель
(реализация содержания программы становится
движением к ней);
поэтапность;
конкретность.
Строится программа следующим образом:
Введение – обоснование
актуальности и разработки программы. Это анализ
ситуации в обществе и ОУ и вывод о необходимости
внедрения.
Пояснительная записка –
краткая характеристика структуры и содержания
программы. В ней отражены следующие моменты:
цели и задачи, которые преследует
программа,
чем она помогает педагогу и учащимся,
что формирует, развивает в личности,
какие навыки прививает школьнику,
срок реализации,
возраст воспитанников,
блоки, на которые разделяется
программа,
формы работы с детьми,
ожидаемый результат.
Цель, как правило, должна быть одна, а
затем определяются задачи для ее достижения.
Цель: воспитание всесторонне
развитой, интеллектуальной, конкурентоспособной
личности, готовой найти свое место в современном
мире.
Задачи:
Воспитывать в детях нравственные
черты характера.
Развивать инициативу и творческие
способности.
Способствовать самореализации
личности и выбору будущей профессии.
Оттачивать умение критически
оценивать свои поступки.
Научить процессу здорового
повседневного проживания индивидуальной жизни в
обычных и экстремальных условиях.
Содержание программы –
характеристика основных блоков документа,
связанных с реализацией воспитательной функции
образования.
Программа может строиться по-разному:
поэтапно, по параллелям, по идеям. Каждый
составитель является единственным творческим
автором, который выбирает, как построить
документ.
Условия реализации программы:
Окружающая среда – классные
кабинеты.
Сотрудничество с
учителями-предметниками, психологом.
Сотрудничество с родителями.
Методическая помощь.
Самообразование.
Создание приложения программы, где
будет прописан план воспитательной работы на
каждый год, анализ за текущий период и
корректировка программы воспитания.
Раскрывая направления реализации
программы, следует определить, насколько она
способствует самопознанию, самореализации,
самоопределению, саморегуляции, стимулирует ли
воспитанника к самовоспитанию.
Ожидаемый результат программы –
портрет ученика школы, который хочет видеть
воспитатель в результате своей воспитывающей
деятельности. Он разрабатывается классным
руководителем (возможно, вместе с учащимися).
Конечный результат –
стремление видеть личность, человека, который
будет жить интересно, содержательно, творчески,
без труда вольется во взрослую жизнь, не побоится
признавать свои ошибки, проявлять добрые
чувства.
Планирование – процесс творческий
Далее Лариса Давыдовна поведала об
отличиях плана воспитательной работы от
программы и дала краткие методические
рекомендации по его составлению.
В программе воспитывающей
деятельности заключена педагогическая
стратегия, а в плане заложена тактика.
Тактику педагог избирает индивидуально,
соизмеряя свои возможности и силы детей.
Конкретный содержательный план
воспитывающей деятельности составляется на
основе имеющейся программы с определением того,
для какой группы учащихся предназначается то или
иное конкретное дело, кто будет ответственным.
Если программа разрабатывается на
несколько лет, то с планом воспитатель работает в
течение одного учебного года.
Планирование ВР – процесс длительный,
кропотливый, творческий. Начиная работу над
планом на текущий учебный год, необходимо иметь
программу воспитывающей деятельности,
характеристику классного коллектива на данном
этапе, план работы и аналитические материалы за
прошлый год, календарь знаменательных дат,
перечень традиционных дел.
Требования к плану воспитательной
работы:
1. Педагогическая целесообразность.
Важно, чтобы составлению плана предшествовал
анализ конкретных особенностей классного
коллектива, анализ условий, возможностей и
целесообразности развертываемой работы.
2. Конкретность. В плане должны преобладать
конкретные дела. При этом важно не
ограничиваться лишь перечнем таких дел, но и
предусмотреть организационные и методические
приемы их осуществления.
3. Разнообразие форм. Создавая план, необходимо
стремиться к тому, чтобы сделать воспитательную
работу эмоциональной, интересной для ребят.
4. Насыщенность. В жизни детского коллектива
недопустимы «пустоты» и «остановки».
5. Вовлеченность всех детей, учителей, работающих
с классом, родителей, других заинтересованных
лиц.
6. Опора на связь с семьей. План становится более
целенаправленным, когда классный руководитель
тесно связан с родительским комитетом класса и
опирается в работе на помощь родителей.
7. План должен быть всесторонним и полным.
Разделы плана воспитывающей
деятельности обычно определяются в ОУ
совместно с заместителем директора по ВР по
интересам классного руководителя. Каждый имеет
право на творчество, но, как правило, это основные
задачи, пути их реализации, тематические
классные часы, внеурочные дела, родительские
собрания, работа с психологической службой,
проведение конкурсов внутри класса, посещение
музеев и театров...
Если план основывается на
выработанной программе, составлен коллективно,
целенаправленно и продуманно, соответствует
вышеперечисленным требованиям, можно смело
сказать, что и стратегия программы верна, и
тактика выбрана правильно.
|