Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №19/2009

События

«Формула учителя» для «школы-корабля»

Тематика множества конференций в начале учебного года, естественно, перекликалась. И в школе № 2033 Восточного округа столицы также был поднят вопрос об учителе. «Школе будущего – современный учитель» – так звучала тема встречи. Каким должен быть современный педагог? Какие проблемы и трудности у него возникают? Собравшиеся, казалось, искренне искали ответы на эти вопросы…

Эффективного развития школы невозможно достичь при отсутствии преемственности, контроля баланса традиций и инноваций. Но добиться этого не всегда так легко, как кажется на первый взгляд, поскольку педагоги – народ достаточно консервативный. Эту мысль в самом начале встречи высказал первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Михаил Тихонов. Кроме того, по мнению Михаила Юрьевича, другой серьезной проблемой является поиск механизмов, которые бы, никого не обижая, отсеивали несостоявшихся учителей, оставляя в образовательных учреждениях только профессионалов, людей по-настоящему преданных детям.

Тезисы руководства столичного образования поддержал председатель совета молодых педагогов образовательных учреждений г. Москвы Павел Кузьмин, предложивший возродить институт наставничества. Особое значение, по его мнению, стоит уделять обучению действием. Иными словами, начинающие преподаватели нуждаются в совместном моделировании уроков с более опытными коллегами, в проведении саморефлексии и последующим разбором собственной практики.

Он также заметил, что «мастерами не рождаются, а становятся, и потому для молодых специалистов, в частности, важна акция «учителя года – молодым педагогам», регулярно проходящая во всех московских округах». Это мероприятие позволяет каждому его участнику увидеть вершины педагогического мастерства, задуматься о своих принципах построения уроков.

Кроме того, Павел Владимирович подчеркнул необходимость поддержки будущих педагогов: «Нужно, чтобы студенты не выпадали из системы образования на пять лет и даже во время обучения оставались активными участниками педагогической деятельности». Он предложил включить в городской и окружной совет молодых педагогов, представителей педагогических вузов и колледжей, предусмотреть разработку отдельных планов по работе со студентами, вовлечению их в социально-значимую деятельность на уровне округов и города в целом.

Несколько иной аспект затронула профессор МИОО Елена Фадеева, говорившая о здоровье учителей. Основываясь на исследованиях своего института, Елена Ивановна с грустью констатировала, что современные педагоги часто подвержены нервным срывам, депрессиям, имеют крайне низкий уровень стрессоустойчивости, высокий уровень подозрительности и тревожности, и, в довершении к этому – заниженную самооценку. А о каком качестве образования может идти речь, когда в класс приходит неуверенный в себе человек?

По итогам ряда выступлений собравшиеся решили вывести некую формулу, раскрывающую понятие «хороший современный учитель». Ее можно попытаться примерить к педагогическому коллективу любой школы.

Итак, современный педагог – это человек, который:

– всегда открыт для новых идей, находится в постоянном поиске интересных подходов, необычных форм;
– активен, энергичен, мобилен, эрудирован;
– может разработать собственный подход к обучению;
– является не просто специалистом в области своего предмета, но одновременно и педагогом-психологом, формирующим у учеников личностные, надпредметные компетенции – в частности, трудолюбие, целеустремленность, самостоятельность, умение общаться и дружить, и.т.д.;
– стремится к самосовершенствованию;
– интересуется областью информационных технологий и как минимум на базовом уровне понимает и знает, как обращаться с компьютером, для того чтобы сделать учебный процесс более привлекательным и понятным.

За обсуждением проблем современного учительства казалось, что о другой части названия конференции – «школа будущего» – как-то забыли. Положение спас директор Центра образования № 1927 Вячеслав Кондрашев, рассказавший о том, какой ее представляют сами дети.

Идеи от учащихся поступали самые невероятные. В частности, по словам Вячеслава Николаевича, некоторые ребята предложили построить школу с дендрарием на крыше и океанариумом в подвале, сделать своеобразную школу-корабль, которая каждый год отплывает в море знаний.

Другие дети высказали мысли о создании узкоспециализированных образовательных учреждений – военных, телевидения, театра, будущих президентов.

Часть школьников придумали специальную родительскую школу, которую их папы и мамы могли бы посещать два-три раза в неделю, сидеть на уроках, писать контрольные и делать домашние задания. Слегка фантастически, но в то же время ожидаемо прозвучала детская идея о том, что все учителя должны быть заменены компьютерами.

Другая небезынтересная мысль, поступившая от участников опроса, состояла в том, чтобы оценки ставили не только учителя своим ученикам, но и наоборот – ученики педагогам.

Какой мессидж пытаются послать дети? Что за импульс, идущий от них, должны почувствовать взрослые? Попытавшийся ответить на эти вопросы Вячеслав Николаевич пришел к следующим выводам. По его мнению, школьники хотят, чтобы процесс познания был интереснее и привлекательнее, нежели сейчас, причем как для педагогов, так и для самих учащихся. «Кроме того, подростки желают применять свои знания на практике, в том числе создавая что-то новое, – подчеркнул В.Кондрашев. – Они хотят понимать целостную картину мира и подсказывают нам, что профилизацией мы занимаемся недостаточно».

Безусловно, трактовать результаты опроса учащихся можно по-разному. Однако, сопоставив желания детей касательно школы с формулой «современного учителя», выведенной взрослыми, видишь, что одно другому не противоречит. Точек пересечения детских и взрослых надежд более чем достаточно. И создание под крышей каждого образовательного учреждения условий для их «роста» и развития – более чем достойная задача на учебный год.

Рейтинг@Mail.ru