Информатизация образования
подразумевает использование дидактических
возможностей современных информационных и
коммуникационных технологий во всех формах
организации образовательного процесса. Их
применение в школе позволяет создать для ученика
психологически комфортные условия развития,
предоставляет ему информацию в различной форме,
активизирует процессы восприятия, мышления,
воображения и памяти, значительно снижает
временные затраты, мобилизует внимание1.
Сегодня уже очевидно, что внедрение
ИКТ влечет за собой изменения в качестве
образовательного процесса, обогащая конкретный
урок визуализацией, моделированием различных
ситуаций и объектов реального мира и т.д.
Однако их активное использование
обостряет проблему качественного освоения:
когда за новизной и внешней привлекательной
атрибутикой упускается основное – умение
работать с различными текстами.
На уроках литературы и МХК презентации
становятся одной из важных составляющих.
Учащиеся с удовольствием берутся за подготовку,
включают наиболее эффективные (по их мнению)
«выразительные» материалы, а чтобы все это было
достаточно просто воспроизвести, наполняют
слайды текстом, отчего те становятся
перегруженными.
Ученик, ожидавший успешной
самореализации, выражает возмущение: «Я ведь
старался! Было много и красиво!»
|
В результате на уроке
презентация мешает, «разваливает» его, а ученик,
ожидавший успешной самореализации, выражает
возмущение: «Я ведь старался! Было же много и
красиво!»
Начали размышлять, почему задуманное
не удалось. Выделили недостатки. Возникла
необходимость выработать основные требования к
презентации. Они оказались таковыми:
Избегайте использования стандартных
шаблонов для оформления слайдов.
При размещении иллюстративного
материала и текста необходимо отслеживать, чтобы
изображение не располагалось поверх какой-либо
нужной информации. Не следует использовать
иллюстрации в качестве фона для текста.
Не искажайте пропорции фотографий,
сканированных репродукций, размещенных на
слайде.
Цветовое оформление должно быть
гармоничным, избегайте оттенков равной
насыщенности (яркости) для текста и фона.
Для выделения значимой, важной
информации с помощью цветов старайтесь
использовать не более 3-х (то же самое касается и
шрифтов). Обозначить ключевые элементы текста
можно также посредством подчеркивания,
обведения рамкой, полужирным начертанием.
Для текста слайда рекомендуемый
размер шрифта – 20, для заголовка – 24.
Осторожно используйте анимацию. Во
всей презентации может быть несколько ее типов.
Нежелателен побуквенный эффект.
В данном вопросе мы исходили из
личного опыта. Впоследствии, пытаясь устранить
ошибки, качество презентации повышалось, но в
сущности эти изменения носили внешний характер и
не меняли сути – задумка «не работала», диалог
отсутствовал.
Анализ ситуации привел к очевидному
выводу: ребята не владеют риторическими
способами общения, а значит, не могут
результативно и целенаправленно выстроить
диалог. Анкеты учащихся 8–9-х классов выявили
следующие трудности, связанные с представлением
презентаций:
Сложно выделить главное, все кажется
важным и нужным.
Трудно рассказывать «своими»
словами, текст приходится учить или читать.
Не умею размещать информацию на
слайде.
Выше перечислены наиболее типичные
затруднения. Очевидно, что основные проблемы
связаны с отсутствием способов создания
риторического текста. И если на них не обращать
внимание, то процветает «школярство» и
формализм. А самое главное – не устраняется
системная ошибка: неумение работать с
информацией и выстраивать «жанровый» диалог.
Фото А.Степанова
Презентация на уроке стала предметом
серьезной совместной, индивидуальной работы с
учеником, которая состоит из нескольких этапов.
1. Анализ проблемно-смыслового
поля темы (выделение проблем, раскрывающих ее
сущность). Мы используем так называемую модель
создания риторического текста: о чем? кто? кому?
зачем? что? как? (это связано воедино вопросом: в
какой ситуации?)2.
2. Аналитико-концептуальный. Во
время него очень важно вместе с ребенком
разработать концепцию темы (проблемы),
определить вопросы для рассмотрения. Только
после этого он имеет возможность
сориентироваться при подготовке материала.
3. Ориентационно-стратегический.
Определение задачи, тезиса, аргументов. Здесь
можно наблюдать, как ученик уже в состоянии
самостоятельно осуществить
лексико-семантический перевод текста.
4. Композиционно-тактический.
Нахождение в тексте основных частей.
5. Речевой этап (редакционный).
Разграничение текстов слайда и представления.
Этот этап вызывает у ребят наибольшие
затруднения.
Такая кропотливая работа позволяет
совершенствовать риторические способности и
повышать качество образовательного процесса с
использованием ИКТ.
____________
1 Лебедева Т.Н.,
Миндоров Н.И. Информационные технологии в
обучении: учебное пособие и лабораторный
практикум. – Пермь, 2004.
2 Минеева С.А.
Риторика диалога: в моделях и обобщениях
(дидактические материалы). – Пермь: ЗУУНЦ, 2005.
|