Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Информатизация

Осторожнее с анимацией!

Почему компьютерная презентация может «развалить» урок?

Основные цели современной системы образования предполагают интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического мышления, умение работать с информацией. Нынешний выпускник должен быть подготовлен к тому, чтобы обнаружить и решить возникающие проблемы системно и наиболее универсальными, эффективными способами. Одним из самых популярных методов является ИКТ.

Информатизация образования подразумевает использование дидактических возможностей современных информационных и коммуникационных технологий во всех формах организации образовательного процесса. Их применение в школе позволяет создать для ученика психологически комфортные условия развития, предоставляет ему информацию в различной форме, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти, значительно снижает временные затраты, мобилизует внимание1.

Сегодня уже очевидно, что внедрение ИКТ влечет за собой изменения в качестве образовательного процесса, обогащая конкретный урок визуализацией, моделированием различных ситуаций и объектов реального мира и т.д.

Однако их активное использование обостряет проблему качественного освоения: когда за новизной и внешней привлекательной атрибутикой упускается основное – умение работать с различными текстами.

На уроках литературы и МХК презентации становятся одной из важных составляющих. Учащиеся с удовольствием берутся за подготовку, включают наиболее эффективные (по их мнению) «выразительные» материалы, а чтобы все это было достаточно просто воспроизвести, наполняют слайды текстом, отчего те становятся перегруженными.

Ученик, ожидавший успешной самореализации, выражает возмущение: «Я ведь старался! Было много и красиво!»

В результате на уроке презентация мешает, «разваливает» его, а ученик, ожидавший успешной самореализации, выражает возмущение: «Я ведь старался! Было же много и красиво!»

Начали размышлять, почему задуманное не удалось. Выделили недостатки. Возникла необходимость выработать основные требования к презентации. Они оказались таковыми:

  • Избегайте использования стандартных шаблонов для оформления слайдов.

  • При размещении иллюстративного материала и текста необходимо отслеживать, чтобы изображение не располагалось поверх какой-либо нужной информации. Не следует использовать иллюстрации в качестве фона для текста.

  • Не искажайте пропорции фотографий, сканированных репродукций, размещенных на слайде.

  • Цветовое оформление должно быть гармоничным, избегайте оттенков равной насыщенности (яркости) для текста и фона.

  • Для выделения значимой, важной информации с помощью цветов старайтесь использовать не более 3-х (то же самое касается и шрифтов). Обозначить ключевые элементы текста можно также посредством подчеркивания, обведения рамкой, полужирным начертанием.

  • Для текста слайда рекомендуемый размер шрифта – 20, для заголовка – 24.

  • Осторожно используйте анимацию. Во всей презентации может быть несколько ее типов. Нежелателен побуквенный эффект.

В данном вопросе мы исходили из личного опыта. Впоследствии, пытаясь устранить ошибки, качество презентации повышалось, но в сущности эти изменения носили внешний характер и не меняли сути – задумка «не работала», диалог отсутствовал.

Анализ ситуации привел к очевидному выводу: ребята не владеют риторическими способами общения, а значит, не могут результативно и целенаправленно выстроить диалог. Анкеты учащихся 8–9-х классов выявили следующие трудности, связанные с представлением презентаций:

  • Сложно выделить главное, все кажется важным и нужным.

  • Трудно рассказывать «своими» словами, текст приходится учить или читать.

  • Не умею размещать информацию на слайде.

Выше перечислены наиболее типичные затруднения. Очевидно, что основные проблемы связаны с отсутствием способов создания риторического текста. И если на них не обращать внимание, то процветает «школярство» и формализм. А самое главное – не устраняется системная ошибка: неумение работать с информацией и выстраивать «жанровый» диалог.

Фото А.Степанова

Презентация на уроке стала предметом серьезной совместной, индивидуальной работы с учеником, которая состоит из нескольких этапов.

1. Анализ проблемно-смыслового поля темы (выделение проблем, раскрывающих ее сущность). Мы используем так называемую модель создания риторического текста: о чем? кто? кому? зачем? что? как? (это связано воедино вопросом: в какой ситуации?)2.

2. Аналитико-концептуальный. Во время него очень важно вместе с ребенком разработать концепцию темы (проблемы), определить вопросы для рассмотрения. Только после этого он имеет возможность сориентироваться при подготовке материала.

3. Ориентационно-стратегический. Определение задачи, тезиса, аргументов. Здесь можно наблюдать, как ученик уже в состоянии самостоятельно осуществить лексико-семантический перевод текста.

4. Композиционно-тактический. Нахождение в тексте основных частей.

5. Речевой этап (редакционный). Разграничение текстов слайда и представления. Этот этап вызывает у ребят наибольшие затруднения.

Такая кропотливая работа позволяет совершенствовать риторические способности и повышать качество образовательного процесса с использованием ИКТ.

____________

1 Лебедева Т.Н., Миндоров Н.И. Информационные технологии в обучении: учебное пособие и лабораторный практикум. – Пермь, 2004.

2 Минеева С.А. Риторика диалога: в моделях и обобщениях (дидактические материалы). – Пермь: ЗУУНЦ, 2005.

Рейтинг@Mail.ru