Корни всякого открытия лежат
далеко в глубине,
и, как волны, бьющиеся с разбега о берег,
много раз плещется человеческая мысль около
подготовляемого открытия,
пока придет девятый вал.
В.И. Вернадский
В научной литературе существует
множество формулировок, раскрывающих смысл
термина «исследовательская культура». Так,
Новгородский региональный центр развития
образования предложил следующее определение:
«Под исследовательской культурой мы понимаем
знания, умения, навыки к осуществлению
исследовательской деятельности и мировоззрение,
позволяющее определять стратегию и тактику
решения исследовательских задач теоретического
и практического характера. В общей структуре
исследовательской культуры можно выделить три
инвариантных компонента: когнитивно-оценочный,
операционально-деятельностный и
ценностно-мотивационный. Сензитивным периодом
для формирования и развития исследовательской
культуры является старший школьный возраст»1.
Основываясь на данном постулате и
преломляя его на культуру проектной
деятельности учащихся, можно предположить, что
она отличается рядом основных критериев, а
именно: мотивацией, научным стилем мышления,
информационной и технологической готовностью к
исследованию, творческой активностью.
Упомянутые условия характеризуют качества
личности, от степени развития которых зависит
успешность работы.
Объект исследования в данной
публикации – система формирования культуры
проектной и исследовательской деятельности
учащихся НОУ СОШ «Росинка». Предметом
исследования является анализ практики
применения системы оценки ее качества.
Внутришкольная система формирования
культуры проектной и исследовательской
деятельности состоит из:
– элективного курса (учебного
предмета), обеспечивающего ее целенаправленное
формирование;
– базовых и профильных учебных
предметов, способствующих ее реализации;
– исследовательской деятельности и
образовательных проектов как школьного
компонента учебного плана;
– школьной конференции.
Важная роль в этом вопросе отводится системе
оценки качества, состоящей из нескольких
взаимосвязанных компонентов:
систематического мониторинга
(соотнесенного с этапами циклограммы) процесса
осуществления проектной и исследовательской
деятельности;
предварительной оценки проекта
(исследования) учащегося экспертным советом
школьного научного общества;
оценки защиты проектной
(исследовательской) работы экспертным советом в
ходе школьной конференции;
механизма обратной связи.
Мониторинг процесса осуществления
проектной и исследовательской деятельности,
который реализуется в нашей школе на протяжении
учебного года, является ведущим компонентом
системы оценки качества. Как известно,
первоначально термин «мониторинг» появился в
социологии и экологии. В научно-педагогической
литературе для определения сущности этого
понятия используются различные определения.
Мониторинг – один из способов
создания и использования новых механизмов и
инструментов организации процесса проектной и
исследовательской деятельности учащихся. В его
ходе выстраивается не только характер развития
исследования, но и понимание того, какие
изменения в целом происходят при осуществлении
проекта.
Мониторинг – непрерывные
контролирующие действия в системе
«учитель–ученик», позволяющие наблюдать и
корректировать по мере необходимости
продвижение ребенка от незнания к знанию. Это
научно обоснованная система периодического
сбора, обобщения и анализа социальной информации
и представления полученных данных для принятия
стратегических и тактических решений, важнейшая
часть и информационная база менеджмента.
Мониторинг – это регулярное
отслеживание качества усвоения знаний и умений в
учебном процессе. Его объектами выступают как
отдельные подсистемы образования, так и
различные процессы, уровни этой сферы,
управления, те или иные аспекты деятельности,
знания и т.д.
Цель: оптимизация процесса
принятия решений по улучшению организации
проектной и исследовательской деятельности
учащихся.
Задачи:
– регулярный сбор и обработка
информации, проведение системного и
сравнительного анализов;
– определение состояния процесса
организации проектной и исследовательской
деятельности учащихся с целью выработки
перспективы;
– установление уровней овладения
школьниками умений и навыков проектной и
исследовательской деятельности;
– информирование участников
школьного научного общества о текущем состоянии
дел;
– обеспечение открытости
объективной информации о результатах;
– выработка эффективного
инструмента устранения негативных явлений.
Лаборатория проектной и
исследовательской деятельности НОУ СОШ
«Росинка» рассматривает мониторинг как
перспективное средство совершенствования своей
работы. Он основывается на количественном и
качественном анализе, по результатам которых
определяются положительные и негативные
тенденции.
Учителю необходимо помнить, что
ведущее место в школьном мониторинге занимает
педагогическая оценка, которая должна быть
адекватной, справедливой и объективной.
Проектная и исследовательская деятельность сама
создает базу для разработки системы мониторинга
качества образования ОУ, в котором она
внедряется или уже стала составной частью
учебного или управленческого процесса. Это
позволяет проводить мониторинг проектной и
исследовательской деятельности на всех ее
этапах, учитывать степень включенности
участников, развитие их умений и навыков,
разнообразить виды реализуемых проектов,
наполнять учебный процесс новыми формами
деятельности для его развития и
совершенствования.
Полученные результаты на каждом этапе
проектной и исследовательской деятельности
(паспорт работы, ее композиция и структура,
введение, глава 1 с выводами, паспорт главы 2,
глава 2 с выводами, заключение и презентация)
вносятся в единую базу данных. В течение учебного
года она наполняется информацией, позволяя
отслеживать, анализировать наиболее актуальные,
результативные, творческие работы.
Мониторинг осуществляется в два этапа:
предварительный и контрольный. На
предварительном – проводится анализ
результатов, определяются негативные явления,
выявившиеся в ходе систематической защиты
авторами части выполненной работы по проекту или
исследованию на собраниях совета школьного
научного общества (ШНО).
Для устранения негативных явлений
применяется следующий инструментарий,
составляющий основу мониторингового сервиса:
индивидуальное и групповое консультирование
авторов и руководителей проектов и исследований,
организация семинаров для руководителей работ
учащихся. На контрольном этапе фиксируются факты
устранения негативных явлений, обнаруженных на
предварительном этапе мониторинга.
Мониторинговый сервис
предусматривает предоставление инструментария
мониторинга качества условий, хода и результатов
образовательного процесса; проведение
мониторинговых исследований; экспертную оценку
инструментария, организационной системы,
процесса и результатов мониторинговых
исследований.
Предварительная оценка проекта
(исследования) устанавливает степень его
соответствия критериям (нормам и правилам)
оформления. Оценка защиты осуществляется
непосредственно в ходе проведения школьной
конференции проектных и исследовательских работ
и позволяет, с одной стороны, публично защитить
итоговые результаты учебных исследований, с
другой – продемонстрировать уровень
сформированности культуры проектной и
исследовательской деятельности учащихся.
Предварительная оценка проекта и
оценка его защиты – это элементы научно-методического
аудита, который предполагает экспертизу
проектов научно-прикладных исследований;
процесса и результатов научно-исследовательской
работы образовательных учреждений;
рецензирование и редактирование методических
сборников, учебных пособий и т. д.
В состав экспертного совета школьной
конференции, прошедшей в январе 2009 г., входили
педагогические работники нашего учебного
заведения, преподаватели МПГУ, родители
учащихся. Следует отметить, что одной из задач
школьного научного общества является
всестороннее развитие личности ребенка. Поэтому
в осуществлении проектной и исследовательской
деятельности школы должны быть заинтересованы
все: ученики и их родители, педагоги и ученые.
Применение механизма обратной
связи – анкетирование авторов и
руководителей проектов и исследований
необходимо для анализа и совершенствования
процесса.
В ходе опроса респонденты проводят
самооценку, оценивают работу совета
школьного научного общества по организации
проектной и исследовательской деятельности
учащихся, а также предлагают меры по ее
улучшению. Система, состоящая из
вышеперечисленных компонентов, имеет
практическую цель – выявить уровень научной
культуры ученика. Лаборатория проектной и
исследовательской деятельности и ШНО определяют
три степени овладения школьниками проектной и
исследовательской деятельностью: базовый,
продуктивный, творческий.
Идентификация учащихся в соответствии
с ними указывает индивидуальный вектор развития
и корректирует работу ШНО. Рассмотрим данные
уровни.
1. Базовый
Авторы проектов (исследований):
– владеют навыками по определению
темы, цели и задач, формулированию гипотезы и
планированию работы;
– имеют выработанные представления
о композиции и структуре, виде продукта
проектной работы;
– обладают умениями применять
теоретические методы, элементы
экспериментального исследования;
– умеют правильно описывать
источники информации и составлять тезисы;
– имеют навыки по написанию доклада
для защиты проекта и созданию презентации;
Степень включенности учащегося в
исследование не превышает 50%.
2. Продуктивный
Авторы проектов (исследований):
– уверенно владеют умениями и
навыками, соответствующими базовому уровню;
– разрабатывают проекты с
обязательным применением методов
экспериментального исследования и последующей
апробацией его результатов;
– имеют выработанные представления
о составлении паспорта исследовательской части
работы;
– обладают устойчивым умением
создания презентации проектной работы в формате
«Power Point» и составления защитной речи, а также
ведения дискуссии по теме своего исследования.
Степень самостоятельности учащегося
при реализации задач проекта составляет
примерно 70%.
3. Творческий
Авторы проектов (исследований):
– уверенно владеют умениями и
навыками, соответствующими продуктивному
уровню;
– имеют навыки применения методов
экспериментального исследования (лабораторный
эксперимент, моделирование, анкетирование,
интервьюирование и т. д.);
– демонстрируют высокую степень
самостоятельности в вопросах постановки
проблемы исследования, выдвижения и проверки
гипотезы, формулирования цели и задач, поиска,
анализа и обработки информации, составления
паспорта исследовательской части работы,
применения теоретических, эмпирических и
математических методов, измерений, обработки и
глубокого анализа данных экспериментального
исследования.
Для демонстрации механизма и
объективности применения в образовательном
учреждении системы оценки качества формирования
культуры проектной и исследовательской
деятельности можно использовать гистограммы
(например, «Количественный анализ процесса
осуществления проектной и исследовательской
деятельности в школе» и «Качественный анализ
процесса осуществления проектной и
исследовательской деятельности»), а также
рекомендуется заполнить таблицы 1 и 2.
Предлагаемые гистограммы и таблицы могут быть
как дополнены, так и изменены в конкретном
учебном заведении.
Таблица 1
Интегрированная оценка проектной (или
исследовательской) работы
Фамилия,
имя, класс автора работы |
Тема
|
ФИО
руководителя |
Самооценка |
Оценка
руководителя |
Участие
в конкурсах, конференциях (результаты) |
Оценка
преподавателя элективного курса |
Таблица 2
Критерии оценки уровней
сформированности культуры проектной и
исследовательской деятельности
Фамилия,
имя, класс автора работы |
Тема
|
ФИО
руководителя |
Уровни
(творческий, продуктивный, базовый) |
В заключение следует отметить одну
положительную тенденцию: в нашей стране
повсеместно проводятся региональные
конференции и конкурсы, на основе которых
развиваются современные традиции проектной и
исследовательской деятельности учащихся,
экспертные сообщества педагогов и ученых,
способных осуществлять как научную экспертизу
ученических работ, так и квалифицированное
руководство ими. В качестве примера может быть
представлена конференция исследовательских и
проектных работ учащихся негосударственных и
государственных образовательных учреждений
«Думай глобально – действуй локально»,
проводимая на базе НОУ СОШ «Росинка», являющейся
экспериментальной площадкой МПГУ.
Такие мероприятия являются мощным
средством популяризации научных знаний,
результативным способом вовлечения школьников в
исследования.
В течение нескольких лет лаборатория
проектной и исследовательской деятельности и
школьное научное общество НОУ СОШ «Росинка»
ведут активную работу по устранению дефицита
нормативной и инструктивной базы дидактических
и методических документов. Руководит этим
процессом научный консультант школы, доктор
педагогических наук, профессор кафедры
управления образовательными системами, декан
факультета повышения квалификации и
профессиональной переподготовки работников
образования МПГУ Сергей Георгиевич Воровщиков.
Значительным прорывом является
монография директора НОУ СОШ «Росинка» Марины
Михайловны Новожиловой «Формирование
культуры исследовательской деятельности
старшеклассников в условиях профильного
обучения», опубликованная в 2009 г.2
В ней приводятся реальные управленческие
документы. Внутришкольная система формирования
культуры исследовательской деятельности
старшеклассников представляется как целостная
совокупность содержания, методов и форм
общешкольной организации совместной
деятельности педагогов и учащихся по овладению
системой знаний, умений, процедур творческой
деятельности, ценностных ориентаций,
позволяющих корректно осуществлять учебное
исследование.
Сегодня в нашем образовательном
учреждении ведется планомерная работа по
совершенствованию целостной системы
формирования культуры проектной и
исследовательской деятельности, содержащей все
ее компоненты:
– циклограмму работы над проектом
(исследованием);
– преподавание элективного курса
(учебного предмета), обеспечивающего
методическое сопровождение проектной и
исследовательской работы;
– систему оценки качества
проектной и исследовательской деятельности;
– проведение школьной конференции.
Дальнейшая перспектива улучшения
системы оценки качества предполагает
конкретизацию внутришкольной нормативной,
инструктивной и методической базы организации
проектов и исследований и образовательных
проектов как школьного компонента учебного
плана; наполнение спектра услуг, составляющих
мониторинговый сервис; расширение
управленческо-методического сопровождения
школьной конференции проектных и
исследовательских работ учащихся.
_____________
1 Организация
проектной учебно-исследовательской
деятельности школьников / Авт.-сост. И.И. Белова,
С.М. Гетманцева, Ю.Н. Гребенникова, О.А.
Гущина. – Великий Новгород, 2002.
2 Новожилова М.М.
Формирование культуры исследовательской
деятельности старшеклассников в условиях
профильного обучения /Под научной ред. С.Г.
Воровщикова. – М.:МПГУ, 2009.
В материале использованы фотографии
с конференции проектных и исследовательских
работ учащихся ОУ России «Думай глобально –
действуй локально».
|