Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Партнерство

Школьный доклад из… двух страниц?

Вполне достаточно!

Если кто-то до тебя неплохо прошел определенный путь, то стоит этот опыт взять на вооружение. Руководствуясь такой мыслью, готовил свой обзор интересных способов, избираемых разными странами для информирования общественности о жизни школ, директор Центра международного сотрудничества по развитию образования Академии народного хозяйства при Правительстве РФ Игорь Александрович ВАЛЬДМАН*. Какая альтернатива может быть у российских публичных докладов?

Почему я предлагаю рассматривать какие-то примеры, когда в России уже активно занимаются государственно-общественным управлением, достаточно давно используются публичные доклады и т.д.? Просто мне кажется, нужно двигаться дальше.

Да, на данный момент в России научились готовить 150-страничные отчеты (хотя встречаются и лучшие образцы, состоящие из 40-ка страниц). Теперь нужно постараться, чтобы их захотели читать. Во-первых, такой объем невозможно осилить даже заинтересованному человеку. Кроме того, у меня порядком набралось цитат из докладов, которые, на мой взгляд, заставляют потенциального читателя закрывать документ.

За рубежом прошли через эти вопросы и нам есть, на что посмотреть. Можно выделить несколько крупных блоков:

1. Отчеты по итогам самооценки (то есть школы публикуют данные собственных проверок).

2. Доклады национальной инспекции (другими словами, внешняя оценка деятельности ОУ). Публикуются они не всегда: страна решает для себя, выпускать ли на всеобщее обозрение такой доклад.

3. Школьные информационные карты, а также ряд других способов информирования общественности о результатах деятельности образовательных систем.

Приведу несколько примеров. Причем я считаю, что вещи, касамые информирования, являются технологичными продуктами, их можно адаптировать.

Мы знаем про высокую мобильность граждан в Соединенных Штатах Америки. Там так устроена жизнь, что нормой считается переезд семей из города в город в поисках хорошей работы. Для таких людей, у которых есть дети, одна из негосударственных организаций создала специальный ресурс.

Размышления о том, стоит ли ехать на новое место или нет, не ограничиваются только мыслями о величине обещанной зарплаты. Родителям хочется знать, что будет с детьми, в какую школу они пойдут, в каком микрорайоне предстоит жить, люди какой национальности будут соседями, есть ли хорошие магазины, высокая ли преступность... И им на помощь приходит база данных с такими сведениями.

Помимо этого в США существуют ресурсы школьных округов. Зайдите на любой сайт округа – и всегда попадете на страницы, наполненные свежими данными, среди которых отыщется и раздел для родителей. В нем посетители видят результаты образовательных учреждений, получают советы, как помогать детям в учебе, знакомятся со своими правами и обязанностями.

Давайте заглянем с помощью сайта в информационную карту школы в г. Сан-Диего, штат Калифорния. Здесь не делают 150-страничный школьный доклад, так как понимают, что людям нужен материал для быстрого чтения. У них есть краткая версия всего из двух страниц. И полная – из 14-ти. Происходит регулярное обновление информации. К семьям обращается директор; в виде диаграмм и таблиц суммированы основные данные о школе; ОУ сравнивается с самим собой за определенный промежуток, с близлежащими школами и т.д. Родители «приучаются» к чтению этого материала.

Захожу на сайт другой школы. Дизайн изменен, но основные школьные показатели снова даны в сравнении. Также отмечу крайне интересную вещь – наличие руководства для родителей, как разобраться в написанном на сайте. Скажем, при употреблении слова «охват» описывается, что это такое и как он считается. То есть мало написать «птичьим» педагогическим языком. Нужно и объяснить людям, какие выводы из этого можно сделать.

Перенесемся в Новую Зеландию. В этой стране действует внешняя инспекция, отслеживающая и школьные, и детсадовские услуги. Посмотрим на оглавление доклада, который делается по итогам работы инспекторов: школьные приоритеты, национальные (то, чему школа должна соответствовать); есть сведения, связанные с ответственностью управляющего совета; рекомендации по дальнейшим действиям…

А вот чем мне понравилась система, действующая в Бразилии. На сайтах школ тоже размещена информация о достижениях, перечисляются результаты экзаменов, много рассказывается о работе с детьми-инвалидами, не лишены внимания учителя и учащиеся. Но, что самое главное, публикуются мнения родителей по ключевым вопросам. Впоследствии в каждом докладе обязательно указываются обобщенные данные, составленные по итогам подобных опросов. Таким образом, информационные доклады перестают быть каналом односторонней связи. Они становятся инструментом взаимодействия. Школе приходится полноценно работать, ведь в следующем году ей снова нужно будет держать ответ. У нас пока обратную связь встретишь нечасто, хотя мы с этой точки потихоньку сдвигаемся.

КСТАТИ…

«Для меня очень важны слова, которые мы употребляем в своих выступлениях. Например, сочетание «публичный отчет» несет в себе, на мой взгляд, что-то отрицательное, – делится ощущениями Игорь Александрович. – Сразу задаешься вопросом, кто там «наверху», перед кем предстоит отчитываться? А выражение «публичный доклад» звучит более дружественно.
Встречается у документа и такое название – «доклад директора ОУ». Это еще одно интересное новообразование. Позвольте, если тут руководитель, то где тогда доклад школы?..»

Подведем итоги…

  • Информационный продукт имеет небольшой объем. Много сухой информации не любят читать ни начальники, ни все остальные.

  • У докладов имеется пара версий (правда, далеко не везде).

  • Язык понятен неподготовленному пользователю. Фразы, которые там употребляются, – «человеческие». Я не знаю, как этому научить. Видимо, только на практике, давая читать тексты группе родителей и отслеживая, понятно им написанное или нет.

  • Имеются пояснения.

  • Всегда публикуются сравнительные данные. Нам бы это очень пригодилось. Как без сравнения оценить свой балл по ЕГЭ? 73 – это может быть прекрасно для сельской малокомплектной школы и безобразно для лицея со статусом.

  • Приводятся данные опроса родителей.

  • Обязательно ведется обсуждение с потребителями.

__________________

* Подготовлено по выступлению на конференции «Лучшие практики общественного участия в формировании и реализации политики в сфере образования».

Рейтинг@Mail.ru