Почему я предлагаю рассматривать
какие-то примеры, когда в России уже активно
занимаются государственно-общественным
управлением, достаточно давно используются
публичные доклады и т.д.? Просто мне кажется,
нужно двигаться дальше.
Да, на данный момент в России научились
готовить 150-страничные отчеты (хотя встречаются и
лучшие образцы, состоящие из 40-ка страниц). Теперь
нужно постараться, чтобы их захотели читать.
Во-первых, такой объем невозможно осилить даже
заинтересованному человеку. Кроме того, у меня
порядком набралось цитат из докладов, которые, на
мой взгляд, заставляют потенциального читателя
закрывать документ.
За рубежом прошли через эти вопросы и
нам есть, на что посмотреть. Можно выделить
несколько крупных блоков:
1. Отчеты по итогам самооценки (то есть
школы публикуют данные собственных проверок).
2. Доклады национальной инспекции
(другими словами, внешняя оценка деятельности
ОУ). Публикуются они не всегда: страна решает для
себя, выпускать ли на всеобщее обозрение такой
доклад.
3. Школьные информационные карты, а
также ряд других способов информирования
общественности о результатах деятельности
образовательных систем.
Приведу несколько примеров. Причем я
считаю, что вещи, касамые информирования,
являются технологичными продуктами, их можно
адаптировать.
Мы знаем про высокую мобильность
граждан в Соединенных Штатах Америки. Там так
устроена жизнь, что нормой считается переезд
семей из города в город в поисках хорошей работы.
Для таких людей, у которых есть дети, одна из
негосударственных организаций создала
специальный ресурс.
Размышления о том, стоит ли ехать на
новое место или нет, не ограничиваются только
мыслями о величине обещанной зарплаты. Родителям
хочется знать, что будет с детьми, в какую школу
они пойдут, в каком микрорайоне предстоит жить,
люди какой национальности будут соседями, есть
ли хорошие магазины, высокая ли преступность... И
им на помощь приходит база данных с такими
сведениями.
Помимо этого в США существуют ресурсы
школьных округов. Зайдите на любой сайт
округа – и всегда попадете на страницы,
наполненные свежими данными, среди которых
отыщется и раздел для родителей. В нем посетители
видят результаты образовательных учреждений,
получают советы, как помогать детям в учебе,
знакомятся со своими правами и обязанностями.
Давайте заглянем с помощью сайта в
информационную карту школы в г. Сан-Диего, штат
Калифорния. Здесь не делают 150-страничный
школьный доклад, так как понимают, что людям
нужен материал для быстрого чтения. У них есть
краткая версия всего из двух страниц. И
полная – из 14-ти. Происходит регулярное
обновление информации. К семьям обращается
директор; в виде диаграмм и таблиц суммированы
основные данные о школе; ОУ сравнивается с самим
собой за определенный промежуток, с близлежащими
школами и т.д. Родители «приучаются» к чтению
этого материала.
Захожу на сайт другой школы. Дизайн
изменен, но основные школьные показатели снова
даны в сравнении. Также отмечу крайне интересную
вещь – наличие руководства для родителей, как
разобраться в написанном на сайте. Скажем, при
употреблении слова «охват» описывается, что это
такое и как он считается. То есть мало написать
«птичьим» педагогическим языком. Нужно и
объяснить людям, какие выводы из этого можно
сделать.
Перенесемся в Новую Зеландию. В
этой стране действует внешняя инспекция,
отслеживающая и школьные, и детсадовские услуги.
Посмотрим на оглавление доклада, который
делается по итогам работы инспекторов: школьные
приоритеты, национальные (то, чему школа должна
соответствовать); есть сведения, связанные с
ответственностью управляющего совета;
рекомендации по дальнейшим действиям…
А вот чем мне понравилась система,
действующая в Бразилии. На сайтах школ тоже
размещена информация о достижениях,
перечисляются результаты экзаменов, много
рассказывается о работе с детьми-инвалидами, не
лишены внимания учителя и учащиеся. Но, что самое
главное, публикуются мнения родителей по
ключевым вопросам. Впоследствии в каждом докладе
обязательно указываются обобщенные данные,
составленные по итогам подобных опросов. Таким
образом, информационные доклады перестают быть
каналом односторонней связи. Они становятся
инструментом взаимодействия. Школе приходится
полноценно работать, ведь в следующем году ей
снова нужно будет держать ответ. У нас пока
обратную связь встретишь нечасто, хотя мы с этой
точки потихоньку сдвигаемся.
КСТАТИ…
«Для меня очень важны слова, которые мы
употребляем в своих выступлениях. Например,
сочетание «публичный отчет» несет в себе, на мой
взгляд, что-то отрицательное, – делится
ощущениями Игорь Александрович. – Сразу
задаешься вопросом, кто там «наверху», перед кем
предстоит отчитываться? А выражение
«публичный доклад» звучит более дружественно.
Встречается у документа и такое название –
«доклад директора ОУ». Это еще одно интересное
новообразование. Позвольте, если тут
руководитель, то где тогда доклад школы?..» |
Подведем итоги…
Информационный продукт имеет
небольшой объем. Много сухой информации не любят
читать ни начальники, ни все остальные.
У докладов имеется пара версий
(правда, далеко не везде).
Язык понятен неподготовленному
пользователю. Фразы, которые там
употребляются, – «человеческие». Я не знаю,
как этому научить. Видимо, только на практике,
давая читать тексты группе родителей и
отслеживая, понятно им написанное или нет.
Имеются пояснения.
Всегда публикуются сравнительные
данные. Нам бы это очень пригодилось. Как без
сравнения оценить свой балл по ЕГЭ? 73 – это
может быть прекрасно для сельской
малокомплектной школы и безобразно для лицея со
статусом.
Приводятся данные опроса родителей.
Обязательно ведется обсуждение с
потребителями.
__________________
* Подготовлено по
выступлению на конференции «Лучшие практики
общественного участия в формировании и
реализации политики в сфере образования».
|