Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Школьный уклад

Ученики не могут, учителя не хотят

Наравне с получением знаний школьник должен учиться взаимодействовать с миром. Практиковаться в этом позволяет ученическое самоуправление. Только так ли приветствуют его в школах?.. О том, что должно быть в ОУ и почему этого пока нет, рассуждает заведующая лабораторией Института содержания и методов обучения РАО Галина Юрьевна СЕМЕНОВА.*

В школах, с которыми я работаю, первыми в процесс самоуправления вошли старшеклассники. Сейчас подключается среднее звено. Небольшие поручения есть даже у маленьких детей. В связи с этим наполнить самоуправление реально самыми разными направлениями. К примеру, сейчас широко распространяется практика самостоятельного разрешения конфликтов среди учеников – когда ребенок целый день находится в школе, напряжение неизбежно.

Конечно, есть и традиционные пути – организовывать досуг или заниматься издательской деятельностью.

Но, несмотря на то что направления деятельности, можно сказать, «регламентированы», будучи изложенными в специализированной литературе, хотелось бы видеть более индивидуальный подход школы к решению организовать у себя ученическое самоуправление: оно должно отталкиваться от школьного уклада, от сложившихся традиций.

А теперь о проблемах… При изучении работы школ становится очевидным, что самоуправлением порой не выполняются возложенные на него функции. Это выражается в ряде позиций, характерных для сегодняшнего дня.

  • Идея школьного самоуправления не является новой. Поэтому иногда подход к организации самоуправления не учитывает изменившихся социально-экономических условий, предлагаемые виды деятельности не согласуются с детскими интересами, внутренними потребностями и взглядами.

  • Педагоги могут декларативно заявлять об участии детей в решении внутришкольных вопросов, тогда как сами не всегда готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися именно в решении задач, связанных с управлением.

  • Следующей проблемой является то, что к участию в школьном самоуправлении часто не готовы и школьники. Ни один человек не умеет управлять с рождения, мы все проходим этапы в своей жизни, учимся, идем к чему-то… Вот и ребенку следует показать, как быть в той или иной ситуации. Я считаю, одна из задач учителей, воспитателей – рассказать ребятам о наделении правами и внушить им ответственность за то, что они будут делать.

  • Впрочем, следующая проблема – как раз отсутствие механизмов реализации ученических прав. На бумаге строятся модели, разрабатываются какие-то подходы, а на деле, в общем-то, ничего не происходит. Поэтому со временем учащиеся приходят к пониманию, что их труды фиктивны. А ведь не вызывая интереса, работа приведет к отторжению.

И напротив, при подлинном самоуправлении эффективность налицо: наблюдаются такие положительные тенденции, как потребность социальной активности у учащихся, адаптация к школе, формирование положительного отношения, интереса к школьным делам, нормализация психологического климата в ОУ. Ученики, которые хорошо осведомлены о школьных делах, испытывают потребность и в участии, и в управлении. Самоуправление не требует каких-то особых финансовых затрат или сложной реорганизации. Тут нужен четкий подход и акцентирование внимания на этом вопросе.

___________________

* Подготовлено по выступлению на научно-практической конференции «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика».

Рейтинг@Mail.ru