Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Школьный уклад

У профиля в плену?

Мурманская гимназия разрешает противоречия

Для того чтобы учебно-воспитательный процесс соответствовал современным требованиям и содействовал формированию «человека культуры», необходимо искать и применять новые способы его организации. Особенно в школе старшей ступени.

Одним из приоритетных направлений обновления является профильное обучение (ПО), цель которого: предоставление общедоступности для учащихся получения полноценного образования в соответствии с индивидуальными склонностями и потребностями, обеспечение профессиональной ориентации и самоопределения.

Достижение главной цели предусматривает решение следующих задач:

  • выявление на более ранних ступенях обучения стремлений детей к тем или иным видам деятельности и их развитие;

  • поддержка реализации интересов, способностей и потребностей, возможности дальнейшего профессионального образования;

  • развитие творческой самостоятельности, создание системы представлений, ценностных ориентаций, исследовательских умений и навыков, дающих шанс выпускнику школы жить, трудиться и продолжать профессиональное образование в качестве полноправного члена общества.

Как мы видим, цель и задачи профильного обучения ориентированы на формирование «человека культуры». Теперь обратимся к опыту реализации ПО в нашей гимназии.

Нам трудно было оставаться в стороне от тех преобразований в учебном процессе, которые требовало время. Поэтому в 2003 г. наше учебное заведение стало участником регионального эксперимента по внедрению ПО в школе старшей ступени. Мы выбрали модель внутришкольной профилизации с многопрофильным обучением.

Исходя из запросов учащихся и их родителей, учета интересов, склонностей детей, кадровых, учебно-методических, материально-технических ресурсов, с 2003 г. в гимназии были реализованы следующие профили обучения:

  • гуманитарный (3 выпуска);

  • социально-экономический (2 выпуска);

  • естественно-научный (1 выпуск);

  • информационно-технологический (5 выпусков);

  • социально-гуманитарный (1 выпуск).

Проведя анализ всей работы по внедрению и учитывая, что в среднем звене, кроме приоритетной программы, реализуются программы основного общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного и естественно-математического циклов, в 2006 г. принято решение о выборе двух профилей: социально-гуманитарного и информационно-технологического.

Все этапы введения профильного обучения сопровождает диагностика, которая выполняет различные функции, а именно, выявление:

  • интересов, склонностей, способностей;

  • успешности овладения учащимися учебным материалом;

  • образовательной среды – комфортность, доступность, оптимальность, эффективность.

В ходе этой работы мы столкнулись с некоторыми противоречиями.

С одной стороны, во время ПО учащиеся получают углубленные или расширенные знания по профильным предметам. С другой же – возникает потребность во всестороннем развитии личности, приобщении ее к культуре.

Преимущественно это касается профилей, в которых основными являются предметы естественно-научного, физико-математического циклов. А гуманитарное направление нуждается в обеспечении формирования информационно-коммуникативных умений, работы с интернет-ресурсами и других технических навыков.

Кроме того, изначально обучающийся нацелен на получение в будущем профессии по выбранному профилю, но к окончанию школы его приоритеты могут поменяться.

Анализ результатов поступления в вузы за несколько лет показал: процент их предпочтения по профилю стал снижаться (в последнем году – в большей степени). Это объясняется сужением круга выбора профилей до двух. Открывать группы стало финансово очень накладно. Особенно теперь, когда ОУ переходят на самофинансирование.

Каким же образом мы сумели разрешить эти противоречия?

Время показало – возможна такая организация учебного процесса в школе старшей ступени, при которой не только реализуется содержание выбранного профиля, но учащиеся могут осваивать интересное и важное для каждого из других профильных предметов или областей знаний.

Реализация происходит через: вариативную часть учебного плана (элективные курсы, факультативы, спецкурсы (социально-гуманитарный профиль – офисные технологии, право; информационно-технологический – практическая стилистика)); ресурсные центры г. Мурманска; сетевое взаимодействие «школа–вуз»; квалифицированные педагогические кадры (учителя высшей, первой категорий); использование педагогических технологий, направленных на развитие общеучебных и коммуникативных компетентностей (модульное, проблемное обучение, организация дискуссий, групповое взаимодействие; кейс-технология); включение обучающихся в различные виды деятельности (исследовательская, проектная и другие).

С целью расширения возможностей профильного обучения в гимназии мы максимально используем взаимодействие с системой дополнительного образования (кружки, творческие мастерские, музыкально-эстетический центр). Это позволяет приобретать практико-ориентированный социальный и будущий профессиональный опыт, развивать общекультурные и творческие способности.

Рейтинг@Mail.ru