Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2009

Школьный уклад

Получи «пятерку» и... отдай другому

Игры в рамках ученического соуправления школой могут быть здоровьесберегающими. Такой позиции придерживаются в московской ГОУ СОШ № 687, так как в понятие «оздоровительная функция» администрация школы и педагогический коллектив вкладывают нечто большее, нежели только улучшение медицинских показателей.

Накопление избирательного фонда из заработанных на уроках «пятерок»

Чаще всего игру определяют как занятие, осуществляемое не для получения какого-либо результата, а ради самой деятельности. Именно такой смысл этого понятия содержится в словаре В.И. Даля: «игра – забава, установленная по правилам; играть – шутить, тешиться, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься чем-то для забавы, от скуки, безделья».

С.И. Ожегов определяет смысл игры следующим образом: «…играть – резвясь, забавляться, развлекаться».

В советском энциклопедическом словаре мы находим такое пояснение: «…игра  – вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе».

Игра как феномен сознания; орудие воспитания, самовоспитания и самопознания; метод обучения и даже терапевтическое средство утвердилась в сознании педагогической общественности.

Следует отметить, что, несмотря на существующую неоднозначность трактовок термина, общим для всех подходов является рассмотрение этого занятия как вида деятельности, мотив которого – получение положительных эмоций, новых знаний, умений и навыков, развитие личностных качеств и отношений с окружающими (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, П.П. Блонский, Д.Б.  Эльконин). В нем воспроизводятся нормы человеческого бытия, обеспечивающие познание действительности и личностный рост участников. Игра с ее возможностями моделирования жизни предоставляет неограниченные перспективы полноценного соблюдения принципа воспитания.

Она выполняет такие важнейшие функции, как развлекательная, коммуникативная, терапевтическая, релаксационная, психотехническая, воспитательная, обучающая, развивающая, мотивационно-побудительная, а также оздоровительная, ведь позволяет сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей. Причем этим свойством обладают не только игры подвижные или со спортивной направленностью, оно присуще любым из них.

Основными функциями здоровьесберегающей игры являются следующие:

  • мотивационно-побудительная (мотивация и стимулирование учебной и познавательной деятельности учащихся);

  • психотерапевтическая (преодоление различных трудностей, появляющихся в разных видах жизнедеятельности);

  • релаксационная (снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения);

  • психотехническая (формирование навыков подготовки физиологического состояния ребенка для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации);

  • развлекательная (формирование положительного отношения к разным сторонам жизнедеятельности).

Лучше всего дают разнообразные знания о здоровом образе жизни, формируют их в качество личности воспитательные мероприятия в форме «реалити». Те, которые разрабатываются и проводятся с непосредственным участием ребят. Чем большее место в деятельности школьников занимает творческое начало, ориентированное на личностные способности, когда включены инициатива и самостоятельность, тем большее удовлетворение приносят проведенная работа и выступление. И, как следствие, повышается устойчивость и к заболеваниям, и к вредным привычкам, так как развитие и обогащение духовного мира школьника является основой сохранения его здоровья, умения противостоять негативному воздействию социальной среды.

Избиратели начального звена задают вопросы кандидату

Работа счетной комиссии

Реализация программ молодежного политического управления, направленных на привлечение внимания к проблемам подрастающего поколения, позволяет, с одной стороны, учащимся активно участвовать в соуправлении школой, а с другой – администрации, педагогам получить в качестве обратной связи четкое представление о том, что же происходит с современной молодежью, какие проблемы ее тревожат, что ей необходимо.

В нашем образовательном учреждении создаются условия для проведения интерактивных игр, обеспечивающих возможность выстраивания школьником собственной модели поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях. Это обеспечение специальных социальных сред, позволяющих детям приобрести необходимый опыт и повысить уровень своей адаптации, организация условий для овладения управленческими компетенциями.

С целью реализации внедрения программы «Школьный парламентаризм» проводится интерактивная игра «Выборы спикера школьного парламента». Ее задачи – формирование активной жизненной позиции, стимулирование роста успеваемости. Продолжительность мероприятия – девять учебных дней. Оно проводится в пять этапов: подготовительный, регистрация кандидатов, формирование избирательного фонда и агитация избирателей, дебаты, голосование.

На подготовительном этапе в школе вывешиваются информационные плакаты, освещающие структуру и ход интерактивной игры, определяются кандидаты в спикеры школьного парламента, проводится сбор подписей в поддержку выдвижения каждого из них. До сведения ребят доводятся правила.

Директор школы вручает удостоверение спикеру школьного парламента

Участвовать в игре может каждый, а в качестве кандидата – баллотироваться любой учащийся 8–10-х классов. Претендент должен сформировать штаб, разработать предвыборную программу, определить стратегию продвижения своей кандидатуры. Затем необходимо зарегистрироваться в школьной избирательной комиссии (ШИК).

Регистрация кандидатов осуществляется ШИК на основании заявления, анкеты, 4-х цветных фотографий, автобиографии и подписного листа учащихся школы, поддерживающих выдвижение данного претендента. С этого момента он имеет право осуществлять предвыборную агитацию.

Формирование избирательного фонда и агитация избирателей осуществляется силами кандидата и его предвыборного штаба. В течение всей предвыборной кампании работает избирательная комиссия. Ее члены ведут подсчет «пятерок» (избирательный фонд формируется из отличных оценок самого соискателя, его штаба и тех ребят, которые за него голосуют). «Пятерки» приносят все желающие и отдают их за определенного кандидата. Принимаются и дневники, и журналы. Оценка учитывается только один раз. Чтобы не уйти с предвыборной гонки, претендент на должность спикера должен выполнить программу «min» – 50 отличных оценок («normal» – 100, «max» – 150), тогда он имеет право быть включенным в бюллетень для голосования и будет допущен до дебатов кандидатов. Итоги всех собранных оценок фиксируются в специальных протоколах и доводятся до сведения избирателей. Вся информация открытая. Это позволяет поддерживать в школе дух соперничества, азарта.

Дебаты проходят между всеми кандидатами во время общешкольного собрания, на которое приглашаются 8–11-е классы и учащиеся среднего и младшего звена, особо активно формировавшие избирательный фонд.

Голосование проводится тайно с помощью специально изготовленных ШИК бюллетеней. Подсчет голосов осуществляется избирательной комиссией. Итоги голосования доводятся до всех членов коллектива.

Проведение интерактивной игры «Выборы спикера школьного парламента» позволяет создать действующую и работоспособную структуру.

Благодаря таким мероприятиям ребята получают возможность самореализации, самоутверждения, саморазвития и самовоспитания. Представляя интересы всего ученического коллектива, школьники могут организовывать и проводить те дела, которые им интересны, при этом проявляя и развивая свои способности. Важным является не только результат совместной деятельности, но и сам процесс. Принадлежность к дружному коллективу – органу ученического самоуправления, объединенному общими целями, интересами, ценностями, – имеет важное значение для подростков, предоставляет им возможность общения, которое является ведущим типом деятельности в этом возрасте.

Таким образом, игра – это средство целенаправленного формирования личности. Если при ее организации учтены все особенности ребенка – возрастные, половые, личностные, – то она обладает здоровьесберегающим потенциалом.

Чтобы эффективно воспитывать школьников, недостаточно знать набор игр. Как и любое другое средство, они становятся воспитательным фактором и обладают здоровьесберегающим потенциалом только при соблюдении ряда условий. В частности, необходимо, чтобы педагоги владели игровой технологией, были мотивированы на деятельность такого рода.

Рейтинг@Mail.ru